Селение Шитлиб Гунибского района расположено в центральной части Нагорного Дагестана на высоте 1820 м над уровнем моря, в 32 км от районного центра Гуниб и в 180 км от столицы Дагестана,на границе между Гунибским и Лакским районами. Шитлибские земли граничат с владениями селений Мегеб, Согратль, Шангода и селения Палисма Лакского района.

Местность Шитлиба необыкновенно красивая, поэтичная и живописная со свойственной ей удивительной контрастностью природы. Нагромождения каменных вершин, сверкающие в лучах солнца вдали на горизонте Кавказского хребта, мрачные пропасти и ущелья, сочная зелень субальпийских лугов на плато Гуниба и Турчидага создают фантастическую картину. В окрестностях много полезных трав. Особую ценность представляет целебная вода.

О происхождении шитлибцев существует несколько легенд. Но суть всех их сводится к одному: шитлибцы являются переселенцами из селения Согратль, расположенного в 8 км от села Шитлиб. По рассказам предков согратлинцев и шитлибцев, в очень далекие времена на высокую скалу посылали самых ловких, мужественных горцев, чтобы они извещали о надвигающейся опасности завоевателей. На башне, установленной на скале, жгли костры и били в барабаны в случае появления в окрестностях подозрительных людей. Со временем охранный отряд на высоте снежных вершин отрогов Кавказа осел, образовав свой аул, который ныне и называется Шитлиб.

Слово «шитлиб» состоит из двух слов – «шит» и «либ». В целом слово «шитлиб» означает «крепость или укрепление на горе». Возле древнего села Шитлиб был расположен небольшой пруд, поэтому возможна и другая версия, к примеру, – крепость на берегу пруда - «шванух».

Старики утверждают, что в окрестностях селения, при строительстве автомобильной дороги, находили могилы с сохранившимися надписями. Надписи были на персидском языке. Старики же говорили, что в окрестностях села находили могилы также неверных (капур). Исходя из этих легенд, можно сказать, что возникновение селения Шитлиб относится к доисламскому периоду.

Существует легенда, что селение Шитлиб было сожжено три раза и восстановлено вновь. Вокруг селения были густые леса, где водились медведи, волки и другие звери, которые нападали на скот и представляли опасность для жителей села, поэтому леса на большой площади вокруг селения также были сожжены.

В истории Андалал было немало значительных событий, прославивших горцев. К ним относится и борьба с Надир-Шахом.

12 сентября 1741 года Надир-Шах начал наступление на Аварию. Идя от Кумуха на Андалалские земли, через Турчидагский перевал он устроил свою ставку на вершине горы Чалда-Меэр. Рассказывают, что вся равнина на горе была усеяна палатками, а в середине виднелась шелковая палатка, над которой колыхалось знамя персидского владыки. Сигналом к началу боя послужило, наверное, сожжение иранцами селений Шитлиб, Мегеб и Обох. Есть сведения, что территория селения Шитлиб была усеяна палатками белого цвета. Считается, что местом основного боя, решившего исход битвы с Надиром, стала Хицибская долина; предварительные бои шли в селениях Мегеб, Шитлиб, Обох, Бухты и др., где горцами были уничтожены многочисленные отряды войск противника. Особенно большие потери шах понес у селений Мегеб, Обох, Шитлиб. Достоверно известно, что войска Надира сожгли селение Шитлиб. Шитлибцы мужественно боролись против вражеских захватчиков и совершали героические подвиги.
Шитлибцы принимали участие в Кавказской войне. Во времена Шамиля здесь не утихали кровопролитные стычки, ограбления, налеты из-за того, что они соседствуют с Казикумухом, бывшем в подчинении имамата. Население селения Шитлиб было в подчинении у согратлинских и казикумухских правителей.

До 1933 года Шитлиб, Шангода, Кагерчи, Палисма входили в состав Палисминского сельсовета Лакского района в Объединенный животноводческий колхоз «Красный чабан». В 1937 году был организован колхоз им. Карла Маркса.

Постепенно коллективное хозяйство оказало положительное влияние на сознание крестьян, убедило их в преимуществе коллективного труда. Правда, в колхозе не было ни техники, ни специалистов, ни клуба, ни библиотеки, ни медицинского пункта. Единственным очагом культуры была начальная школа.

В 1951 году колхоз имени Карла Маркса селения Шитлиб объединили с колхозом имени Серго селения Шангода, а 7 июня 1964 года Шитлиб и Шангода - преобразованы в самостоятельный Шагодинско-Шитлибский сельсовет. В объединенном колхозе Серго насчитывалось около 160 хозяйств с населением 503 человека, поголовье крупного рогатого скота составляло 475 голов и мелкого - 6600 голов.
В селении Шитлиб в настоящее время находится 15 хозяйств, около 30 человек и многие из них пожилые люди.

С 1980 года многие шитлибцы переехали жить на земли прикутанного хозяйства Кумторкалинского района в 30 км от центра Махачкалы. Здесь построено более 150 домов, школа, клуб культуры, мечеть.

Академик Омаров Ш.М., зав.кафедрой фармакологии Дагмедакадемии

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля