Поделиться
16 Сен 2012 г.
Мусалав начал изучать исламские науки по настоянию отца. После этого он отправился на учебу в с. Ругуджа (Гунибский район) к алиму Абубакару, впоследствии ставшему его тестем. Получив здесь средний уровень знаний, Мусалав продолжил образование в самых передовых в то время медресе – Али-Риза в с. Согратль (Гунибский район) и медресе Шабана-кади в с. Обода (Хунзахский район). Его как старательного и способного ученика преподаватели сразу выделили среди других и, видя, как он жаждет получить как можно больше знаний от них, не жалея времени и сил, занимались с ним и индивидуально. В этих медресе он в основном изучал науку Корана, тафсир, хадисы, арабский язык, юриспруденцию (фикх) и логику.
После нескольких лет учебы, уже будучи признанным ученым на родине, Мусалав отправился в страны Арабского востока, с целью усовершенствования имеющихся знаний. Он посетил Египет, Хиджаз и Йемен. По некоторым неподтвержденным данным, он побывал в Казани, Крыму, Иране, Азербайджане, Хорасане, Турции и в Средней Азии.
На Ближнем Востоке Мусалав основательно изучил алгебру, юриспруденцию и философию. После этого он, узнав, что в Йемене находится ученый по имени Салих, отправился к нему и еще 7 лет проучился под его началом. По другим данным, турецкий султан направил Мусалава в Египет, где он провел еще несколько лет.
В 1697 г., после смерти учителя Салиха, Мусалав вернулся в Дагестан. До этого тоже он несколько раз приезжал на родину. Об этом свидетельствует отрывок стихотворения, посвященного Мусалавом Салиху аль-Йемени:
Это письмо, должно быть, написано Мусалавом после того, как он возвратился из Йемена и через других учеников отправил к Салиху. Свидетельством этому служит тот факт, что в то время Салих написал книгу про своего ученика Мусалава и назвал ее «Джабалуль ала» («Высокая гора»). Узнав о том, что Учитель написал такую книгу, Мусалав с письмом обращается к своему другу, находившемуся в Йемене, Мухаммаду из Батлуха, с просьбой переписать его для него. Переписанный экземпляр был привезен в Дагестан и ныне хранится в одной из частных библиотек. Сам Мухаммад из Батлуха, скорее всего, не вернулся, т. е. умер до возвращения и похоронен там же. Он был любимым учеником Шабана из Обода, которого он обучил еще, будучи имамом в Батлухе, и затем пригласил для продолжения образования в ободинское медресе.
После возвращения в Дагестан Мусалав основательно взялся за распространение Ислама. Сначала в с. Корода (Гунибский район) открыл медресе, затем переселился в родное село Кудутль (Гергебильский район) и так же основал там медресе, ставшее впоследствии одним из самых больших центров распространения Ислама и просвещения.
В медресе Мусалава не ограничивались только лишь изучением наук. Здесь занимались (впервые в Дагестане) копированием книг, т. е. ученики писали под диктовку и одновременно выдавали несколько, иногда и 12 экземпляров. Сам Мусалав тоже являлся неустанным переписчиком. За время его жизни было переписано более 300 разных книг по наукам Ислама. Это можно принять как первый вклад в укрепление веры в Нагорном Дагестане.
Этим тоже не ограничивал свою деятельность Мусалав. До сих пор среди книг в разных селах находят ответы на многие наболевшие вопросы того времени. Это и вопросы, касающиеся собственности, совершения обеденного намаза после джума-намаза и многие другие. Огромен вклад Мусалава и алимов его времени в то, чтобы шариат вошел в привычку и на его основе строились адаты. Он не оставлял без внимания даже малейший вопрос, ибо прекрасно понимал, что закладывается основа веры, и насколько крепким окажется фундамент, таким же прочным будет и строение. По сохранившемуся в Дагестане Исламу мы должны воздать им хвалу за неустанный труд и старание в этом деле и на пути просвещения народа.
Огромен вклад Мусалава и в углубленное изучение арабского языка в Дагестане. В XVIII в. самой распространяемой и изучаемой во всех медресе Дагестана была книга Мусалава «Хашияту алал Чарпардари», т. е. «Новые пояснения Мусалава к пояснениям Ахмада аль-Чарпардари (ум. 1345), книге «Аш-Шафия» Ибн аль-Хаджибы (ум. 1248). Эта книга получила популярность не только в Дагестане, но и за его пределами. В 1892+г. она была издана в Турции с краткой биографией автора. Мусалав составил календарь намазов для горного Дагестана. Он также написал книги «Хисаб аль-Кудутли», «Шарху асмауллахил хусна».
Мусалав оставил Дагестану, да и всему исламскому миру крупнейших ученых, чьи имена вошли в список выдающихся алимов. Это Дамадан из Мегеба, Хаджи-Дауд из Усиша, Мухаммад из Убра, Али-Кули из Ругельда, Мухаммад из Карата, Тайгиб из Харахи, Малламухаммад из Бацада, Хаджи-Дауд из Нукуша, Бацилав Мухаммад из Кудутли, Багучилав из Мачада и др. Превосходным ученым был и его сын Абубакар. Сохранилось предание о том, что Абубакар спросил у отца, мол, у кого из нас знаний больше, на что Мусалав ответил: «Будь у меня такой человек, как я для тебя, то у меня знаний было бы еще больше».
Последние два года жизни Мусалав провел в городе Алеппо (Сирия). Там он преподавал арабский язык в местном университете. Вполне возможно, что он отправился туда по приглашению местных алимов и с целью углубить свои знания. Есть версия, что он отправлялся на хадж и остался в Алеппо. Умер Мусалав в 1717 г. и похоронен там же.
Поделиться
16 Сен 2012 г.
Комментарии к статье