Автор: Магомед Магомедов
Мехельта основали как село еще в IX-X вв. В то же время распространяется исламская религия. До 1835 года в селении было организовано Южное свободное общество. А в 1835-36 годы было организовано наибство Шамиля. С начала 1860 года Мехельта входит в Андийский округ. После свержения царя и ликвидации наибства, в Дагестане победила Советская власть. С 1929 года Мехельта является центром Гумбетовского района.
У мехельтинцев самая большая территория в районе, обильная растительность в горах, удобные косьбы, пастбища. Наши предки говорили, что на мехельтинских горах паслось более 10 тыс. овец, 5-6 тыс. голов крупного рогатого скота, принадлежавших не только сельчан, но и жителям окрестных сел. В селе очень распространены такие отрасли хозяйства, как животноводство, овцеводство, садоводство, земледелие и пчеловодство.
Официальных записей о моменте возникновения с.Мехельта нет. Но в 1977 году джамаат села с большим размахом отметил 1500-летие Мехельты. За основу были взяты толкование древних религиозных книг, письма Алимов друг другу, сохранившиеся надписи на могильных плитах и другие материалы, собранные учащимися Мехельтинской СОШ и безвременно ушедшими от нас, учителем истории Ухумали Халидовичем и учителем географии Магомедом Абдулаевичем. Момент истины был установлен и благодаря материалам, собранным в свое время, безвременно ушедшим от нас, поэтом Абасом Шейховым.
Имеются несколько доводов по поводу точной даты основания села. Самое первое кладбище села называется «Бакъда хабал» (Кладбище на солнце). Здесь был похоронен человек по имени Харитон. Запись на надгробной плите сделана в 850 году, т.е. 1500 лет тому назад. Это и другие факты, как, например, сохранившиеся записи, выбитые на камнях стен первых домов села, с указанием даты постройки (запись делали ради красоты на арабском языке), передававщиеся из уст в уста, позволяют сделать вывод, что с.Мехельта существует более 1500 лет.
Версий, почему село названо Мехельта, много:
• Согласно записям академика Ланцбера слово «Мехельта» произошло от андийского «миха — солнце, а по аварски солнце — «бакъ», по аварски «бакълъуда» — на солнце, по-андийски «милъилта» — на солнце, по кумыкски «солнечная сторона» — «гумбет». Все слова имеют один и тот же смысл. Возможно, и прав академик Ланцбер. Ведь Гумбетовский район и село Мехельта расположены между горами Салатавии и с.Анди на солнечной стороне.
• Некоторые старики, да и историки говорят, что Мехельта произошло от слово «Малъалда тlад», что в переводе с аварского языка означает «на ногте». В то время, вся территория села и вокруг него, была занята густым лесом. Один пятачок был свободен от леса и находился около скалы в центре села. Он был настолько мал, что из- за его величины сельчане называли это место «малъ» — «ноготь», отсюда и название села Мехельта.
• Иные предполагают, что село получило такое название и само образовалось в результате набегов на Дагестан арабами — завоевателями. Шейх Абулмуслим со своим большим войском сумел объединить маленькое село в одно большое и обвести его изгородью. Собравшийся джамаат стал решать, как же назвать село. Но кто бы, что бы ни предлагал, другие начинали смеяться, и так каждый раз. Тогда кто-то предложил назвать село «релъуда», в переводе означает смех-релъи. Слово больше, чем название Мехельта, выражает характер сельчан. Мехельтинцы — люди, умеющие смеяться, природные шутники и острословы.
Есть легенда о том, что основали Мехельту в свое время три брата — чеченца — охотника: Михи, Ичи, Кила. Со временем два брата разъехались по разным местам. И в их честь села стали называть их именами села: Михи — Мехельта, Кила- Килятль, Ичи — Ичичали. По преданию, эти три брата, будучи на охоте, дошли до местечка Суяби (это название вершины горы напротив села Мехельта) и оттуда как на ладони увидели внизу густой лес, а в его середине небольшое озеро. Они спустились, и первый дом построили здесь. Старики рассказывают также, что в местечке Эшеха издавна строили два тухума, которые из-за кровной мести разъехались, образовав, таким образом, 2 населенных пункта, и что три брата -Михи, Кила и Ича — были выходцами из Эшеха. Другие считают, что здесь раньше было село с названием Эшехаул, где проживали чеченцы. Не поладив с людьми, чеченцы переселились отсюда и осели недалеко от Герзеля.
Также в селении есть и ещё одна легенда связанная с местом Эшеха, и в ней говорится о том что на возвышенности под названием «Алданил щоб», по преданию, зарыт золотой кувшин, и в разные годы предпринимались попытки найти его, но кувшин до сих пор не нашли.
Что же нам помогает узнать историю села? Это прежде всего памятники, записи на камнях. Таких памятников у нас осталось не много, и то, что есть не до конца изучено. Записи на камнях сделаны на арабском языке, это и понятно, потому что несколько сот лет до октябрьской революции арабский язык был литературным языком во всем Дагестане за неимением своей письменности. Такие камни нашли на стенах старых домов на улице «Коночаби». Надписи на этих камнях прочесть точно не удавалось до нынешнего времени, пока ею не заинтересовалась научная экспедиция. Они установили, что записи относятся к 18-19 векам. На одном из камней нарисованы ружье, сабля, стрела и написано «Посвящается сыну Магомеда- Рамазану». Рядом имеются еще 3 камня, где написаны фамилии троих: сын Магомеда Али, сын Магомеда Шабан, сын Мусы Гаджимагомед, которые убиты в 1786 году. Эта цифра говорит нам о том, что эти воины воевали под руководством Шейха Мансура против русской армии Пиера.
По записям на пятом и шестом камнях, мы узнали, что посвящается сыну Мусы Омару, сыну Магомеда Байсулали, которые были убиты на войне в 1796 году. Это должна быть война против отряда графа Зубова.
Запись на 7-м камне посвящена сыну Барихана Али, который был убит на войне в 1813 году. Там написана и притча из десяти строк. Эти события совпадают со стычкой при бегстве грузинского Александра Царевича в Унцукуль.
Также на стене дома Нуцалханова Мирзакади имеется камень, на котором имеются записи, относящиеся к 1770году. Это совпадает с русско-турецкой войной, и эти камни были приготовлены в честь убитых на этой войне. Самый большой интерес вызывает камень, на котором написано в 1851г. «Погиб самый старательный воин, герой из героев, наиб из наибов, поразивший своей храбростью Шамиля».
Но сколько не старались прочесть точно имя этого наиба не смогли, толи — Базбек, толи — Нутбек. Что еще интересно, что все эти записи одной формы, и можно, догадаться, что эта написано одним мастером. На одном из камней нашли подпись «Раб Аллаха Магомед» но ни года, ни фамилии не было. Эти факты нам говорят о том, что наши земляки участвовали в разных войнах. Также несколько сот человек добровольцами уходили на ВОВ.
Наше село Мехельта с 3-х сторон окружают горы, а с другой стороны молодой лес. Дома мехельтинцев образуют красивый полукруг на склоне горы. Здесь много благоустроенных зданий. А через село протекает небольшая речка «Тляратинка», а начало этой речки высоко высоко в горах.
Место наше очень живописное, но еще большую прелесть придает сочетание старого с новым.
Даже само селение у нас делится на старое и новое и оба дополняют друг друга. В старой части — дома похожи на спичечные коробки, аккуратно сложенные друг на друга, а улицы — щели между ними. Рядом со старой Мехельтой расположен благоустроенный поселок, построенный в годы Советской власти. А в новой – дома современного типа с приусадебным участком, с широкими улицами, с деревьями с обеих сторон. Это сегодняшний вид нашего села. Но оно имеет и свою историю. Для наглядности насколько они отличаются можно судить по следующим снимкам моего села.
В Мехельта 7 квартальных мечетей, в том числе одна для женщин и Джума-мечеть, которая была построена ещё во времена прадедов, 6 медресе из них 4 для мальчиков и 2 для девочек. Для внедрения Ислама в селе большую работу провели: Темирбулат-Хаджи, Сайд-Дибир, Гарун-Гаджи, Написатил Исагаджияв, Гаджи-Патимат, Али Исагаджияв, Магомед Хайрулаев, Сулейман-дибир, Ахмедбудун.
Говорят еще, что из леса, который рос на месте расположения с.Мехельта, были вырублены, подготовлены и доставлены на 6 быках очень длинные четырехугольные бревна для строительства Джума-мечети. Также говорят, что при её строительстве в фундамент были положены яйца сокола для благополучия, которые были добыты с большим трудом. И по этому в дальнейшем мечеть не реконструировали как остальные, а проводили только косметический ремонт. На памяти наших отцов даже есть доказательства действия этих яиц, это можно объяснить тем, что в коммунистическое время, когда разрушали мечети, запрещали кричать азан и совершать намаз, наша Джума-мечеть была одной из уцелевших и единственной в районе, в которой кричали азан и совершали намаз.
В Мехельта издавна и поныне проживают следующие тухумы: нух1илал — хитрые, арабилал, чаландарилал – основательные и фундаментальные, цюгьорилал – отважные и все уважаемые (к ним и я отношусь), хъочаби — храбрые, хIебдалал, микаилилал, тухулилал, хIукулал, идалясулал, бащукъилал, мичIчIикъалал, магьдилал, иадусилал, къебедилал, эльдарилал и т.д.
Сохранились и некоторые названия кварталов села: МухIиб, Къоночгабахъ, Хьондаавал, ХIорихъ, ХIахъуб, ГохIда, ХъитIана-нахъа и т.д.. В Мехельте проживали известные в округе специалисты: плотники — Хромой Умар, КIакIа Магомед, Бергъу Магомед; сапожники – ХIедал ХIабич, Абидил ХIайбула, Батирмирза, Гарун-Гаджи; каменщики, жестянщики, кузнецы — Шапаз, Каримула, ХIавал Магомед, Бергъу Ибрагим, Абдулмажидиль Магомед, Абдулгьанил, Рашид; владельцы мельниц — Гебек, Казибек, Писружат, Шапаз, Шамсудин; известными певцами в Мехельте были: Шахсипат, Алибулатил Патимат, Кулайсат Умаханова; танцоры Зайнутдин, Хасан, Рурухма Умалатов, Умар Алиханов, Омар К; и т.д.
Селение Мехельта расположено в поясе умеренного климата, но здесь вследствие разнообразия горного рельефа и смены высоты представлены почти все типы климатов характерных для Восточной Европы. В целом по с. Мехельта климат засушливый с обилием тепла и света. Характерной особенностью климата села является большая пестрота климатических условий. Наиболее дождливые в горах месяцы: май, июнь, и первая половина июля.
Территория Мехельта представляет большой интерес в геологическом отношении. Всюду виднеются причудливые останки, образовавшиеся в результате выветривания. Много выходов минералов в виде сиделитовых конкреций. Около Мехельта вы встретите много окаменелостей – ракушек, «морских ежей».
Дорога из Мехельта в Аргвани проходит мимо Тляратинских садов и поднимается зигзагами по высокому перевалу, с которого открывается широкая панорама Андийского Койсу.
Сразу же бросается в глаза совершенно разный характер растительности южных и северных склонов Мехельта : на юге голые скалы, на севере леса.
Разнообразная флора Мехельта таит в себе большие природные богатства, много полезных и интересных в научном отношении растений. Имеются эндемики и реликты, замечательные памятники растительного мира, необходимые сохранить для грядущих потомков.
Причины большого разнообразия флоры и растительности Мехельты является сильно расчлененный климат, пестрый состав почв и сложная геологическая история.
С поднятием в горы поднимается температура, увеличивается количество осадков, меняется состав почв, также освещенность крутизны склонов. С изменением физико-географических условий меняется и растительный покров.
Альпийские и субальпийские луга с давних времен используется как летние пастбища для овец, коз и лошадей. Сенокосы и пастбища содержат в своем составе не мало ценных кормовых трав, многие из которых являются вейник тростниковидный, костер пестрый, виды мятлика, тимофеевка, осока приземленистая, виды клевера, манжетка и др.
Значение субальпийских и альпийских лугов, как кормовых угодий, увеличиваются еще благодаря климатическим и другим природным условиям, благотворно влияющим на выпасаемых животных. К сожалению, из-за чрезмерного и без системного выпаса скота летние и зимние пастбища сильно засорены сорными и ядовитыми травами.
Флора нашего района, как нам стало известно, очень разнообразна. В окрестностях нашего села встречаются почти все растения известных нам семейств. Чаще всего эти растения в Мехельте встречаются в местах «Абдалух», «Наха магитл», «Харачи-хари»: семейство мотыльковые (бобовые), семейство ворсянковые, семейство гвоздичные, семейство губоцветные, семейство кипрейные, семейство крестоцветные, семейство колокольчиковые, семейство злаковые, семейство зонтичное, семейство истодовые, семейство лоховые, семейство лилейные, семейство лютиковые, семейство мареновые, семейство молочайные, семейство розоцветные, семейство горечавковые, семейство норичниковые, семейство сложноцветные, семейство подорожниковые.
Всего определенных семейств девятнадцать, родов пятьдесят и видов тоже пятьдесят. Больше всего встречаются роды из семейства бобовых и сложноцветных. В меньших количествах встречаются растения из семейства лоховых, мареновых и др.
Фауна в селении Мехельта тоже разнообразна как и флора, в основном вся фауна водится в лесу, окрестностях села. Перечислим некоторые: ласка, земляной шмель, жук – бронзовка, бабочки, божья коровка, кулик, пауки, лесная улитка, красный муравей, кузнечики, зелёная ящерица, заяц, дождевой черв, землеройка и др.
В горах села также можно встретить волков и лис, на местах пастбищ крупно и мелко рогатого скота, в густых лесах встречаются кабаны но редко можно увидеть и бурого медведя. В некоторых домах села можно увидеть их шкуры, а у местных охотников есть даже коллекции из чучел. Даже был случай когда в наших лесах поймали заблудившуюся рысь, и её шкуру отдали в Дербентский музей.
Комментарии