Как в росинке цветка отражается солнце, так в истории каждого села отражается величие, героическое прошлое и достойное настоящее всех народов Дагестана.

«Культурно-историческое наследие любого селения является не только важнейшим результатом его становления, который отражает духовный потенциал его обитателей, но определяет дальнейшее его развитие», — пишет доктор истор. наук, профессор М.Г.Магомедов в своей книге «Батлаич. История села».

Село Батлаич Хунзахского района — не исключение. Расположено оно на северо-востоке Хунзахского плато, находящегося около 1700 м над уровнем моря. Батлаич имеет древнейшую историю, ему более 5000 лет, но село в нынешнем его расположении возникло намного позже. Старожилы говорят, что на том месте, где сейчас расположен Батлаич, был маленький домик и рядом стоял прикрепленный к нему столб. По этому столбу, говорят, ориентировались путники, когда возвращались из походов и набегов. Еще говорят, что на краю скалы, откуда началось село, было место, где разжигали огонь с целью извещения об опасности нападения врага или о смене времен года.

Как бы то ни было, и сочная трава на пастбищах вокруг села, и загоны в местечке Бакда указывают, что батлаичинцы всегда занимались овцеводством, животноводством, а многочисленные террасы, окружающие село, к сожалению не востребованные сегодня, свидетели трудолюбия батлаичинцев и их занятия земледелием.

«Главными занятиями батлаичинцев были скотоводство и земледелие. Овцы здесь быстро прибавляли в весе, существовала даже пословица о том, «что батлаичинское мясо без костей», — пишет известный историк профессор Расул Магомедов в своей книге «По аулам Дагестана». Этой традиции батлаичинцы остались верны и по сей день.

Батлаичинцы участвовали в сражениях Кавказской войны. В многотомнике «История Апшеронского полка» написано: «Опасаясь за участь посланного отряда, который оказался окруженным превосходными силами горцев, Клюгенау отправил к Батлаичу подполковника Пасека с батальоном егерей. Пасеку удалось соединиться с Познанским, и после кратковременной канонады аула он стал отступать к Хунзаху. Хаджи-мурад бросился преследовать наши войска. Кавалерия Шамиля, подоспевшая от Гиничутля, выскакивала на фланги колонн, а другая часть старалась отрезать путь отступления.

Густые массы неприятельской пехоты показались из Гиничутля, а сам Шамиль наблюдал за всеми действиями с ближайших высот. Через несколько времени толпы неприятеля совершенно окружили отряд…». Известны имена батлаичинцев, которые участвовали в Кавказской войне. Это муфтий аварского округа Шахша Кады, который погиб в сражении за Гергебиль. Участник той же войны Хатилав вынес с поля боя раненого муфтия, на спине которого тот и умер. Также мюриды Шамиля, сражавшиеся в отряде Хаджи-мурада Умарилав и Усманил Мухаммад.

Если в 1826 году в Батлаиче был 291 двор, то в 1886 году — всего 171 двор. Это и было результатом Кавказской войны и колониальной политики царской России.

Батлаичинцы сохранили имена участников и других войн. В русско-японской участвовали А. Абдулкаримов, М. Абдулкаримов, О. Омаров, М. Мачалов и другие. В 1-й мировой войне участвовали Г. Гаджидадаев, А. Гороев, Г. Индухов, Н. Саидов, О. Чаранов и другие. Список красных партизан, воевавших в годы гражданской войны, доходит до 64 человек. Но по известным причинам, к сожалению, не сохранились имена тех, кто по убеждению своему не понял и не принял Октябрьскую революцию и боролся против большевиков. В годы Великой Отечественной войны отдали жизни за родину более 70 батлаичинцев, а вернулись с победой, с орденами и медалями на груди более 90.

Об этом свидетельствует правительственная телеграмма, полученная батлаичинцами 17 декабря 1944 года: «Председателю колхоза А. Гороеву. Секретарю парторганизации М.Гидуримову. Секретарю комсомольской организации А. Шамсудиновой.

Передать колхозницам и колхозникам колхоза им. К. Маркса, собравшим 4 тысячи рублей деньгами, зерно, масло, мясо в фонд помощи семьям фронтовиков, инвалидам Отечественной войны и сиротам, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».

«Батлаичинцы, — писала газета «Маарул колхозчи» 28 декабря 1944 года, — собрали в фонд помощи семьям фронтовиков 2000 кг зерна, 2000 кг мяса, 30 кг масла и 4000 рублей денег».

Можно сказать, что само проживание в то трудное время можно считать человеческим подвигом, не говоря уже о тех трудностях, которые им приходилось преодолевать. А трудности батлаичинцы преодолевали во все годы своей истории. 8 сентября 1929 года в селе Батлаич образовалась коммуна, куда входили 19 хозяйств. В первый год существования коммуна имела 1124 голов овец и коз, 4 коровы, 5 голов молодняка, 6 быков, 10 лошадей, 2 ишака, 4 плута, 2 бороны, 2 фургона, 4 арбы и 10 ножниц для стрижки овец (Архив Дагобкома КПСС ф-1, опись 2, д-1, л-121). В 1933 году батлаичинская коммуна слилась с колхозом им. К. Маркса, который возглавлял П.Нурмагомедов, и был организован в Батлаиче параллельно с коммуной. Коммуну возглавлял бывший красный партизан Р. Алиев, в самые трудные военные и послевоенные годы колхоз возглавляли А. Гороев, О. Гитинов, Абдурахман из Каха, К. Кураев из Итля, затем И. Расулов. Но самого большого расцвета колхоз достиг во время руководства Дудара Алиевича Раджабова — сына Раджаба Алиева.

Слава о колхозе перешагнула границы Дагестана, и он был занесен на Доску Почета ВДНХ в Москве, а Дудар Алиевич награжден орденом Ленина и избран депутатом Верховного Совета СССР.

Очень высок и интеллектуальный потенциал батлаичинцев: они всегда стремились к знаниям. Научно-интеллектуальные традиции батлаичинцев передавались из поколения к поколению еще с древнейших времен. Батлаичинские аксакалы сохранили в памяти имена 56 ученых — алимов высокого класса, выходцев из Батлаича. Среди них такие крупные ученые-алимы, как вышеупомянутый Шахша Кады, Джамалуддин Кадичу, который в течение 25 лет был имамом села, как Тажудин (Чанка), который в совершенстве знал исламские науки, арабский язык и сочинял стихи как на аварском, так и на арабском языках. Один из недоброжелателей батлаичинцев в конце 30-х годов в своем доносе пишет: «Приблизительно до 25 года в сел. Батлаич существовала арабская школа. Руководителем этой школы был Кадиев Джамалудин кады, который еще не разоблаченный…».

Советская школа в Батлаиче была открыта еще в 1921 году. Руководители коммуны и колхоза, начиная с Раджаба Алиева и кончая нынешним председателем Расулом Дибировым, всегда заботились о ней. Трудовое воспитание детей в школе и забота о школе, обеспечение ее материальными средствами они считали одним из важных пунктов своей деятельности. Выдающимися педагогами, вложившими свой труд в дело обучения и воспитания детей, были М. Абдурахманов, И. Расулов, Г. Алигаджиев, Б. Османова, Т. Магомедов, У. Хочбарова, А. Алиев, М.-З. Абакаров и другие (их более 130 человек, а также более 25 русских учителей). Большой вклад в развитие школы внесли и руководители колхоза. А успехи школы впечатляют. Более 40 выпускников школы стали учеными. Из села вышли 8 профессоров, 4 академика и около 30 кандидатов наук. Среди них такие выдающиеся ученые, как первый член-корреспондент педагогических наук на Северном Кавказе, профессор А.М. Магомедов, выдающийся археолог, известный во всем мире, академик, профессор М.Г. Магомедов, академик, профессор М.М. Меджидов, генеральный директор Махачкалинского машиностроительного завода сепараторов Министерства атомной промышленности Российской Федерации профессор И.Г. Гафуров и многие другие.

Если раньше в Батлаиче была только одна школа, то теперь в селе Арада, где находится кутан сельхозартели батлаичинцев, тоже функционирует современная средняя школа со своим спортивным залом и оборудованными кабинетами. В Батлаичинской и Арадинской средних школах получили образование многие, ставшие впоследствии искусными врачами, учителями, общественными деятелями, руководителями крупных предприятий. Среди них такие, как начальник автоколонны 1736 М.Г.Гайдарбегов, начальник управления сельского хозяйства Хунзахской райадминистрации М.М.Газиев, председатель племенной сельхозартели колхоза села Батлаич Р.Г. Дибиров и многие другие.

Следует отметить, что реформаторские перемены в стране не обошли стороной и батлаичинцев, хотя они и старались свести до минимума трудности переходного периода. Батлаичинцы старались сохранить колхоз. Руководитель колхоза переходного периода 3. Кадилмагомедов со знанием дела выкручивался как мог, пытался сохранить «корабль в бурном море». Ему это удалось, хотя и не без издержек. Колхоз помогал батлаичинцам, как говорится, «и в горе, и в радости». Особенно в горе. Но былую славу сохранить, конечно, не удалось.

Уменьшилось колхозное поголовье скота, зато увеличилось в частном секторе. Участились склоки, ожесточилась борьба за власть и многое другое. Но все, как теперь говорят, шло в рамках закона. Неразбериха периода перестройки не разрушила традиции трудолюбия батлаичинцев. Уверен, что батлаичинцы с достоинством выйдут из любой сложной ситуации.

Хотя атеистическая пропаганда оставила свой след среди батлаичинцев, но духовное возрождение коснулось и их. В селе построены две мечети. Меценаты благоустраивают село, отремонтировали стены кладбища, родники, общественно значимые места, построили новое здание медресе. Известно, что все жители Хунзахского плато страдают из-за отсутствия энергетических ресурсов, нет леса, все приходится втридорога покупать в Буйнакске и Махачкале. Батлаичинцам приходится из-за холодной погоды девять месяцев в году содержать скот в хлеву и топить печи углем. Да и работы в селе нет. Ковровая фабрика, которая обеспечивала раньше работой жителей всех высокогорных нов, сегодня простаивает. Благо воинская часть пограничников обеспечивает работой некоторую часть молодежи. Несмотря на это, безработица остается одной из главных проблем села. Более половины домов в селе пусты, более четырехсот хозяйств живут в Махачкале. Многие работают по всей России. Но надежды батлаичинцы не теряют.

Многие уверены, что, если в село придет газ, люди начнут возвращаться. Легче станет топить дома, ухаживать за скотом, улучшатся бытовые условия. Но это пока еще остается мечтой, осуществление которой мало зависит от самих сельчан. Вместе с тем постепенно часть молодежи, мне кажется, теряет навыки трудолюбия, все идут по легкому пути. Открытие мирового рынка сделало непроизводительный, нерентабельный труд на селе невыгодным. Кто будет обрабатывать террасные земли, если мука везде продается? Есть опасность, что и животноводством заниматься будет невыгодно, так как дешевое, хотя и некачественное мясо привозят из заморских краев. Дешевая, но добротная техника для обработки земли — мечта. А высокие технологии для выращивания и обработки мяса до наших гор дойдут не скоро. Да и школьное образование не готовит учащихся к труду, даже на том уровне, что было раньше.

До революции многие батлаичинцы имели собственную арбу и волов и возили соль и муку из Темир-Хан-Шуры в Хунзах. С появлением грузовиков многие сели за руль, и слава о наших водителях, разговоры об их вежливости и готовности помочь другим гуляла по Дагестану. Мы не имеем права терять традицию любви к технике, расширяя ее компьютерной техникой и информатикой. Мы обязаны сохранять и боевые традиции. Молодежи села следует брать пример с наших выдающихся спортсменов Сайгида и Расула Катиновасовых, Муслима Гасанова, Магомеда Кадилмагомедова, Сайда Саидова и других, закалять себя и готовиться стать защитниками Родины.

Уверен, что молодежь Батлаича не растеряет наследие предков и умножит славу села во всех областях. Да поможет нам в этом Аллах.

Автор: Ш. Мухадинов, член Союза журналистов , журнал «Народы Дагестана», № 3 // 2007

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля