История, культура и личности селения Корода

Автор: Абакарова Салимат Касумовна

В Дагестане немало известных сел, которые выдали многих знаменитых исторических личностей: Гимри, Чох, Гоцатль, Цада, Кубачи. К ним также можно отнести и селение Корода. Фактически селение Корода считают одним из самых старых сел в Дагестане. Во время Имамата Шамиля, Корода входила в состав Гунибского округа, Куядинского наибства, куда также входили Гергебиль, Гонода, Дарада, Кикуни, Куяда, Мари, Хвартикуни, Хиндах, Хотох. Во время кавказской войны в селении Корода был избран вторым имамом Гамзат — бек. Среди выдающихся личностей села есть такие как личный врач Имама Шамиля — Кебед хаджияв Старший, Устар тариката Абдул Гапур, молодой писатель Багатар Гаджиев. По величине село можно присоединить к прославленным аулам соседнего Андалала – Ругудже, Чоху и Согратлю. Это столица менее известного общества кулал. После событий 20-х годов ХХ века Гунибский округ был превращен в район. В настоящее время село Корода является одним из населенных пунктов Гунибского района1.

История селения Корода

Корода один из самых древних аулов Дагестана. Аул построен на месте слияния двух горных ручьев – местное население называет их реками. Это одно из самых низко расположенных аварских селений. Согласно источникам село Корода состоял из 13 хуторов: Кикиросу, Урта, Коржиб, Хебта, Килкилболод и другие. Но на самом деле было 7 селений, которые располагались вдали друг от друга, в горах. Жить вдали было очень трудно, так как со стороны на них совершали набеги. Согласно другой легенде в горах были большие змеи, которые не давали людям покоя.

На горе Урта жил один человек по имени Кура, он истребил всех змей. Чтобы змеи больше им не вредили, Кура уговорил всех перебраться вниз и поселиться вместе. Несколько добровольцев пошли искать подходящее место для создания села и оно было найдено посреди четырех рек: Хебта, Урта, Куяда, Хасачиб, которые сливаются и образуют две реки1.

Село расположено между двумя горами Гуниб и Седло. Строение будущего села началось на обрывистой горе пятнадцатиметровой высоты с одной единственной тропинкой. Так появилось село Корода. В переводе с аварского Корода (Къорода) «къор» означает ловушка.

Кородинцы в основном выращивали ячмень, кукурузу, фасоль, пшеницу, виноград, сушили курагу. Ничего кородинцам не приходилось покупать, а наоборот приезжали к ним за продуктами. Обо всем этом можно узнать в работе Костенецкого Я. И. «Записки об аварской экспедиции на Кавказе в 1837 году». «Версты через три от входа в ущелье находится довольно большая деревня Корода, в которой сакли в два и три этажа тянутся в одну линию над дорогою и, будучи обращены к ней галереями делают хороший вид. Жаль только, что все они, будучи сложены из шифера, мрачны и как бы неопрятны. Посреди деревни находится треугольная мечеть, на переднем углу которой, выдавшимся к дороге, возвышается очень красивая, тонкая, круглая, наподобие каланчи башенка, чего я не видал ни в одной лезгинской деревне, где обыкновенно мечети почти ничем не отличаются от прочих саклей. Деревня эта принадлежит обществу андалальцев. Впереди ее и за нею простираются версты на четыре прекрасные сады и поля с пшеницей и кукурузой. Абрикосы были уже в полной зрелости, и жители даже даром давали их нам. Особенно превосходны абрикосы с миндальною внутри косточкой, которые составляют другой род от обыкновенных абрикосов.

Несмотря на то, что я уже, пригляделся к атлетическим формам лезгин, здешние жители в особенности поразили меня своим ростом и дородством: в сравнении с ними мы казались просто пигмеями. Они толпами нас окружали и продавали чуреки, яйца, сыр, куриц, и прочее, и иногда я долго заглядывался на какую-нибудь группу этих горцев, где-нибудь, на бугре стоящую. С косматою черною буркой на одном плече, в высокой шапке, в длинным ружьем в руках, кинжалом и пистолетом за поясом, и ко всему этому круглая черная борода, нависшие брови, орлиный нос и аварские глаза: это просто бандиты, перед которыми испанские или итальянские разбойники показались бы мальчишками, и я уверен, что в цветущие времена мелодрамы такая группа, выведенная на сцену, произвела бы самый убийственный эффект.

Почва земли в этом ущелье очень плодородна, что доказывалось превосходно растущим на полях хлебом. Шиферные горы покрыты черноземом и испещрены ручейками. Вода на каждом шагу, и во многих местах земли на косогорах трясется под ногами, как на болоте. Дорога по ущелью еще была сносна, и только огромные валяющиеся на дне камни и беспрестанно вьющиеся потоки делали ее несколько затруднительною для нас»2. В старину это село называли «вторым Анжи». Местное население занималось кожевным делом, ковроткачеством. Свою продукцию они вывозили за пределы республики.

Корода богата полезными ископаемыми. Здесь добывают асцит, поваренную соль, один из видов каменного угля. В двух километрах от села находятся лечебная минеральная вода, содержащая сероводород.  В начале ХХ века в этом селе функционировали консервный завод, винный завод3.

Согласно автору книги «Кавказские горцы» в селении было много богатых людей, хозяйство которых составляло 4500 единиц мелкого рогатого скота, 1519 – крупного рогатого скота, 240 лошадей, 430 ослов4.

В 1475 году кородинцы приняли илам. В это время было построено пять мечетей. К 1770 году была построена главная мечеть с минаретом.

В село приходили учиться грамматике, истории ислама и арабскому языку такие выдающиеся личности как имам Шамиль, его личный секретарь Магомедтагир аль-Карахи. В 1833 году в этой мечети был избран второй имам Дагестана Гамзат-бек.

Как у всех народов, у местных жителей были свои законы (адаты). Вот некоторые из них: Сборник адатов Куядинского наибства

Статья 1. Убийство

— Убийца выходит в канлы, удаляясь из своей деревни, пока родственники убитого не изъявят согласия на примирение. Если во время нахождения в канлы убийца будет убит одним из родственников убитого, то последний никакому наказанию не подвергается и тем прекращается кровное мщение; по совершении преступления с убийцы взыскивается 100 рублей — родственникам убитого и штраф 20 руб

Статья 2. Ранение

— Тот человек, который нанес рану, обязан пригласить лекаря, доставить необходимое для лечения раны, содержать раненого и лекаря до выздоровления. После лечения он должен уплатить за рану по определению лекаря и угостить раненого с родственниками для примирения. Штраф — 10 рублей.

Статья 3. Обнажение кинжала и вообще холодного оружия

— Взыскивается штраф — 5 рублей серебром.

Статья 5. Воровство

— Если украденная вещь найдена у вора, то с виновного взыскивается стоимость украденного и 10 руб. штрафа. Если вор только заподозрен, то хозяин с двумя родственниками обязан принять присягу и тогда только с обвиняемого взыскивается вышеобъявленное5.

Достопримечательности

«Тёмное ущелье»

В череде природных памятников Дагестана, особое место занимает кородинское «Тёмное ущелье». Представьте себе гору высотою 400—450 метров, разрезанную, как острой бритвой, с вершины до основания.

Здесь много веков назад образовалась узкая трещина— коридор длиной 395 метров и шириной немногим более 2-х метров. Стены скал где-то наверху делают несколько изгибов. Поэтому, когда идешь по дну ущелья, над головой во многих местах неба не видно. В теснине даже в полдень стоит полумрак. Недаром аварцы называют ее «Бецъ кварили», что значит «Темное ущелье» или «Слепое ущелье».    Есть у этого места и еще одно   название — «Карадахское   ущелье» — по   имени аула, который расположен поблизости.

Каким-то чудом в трещине на большой высоте застряли три камня весом в несколько десятков тонн каждый. И путнику, идущему по ущелью, делается немного не по себе: впечатление такое, что глыбы вот-вот рухнут на голову.

По дну теснины бежит безобидный ручей. Как только в горах начинаются дожди, он превращается в мощный поток. Вода поднимается в узкой теснине более чем на два метра, и тогда не сдобровать даже конному, застигнутому здесь непогодой.

Кроме того, по дороге к Карадахскому ущелью встречаются еще 4 узких скальных коридора. Первый протяженностью примерно 95 метров, второй — 29 метров, третий — 36 метров и четвертый, непосредственно перед ущельем,— 17 метров.

Многие путешественники справедливо называют это место чудом природы. Путешественник Евгений Марков, побывавший в Карадахском ущелье в 90-х годах XIX века, заметил, что лишь в Рионской долине швейцарского Валлиса можно увидеть подобную красоту.

Ущелье привлекает человека не только как диковинка природы. После пленения Шамиля солдаты до­бывали здесь горючий сланец для гарнизона, стоявшего в Гунибе. На ишаках и подводах в Карадахское предмостное укрепление, что на Аварском Койсу, ежегодно доставляли до 80 тыс. пудов топлива, добытого в ущелье.

Между прочим, сланец, сгорая, распространял отвратительный запах. И как писал побывавший здесь 100 лет назад путешественник Н. Воронов: «От удушливости его немало уже пострадало гунибских кашеваров и хлебопеков, и только заведенные особого устройства печи с сильною тягою устраняют весь вред».

В первые же дни работы солдаты, которые добывали топливо, обратили внимание на одного старика-горца. Вел он себя странным образом.

Время от времени по деревянным кольям, забитым в гладкую, отвесную стену ущелья, старик взбирался на высоту более 40 метров. Там он возился у отверстия в скале, а затем уходил домой, что-то унося в кувшине. Однажды солдаты остановили горца и вот что они узнали. Оказывается, старик лазил на скалу за медом диких пчел.

Рассказывают, что «после этого разговора горец стал замечать: меда становится все меньше и меньше: Старик расстроился. Ведь его добычей кормилась большая семья. Других источников существования у него не было. Горец думал, что мед крадут солдаты, которым он доверчиво раскрыл свою тайну.

Решив подкараулить вора, однажды старик устроил засаду. И действительно, поздней ночью какой-то человек стал подниматься по скале к пчелам. По такой круче, да еще в темноте мог, конечно, взбираться только тот, кто уже не раз бывал здесь. Подойдя к скале, старик окликнул вора. Тот, испугавшись, потерял равновесие и с большой высоты рухнул прямо к ногам возмущенного горца. Можно себе представить удивление и отчаяние старика, когда в упавшем он узнал своего сына. Юноша умер, и отец перестал навещать скалы».

Прошло 10 лет и у диких пчел объявился новый хозяин.

В  1871 году на Карадахском ущелье побывал Александр II. Ехал сюда он из Верхнего Гуниба через тоннель, пробитый в скалах на высоте 1800 метров.

Зная, что император любит острые ощущения, чиновники — устроители экскурсии по Карадахской теснине, решили раз­влечь своего патрона. И вот, когда царская кавалькада приблизилась к ущелью, вдруг откуда-то с высоты раздался крик. Царь и его свита подняли головы и замерли от удивления. Прямо к ним по отвесной скале с огромной высоты спускался человек. Через некоторое время он уже был внизу, подошел к Александру II и отдал ему кувшин с медом. В благодарность за мёд император подарил хозяину пять золотых монет6. Кто же были эти отважные люди, которые не боялись высоты? Это люди демечинского рода.

Карадахское ущелье по своему географическому расположению является стратегическим пунктом. Отсюда начинается Аваро-Кахетинская дорога протяженностью в 169 км. Во время Кавказской войны было решено построить здесь колесный путь через перевал, связав таким образом Дагестан с Грузией. Начинали строить дорогу трижды — в 1860, 1885 и в 1891 годах.

Но пока суть да дело, по берегу Каспийского моря была проложена железнодорожная колея и об Аваро-Кахетинской дороге забыли.

Когда же началась первая мировая война, о дороге пришлось вспомнить снова. Решено было в случае опасности на турецком фронте именно по этому пути эвакуировать Тифлис.

Около Карадахского ущелья был построен широкий мост через Кара-Койсу. Здесь же для защиты моста возвели Карадахское укрепление — блокгауз с узкими бойницами. Его обычный гарнизон составлял полторы роты пехоты. В стороне от крепости в летнее время разбивал свой лагерь линейный батальон. На зеленой траве сверкали медные пушки. Солдаты в белых рубахах курили коротенькие трубки. По вечерам, собравшись у костров, они часто заводили песни. И эхо разносило далеко вокруг их звонкие голоса.

Свидетели истории

В квартале Гъордагъоркь находится дом, построенный из валунов из двух сообщающихся комнат. В одной комнате баня, другая – молитвенная. По сказаниям это место построил Малахl. Такое же место, но чуть меньше, находится рядом с Ботлихом. Этими строениями Малахl прославился на весь Дагестан.

В местности «За скалой» на огромном круглом камне, находится башня. В этой башне прятались кровники. Башня имеет три этажа, каждая высотой три метра. И поныне в селе пользуются старинной посудой и предметами быта, например у Пагаликъ Гитино Магомедова Магомеднаби дома хранится шкаф-амбар, в котором можно свободно передвигаться.

Удивляет метод его постройки. Фасад амбара разделен на три части. В средней арке двойная дверь, внутри пять отделов. В старинных домах, в каждой комнате имеется камин. В стене, в нише хранилась посуда,. В основном пользовались деревянной куханной утварью7.

Исторические личности

Багатар  Гаджиев – яркая звезда  народа. Родился Багатар Гаджиев в 1951 году в селении Корода. Ёще со школьной скамьи он стал писать стихи и рассказы. Первые шаги в литературе были прозы. Они публиковались на страницах районной газеты «Новый свет».

Впервые его рассказы вышли в сборнике «Живые цветы», когда ему было 22 года. Затем вышли его книги «Моя ласточка на севере», «Ждите меня горы». Работал в газете «Красное знамя».

В 1975 г, в 24 года Багатар удостоился чести быть участником совещания молодых писателей СССР.

Безусловно, сегодня Б. Гаджиев имел бы свое определенное слово и место в дагестанской литературе. Но жаль, что жизнь молодого поэта, писателя оборвалась трагически , когда он служил в рядах советской армии. В возрасте 26 лет он погиб от несчастного случая, оставив молодую жену и дочь.

После смерти Багатара его друг, поэт Хирияев Магомед посвятил ему следующие строки:

Дир рекIел гьудулас гьабураб сагъат,
Сородулеб щайзе килщазукь къалам.
Къаси, гьал тIамчазде тIадеги къулун,
Мун гьедин пашманго щай щурщудулеб?
Гьедин дуца къураб къаламги дунги.
Къваридго гаргалел руго, дир гьдул,
Гьелъ бицунеб буго, мун ватIалъанин,
ТIокIалъ нижеда мун мун дандчIвазе гьечин
Гьагаб балагьалъул чIегIерал куркьбаз
Канлъи дурр къасдазе къотIизабунин.
Гьелъ щурулеб буго, гьал нилъер мугIрул
Мун араб нухдехун цIаруцIахъдулин.
ЦIадакьа бахчулеб чанил буртIги
Чапун холеб бугин хадубги угьдун.
Дирни хьул букIана дурр бурутIалъул
ТIогьиб басандулеб бис лъугьинилан,
Гьелъ меседил лълъарал лъулъазе  гьарун
Зодиса цIвабицин рортизарилин.

 

7 октября 2008 года прошел день памяти Багатара Гаджиева в селении Корода. Среди гостей присутствовавших на мероприятии были: зам. министра по информации и внешним связам РД  З. Ильясов, председатель Союза писателей РД, главный редактор газеты «Истина» А. Камалов, руководители фондов им. Шамиля и Даку Асадулаева и М. Хайбулаев. «За большой вклад в развитие дагестанской литературы» решением районной администрации Кородинской средней школе присуждено имя Б. Гаджиева.

Завещание Кебедгаджи Кородинского

Врач имама Шамиля Кебедгаджи старший родился и вырос в уважаемом Дагестане тухуме. Говорили, что он умел на расстоянии из 12 человек вычислить больного. Однажды по дороге в Хунзах Кебедгаджи встретил семейную пару, которые пожаловались на то, что у жены не проходят сильные головные боли. Кебедгаджи взял в руки снег, так как это было зимой, и приложил ко лбу женщины, и держал до тех пор, пока снег не растаял. Вместе со снегом, который таял, ушли боли. В 1832 г., когда Шамиль, будущий третий имам Дагестана был смертельно ранен и находился в селе Унцукуль, Кебедгаджи спас его от смерти. После этого Кебедгаджи стал лечащим врачом Шамиля.

В 1846-49 годах имам Шамиль открыл госпиталь на кородинских землях, главным лечащим врачом был назначен Кебедгаджи. Он хорошо лечил болезни головы. Однажды у наиба Шамиля в голове застряла пуля, прооперировать его не решился сам Пирогов, а Кебедгаджи успешно справился с операцией. Наиб встал на ноги через месяц. После этого случая Пирогов изъявил желание поближе познакомиться с этим великим дагестанским лекарем.

Он завещал наследникам: «чтобы врачи не при каких обстоятельствах не отказывали больному в помощи». Этот человек оставил после себя трёх сыновей: Магомед, Учум, Муртузали. Дело отца продолжил Магомед, который изучил труды Али Абу, Ибн Сина, изучал лекарственные травы, держал связь с известными целителями разных стран. К нему обращались за помощью даже именитые врачи.

Младший сын Магомеда, названный в честь Кебедгаджи тоже пошел по стопам деда. В годы гражданской войны он открыл у себя дома больницу и каждый день лечил по 10-12 партизан. Но несмотря на его заслуги этот человек был раскулачен. Людей он лечил подпольно, потому что не имел соответствующего образования. Кебедгаджи стал известен за пределами республики8.

У него есть чему учиться молодому поколению, которое имеют высшее образование. Из воспоминаний пациента: «Большой человек он был и по уму, и по поведению, по доброте, по мудрости глубоким и эта глубина ни кем не была отмечена, так как она была безгранична».

Цифры и факты

В  1770 г.       построена мечеть с минаретом.
В 1833 г.        в мечети с. Корода  имамом Дагестана был избран Гамзат бек из Гоцатля.
В 1860-1863 гг. на мосту из ал. Коридора воздвинули крепость.
В 1871 г.        в местности «Бецlкъварилъи» остановился Александр II.
В 1890 г.        у Кородинского моста действовали три почтовых фургона.
В 1900 г.        у Кородинского моста действовал цех виноделия.
В 1907 г.        7 мая в с. Корода родился академик Амирханов Хаибула Ибрагимович.
В 1927 г.        в с. Корода создали ТОЗ – товарищества общего земледелия.
В 1929 г.        в Корода впервые в доме Мусаева Мусал Магомеда открыли трехклассную школу.
В 1932 г.        в Корода построили новую школу.
Список литературы
1. Адаты кавказских горцев. Т.3 // www.prodgi.ru
2. Гаджиев Б. Дагестан в историях и легендах. Махачкала, 1965.
3. Гунибский район // www.wikepidia.ru
4. История Дагестана. Т.4. Махачкала 1967.
5. Кебедов М. Кородинцы ( на авар.яз ). М., 2004.
6. Кавказские горцы. Сборник сведений. Т.3 . Спб.1886.
7. Костенецкий Я.И Записки  об аварской экспедиции на Кавказе 1837 году. Спб. 1851 //

[1] Гунибский район // www.wikepidia.ru
1  Кебедов М. Кородинцы ( на авар.яз ). М., 2004. С. 9
[2] Костенецкий Я.И Записки  об аварской экспедиции на Кавказе 1837 году. Спб. 1851 // www.aul..narod.ru.
[3] История Дагестана. Т.4. Махачкала 1967. С. 158-160
[4] Кавказские горцы. Сборник сведений. Т.3 . Спб.1886. С. 132
[5] Адаты кавказских горцев. Т.3 // www.prodgi.ru
[6]  Гаджиев Б. Дагестан в историях и легендах. Махачкала, 1965. С. 144-150
[7] Кебедов М. Кородинцы ( на авар.яз ). М., 2004. С. 21-22
[8] Кебедов М. Кородинцы ( на авар.яз ). М., 2004. С. 36-42

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля