Автор: Магомед Алибеков

Очло – старинное аварское село, расположенное у южного подножия Арак меэра (ГIарахъ мегIер – гора Арак).Арак меэр – это  ровное плоскогорье,  длиною около 6 км, окруженное с трех сторон отвесными, обрывистыми скалами высотой 10-15 метров,  с низким плотным травяным покрытием, примерно, на высоте 2000 метров над уровнем моря, на котором  пасутся отары овец и табуны лошадей. Можно с уверенностью говорить, что по привлекательности и ухоженности  травяного покроя английские газоны «рядом не стояли». Когда поднимаешься на Арак меэр, открываются вокруг такие великолепные панорамы, что поневоле захватывает дух.  Почти  каждый человек,  который поднимается на Арак меэр, обретает душевное очищение и чувствует себя моложе на десятки лет. Высота  как бы отделяет человека от суетного и разворачивает к самому себе.

С трех сторон село граничит небольшими речками, самая знаменитая из которых слева от села – Гъваргъи лъар (речка Гъваргъи). Название Гъваргъи, видимо, произошло от большого шума  воды, которая протекает по ущелью с грохотом после дождя. Перед селом по глубокому каньону протекает  ГIочIло лъар (речка Очло), которая впадает в Андийскую реку.  В окрестностях села много источников воды. По своим вкусовым и целебным свойствам они пользуются заслуженным успехом и у населения. Есть два источника с  содержанием углекислоты и железа. Эту воду используют для выведения камней из почек и мочевого пузыря. Есть и такой источник, в котором вода летом бывает как ледяная, а зимой – теплая.

На самом высоком месте плато Аракмеэра  есть чудо природы — озеро Тартах1ор. Вследствие каких-то, пока неизученных наукой  подземных процессов, оно возникает на одном и том же месте, но проходят полтора – два месяца, и оно снова исчезает. Вода в озере чистая, прозрачная и холодная.  При этом оно появляется в самое теплое время года, летом, независимо от того идут дожди или нет. Оно  служит естественным водопоем для многочисленных животных, пасущихся на горе и временным пристанищем отдыха для перелетных водоплавающих птиц.

Не это ли гармония природы, у которой должен человек учиться и которую мы должны беречь для будущих поколений. Оно лишний раз подсказывает нам, что в природе все взаимосвязано.

Если посмотреть со стороны, село смотрится очень красиво, как сложенные друг над другом ульи, особенно старая его часть. Еще в 50 –х годах прошлого столетия, когда не крыли дома ни шифером, ни железом, крыша нижнего дома служила верандой для жильцов верхнего дома. Улицы были узкие,  вымощенные каменными плитами. Помню, как мы мальчишки, бегали по этим крышам, перепрыгивая с одной на другую.

В окрестностях села несколько природных памятников. Наиболее значимый из них – реликтовый березовый лес, расположен перед селом на северном склоне Очлинского бала (хребта). За хребтом — Мочохское озеро, которое образовалось в результате оползня в 1963 году. В озеро запущены форель и другие виды рыб. Оно пользуется заслуженной популярностью для отдыха  у жителей Дагестана.  Каждый год летом туда приезжают горожане и жители других районов со своими семьями.

Недалеко от села находятся норы (дырки в скалах), из которых летом дует холодный воздух, как из морозильника. А на вершине хребта, напротив села – небольшая пещера, в которой все лето бывает натуральный лед. Когда еще не было холодильников, молодые ребята ходили туда за льдом на всякие надобности.

В лесу и окрестностях села много дичи для охотников. Тут водятся зайцы, лисы, волки, кабаны, барсуки, куницы, куропатки.

По преданию, село Очло основал человек по имени Угъуз из села ИштIибури  (у северного подножия Арак меэра). Он якобы, будучи по своим делам в столице аварского ханства, и возвращаясь домой, на полпути решил передохнуть у подножия горы Арак меэр. Недалеко от местечка ХъащтIа привязав свою лошадь,  лег на лужайку передохнуть. Угъуз заснул и спал так крепко и сладко, что, проснувшись, решил поселиться на этом месте. Возможно, даже ему приснился сон, предсказавший это решение.

Угъуз воткнул в землю на том месте, где спал палочку (гIучI по аварски) и поехал домой. Через короткое время он вернулся туда с инструментами и построил себе небольшой дом. Благо, недалеко от этого места была развалина летней резиденции Суракъат хана, стройматериала для строительства дома было вдоволь.

Потом он привел семью, завел скотину  и жил себе. Место поселения свое он назвал ГIучIихъ (у палочки). Буквально в километре от этого места проходил бол нух (войсковая дорога в дословном переводе). Особенная энергия высокогорной местности сделала её излюбленным прибежищем для изгнанников из засиженных мест.  И постепенно к Угъузу в ГIучIихъ поселились и родственники, и беглые пленные, и рабы, и кровники, и те, кто остались в своих местах без средств существования. Даже сегодня в Очло каждый тухум имеет свое прозвище, в зависимости от их происхождения.

Если говорить о моем тухуме, то его становление в Очло началось от сподвижника Имама Шамиля алима Алибека Аварского (Алибек аль – авари). Мой сын Алибек является его прямым потомком в восьмом поколении,  отец Алибек –шестым, прадед Алибек – четвертым. Прадеда мать Багичу тоже была из Хунзаха.  Правда, в Хунзахе считают Алибека Аварского (так называли его русские) своим — Хириясул Алибеком. Может оно и так, будучи в оппозиции к аварской ханше Баху-бике, поселился в Очло. Все-таки воевал на стороне заклятого врага Баху-бики  Имама Шамиля. А может быть, урожденный очлинец, жил в столице Аварского ханства Хунхахе по тем или иным обстоятельствам.

В 50-х годах ХХ века, когда я еще ходил в начальную школу ГIайшат кIодо ( отца мать — бабушка Айшат) да и дед Абдулмуталим рассказывали нам детям о подвигах нашего предка Алибека в войне против войск «Белого царя».  Вместе с ним воевал также его же родственник и друг  из села  Гьац!алухъ —  алим Г!амир-Х!амза. До начала активных военных действий, Алибек  работал кадием в Очло, а потом был назначен кадием села Рихьуни. Тогда мы не  придавали этим рассказам особого значения. В 60 – х годах, когда  уже стал взрослым, я начал записывать все что слышал от стариков. В частности, до сих пор храню записи в ученической тетради, сделанные по рассказам бабушки Сакинат, где в том числе рассказ о смерти Алибека. Дело было так:

Алибеку, руководившему обороной Сурхаевой башни в подступе к Ахульго (АхIул гохI), где находилась резиденция Имама Шамиля в разгар боя было раздроблено левое плечо, рука болталась и мешала ему сражаться. Мюриды, которых он просил отрубить ее, не решились на это. Тогда он наступил ногой на свою руку и оторвал ее. Мюриды, пораженные его мужеством, еще ожесточеннее стали отражать нападение. Алибек и после боя продолжал руководить обороной, несмотря на то, что он получил еще ранение в грудь. Мюриды предложили Алибеку отправить его к Шамилю в Ахульго. Он отказался и сказал мюридам, что надо сражаться до конца.

Генерал Грабе, командовавший отрядом царских войск убедился, что брать башню силами, которыми он обладает, невозможно. Поэтому в начале июля кавказское командование стало засылать в горы отряд за отрядом на помощь. Таким образом, отряд Грабе усилился до 13 батальонов и 30 орудий. С прибытием подкрепления началась интенсивная бомбардировка Сурхаевой башни. Вскоре она была разрушена, тем не менее,  горцы смело отражали врага ружьями, кинжалами, шашками, камнями.

В своем дневнике 3 июля Грабе записал:  Как жаль, что не стало Бестужева, нашего поэта Кавказа. В нынешнюю экспедицию он увидел бы новые картины и новые бои, достойные его чести.

Как раз в этот день умер от ран Алибек. 5 июля, через 2 дня после смерти Алибека башня была взята штурмом. 22 августа 1839 г., после 3-х месячной осады, пал и Ахульго. Там же среди защитников башни и был похоронен Алибек.

Башня была построена сподвижником Шамиля, ученым мухаджиром Сурхаем из  Лъалгъади (маленький хутор села Нахъаколо).  Его внук Сурхай вел партизанскую войну против большевиков. Когда узнал, что чекисты окружают село, он отправил своего младшего брата МухIудибира с детьми и женщинами в Очло к своему родственнику, моему деду со стороны матери ХIайчилаву. А сам с несколькими  родственниками пошли в лес.

Устроив родных у родственников, МухIудибир ходил дежурить на пост в местечко Лолихъ недалеко от села. Там ночью в бою с чекистами и погиб. Похоронен у входа на кладбище, прямо у дороги, в Очло. А Сурхай был убит на перешейке между Лъалгъади и Игьали в лесу.

По всей вероятности,  время основания Угъузом  ГIучIихъ совпадает с временем, когда, покорив Южный Дагестан, арабские войска дошли до Аварского ханства. Арабские войска в Аварии вели кровопролитную борьбу за внедрение ислама. Аварские войска им оказывали ожесточенное сопротивление, но силы были не равные. Арабы до основания разорили наиболее укрепленные населенные пункты, в том числе и Хунзах, и Тануси. Предали смерти его воинов и их союзников, взяли в плен их жен и детей, захватили все их имущество, обратили жителей в ислам. Одичали сады и пашни, заросли дороги и тропы, и лишь изредка в дремучих, забытых лесах находили приют абреки.

Аварский хан Баяр, сын Суракъата вынужден был с семейством, родственниками и приверженцами временно покинуть Аварию и поселиться в соседей Тушетии (Грузия).

В это время хозяйственная деятельность в горах пришла в упадок, свободных земель было много, особенно таких пастбищ, как Арак меэр.

Профессор Московского историко-архивного института Максимов Б. ( в 1977 г.) по моей просьбе, изучив представленную мною информацию, в том числе фотографии надписей на потолке мечети, фотографии надмогильных плит в каменных шатрах на кладбище,  определил время основания села Очло между 1000 и 1050 годами. Таких каменных шатров на кладбище около десяти. По мнению профессора, указанные шатры были построены на кладбище состоятельными сельчанами в память о похороненных родственниках на кладбище в старом селе, а также похороненных на чужбине.

Поскольку нет точной даты основания даже таких именитых городов как Дамаск, Багдад, Дербент, Самарканд,  Рым, Киев и т.д., мы приняли решение, что годом основания  Очло можно считать 1025 год.

Постепенно село так разрослось, что тIанусинцы, кому некогда принадлежали эти земли, стали проявлять недовольство, да и находиться у бол нуха, по тем временам, по экономическим соображениям, да и в плане безопасности видимо было чревато. Поэтому гIучIихъцы переселились на место, находящее в 2-х км западнее, а название села звучало в нескольких вариациях: Г!уч!ихъ, ГIучIитIа, Г1уч1иб, Г1уч1лоб, Г1оч1лоб.  Видимо, в зависимости от превалирования количества пришлых людей  в названии села менялся оттенок звучания, пока не приняло окончательное, современное название ГIочIло (Очло). На новом месте появилась возможность заниматься не только скотоводством, но и земледелием, правда большая часть пашни состояла из террас.

На месте старого села, в местечке Гьат!ил Мух!ул кули,  до сих пор сохранились остатки домов  из тесанного камня. Археологи нашли бы там немало загадочного, если  проявят интерес.

Старики рассказывают, передавая из поколения в поколение, что вокруг села был величественный сосновый лес, где водились даже медведи и олени.

В 14 – 19 веках село стало довольно-таки развитым населенным пунктом. В селе была мечеть, а также медресе, где обучались дети не только из Очло, но и из близлежащих сел. Были свой къади (судья). Население пользовалось водопроводом. При проведении строительных работ в земле до сих пор находятся глиняные трубы длиною 30-40 см. и диаметром 6-7 см.

Очлинцы были среди немногих сел, освобожденных ханом от налогообложения. Как мне кажется, это было связано с тем, что село использовали как пограничную заставу, говоря современным языком, или они считали себя вольным обществом. Тут поневоле вспоминается повесть Александра Бестужева – Марлинского « Аммалат-Бек », сосланного в Дагестан  за участие в восстании  14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге.  В повести об аварцах он пишет: Аварцы – народ свободный. Они не знают и не терпят над собой никакой власти…

В советское время  в Очло функционировал передовой не только в районе, но и по республиканским  меркам колхоз им. Э. Тельмана. Все население села было трудоустроено, работали с энтузиазмом, была надежная   вера в завтрашний день. Работали дворец культуры, библиотека, школа, магазин. По результатам года колхозники получали большие доходы, строили дома. За последние 10-15 лет в селе не построено ни одного дома.

Особой гордостью у очлинцев было коневодство. Они часто занимали призовые места на межрайонных скачках, проводимых ежегодно в майские праздники недалеко от Хунзаха.

Сегодня, как и повсеместно в стране, после либеральных реформ колхоз практически перестал существовать. Молодые очлинцы остались без работы, без средств для содержания своих семей. Поэтому многие из них в поисках работы   выехали из села. Некоторые из них осели в городах, некоторые уехали в Россию, некоторые переехали на кутан в Хасавюртовский район, а некоторые просто выезжают на сезонные работы. Летом (2009 г.) я подсчитал, что в селе  уже  пустуют 32 дома. Если и дальше дело будет продолжаться таким образом, то нас постигнет судьба более 20 тыс. заросших бурьяном, пустующих российских деревень.

P.S. Уважаемые очлинцы, прошу прислать известные вам интересные факты из истории нашего села на мой E-mail: ochlo@bk.ru или передать мне лично. Только постарайтесь, чтобы материалы были не тенденциозными, а объективными. Может быть, таким образом, общими усилиями соберем материал для написания книги (очерка) о нашем селе, о славных делах наших предков и современников.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля