Краткие историко-этнографические сведения об ауле Салта

Многие исследователи считают Салта —ремесленным и кустарным центром. Так Хашаев Х-М.О. пишет, что «… еще задолго до XIX в. в Дагестане выделялись ремесленные и кустарные центры (Кубачи, Амузги, Унцукуль, Анди, Балхар, Салта и др.)», «где производство было направлено не столько на удовлетворение собственных нужд, сколько на рынок». Магомедов Р.М. пишет, что «…торговыми пунктами в Дагестане являлись: Дербент, Тарки, Кубачи, Аксай, Кумух, Акуша, Цудахар, Хунзах, Кадар и Салта …». Все эти торговые центры были связаны между собой целой сетью дорог и троп. Между ними даже установилась с давних пор определенная очередность сбора на базар.

Как мы уже знаем в первой половине XIX века на территории Северо-Восточного Кавказа происходили бурные исторические события, полностью повлиявшие на дальнейший ход истории народов Северо-Восточного Кавказа — народно-освободительная борьба горцев Северо-Восточного Кавказа 20-50-х годов XIX в. Не остались в стороне от этих событий и жители селения Салта.

Вплоть до начала 40-х гг. Салта занимала нейтральную позицию. Лишь только в конце 30-х —начале 40-х гг. салтинцы стали выражать неприязнь к колониальным войскам.

Уже в 1844 г. Салта становится одним из опорных пунктов мюридизма.

Не было покоя салтинцам и после разрушения Салтов. Колониальные власти не разрешали селиться салтинцам в Салтах. Царская администрация боялась, что в случае восстановления сел. Салта, оно может снова стать опорным пунктом Шамиля. Поэтому любое оживление Салтов быстро подавлялось войсками.

Сведения об административно-территориальном положении Салта, мы узнаем из «Перечня сельских обществ Даргинского округа, образованных по положению о сельских обществах Дагестанской области 1868 г.», где говорится, что аварское селение Салта входило в состав Цудахарского союза.

Согласно переписи населения, произведенной в 1886 году, в Салта насчитывалось 248 хозяйств, проживало 982 человека, из них мужчин —452, женщин —530. Вакуфных земель — 3 десятины, количество земли в десятинах — 808.

Селению принадлежала в этот период земля, которая по расчетам должна была дать около 10 тыс. сахI зерна (1 сахI —3 кг) или согласно переписи около 950 фунтов. Земли поливной — 211 десятин, неполивной — 19, под общественным xlаримом — 279, всего земли в общественном пользовании — 509 десятин. Всего на каждый дoм приходилось общественной земли — 2 десятины. Из этой земли: пахотная орошаемая земля, —рассчитанная на 355 сахI зерна (иначе говоря, как сказано в переписи, 34 фунта); пахотная неорошаемая земля, —рассчитанная на 4010 сахI (или 390 фунтов) и общественные земли, —рассчитанные на 5303 сахI (около 510 фунтов).

Земледелие для салтинцев в этот период оставалось ведущей отраслью хозяйственной деятельности. Среди горных сел Салта являлось одним из сел, где собирали зерно в большом количестве, и его хватало не только для прокормления своего населения, но и для обмена и продажи. Иногда урожай зерна доходил до 12-13 тонн. Основными зерновыми культурами, которые возделывались жителями села, были кукуруза, ячмень, пшеница, рожь, просо, овес.

В ауле имелось 15 мельниц, построенных на берегу реки. На эти мельницы приходили люди и с окрестных сел.

Развито было также у салтинцев и скотоводство. Если дать общие числовые показатели, то это будет выглядеть так: мелкий рогатый скот —3031 голов, крупный рогатый скот —389 голов, лошадей —113 голов, ослов —286 голов, коз — 29 и мулов — 113. Из этих показателей можно сделать некоторые выводы. Так, судя по общему количеству лошадей, можно сказать, что почти каждый второй сельчанин имел в хозяйстве лошадь. Наличие лошадей в хозяйстве было своеобразным показателем состоятельности.

Не последнее место в хозяйстве салтинцев принадлежало домашним промыслам и ремеслам. Развито было в селении и плотничество, а также резьба по дереву. Так, например, по словам Козубского Е.И.: «…в Салтах, выделываются особенно изящные (с горской точки зрения) подставки для соли, ложек и т.п., вешающиеся на стену (гlучlалтlам) —по-аварски, (куслъ-анкъ) —по-даргински, (кашикъ-салаганъ) — по-кумыкски». Также в селение Салта местные мастерицы изготовляли узорную войлочную обувь (занглал) и чувяки из сыромятой кожи (мачуял).

Одним из главных видов промыслов у салтинцев была обработка кожи (дабагъ). Как мы знаем, кожу используют для изготовления шуб, обуви, головных уборов и т.д. Овечьи шкуры обрабатывались для шуб и головных уборов, козьи и бычьи —для обуви. В Салта обработкой кожи в конце XIX в. занимались около 25-ти хозяйств.

Активные двусторонние торговые связи поддерживали салтинцы с жителями соседних районов: аварцами, даргинцами, лакцами и др. Так, например, салтинцы и кудалинцы доставляли в Цудахар мясо и шерсть, фасоль и кукурузу.

Каждую пятницу в  Салта  на  базар  собирались  люди  с  окрестных  сел. Торговлю вели по нескольким дорогам. Одна из них была проложена в 60-х гг. XIX в. Эта дорога протяженностью 144 версты шла из Гуниба и через Салтинский мост —Хаджал-Махи —Леваши —Темир-Хан-Шура —Порт-Петровск. Булатова А.Г. в своей работе «Лакцы» описывает дорогу, дававшую возможность самым отдаленным аварским селениям иметь связи с лакцами, с кумухским базаром: «Кумух —Чох —затем дорога проходила под Гунибом через Салтa —Гидатль —Ахвах —Цунта —Бежтинский   хребет в грузинское село Бажан.

В «Отчёте о состоянии Дагестанской области за 1861г.»  записано, что: «…сооружены мосты, один на Кара—Койсу у сел. Новых Салтов из соснового, по системе Шпренгеля, другой горской постройки, на этой же речке, возле Гунибского подъёма, устроен вместо прежнего, снесенного водою…».

Самим салтинцам лишь только в 1869 году, спустя 22 года после штурма и полного разрушения Салтов, разрешили снова вернуться в село. В это же время, осуществляя указания царя, у горцев отбирали лучшие земли под строительство военных объектов. В Салтах также была построена крепость. А ведь крепости строили в этот период лишь в крупных населенных пунктах или на важнейших, стратегических направлениях. Подобные же крепости были воздвигнуты в Ахтах, Дербенте, на Самуре, в Маджалисе, Порт-Петровске, Чирюрте, Хасавюрте, Темир-Хан-Шуре, Чиркее и т.д.

В конце XIX —начале ХХ веков салтинцы стали выезжать в промышленные города Кавказа и нефтепромыслы города Баку.

В 1899-1901 годах в селе построили большую Джума-мечеть. Ее отстроили всем селом.

Также сельчане участвовали и в первой мировой войне (1914-1917 гг.). Это Рамазанов Мирза, Алиев Гитинав, Магомед сын Омара, Магома сын Урхъумалъул, Али сын Варанги и другие.

В селении Салта все сельчане подчинялись старшине (бегаулу), который выбирался общим собранием села, руководствуясь сводом законов утвержденным Джамаатом.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля