В горах центральной части Среднего Дагестана, между Аварской и Андийской реками, в их нижнем течении, возвышается Хунзахское плато. Оно представляет собой обширную, примерно 26 км длиной и 8 — 10 км шириной равнину, расчлененную водной эрозией. Оно расположено на высоте 1700 — 2200 метров над уровнем мирового океана. С трех сторон плато охвачено горными хребтами: на северо-востоке – Танусдирилбал (БуцIулдерилбал), на юго-западе – Акаро, Талоко, на юге – это ИтлямегIер, на — востоке ЧIина. С северо-запада и юга это плато заканчивается обрывами, зачастую огромной высоты.

Село Геничутль расположено около 2,5 км  от Хунзаха  в северо-восточной части Хунзахского плато.

Само название Геничутль происходит от аварского слова гамачI — камень, гамчIикь — под камнем. Геничутль, расположен на южном склоне ГIалагIарта.

Климат в Геничутле довольно суровый для его географической широты, он сходен с климатом средней полосы России. Средние температуры января минус 4,5, июля плюс 16 градусов по Цельсию. Зимой там холодно и снежно, а летом, даже в ясный день – прохладно. Час-то там дуют сильные ветры. Почва на плато в большинстве своем черноземная, плодородная.

Климат сухой здоровый: прохладное, обильное дождями лето, холодная поздняя весна с частыми туманами, продолжительная, сухая и ясная осень, также продолжительная, сухая зима с массой ясных дней, редким снегом, но сильными  довольно частыми холодными ветрами и резкими переменами температуры – вот в общих чертах характеристика климата Геничутля. Соответственно климату сельскохозяйственные культуры, традиционно произрастающие на самом плато, являются холодолюбивыми. Это, прежде всего озимая пшеница, рожь, голозерный ячмень (бугIа), просо, конские бобы (гьо-ло) – охотно потребляемые жителями плато), лен (семена его идут на изготовление урбеча), чечевица, горох. При этом, однако, растет теплолюбивая яблоня.

Жители села разводят крупный и мелкий рогатый скот. Таким образом, природные условия – прежде всего, умеренно холодная зима и ощущение телом частых температурных перепадов летом, а также доступность мясомолочной и одновременно растительной пищи – благоприятно влияют на жизнь населения села. Это способствовало формированию физически крепких, энергичных и потенциально талантливых людей.

Большой знаток истории и культуры родного края, в совершенстве владеющий аварским, арабским, турецким, персидским и русским языками, переводивший на русский язык, произведения дагестанских арабоязычных ученых и поэтов, уроженец села Геничутль Мансур Гайдарбеков, по надмогильным памятникам установил дату первых мусульманских захоронений в селе — 600 лет назад. Это было в 60-х годах 20 века.

Чтобы более точно установить дату основания села, нам нужно будет прибавить еще тот отрезок времени, когда еще Геничутль был хутором стольного Хунзаха. А это может быть еще 150 – 200 лет. Тогда получается, следующее: 600+(150-200)=(750-800) лет.

Первоначально Геничутль был  хутором  Хунзаха, поэтому всех покойников гиничутлинцев для погребения возили в Хунзах. По прошествии времени община Геничутля решила: «что от ныне мы в Хунзах хоронить покойников больше не повезем, и пятничную молитву тоже будем проводить у себя». С этого времени стали хоронить своих покойников в Геничутле.

Первым жителем Геничутля был Чет-Исин из Хунзахского квартала Шотота.

Немусульманские захоронения имеются на территории Геничутля в местности Гьалла. Судя по захоронениям, этот могильник функционировал длительное время. Захоронения имеют разные глубины: от полутора метров и ниже (у Гьалла кIкIал), другие не глубоко, такие могилы были обнаружены во время пахоты (на поле у ГIашурал МухIамадил кули). Имеются они и в самом Геничутле. В шестидесятых годах прошлого века большой любитель истории, будущий ученый Дибир Атаев провел многочисленные раскопки, где были обнаружены атрибуты христианской культуры: каменные кресты, грузинскими буквами, слова, написанные на аварском и грузинском языках. Найденные здесь украшения стеклянные браслеты, кольца, глиняная посуда. Некоторые эти экспонаты ныне демонстрируются в краеведческом музее в Махачкале. Если судить по костям найденные в захоронениях, эти люди должны быть очень крупных размеров.

Геничутль был независимым селом от хунзахских ханов, они не платили ханскому двору каких-либо налогов, не обязаны были выполнять какие-либо повинности. Это было узден-ское село. Испокон веков между геничутлинцами и хунзахским ханским домом существовали близкородственные отношение. Многие геничутлинцы служили в ханской гвардии. Может быть, по этой причине в Геничутле ценилась мужская отвага и смелость. С ранних лет мальчишек учили езде верхом на лошадях, джигитовке, кулачным боям.

Самые трагичные дни для Хунзахского ханского двора в августе 1834 г., его правительница Баху-Бика находилась в Геничутле. Получив горькую весть о гибели двух ее сыновей: Абу-Нуцал-Хана и Умма-Хана, Ханша Баху-Бика сказала «…кванараб росонибе вилълъанин гьанже  ХIамзат-Бек …» Дело в том что, как сын  Алискади-везиря Умма-Хана Великого, отца Баху-Бике детские и юношеские годы Гамзат-Бек  находился в покровительстве ханского дома. Вместе с Баху-Бика в Геничутле были и ханша Кистаман-Бика, вдова Умма-Хана Великого. Баху-Бика попросила готовить лошадей для отъезда. Проезжая, в сопровождении двух нукеров, мимо неприятельского лагеря, Баху-Бика попросила позволения переговорить с имамом Гамзат-Беком. Получив отказ, горем убитая ханша поскакала в Хунзах. Гамзат-Бек вошёл в Хунзах обагренный кровью законных ханов и поселился в ханском дворце.

Геничутлинцы принимали активное участие в Кавказской войне. Газияв Геничутлинский — учёный арабист погиб при защите Ахульго, там – же и похоронен. Инквачил Дибир наиб имама Шамиля, участвовал во многих сражениях. В разное время занимал ответственные посты  в государстве Имамата. Был членом Государственного Совета (Шуры). Начальником охраны имама Шамиля. Членом Высшего Дивана (Суда). Был комендантом последнего бастиона Шамиля Гуниба. Имам Шамиль посылает Дибира вместе с парламентариями на переговоры с русскими. Найдя среди русских своего близкого родственника хунзахца в чине высшего офицера, Дибир отказывается от ведения переговоров, и это же предлагает Шамилю. Дибир вернулся вверенный ему участок обороны и продолжал защищаться и после сдачи Шамиля. Но был взят в плен и арестован, дом его в Геничутле был разрушен и ограблен русскими, семя его осталась без крова. Через 6 месяцев царские власти его выпустили и назначили наибом в различных местах Аваристана. Оказывал большую материальную помощь при строительстве 28 мечетей и в том числе родном Геничутле. Похоронен в Геничутле, могила Инквачил Дибира была местом зиярата до 1930 г. Другой участник Кавказской войны Гогил Мухума был убит в начале 1841 г. в Назране. Другой активный участник этой войны Кебед, сын Асхаба, участвовал вместе с Шамилем во многих сражениях. Этот мюрид был вместе с Хаджимурадом в 1846 г. во время похода на Дженгутай. Именно Кебед привез тогда Нох-Бике в горы, посадив ее на круп своего коня позади себя. Кебед участвовал и в защите Гуниба. Умер Кебед в 1916 г. Алмас принимал участие во многих сражениях, был ранен в бою при Салте в 1847 г. Другой участник Кавказской войны Малахусейн, сын Хамзи Старшего, был доверенным другом и боевым товарищем Хаджимурада. Когда Хаджимурада, арестованного Ахмедханом, конвоем вооружённых солдат вели в Темир-Хан-Шуру, по дороге, так называемой «Бол нух», то подойдя к Геничутлю, он закричал в три раза: «Эй, Малахусейн!». А Малахусейн в ответ Хаджимураду отвечал: «Я понял!», тоже три раза. Когда конвой проходил по узкому проходу на северном лесистом склоне БуцIурделилбала, по условному сигналу Хаджимурад прыгнул вниз, в сторону в леса, небольшая перестрелка и Хаджимурад на свободе. Другой сын Хамзы Старшего Умар — близкий друг имама Шамиля, при приезде в Геничутль имам всегда останавливался у него. Двое участников Кавказской войны, Ханмухамад сын Бибулата и Будагилава сын Алибека, верные друзья Хаджимурада, покинули Аваристан, и ушли к русским. При попытке вернуться в Дагестан были убиты на елисуйских землях. Усманиласул Хасан — сотник Хаджимурада был нарожден медалью «отличительный знак сотника Хаджимурата», участник защиты Гуниба 1859 г. Хассан категорически отказался жить в Дагестане, где нет имама Шамиля. Он уехал в Аравию и там умер.

В период Кавказской войны, на постоянной основе в отряде Хаджимурада находились 40 всадников геничутлинцев. А в случае приближения театра военных действии к Хунзахскому плату, то геничутлинцы выставляли 200 всадников. Так было и в осенью 1843 г., когда царские войска в количестве более 1500 солдат поднялись на Хунзахское плато. В Хунзахскую конницу Хаджимурада влились и геничутлинские всадники, чуть было не окружили царские войска. В этой компании царскими пушками был обстрелян Геничутль. В селе начались Пожары, по этой причине геничутлинцы вернулись в село. Царские войска установили лагерь на нижнем ТIалъагIар, около Геничутля. Геничутлинцы не смогли смириться с этим и покинули село, через неделю были уже в Салатавии, в окрестностях Буртуная. Весной геничутлинцы вернулись в село и начали обустраивать свой быт. Какая-то часть геничутлинцев осталось в Буртунае.

По окончании Кавказской войны, император Александр II присылает «письмо-прошение» джамату села Геничутль, с просьбой продать участок земли в местности Арани для строительства крепости. Построенная военная крепость и арсенал — самое мощное фортификационное сооружение царизмом на Кавказе, отвечающее всем требованиям того времени. В честь приезда императора в покоренный Дагестан, в крепости был построен дух этажный особняк. Впоследствии, у крепости появилась слобода «Арани» с лавками армян, евреев и других. Ныне это село Арани. Мимо села Геничутль проходит автомобильная дорога с асфальтовым покрытием Махачкала – Хунзах — Ботлих.

С появлением слободы, с лавками на расстоянии десяти минутной ходьбы от села, некоторые геничутлинцы начали заниматься и торговыми делами. Умар сын Хамзы Старшего, этим делом занимался еще при Шамиле. За товаром Умар ездил  в Нуху. А по окончании Кавказской войны по четвергам в Аранинской слободе начали работать базары. Со временем, этот базар становиться один из крупнейших в нагорном Дагестане. «Дунял гIамалъул гIарцул хазина Хунзахъе бачIуна бича хисзе.» — так писал Гамзат Цадаса. Муталимские годы Гамзат провел в Геничутле. В Геничутле учился аварский поэт Чанка.

Геничутль место чрезвычайно благодатное, здесь много ученых, хаджиев и хороших людей. К концу 19 века Геничутль был селом довольно состоятельных людей. Село славилось зажиточностью, религиозностью и тягой жителей к наукам. Здесь жили 25 Алимов и кадиев, известных во всем Аварском округе, несколько должностных лиц, в том числе 19 хаджиев (совершивших хадж).

В Геничутле родились: генерал лейтенант Максуд Алиханов, чья мать была родом из Геничутля, имя которого золотыми буквами написан на стене «Палаты Славы» Московского кремля; Хайдарбек-Хаджи Геничутлинский – ученный-алим, автор историко-биографических и исторических очерков; Хаджиявдибир-Хаджи – ученый, арабист; Алидибир, Кайтмаз-Хаджи. Алидибир собственноручно написал 750 коранов.
Хайдарбек Геничутлинский родился примерно в 1245/1829-30 гг. Отцом его был уздень Умар-хаджи, сын Хамзы, сына Али, сына Хасана, После совершения хаджа Хайдарбека стали именовать Хайдарбек-Хаджи. Умер он в Аравии в 1873 г., и похоронен в Мекке. В кругах дагестанских арабистов Хайдарбек Геничутлинский был известен как довольно крупный учёный. Так, в тексте одного из переписчиков его сочинения указано «создал этот труд благородный, богобоязненный учёный, уникум для своей эпохи, хаджи, Хайдарбек Геничутлинский. Называли также Хайдарбека учёным-историком и «Красой исламской религии». Это несомненное свидетельство больших познаний Хайдарбека, аварца по национальности, в классическом арабском языке.

При мечети села функционировала школа второй ступени. Почти все дети умели писать и читать по-арабски и аджаме на родном языке. Геничутлинцы были прекрасными мастерами по переписке книг. Умели изготовлять рельефные кожаные переплёты и не смываемые водой чернила, чёрного и красного цветов. Были большими ценителями книг. В сельской мечете, проводились конкурсы муталимов и диспуты между учёными людьми. По словам Мансура Гайдарбекова, эти диспуты иногда  продолжались до самого утра. В селе ценили людей слова — ашиков, сочинителей и исполнителей любовной лирики. Вечера с их ним участием геничутлинская молодёжь проводила до поздней ночи. В селе были мастера по работе с железом, по обработке дерева, серебряных дел мастера, охотники, зурначи и барабанщики. Геничутлинцы были прекрасными каменщиками, строителями, ими были построены прекрасные загоны с арочными перекрытиями из камней, где содержался мелкий рогатый скот зимой. Особенно их много было в местностях: Гьала, ХIунтIухъ и ЧIандикIкIал. В селе в основном содержался крупнорогатый и рабочий скот.

В 1886 году в Геничутле было 108 дворов, 409 жителей, в том числе 205 женщин, 4281 десятин пахотной и покосной земли около 2-х тысяч голов мелкого скота, около 600  голов крупного скота: рабочего, не рабочего и лошадей.

В 1886 г. геничутлинское общество платит с одного дыма (семьи) 1 руб. военного налога.

Это одно из условий, который имам Шамиль ставил перед императором России. В будущем, когда Дагестан будет в составе российского государства, дагестанцев и чеченцев не использовали как пушечное мясо в войнах России с другими странами, или в подавлении выступлении народных масс внутри России. Короче говоря, всеобщая мобилизация на дагестанцев и чеченцев не распространялось. Вот за то, что дагестанцев и чеченцев освобождали от всеобщей мобилизации, с каждого дыма (семьи) брали по 1 руб., так называемый военный налог.

В Геничутле было: скота рабочего 153, нерабочего 294, баранов 2197. За указанный 1886 год заболело 41 голов скота, из них пало 31, выздоровело 10.

Для сравнения, какое положение занимало геничутлиское сел/общество среди других сел и обществ Хунзахского наибства, приведем данные  из фонда Госархива РД за 1896.г.
Сельское     Пахт. зем.   Покос. зем.   Пастбищ    Скот раб   Скот нер   Баранов
Общество      пуд  пос     пуд покоса       верст         голов          голов       голов
Обода             2375              9472                 5,5           264            3593         1912
Сиух               2330            27264                11             444            5726         5400
Тануси           1652               3990               18             231              110          1747
Хунзах           5588             10528             185             618             1010         9510
Геничутль     1882               4281                 4,3          153               294         2179
Батлаич          6423                495                58            307              1069         5860
Цада                 125                  46.5               0              27                130           648
Ахалчи           3343              4335                 7.9          582                472         7004
Чодотль            557                285                 5                 63             106            610
Буцра              4463            18020                 7,9            582             472          7004
Гоцо                  370              5781                 9               139             140          2760
Гонох                516                714                 4,5                0               44              65
Итля                  716                150                 1,5              18               80            195
Аварский округ. Сельские общества Хунзахского наибства.
1. Хунзах – 422 дым. 1780 душ. Байтль – 32/185. Гонох — 43/185. Чондотль – 51/295. Итля –
36/141. Цада – 47/190
2. Геничутль – 119/473.
3. Батлаич – 182/827.
4. Химакоро – 43/202. Шотода – 65/239.
5. Обода – 187/754. Гозолоколо – 42/150. Гортколо – 63/277.
6. Сиух — -172/776.
7. Ках — 46/231. Хариколо — -71/336.
8. Ахалчи – 236/846.
9. Гацалух – 86/373.
10. Тануси – 146/589. Ипута — 25/111.
11. Гоцатль – 310/1108.
12. Тагада – 39/161. Уздалросо – 44/231. Кахикал – 29/123.
13. Амишта – 32/143. Цалкита – 29/101. Жалатури  — 52/185.
14. Целмес – 59/252.
15. Тлайлух – 39/170. Текита – 28/109.
16. Уркачи – 79/307.
17. Буцра – 179/686. Шагада – 66/286.

В годы Гражданской войны, так называемая «ударная группа» состоящая из красноармейцев, руководимая А. Тодорским и Н. Самурским устроила настоящую бойню, было убито более 80 мирных жителей: 70 мужчин (почти все мужское население старше 13 лет) которые в этот день находились в селе, и 10 женщин, село разграбили. Оставшиеся в живых женщины и дети, были высланы, дома были сожжены. В 1937 г., когда судили Н. Самурского, вторым пунктом обвинения было «разорение мирных жителей села Геничутль». Н. Самурский был расстрелян как враг народа.

Наби Шамилов работал 1-ым секретарём Хунзахского райкома ВКПб. В Наркомземе в правительстве ДАССР Махачкале.

Гасан Гаджиев работал в разное время председателем Райисполкома Хунзахского района.

В 1939 г. в селе был организован колхоз им. В. И. Ленина, первый колхоз в Хунзахском районе. Председателями колхоза в разные время были: Алиев М-д, Алибеков Нурм-д, Хайбулаев  Зубаир.

В Великую Отечественную Войну участвовали 62 геничутлинца, из них 24 в чине офицера. Это почти 39% участников ВОВ. Такой большой процент офицерского состава не было ни в одном населенном пункте пост Советском пространстве. С войны не вернулись 30 геничутлинцев. Вернулись с войны 32 геничутлинца, были среди них и инвалиды. У Магомедова Османа на теле было более 17 ран. После одного из сражений, в котором Осман принимал участие, на поле боя осталось много погибших и раненных. Пришли санитары, сделав заключение, что Осман безнадежный, завязали на его руке лоскуток ткани белого цвета. Не далеко от него лежал раненый его друг русский, на его руке санитары завязали лоскуток красного цвета и ушли. Этот русский понял, что раненый его боевой товарищ, так и останется умирать мучительной смертью на поле боя. Он разрезал по палам свой лоскуток и завязал этим лоскутком руку Османа и свою. Умер Осман в 1991 году. Гвардий старший лейтенант снайпер Мухаммедов Али-Абакар (геничутлинцы его называли МухIамагIалил Абакар), на своем боевом счету имел 2 сбытых немецких бомбардировщика «Ю-88». Экипаж состоящей из 4-х человек был взят в плен, захвачен трофей: 28 ручных и станковых пулеметов, более 59-ти автоматов, десятки тысяч патронов. На его боевом счету было боле 200 уничтоженных немецких солдат и офицеров, был представлен на звание Героя Советского Союза. Но звание не было присвоено, по причине социального происхождения. Его сын Мухаммедов. Чапай (в честь Чапаева) служил в чине полковника КГБ СССР и в советских посольствах за рубежом. Умер, похоронен в Москве. Сын. Чапая, Мехамедов Эльдар играл в свое время в команде хоккеистов ЦСКА.

В Геничутле родился Саидов Магомед-Саид Джамалудинович (1902-1987). 8-ми летнем возрасте Магомед-Саид научился читать Коран. Он учился в медресах Могоха, Урада, Ка-фир-Кумуха и Казикумуха. Магомед-Саид принимал активное участие в конкурсах, ученных, в некоторых из них выходил победителем. Таким образом, он становится известным в среде молодых ученых. В 1923 г. его делегирует в составе ученых Аварского округа на съезд мусульманских алимов (ученных), который состоялся в Кахибе. В съезде участвовали 78 алимов из 4-х округов. Почти все участники этого съезда были репрессированы. Когда Маго-мед-Саид поступал в аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова, там не нашли человека который мог бы принять экзамен по арабскому языку. Ему предложили поехать в Ленинград, к академику Академии Наук СССР И. Ю. Крачковскому, известному авторитету по изучению арабской культуре, истории, языка и литературы. Встреча молодого ученого из Дагестана и академика И. Ю. Крачковского стало обоюдно полезным событием. Отныне они становятся большим друзьями. Если говорить об экзамене, который должен был сдавать М-С. Саидов, то он превратился в диспут, который длился в несколько дней. В Москву, в Институт Востоковеденья при МГУ, он возвращается с письмом академика И. Ю. Крачковского, ему, Магомд-Саиду, следует поручить преподавать арабский язык.1937 г. поступил в аспирантуру, а в 1940 г. в институте языкознании академии Наук СССР диссертацию. В 1960 в Москве проходил международный конгресс учёных, по изучению Востока, в котором  принимал участие известный арабист С.-С.Саидов. Темой его выступления была «Арабоязычная литература Дагестана в 17-том-19- том веках». Своё выступления М-С. Сделал на чистом арабском языке. Его выступление в конгрессе был встречен с большим интересом участником ученными. Высокую оценку выступлению Магомед-Саида дали: советская ученая К.В. Оде-Васильева, выдающим  ученым по исламу и арабского языка  из США Густа фон Грюнбаулем, профессором из Ирака Али Махфузом, профессор из Алжира Авади. На вопрос участников конгресса. Где Вы получили такие знание по арабскому языку,  Магомед-Саид отвечает, что учился он арабскому языку у ученых в сёлах Аварского округа Дагестана. Любил арабскую поэзию: в частности  Ал-Абиварда, Ал-Муаллата и других. Магомед-Саид работал преподавателем арабского языка в Бакинском университете. Он является создателем письменности на основе кириллицы для аварского языка. В 1939 г. М-С. Саидовым и Ш. И. Микаиловым  был подготовлен, и издан в 1951 г. большой «Русско-аварский словарь», в нем было 37000 слов. Следующий «Аварско-русский словарь», с 18000 слов, составителем которого был М-С. Саидов, вышел в 1967 г. в издательстве «Советская энциклопедия» с тиражом 11000 экземпляров. М-С Саидовым были созданы буквари и учебники аварского языка для школ. У М-С Джамалудинова была богатая личная библиотека, состоявший из древних рукописей и книг по арабскому языку и литературы, истории, книги написанные дагестанскими  дореволюционными  учёными. Здесь были и издание академических институтов: Каира, Дамаска, Багдада, Аммана, Алжира с которыми  Магомед-Саид поддерживал постоянный связь. По завещанию самого Магомед-Саида, после его смерти 1987 г. эта библиотека была передана как дар Дагестанскому Научному Центру РАН.

Четверо геничутлинецев  учителей  имели  почётное звание «Народный учитель СССР» Это, Абдулатипов Абдулатип, Магомедов Наби, Магомедов Алибулат  и Гайдарбеков Мансур.

Геничутль родина народной поэтессы Фазу Гамзатовны Алиевой. Она первая народная поэтесса на Кавказе. У Фазу Гамзатовны огромный и содержательный багаж творений: около восьмидесяти поэтических и прозаических книг, сорок поэм, одиннадцать романов и повестей. Горянка, изумляющая своей гордой женственностью, неутомимая общественная деятельница. Её избрали председателем Союза женщин Дагестана. Она лидер, оратор, большой общественный деятель, поднявшаяся на самую высокую вершину философской мысли.

Фазу Гамзатовна Алиева является академиком национальной Академии РД, академиком Международной Академии по культурным  связям. Фазу Гамзатовна кавалер двух орденов «Знак Почета», ордена «Дружбы Народов», ордена «Дружба» и ордена «За заслуги перед отечеством». Она также награждена двенадцатью общественными медалями, Двадцатью двумя знаками дружбы зарубежных стран.
Вручая высшую награду России «Орден Святого апостола Андрея Первозванного», президент России В. В. Путин заявил: «Эта мудрая самоотверженная женщина и сила её слова известно не только в Дагестане. В самые трудные дни она всегда была там, где люди нуждались в её помощи и поддержке».

В настоящее время в селении Геничутль проживает около 300 человек, 85 семей. 175 сеемей геничутлинцев проживают в г. Махачкале. Более 70 семей проживают в городах: Буйнакск, Каспийск, Кизилюрт, и в селении Чонтаул, а также в Кумторкалинском районе.

Автор: М. Нурмагомедов

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля