Старинное кумыкское селение Яхсай возникло на благодатной земле Терско-Сулакской равнины и внесло большой вклад в развитие экономики и культуры края. Воевода городка Терки Головин в письме в Посольский Приказ от 1615 года сообщает о том, что он встретил кумыкских князей и мурз, прибывающих на переговоры, на реке «Оксай».
Он также поясняет, что «на берегу Оксая расположены кабаки Солтанмута мурзы». Один из этих кабаков впоследствии стал «аталык» - вотчиной младшего сына Солтанмута мурзы Алибека и назван «Яхсай». Это название утвердилось за этим кабаком-селением после того, как его окрестности были освобождены от калмыцких пришельцев, захвативших земли ногайцев, кабардинцев, тюменских кумыков. Появление Яхсая, как населенного пункта, связано с деятельностью великого правителя «бийлика Эндирей», сардара Солтанмута и его сына Алибека.
В сороковых годах XVII века уллубий Эндирея Солтанмут выделил одному из своих младших сыновей Алибеку земельный надел в среднем течении реки Аксай. Спустя несколько лет после смерти отца, сын, примерно в 1651 году, поселился в кабаках у реки Аксай и один из них избрал резиденцией - башгент и дал ему название реки Аксай, на правом берегу которой в тугае он и был расположен. Кабак, названный по имени реки, быстро перерос в городок, укрепился экономически и приобрел политическое значение, как центр нового феодального государственного образования - Яхсай бийлик.
Его существование продолжалось около 200 лет. Им правили феодальные владетели - бии, потомки Солтанмута и старший владетель носил титул «уллубий». Здесь соприкасались военные интересы не только тюрок-осман, крымских татар, иранских кызылбашей, но и русских и их северокавказских подданных. Кумыкское селение быстро вступило в торговые сношения с укрепленными русскими городками Терки и Сунжино, а также со станицами терских и Сунженских казаков. При Петре I повышается интерес к крепости Терки. Русское правительство ее укрепляет, из Астрахани посылает дополнительные ратные силы. В 1711 году русский царь Петр I направляет в городок Терки князя А. Бековича-Черкасского, что бы он «вошел в сношения с кумыцкими» феодальными владетелями, прежде всего, с уллубием Яхсая. За время пребывания в Терках, князь Бекович-Черкасский встречался с влиятельными феодалами и уллубием Яхсая, узнал об их благосклонном отношении к России. в 1804 году в Аксае было 500 хозяйств, а в 1812 году число их достигло до 800. Аксай превратился в крупный торговый центр, базар которого привлекал много «соседственных чеченцев». В начале XIX века Яхсай достигает заметных успехов в развитии земледелия и скотоводства и особенно торговли.
Это феодальное владение становится экономически мощнее Эндирейского бийлика, и оказывается в преддверии военных событий по причине усиления колониальной политики царизма на Кавказе, при императоре Александре I. Направленный им на Кавказ в 1816 году для его усмирения, генерал-лейтенант А.П. Ермолов установил связь с известным в то время старшим князем-уллубием Яхсая Уцмиевым Мусой Хасаевичем. Он бывал в его доме. Они оба знакомы еще со времени похода генерала Зубова в Персию в 1796 году, в составе корпуса которого находился тогда капитан Ермолов, присоединился к ним поручик Уцмиев Муса. Сыновья известных яхсайских феодалов-биев шли на государственную службу, выдвигались на должности, заслуживали офицерские звания, служили в полках Кавказской линии и искали защиты со стороны Командования русской армии.
Из-за постоянных набегов чеченцев село решили перенести на равнину. Место для Нового Яхсая было намечено самим генерал-лейтенантом А. П. Ермоловым на правом берегу реки Аксай, там, где было старинное кумыкское селение Ташгечив - Каменный брод. По ходу строительства села многие крестьяне начали селиться в Новом Яхсае. Быстро появились очертания прямых улиц и площадей, в отличие от узких и кривых улиц старого Яхсая. Благонамеренные люди одобрили выбор местожительства. Во второй половине XIX века Яхсай уже вошел в орбиту капиталистических отношений, которые набирали рост в России. Эти отношения проявились, прежде всего, в виде двусторонней, обоюдовыгодной торговли. На селе с натуральным феодальным хозяйством появился слой мелких торговцев. Они открывали магазины и ларьки для реализации промышленных товаров, привозимых из России.
В каждый четверг и пятницу в Яхсае действовал большой базар. Временами проводились ярмарки. Сюда стали приезжать крестьяне из других кумыкских селений для продажи зерна, скота. В 1887 году впервые в истории этого кумыкского селения здесь проводится государственная перепись населения. По ней, в Яхсае насчитывается 1182 двора, где проживает 6610 человек. Из них крестьян - 6.200, биев и чанка - 135, ремесленников - 216, духовенство - 39. В Яхсае в те годы проживало 758 жувут (евреи), 131 лудильщиков (лакцы), 23 мичыгыш (чеченцы). Магазинов - ларьков (путкалар) было 50, мельниц - 11, мечетей - 10. Яхсайцы из крепких спиртных напитков выпивали водку, жапа, муселлес. В 1887 году в Яхсае продано 340 ведер водки, 500 ведер жапа, 270 ведер чача. В начале XX века Яхсай вышел на уровень небольшого городка с почти европеизированной культурой, со своей интеллигенцией. Просветительские идеи приобретают смысл пролетарской революции и наиболее подготовленные революционеры издают журнал «Танг Чолпан», где печатаются стихи и корреспонденции, призывающие земледельца к свободе, к борьбе против эксплуатации. И сегодня село Аксай с его легендарной историей остается в центре внимания дагестанских и российских историков.
Комментарии