По словам старейшин села Магомедова Гусейна и Сулейманова Абулханипи, возраст которых был 103-105 лет, Верхнее Инхо основано более 1200 лет тому назад. Основоположниками села, по их словам, были охотники. Здесь раньше был густой непроходимый лес. В лесу водились крупные и мелкие звери: кабаны, лиси, зайцы волки, шакалы и другие дикие животные. Охотники пришли в этот лес на охоту, за дикой живностью. И здесь, в лесу, оны определили удобное место для расположения будущего села. Привлекало их внимание и большое количество родников, с прозрачной водой, которые вместе с горными реками устремлялись в глубокое ущелье.
Охотники решили обосноваться здесь, построить село, так как кругом красивая природа, и есть удобная пахотная земля. Так и сделали. Построили дома, обзавелись хозяйством, стали жить. Но у села не было названия, искали, как назвать. После обильных дождей или таяния снега в горах село заливали потоки воды. Однажды после большого ливня один из жителей сказал: «В жизни не видел места с таким потоками (потоки – по-аварки «иххал»)».
Вот от слова «ихх» и произошло название села Инхо. Тому, что на месте нашего села был густой непроходимый лес свидетельствует и то, что старинных домах есть очень толстые и длинные бревна. Очень трудно предположить, как без использования техники можно было поднять такие мощные бревна на крышу, да и вообще перенести их к строящемуся дому. Иногда, стоя перед такими бревнами, приходят в голову мысли, какими великанами и силачами были наши предки.
Верхнее Инхо расположено на берегу реки Андийского койсу, на пологом месте между двумя ущельями. Вокруг раскинулись сады с фруктовыми деревьями. Здесь растут абрикосы, яблоки, груши, персик, слива, инжир, хурма, тутовник и, конечно, виноград. Со старых времен наши односельчане занимались садоводством. Можно завидовать и трудолюбию, и выносливости наших предков, когда увидят на каких местах они сделали сады. Прямо на скалах, над пропастью, на камнях, таща на спине тонны земли, сделали эти сады, посадили деревья. Чтобы поливать эти деревья, и воду они таскали на спине, потому что воды было очень мало. Земля у нас каменистая, в почве очень много мелкого камня – щебня.
Чтобы земля стала плодородной, на поля таскали навоз, золу, тоже на спине и на ослах. Раньше основным транспортом наших односельчан были ослы.
На ослах возили дрова из леса, сено с сенокоса, урожай из полей, зерно на мельницу. До сих пор сохранились эти густые леса недалеко от нашего села.
В 18 км. от села находиться гора «Ихащо». Там находились основные пахотные земли. Эти поля вспахивали быками. С утра до вечера под палящими лучами солнца за быками ходили наши односельчане-пахари.
Самыми лучшими пахарями были Ахмедов Магомед, Саадоев Омар, Сайгидахмедов Зайирбег. В основном на полях сеяли кукурузу, фасоль, тыкву, сажали картошку. Рассказывали наши односельчане, что эти поля, в то время были очень плодородными. В годы войн, когда народ голодал, наши односельчане не голодали. Из других сел, районов на гору «Ихащо» прихоли люди с золотыми, серебряными вещами, чтобы их обменять на зерно и картошку. На горе «Ихащо» есть и обширные сенокосы. Осенью все сельчане выходили на поле и дружно косили.
Самыми знаменитыми косарями были Абдусаламов Мансур, Саадуев Ахмед, Мусалаев Ахмед. Наши бабушки рассказывают, как они зимой в снегу босиком на спинах таскали это сено в село. До революции в селе были богатые и бедные. Бедные работали на богатых, у которых были большие участки леса, имели сады, огороды, поля. Имущие одевали и кормили бедных. На гору «Ихащо» ходили пешком. А теперь нашу гору «Ихащо» не узнать. Там уже построено более 60 домов, есть электричество, едут туда на машинах. Урожай, сено – все домой возят на машинах. Поля пашут тракторами.
В нашем селе были свои мастера-самоучки. Они изготовливали все, что нужно было односельчанам. Абдулаев Магомед и Султанов Хабиб сшили обувь «чарухъал», Рукиятил Залму и Узайрова Залму сшили одежду, приданое для невесты: матрацы, одеяла, подушки. Курбанди и Саидат ткали из шерсти небольшие салмаги «ургу», хурджины. Магомедов Алиасхаб изготовливал из орехового дерева ложки, половник, тарелки (щурун), из барбариса делал вилки. Насрула делал из прутьев корзины для абрикоса, Абдусаламов Мансур делал из палок ящики для яблок и груш. Магомедов Омарасхаб делал седла для ослов (гъалдибер). Женщины делали удивительные «косы» из винограда и вешали их к потолкам. Виноград в таком виде сохранялся до июня. Это они берегли для детей и больным людям. Даже из соседних сел ходили люди к нашим мастерам.
В нашем селе были и народные лекари. Это Абдулвахид и Асадулаев Магомедгази. Говорят, Абдулвахид знал лекарства от всех болезней. Он использовал для лекарства все: травы, мыло, фрукты, овощи, соль, сметана и многое другое. Магомедов Омарасхаб рассказывал, как Абдулвахид вылечил его ногу: «Я вывихнул ногу. Она распухла и стала синей как чернила. Отец привел Абдулвахида. Он осмотрел мою ногу и велел отцу принести черную черную овчинную шерсть, воду, соль. Намочил шерсть, насыпал туда много соли и крепко перевязал мою ногу, с обеих сторон поставив дощечки. Так оставил 3 дня. После этого снял эту перевязку. Достал пшеничную муку и яйца. Все это долго-долго перемешивал. Потом сделал тонкую лепешку, поставил на больное место, и крепко перевязал. Это называется «шириш».
Как гипс крепко держал мою ногу этот «шириш». Он это оставил до тех пор, пока он сам не упал. Моя нога быстро вылечилась». На гнойные места он клал лекарство под названием «мархIам». Он его изготовливал из хозяйственного мыла и мёда. Это лекарство быстро высасывало гной и рана излечивалась.
Абдулвахид даже делал операции. У него не было наследников, и он не передавал свое мастерство никому. Говорят, он был очень сильным лекарем, но все его знания вместе с ним ушли в могилу.
В основном все дома в селе построены из камня, а межкомнатные перегородки из прутьев. Дома построены без всякого порядка, видимого современному глазу, крыша одного дома являться двором другому. Дома были двухэтажные: на верхних этажах были жилые комнаты, а в нижних — хлев и сарай. Крыши домов были плоские, гладко укутанные землей. На каждой крыше были цилиндрические каменные катки «михир», для укатывания крыш. В таких домах полы были земляные, очаг располагался не вдалеке от стены. У некоторых домов окон вообще не было. Огонь зажигали прямо в этих очагах.
От этого потолки и стены закопчены были дымом. Комнаты были не просторные, потолки низкие, окна очень маленькие, чтобы в комнате сохранилось тепло зимой. Ведь топливом раньше были только дрова и кизяк.
Железных кроватей не было, были деревянные кровати «манги» грубой местной работы. Матрацы наполнялись соломой. Семья спала на «манги», а у кого их не было, спали прямо на полу. Посуда была деревянная, глиняная, иногда эмалированная и медная. Легкую медную посуду приносили из соседнего села Ичичали. Глиняную посуду доставляли из Балхара.
Деревянные, медные тарелки, подносы, тазы развешивали на гвоздиках на стенах. Мебели в жилищах, можно сказать, вообще не было. Было два-три деревянных стула треугольной формы, так называемые «хьванбакI» для гостей, и деревянная кровать – тахта – для главы семьи. Обедали все прямо на полу.
В нашем селе была мельница для раздробления кукурузы в муку на месте «Зоноб». Все жители ходили туда с мешками кукурузы на спине или на осле. Основной едой наших людей были кукурузные хинкалы и кукурузная каша.
По рассказам стариков, жилища освещались деревянными лучинами. Огня высекали из кремния. За огнем ходили друг другу соседи. Если огонь был в одном очаге, этим пользовались все жители. Следующим за лучиной осветительным материалом явилась нефть, которую доставляли в бурдюках из Баку. Нефть наливали в глиняные или медные «чирак». Потом появились спички и керосиновые лампы. А в 1963 году в нашем селе появилось электричество.
Одежда мужчин носила общекавказский характер. На тело надевали рубашку из бязи, поверх неё бешмет (гужгат). Верхним платьем служила черкеска (чухъа), приготовленная из сукна. Обувью служили кожаные чувяки (мачуял). Зимная обувь была из особого вида валенок (буртина хьитал). Гордостью мужчин была овчинная шуба, но не у всех была возможность сшить себе шубу. Брюки тоже шили из местного сукна.
Одежда женщин отличалась от других по покрою и по цвету. Самым главным был головной убор – «чохто». Шили его из нарядной, более дорогой, непрозрачной ткани, наверху с полоской ленты для двух-трехкратного обвода вокруг головы и завязывания в виде узелка, а свисающая на спине часть представляет мешочек, куда складывали косы женщины. В зависимости от длины кос мешочек бывает коротким или длинным, а ширина зависит от длины окружности головы.
Над «чохто» надевали платок, сделанный из бязи. Платки красили в разные цвета. Краски сделали из скорлупы зеленного ореха и из корней цветков. Платья тоже шили из бяза. Для невесты должны были купить специальный платок с бахромой «биццатаб хара». Шаровары тоже шили из бязи, ситца.
Особенно интересными были шаровары «гIебаб тIажу». Верхняя часть у них из простого материала, а нижняя часть из дорогого материала. Снизу каждая часть шароваров должна иметь ширину 1 метр, к ним подшивали бахрому, зарбал. Теперь такая одежда только в сундуках бабушек. Украшениями были серьги из серебра, тяжелые и длинные. Чтобы уши их могли держать, в них вдевали крепкую нитку и через голову обводили эту нитку. А также украшениями были серебряные кольца, браслеты, амулеты и другие изделия.
Для украшения шили жилет «керенсвери», куда пришивали разные монеты, серебряные изделия. Вместо пуговиц – «къадираби».
Наши односельчане всегда придавали большое значение учению, владению исламскими науками. Каждая семья старалась обучить своего ребенка, дать ему арабские знания. В нашем селе было много ученых арабистов: Джабраилхаджи, КIудиявхаджи, Мансур, Дарбищмагомед, Инусдибир, Газимагомед, Щабагилав, Амирдибирхаджи, Алигаджи, ГIабдулхIамид-аффанди. Большое значение для Дагестана сыграло творчество, учение великого поэта, философа, арабиста Алигаджи из Инхо. Это был человек-феномен. У него были энциклопедические знания, глубокий ум, исключительные способности.
Высоко ценили его и ученые того времени, считали «самым ученным из ученых, самым мудрым из мудрых, самым поэтом из поэтов». До сердца доходят, затрагивают все струны души глубокие по смыслу слова Алигаджи, призывающие честно, без подлости прожить жизнь. Он жил как писал, и писал как жил. Алигаджи оставил богатое литературное наследие. Его поэзия – выдающееся явление. Думаю, если бы у Алигаджи не было ничего, кроме стихотворений о седине, и тогда его назвали бы видающимся поэтом.
Наставник и воспитатель людских нравов, он был и в быту для своих окружающих нравственным учителем, своими поступками, наглядными примерами осознанно воспитавших неправых. У Алигаджи мысли и дела не расходились. Всем известен шейх, устар из нашего села ГIабдулх1амид-аффанди. По словам стариков, этот человек был с большой душой. Он был очень добрым, отзывчивым, милосердным, чутким, справедливым и честным человеком. Говорят, он никогда не ел и даже не дотрагивался до харама.
Когда дома не было ничего есть, он отправлял свою жену за крапивой и питался этим. Фрукты из колхозного сада тоже не ел, говорил, что это принадлежит всем даже ребенку внутри утроба матери. Он получил арабские знания от разных шейхов, устазов. Они дали ему ижазу. 21 год он был муршидом. Абдухамид-аффанди из потомков нашего пророка и его характер был похож на характер пророка. Его муршидство совпало с очень трудным временем, когда вели борьбу с исламом. А Абдулхамид-аффанди смело проводил свою работу, принимал мюридов, помогал им.
Он открыл в подвалах города Буйнакска, Хасавюрта медресе, и там учились под его руководством его собственные внуки и другие, которые хотели получить исламские знания. По стопам своего деда шел его внук Ахмедхаджи. Абдулаев Ахмедхаджи, муфтий Дагестана, получил арабские знания под руководством своего деда. Все знают, какую огромную работу он провел и проводит, чтобы в Дагестане был мир, единство, дружба. Он призывает всех, чтобы жили в согласии, не сеяли вражду и раздор между народами. Он несколько раз выступал против терроризма, призывал народ к терпению.
Из нашего небольшого села более 120 человек получили высшее образование, 78 – среднеспециальное , 56 студентов в настоящее время обучаются в ВУЗах республики и за пределами. Из села вышли 10 кандидатов наук, один доктор наук, один народный артист Дагестана, два заслуженных учителей Дагестана, один подполковник, один генерал.
Хабибов Омар Хабибович, кандидат педагогических наук, работал а пединституте деканом. К сожалению, рано ушел из жизни. Хабибов Исадибир Хабибович, кандидат медицинских наук, работал в Алжире. Тоже рано ушел из жизни. Дибиров Магомед Курамагомедович, Доктор биологических наук, работал в Харкове. Тоже рано ушел из жизни. Магомедов Муртазаали Мусалаевич, кандидат медицинских наук, работает главным врачом в Республиканской инфекционной больнице Магомедов Алиасхаб Мусалаевич, кандидат технических наук, работал доцентом кафедры строительного факультета ДГТУ. Магомедов Аслудин Мусалаевич, кандидат экономических наук, работал директором дагестанского регионального филиала ОАО «Россельхозбанка». К сожалению рано ушел из жизни.
Абдулатипов Абдулатип Магомедзагидович, кандидат юридических наук, работал начальником учебной части при МВД РД.
Магомедова Зайнаб Муртазаалиевна, кандидат медицинских наук, работает акушер – гинекологом в роддоме №3 РКБ. Магомедова Пайнусат Алиасхабовна, кандидат технических наук, работает преподавателем ДГТУ. Юсупова Райханат Магомедовна, кандидат педагогических наук, работает завкабинетом аварского языка ДИППК.
Камилова Халипат Магомедбеговна, кандидат педагогических наук, работает ДГПУ.
Многие наши односельчане за свою самоотверженную работу, награждены почетными грамотами, значками отличия, им присвоены почетные профессиональные звания. Абасов Муса Абасович работал в аварском театре, он был любимцем зрителей. Очень обаятельный человек, прекрасно пел, танцевал, исполнял на высоком профессиональном уровне драматической роли. Наши старики говорят, что впервые верхнеинховцы увидели спектакль аварского языка, благодаря ему. Спектакль показывали прямо на годекане. Абасову Мусе присвоены звания «Заслуженный артист Дагестана» и «Народный артист Дагестана».
Магомедова Хабизат Мусалаевна, «Заслуженный учитель Дагестана», призёр президентского гранта, работает заместителем по учебной части В-Инховской СОШ.
Амиродинова Хадижат Магомедсаидовна, «Заслуженный учитель Дагестана», призёр президентского гранта, работает учительнице русского языка и литературы в В-Инховской СОШ.
В школе у нас работают три отличника народного просвещения: Юсупов Магомед Юсупович — директор В-Инховской СОШ, Магомедов Ахмедула Саидович – зам.дир. по внеклассной работе В-Инховской СОШ, Магомедов Магомед Омарасхабович – учитель физики В-Инховской СОШ. Магомедов Али Магомедович – генерал, работал начальником ФСБ города Хасавюрта, был министром внутренних дел Дагестана. Дибиров Магомед Магомедтаминович – подполковник, работал военным комиссаром в Мехельте. Наши односельчане работают по всей республике, занимают ответственные должности и успешно справляются своими обязанностями.
Амиродинов Магомед Магомедсаидович работает председателем рескома профсоюза работников образования и высшей школы. Амиродинов Ахмед Магомедсаидович работает главврачом наркологического диспансера в городе Кизляре. Саадулаев Шараподин работает в Дагсбербанке. Саидов Магомед Сайгиднурович работает заместителем коменданта комендатуры в городе Махачкале. Магомедтаминов Алигаджи Хайбулаевич работает начальником дежурной части кировской РОВД города Махачкалы.
В настоящее время в селе 200 хозяйств, где проживает 520 человек. В селе имеется библиотека, дом культуры.
Комментарии