Поделиться
15 Июн 2012 г.
К мечети примыкает более поздняя пристройка XIX в. с минаретом. В кладке одной из ее стен известен камень со знаменитой аваро-арабской надписью без даты, которую Т.М. Айтберов относит к XII-XIV вв. (правда В.О. Бобровников оспаривает эту точку зрения, датируя его XVIII-XIX вв.). В кладке другой стены широко использован старинный резной камень (с розетками «солнцеворота», «елочками», «гугби», двойными свастикоспиралями, крестами, петрографикой, лабиринтом).
По всей видимости, здесь были использованы и орнаментированные камни из известного дома Ачанилау Магомеда, построенного в 1663-1673 гг. (памятник архитектуры, охраняемый законом, был разобран местными властями в 1964 г.). По всей видимости, сам Ачанилау в свое время использовал камень из других, более ранних построек, возможно, и кородинской церкви. Еще в 1887 г. А. Роинашвили писал о том, что «…в с. Корода уцелел фундамент церкви, название ее Килис-кала, что означает в переводе Церковная крепость и фундамент доказывает, что она была христианская».
Последний раз я была здесь четыре года назад, но и тогда сердце тоскливо сжималось при виде «реставрационных работ» (читай – варварских), выполненных местными жителями. Шокирует, как выполнен козырек перед мечетью: вдоль всей стены пробуравлены и вмонтированы железные конструкции, прямо по тонкому резному камню… Старинные мечетские двустворчатые двери, из дерева, еще добротные (как и все в старину), с четырмя массивными кованными кольцами – традиционными в горах «дверными ручками», большими и маленькими, были сняты и заброшены в школьный музей. Вместо них поставлены неряшливые, по низу с грязными расплывчатыми разводами впитанной воды, с неумелыми попытками орнаментировать ее и местами небрежно закрашенных, точнее – недокрашенных серебрянкой. Зачем?!
В этот приезд я обнаружила, что двери лучше не стали (так же недокрашены), но уже были зачернены и покрыты лаком резные камни, обрамляющие вход в мечеть… С одной стороны перед мечетью расширили и укрепили площадку (в общем, в горах – дело обычное), в два разноуровневых высоких яруса – и оградили их пошлыми балясинами в стиле «из графского замка». Подозреваю, они скоро еще и побелят их… Из мечети выбросили во двор уникальную старинную белокаменную купель из цельного блока (издревле сельчане пользовались водою из нее для омовения). Сейчас она лежит на улице, заваленная сверху какой то металлической цистерной… А эти пластиковые окна (их, кстати, уже на кладбищенских зияратах ставят)?.. Поставить то поставили, но никому почему то нет дела до неряшливо пузырящейся пеной изо всех щелей ржавой желтизной и защитных липких лент на них, с синими буквами, таких нелепых на фоне старинной мечети.
Я понимаю, что реставраторы и «от государства» и «и от народа» хотели как лучше, но что получилось на самом деле?.. Что все это, если не «умышленное уничтожение, разрушение или повреждение памятников истории и культуры» (ст. 214 Уголовного кодекса РФ «Вандализм») ? В Англии вот вандалами принято считать тех, кто «намеренно или вследствие невежества разрушает собственность, принадлежащую другому лицу или обществу».
Так что мы имеем в случае с Датунской церковью и Кородинской мечетью — «намеренно» или «вследствие невежества»?…
PS. Мой спутник, сотрудник телеканала Russia Today, выходя из Датунской церкви, сказал: «Да это просто Pussy Riot, а не реставраторы»).
https://blog.welcomedagestan.ru/dagestan/shamilskij/datuna/datunskaya-tserkov-svidetel-istorii-ili-zhertva-prestupleniya/
Поделиться
15 Июн 2012 г.
Кьилимег1ералде керен бусараб Гъунибмег1ералде гьумер кьун ч1араб Кьурул сирт1аз сверун кверде босараб Къорода – дир росу, дир рек1ел...
Фев 2019 г.
Перед этим: https://blog.welcomedagestan.ru/dagestan/gunibskij/gunib/samyj-krasivyj-rajon-dagestana-saltinskij-vodopad-v-oktyabre-gunib/ Переночевали в этот раз не в машине. Вчера вечером, несмотря на...
Фев 2019 г.
Эти полуразвалившиеся горские сакли на груди величественных вершин Кавказа смотрятся жалкими осколками прошлого наших народов. Когда-то в...
Авг 2018 г.
Автор: Елена Гриценко Единственная жительница древнего села стала местной достопримечательностью. Несмотря на почтенный возраст, Патимат...
Дек 2017 г.
На снимке Шамиля Шангереева — бабушка Патимат. Село Кьорда Росо (в переводе с аварского означает «На обрыве») все еще живо только благодаря...
Июл 2015 г.
Комментарии к статье