Село Уртиль граничит с Табасаранским районом. Оно возникло на том месте, где раньше было село Бечер. Говорят, что в Бечер пришел человек из села Уркат. Он устроился возле села Бечер. А когда у него появилась семья — четыре сына и две дочери — он стал руководить селом Бечер. Пришелец дал селу новое название - Уртиль.
Это подтверждает сохранившееся до сих пор название местечка Бечен раццар, где молотят снопы на лошадях и быках с помощью деревянных молотильных досок.
Возле Бечен раццар есть священные деревья — «пирар», и под ними лежат старинные могильные камни, покрытые землей и мхом.
Надпись на камнях читать трудно даже человеку, знающему арабский язык.
Кроме Бечен раццар сохранилась местность, которая называется Уркат. Видимо, пришелец после того, как умерли все люди его села в результате эпидемии, перебрался в село Бечер. Таким образом, можно сделать вывод, что село Уртиль возникло в результате объединения двух старинных сел.
Все это произошло примерно 450-500 лет тому назад.
В селе семь тухумов: Маллакьар, Адмар, Аьлибайкьар, Мирзакбар, Парччугьар, Башрар, Ханкар.
Тухум Ханкар — это пришельцы из села Ханак Табасаранского района. До Великой Отечественной войны из этого тухума по мужской линии не осталось никого. Была ЮЗ-летная Сефият-баба и ее сын Касум. Когда организовался в селе колхоз, он был бригадиром, работал всего 3 месяца и умер.
Говорят, что первым муллой в селе был Малламагомед, и оттуда произошло название тухума Маллакьар.
Родоначальником другого тухума стал Алибек. Вот уже 9 поколений носит родовое имя Аьлибакьар.
Старожилы села говорили, что первым законным представителем села стал человек из этого тухума, поэтому тухум стал называться Паччугьар.
Раньше для исполнения решения джама-ата (взыскать штрафы с виновного и др.) назначался человек.
Первым таким человеком был Башир. Отсюда и название рода Башрар. Оно, видимо, образовалось от имени человека Башир и названия головы «баш».
Наименование тухума Мирзакьар произошло от имени Мирза-бая. Он был сильным и самым храбрым человеком в селе.
Все тухумы были узденские. В селе нет мест, связанных с именами беков, ханов, майсумов.
Первым старшиной до революции был Гасратали, а после его смерти Джамали — сын того же Гасрата. В функцию его входило соблюдать существующие законы, наказывать нарушителей и по закону штрафовать их.
Все вопросы села (земельные, общественные, спорные) решали старшина и его заместители. Их избирали общим голосованием.
Люди были заняты земледелием (выращивали картофель, морковь, капусту, сеяли кукурузу, ячмень и другие культуры), а также животноводством.
Мужчины еще занимались обработкой шкур с помощью специально изготовленного инструмента, вроде лука (деркку чIимир) с длинной веревкой. Мастерами такой обработки были Нурали, Таиб, Магомед.
Женщины на прялках пряли пряжу. А из пряжи они ткали на самодельных деревянных станках (аргах) ткань для одежды.
Самым любимым занятием женщин было и остается ковроткачество, а также изготовление паласов, шерстяных носков.
Весь сельскохозяйственный инвентарь (плуги, сани, лопаты, молотильные доски и т.д.) изготавливались местными мастерами.
В селе был мастер по обработке металла Камал, по обработке дерева — Умар, по камню — Адам, он же являлся известным строителем домов, мостов, мечетей.
В 1924 году Адам построил сельскую мечеть.
После революции самым знающим Коран человеком считался Мала-Хаимягьямад. Он умел переводить арабский текст на табасаранский язык. И его сыновья Эседулах, Муталиб, Магомед, Жаруллах, живущие ныне в городах Дагестанские Огни и Дербент, владеют арабским языком. Муталиб преподает арабский язык в школах города Дагестанские Огни.
Рядом с Уртилем было село Думурхил Табасаранского района, жители которого переселились в город Дагестанские Огни. Это село тоже образовалось из четырех сел: Типлар, Цунтар, Желикар, Гъуллах.
До сего времени сохранилось много исторических мест, подтверждающих это: остались разрушенные фундаменты домов, надгробные камни, где написаны имена людей и даты их смерти.
До революции из уртильцев читать и писать по-арабски умели Гасратали и его сын Ханмагомед, Гюльмагомед и его сын Таиб. Таиб ходил учиться в село Кюрег Табасаранского района к Магомеду. Среди табасаранцев Магомед считался лучшим знатоком арабского языка.
В селе нет участников Гражданской войны. Первым учителем был Урцмиханов Гасратали, который переселился в село Цанак.
Первые учителя, которые работали в селе, — это Урцмиханов Бедирхан — Раджаб (из села Юхари-Ярак); Алиев Шамсудин (с. Кондик); Раджабов Гаджи керим (с. Урга).
Школа была открыта в 1934 году. До войны в селе насчитывалось 19 хозяйств. В селе нет семьи, которой не коснулась бы Великая Отечественная война.
Вот имена участников Великой Отечественной войны, отдавших свои жизни за Родину: Адамов Гаджирамазан, Гасратов Гамид, Джумалиев Магомедаги, Рамазанов Халил, Раджабов Халид, Тагиров Султан, Таибов Рашид, Умаров Гаджиаги, Ярагиев Малаги, Гаджиахмедов Гаджиумар, Магомеда лиев Гаджитагир, Магомедалиев Гаджиали.
Вернулись домой с победой Шихов Гаджикерим, Джумалиев Беглер, Тагиров Абдулкерим.
В настоящее время в селе двадцать одно хозяйство. Почти все дома новые. Крыши покрыты железом и шифером.
Многие годы председателем Ляхлинского сельского Совета и председателем колхоза «Большевик» работал Шихов Мирзабала. В районных учреждениях работали Шихов Гаджикерим, Магомедов Казимагомед. Магомедов К. Г. в настоящее время работает главой Ляхлинской сельской администрации. На Северном флоте служит Ибрагимов Низамудин — капитан первого ранга, специалист по атомным установкам.
Родом из селения Уртиль поэт Таибов Гаджимурад, который является членом Союза писателей Российской Федерации. Он выпустил несколько сборников стихов на табасаранском и русском языках. После окончания начальной школы учащиеся с 5 класса посещают Ляхлинскую СШ. В селе есть следующие учреждения: начальная школа, медпункт, ковровый цех, библиотека.
Комментарии