Автор: Алиев Юсуп Алиевич
Наш населенный пункт, называемый сел. Дарада - Мурада, образован двумя небольшими горными аулами Гергебильского района Республики Дагестан. Однако жители этих сел, особенно люди средних лет и моложе, тем более сегодняшние школьники, не называют себя ни дарадинцами, ни мурадинцами.
Напротив, они относят себя к дара-мурадинцам и с большой любовью относятся и к своему родному краю.
Земли дара-мурадинцев начинаются с левого берега реки Кара-Койсу, а именно с главной достопримечательности агрофирмы " Дарада-Мурада" - с " Урух -майдана ", что в переводе с аварского означает " Долина у реки ". На урух -майдане разбит фруктовый сад хозяйства, где преобладают абрикосовые и персиковые деревья.
Жизнь этим садам дает оросительная система, связанная с постройкой плотины и Гергебильского водохранилища.
Дорога в Мурада ( село первым встречается путнику) следует с исторического Георгиевского моста, известного в народе как мост с тремя названиями.
Его называют Георгиевским, Салтынским и Красным мостом. И все эти три названия, как пишет известный краевед Дагестана Булач Гаджиев, имеют законную силу. Мост перекинут через реку, Кара- Койсу на громадной высоте ( 79 метров !).
Колорит, окружающий село Мурада, относительно мрачен, но его оживляет зелень абрикосовых садов.
Основное занятие мурадинцев - это садоводство. Хорошо здесь плодоносят яблоня, груша и абрикос. Летом веранды и плоские крыши построек мурадинцев издали кажутся оранжевыми; это сушатся на курагу золотые половинки абрикосов на плетенных из прутьев решетах.
Так писал Магомед Хазалиев - младший из братьев по матери известного русского генерала Максуда Алиханова, посетив село Дарада примерно 105 лет тому назад. ( Газета " Истина" от 13 февраля 1997 г. )
Не преувеличивал ли автор, или природа этих мест действительно такова, что вдохновит на стихи не только поэта? Наверное, нет. Ведь не оставила равнодушным природа Дарада и известного русского хирурга Н. И. Пирогова, посетившего это село в августе 1847 года. Подробное описание пребывания Н. И. Пирогова, в с. Дарада и о причине посещения им этого села дается в книге М. Ибрагимовой " Имам Шамиль" .
Приведем лишь отрывок из этой книги:
" ... Настроение у Пирогова было отличное. Он говорил спутникам: приглядевшись поближе, я увидел истинную поэзию величественной природы, в которой так гармонично сочетается неприступное величие с доступной простотой, грозная суровость с мягкой нежностью, леденящий холод с палящим зноем". ( " Имам Шамиль" . М. Ибрагимова. Москва, советский писатель, 1991 г., стр. 401 ).
Село Дарада расположено на удивительно красивом месте. Оно как бы уложено в обширную долину, образованную двумя хребтами, тянущимися с северо - востока на юго - запад. Хребет Кудевахунтлы, что справа от долины представлен горным сосновым лесом. А хребет Гуртлябатлы с мелколесьем можжевельника и редкими соснами по гребню, проходит по ее левую сторону. Надо отметить, что долина имеет слабый уклон и эта пологость рельефа у основания вызывает избыточное увлажнение почво-грунта, что отражается на видовом разнообразии флоры.
Изреженные участки соснового леса, хорошо освещенные опушки его, заняты среднерослыми деревьями березы бородавчатой.
Особенно красиво Дарада в летние месяцы, а точнее в июне - июле, когда цветет обильное разнотравье. Весна приходит сюда с опозданием, а лето - тем более. Ну, а наступление его тут ощущаешь во всей красе и полноте.
Удачное географическое расположение населенного пункта, большие массивы соснового леса, редколесье можжевельника создают здесь особый микроклимат с настоящим целебным воздухом.
Возможно это связано и с тем, что Дарада - это одно из многих высокогорных сел Дагестана ( 1550 метров над уровнем моря ). Впечатляет обзор с " Дарада раала " ( с Дарадинской высоты ) на соседние села и окружающие горные пейзажи.
Отличает этот населенный пункт экологически чистый воздух, полный ароматов альпийских трав, родники с прозрачной холодной водой, почвенный покров, представленный горным черноземом, а также обилие дикорастущих лекарственных и медоносных растений.
На территории села и его окрестностях произрастают дикорастущие плодовые: абрикос обыкновенный, айва, яблоня лесная, груша ; кустарники : алыча, шиповник коричный, облепиха крушиновидная ( ближе к Мурада ), скумпия кожевенная, можжевельник обыкновенный.
В этом населенном пункте трудно найти хотя бы одного источника, загрязняющего село и его окрестности. Отсутствуют здесь промышленные объекты, цеха, мехпарк для автотранспорта.
Легковых автомобилей - потенциальных источников отравления воздуха не более 3- 4-х единиц во всем селе. Загрязнение атмосферы автомобильными выхлопами не происходит. Воздух абсолютно чист, в нем отсутствует и пыль т. к. строительные работы, тем более массовые не ведутся, каменный карьер единственный, функционировавший ранее, тоже находится вдали от села.
В качестве тягловой силы в запряжке плуга используются волы и лошади. Также в выполнении тяжёлой работы в сельхозпроизводстве используются испытанные в горах надежные вьючные животные: ослы и мулы.
Хотя дарадинцы традиционно выращивают кукурузу, лен, коноплю, овес и бобовые, ведущее место в земледелии все же занимает картофелеводство. Удобряют почву органическим удобрением - навозом. Использование минеральных удобрений (хотя и знают, что для повышения урожайности картофеля необходимы фосфорные, калийные и комбинированные), местные жители исключают.
Земли обрабатывают плугом. Посадка и сбор картофеля, как и всей другой выращенной продукции, производят вручную. (Фото №6 прилагается). Жатву зерновых производят серпами.
Разнообразен и животный мир горных сёл Дарада и Мурада. Дарадинский лес является пристанищем для волков, которые приносят здесь ощутимый вред. Старожилы рассказывают, что бывали здесь раньше и "случайные гости" с двух противоположных краев Дагестана: дагестанский тур - гость из альпийской зоны Большого Кавказа, и дикий кабан - житель камышовых болот Терско - кумской равнины. Повсеместно обитают: лиса, заяц-русак, хорёк, ласка, в сосновом лесу и белка.
Из пернатых встречаются: воробей, синица, сорока, иволга, трясогузка, сойка, дятел, дрозд, голубь, куропатка и щурка, которую недолюбливают пчеловоды села. Из хищных птиц встречаются: ястреб - перепелятник и орел- беркут.
Об экологической благополучности населенного пункта, по нашим наблюдениям, свидетельствует тот факт, что в сел. Дарада нет и не было ни одного случая заболевания людей туберкулезом.
Ни один из опрошенных нами старожилов не смог вспомнить ни одного больного в селе этим серьезным недугом. Объяснить, это довольно исключительное в наше время явление, наверное, можно. Ведь известно, что североамериканские индейцы своих больных туберкулезом надолго помещали в можжевеловые заросли, не позволяя выходить оттуда до полного излечения.
Небольшое село на субальпийском лугу, окруженное сообществом соснового леса и можжевеловым мелколесьем, чем не является природным лечебным комплексом? Здесь лечит воздух!
Не распространено и заболевание бруцеллез, которому могут подвергаться как люди, так и домашний скот.
Печень как у крупного рогатого так и мелкорогатого скота при забое оказывается не пораженной фасцеоллёзом. На наш взгляд, это объясняется отсутствием в селе стоячих вод - мест обитания малого прудовика - промежуточного хозяина паразита печеночного сосальщика. По мнению старожилов, этому способствует и тот факт, что в рационе мелкорогатого скота всегда есть хвоя сосны, а её тут считают целебной.
Не страдают коренные дарадинцы и мочекаменной болезнью. Объясняют это наличием целебного родника " МухIамачил ицц " у основания соснового леса, водой, которого пользуются жители села.
Есть еще факт, заслуживающий внимания медиков и биологов. В 1925 году по словам Арацовой Патимат - уроженки сел. Дарада, в соседнем селе Тунзи свирепствовала холера ( вабаалъул унти ). В частности, от страшной болезни там умерла одна семья полностью из семи человек. Село Дарада эта болезнь обошла стороной. Возможно, тут сыграла свою роль и микроклимат, богатый фитонцидами можжевельника, сосны, березы и лекарственных трав. Наше село и намного выше, чем пострадавшее Тунзи.
Небольшое село Дарада, состоящее из 70 дворов, обращает на себя внимание и долгожителями. Опросы местных жителей, в том числе и бывшего секретаря Дарада - Мурадинского сельского Совета депутатов трудящихся Магомедова Абдухалика Алиевича, ныне работающего в школе пенсионера, позволили установить фамилии и возраст умерших долгожителей за последние 10-12 лет.
Умерших ранее, т. е. 15-20 лет тому назад статистика такова:
1. Кистаманов Магомед - 86 лет
2. Алиханов Арсланбег - 102 года
3. Курбанова Марзигат - 90 лет
4. Омарова Меседо - 110 лет
5. Ражбадинова Арацпатина - 112 лет
Омарова Меседо в возрасте 92 года читала Коран без очков. А Ражбадинова Арацпатина по словам Магомедова Абдухалика ( о нем упоминалось выше ) и в свои 90 лет ела жареную кукурузу; значит зубы у бабушки были ещё целые.
Из мужского населения, человеком прожившим самую долгую жизнь за последние 50 лет в нашем селе считается Хамаясул Магомед. Умер в 1952 году в возрасте 111 лет. Говорят, это был очень добрый человек. И в последний путь он ушел "по особому ". В день смерти старика в селе оказывается, состоялась свадьба ныне живущего в городе Кизилюрте дарадинца Алиева Магомедтагира . Но родственники покойного до конца свадьбы, т.е. до вечера не дали знать, что в селе есть траур. И в возрасте 70-75 лет Хамаясул Магомед мог состязаться с парнями в национальной борьбе. Сам он объяснял феноменальность своего здоровья тем, что не пил сырую воду, а утолял жажду сывороткой и кислым молоком.
Называем и имена сегодняшних долгожителей сел. Дарада, а точнее нынешних стариков, кому за 80 лет.
1. Махалиев Рамазан - 82 года
2. Абдулаев Гасан - 84 года
3. Османов Гаджи - 84 года
4. Курбанова Умухайбат - 102 года
5. Мусахмаев Магомед - 82 года
6. Таймазов Иманахмед - 85 лет
7. Магомедова Патимат (Пазуба) - 92 года
8. Исаев Юнус - 84 года
В целях изучения флоры родного края в июле 2001 года небольшая группа учащихся нашей школы ( 5 человек ) с ученым- биологом Даггосуниверситета Ибрагимовым К.Г. совершила экспедицию в высокогорное село Дарада Гергебильского района.
Это была первая экспедиция учащихся нашей школы в благополучный в экологическом отношении и богатый своими природными лекарственными ресурсами горный край, которая положила начало исследовательской работе юннатов из Дарада-Мурада.
В результате 3-х дневной работы было собрано более130 видов растений, дана экологическая характеристика населенному пункту. Собранный материал был изучен, систематизирован, гербаризован и сгруппирован по научному и хозяйственному значению. Из них более 50 видов оказалось лекарственными растениями. Также были найдены такие эндемичные , свойственные для субальпийской зоны растения как белозор болотный, крестовник бородавниковидный, ятрышник пальчатокорневый.
Живой интерес проявили молодые исследователи и к изучению популяций растений - ксерофитов, встречающихся на горных склонах, таких как астрагал дагестанский, овсяница ( типчак- в народе ), шалфей седоватый, можжевельник обыкновенный.
По итогам экспедиции был изготовлен стенд, написаны рефераты, а гербарии, сделанные юннатами, используются на уроках и занятиях кружка.
Предлагаем далеко неполный перечень лекарственных растений произрастающих в окрестностях селения Дарада: володушка Нордмана , горечавка перекрестнолистная, облепиха крушиновидная, шиповник коричный, свербига восточная, хвощ полевой, ятрышник пальчатокорневый , горец птичий , душица обыкновенная, зверобой продырявленный, земляника лесная, крапива двудомная, лопух большой, мать и мачеха обыкновенная, мята перечная, первоцвет крупночашечный ,подорожник большой, одуванчик лекарственный, ромашка аптечная, тысячелистник обыкновенный, тмин обыкновенный ,череда трехраздельная , шалфей лекарственный, щитовник мужской ( папоротник) и т.д.
Дарадинцы всегда бережно относились к духовной культуре, в том числе и к накоплению и сохранению медицинских знаний.
В каждом роду имелись люди, владеющие азами врачевания. Они в совершенстве знали свойства целебных трав, сроки сбора, способы изготовления целебных снадобий и умели применять их при соответствующих болезнях.
Так, при болезнях почек использовали настой кукурузных рыльцев ( цIоросаролъ ), при сильных простудах как отхаркивающее средство использовали настой листьев мать и мачехи ( къоркъил тIамач ). Семена тыквы ( хъабахъ ) известны как противоглистное средство. Тысячелистник обыкновенный ( китилрачI ) считают кровоостанавливающим средством. А тмин обыкновенный у дарадинцев признан как средство, регулирующее кровяное давление, нормализирующее пищеварение и эффективно помогающее при диспепсии у детей.
Хвощ полевой ( гьодгъур ) применяют при внутренних кровотечениях и при туберкулезе. Всем знакомо жгучее сорное растение крапива двудомная (мичI ). Отвар ее издавна применяют как хорошее кровоостанавливающее, ранозаживающее и крововосстанавливающее, а так же как потогонное при простудах средство.
При сборе травы зверобоя продырявленного, впрочем, как и при сборе других трав, местные жители заботятся о сохранении популяции на данном участке. Как минимум 1 / 3 произрастающих растений оставляют нетронутыми. Этот "неписаный закон " односельчане соблюдают строго. Зверобой считают травой от большинства болезней.
Не секрет, что в Дагестане сегодня немало народных целителей. Это стало своего рода "данью моде". Однако , нам думается, что наш 82-летний земляк целитель Махалиев Рамазан, уроженец селения Дарада Гергебельского района неповторим. Его практика врачевания и знания в этой области оригинальны.
Людей профессии подобных Махалиеву Рамазану называют и лекарями и знахарями и еще по-другому. Мы же с гордостью говорим, что вышел и у нас настоящий целитель. Лечит он и своих, но больше приезжих.
Молва о нем зашла и за пределы республики.
Дедушка Рамазан больше "дружит" с природой, нежели с цивильным миром. Нет у него телевизора, не читает газет и журналов, старается питаться в основном продуктами со своего подсобного хозяйства, за пределы села не выезжает. Он не болеет, синтетическими химическими препаратами никогда не пользовался.
Применение Махалиевым лекарственных средств освящено народным опытом. К тому же, он не оберегает свое "знахарское ремесло", не хранит народные лечебные средства в тайне. Он охотно делится с экологами Дарада-Мурадинского агроэкологического лицея секретами своего врачевания.
Практическое значение наших посещений лекаря из Дарада и бесед с ними заключается в том, что накопленные народом знания об использовании местного подручного материала для лечения и профилактики заболеваний передаются из поколения в поколение.
Надо отметить и то, что некоторая информация о фармакологической роли отдельных растений нигде не опубликована. И если мы и не сохраним то, что известно Махалиеву, эти бесценные знания, которые бы пригодились для потомков со временем пропадут.
Мы у целителя берем информацию о том, какое растение, в какой форме (настойка, отвар, мазь) и от какой болезни используется. А доза препарата и продолжительность приема его больным, дедушка Рамазан назначает индивидуально.
Приводим перечень растений из лечебного арсенала Махалиева с указанием фармакологических свойств. ( В скобках даются названия по дарада-мурадински)
Примечательно то, что информация об использовании последнего растения (Василек или Psepholes) в лечебных целях в медицинской литературе не дается.
Несомненно, на наш взгляд, должен вызвать интерес и применение в фитотерапии волудушки Нордмана и горечавки перекрестнолистной, применяемых во врачебной практике Махалиева.
Надо отметить, что в арсенале лечебных средств у лекаря из Дарада есть не только растения, но и другие природные ресурсы, обладающие целебными свойствами.
Отдельно или в сочетании с настоями трав дедушка Рамазан часто рекомендует пчелиный мед для лечения болезней сердца, двенадцатиперстной кишки, а также при истощении организма.
Водный настой березового гриба (чага) рекомендует Махалиев при онкологических болезнях.
Хорошим средством от бронхиальной астмы целитель считает пыльцу сосновую, ее скатывают в шарики и глотают с медом.
Живица, т.е. смолистое вещество, выделяющееся при повреждении стволов сосен, может быть использована, считает лекарь, при инсультах и при болезнях дыхательных путей.
Лекарь нашел оригинальный способ использования живицы и в виде пластыря, накладывая его на больной участок тела при миозите. На стриженый кусочек овечьей шкуры лекарь наносит расплавленную живицу и накладывает его в теплом виде на больное место.
Необходимо отметить и о лекарственной роли камеди т.е. застывшей клейкой массы на коре косточковых деревьев. (абрикос, вишня, черешня). Лекарь советует его при расстройствах пищеварения. Другой специалист ветеринарной медицины убеждал нас в том, что данное средство помогает при диспепсии телят, как народное средство. Значит, польза этого природного средства тоже очевидна.
В сел. Дарада есть место, откуда берут белую глину (хъах1аб х1ат1) . Вряд ли кому известно, что этот минерал представляет интерес с медицинской точки зрения.
Махалиев же убедительно рекомендует использовать его при отравлениях, особенно при отравлении химическими веществами, в частности, после неграмотного опрыскивания деревьев химикатами, а также при укусах змей и в случае, когда ужалило насекомое ( оса , шмель) и скорпион.
Белая глина (каолин, мергель) в виде суспензии рекомендуется и беременным женщинам, чтобы ребенок родился крупным и крепким и, чтобы у роженицы не портились зубы (наверное, мергель играет роль заменителя глюконата кальция в медицинской практике). Также белой глиной мажут лицо грудным детям, а как антисептическое - он рекомендуется для обработки подмышек у младенцев - от прелости.
1. Село Дарада Гергебильского района на сегодняшний день является одним из немногих дагестанских сел, где удалось сохранить экологическое
благополучие населенного пункта, благодаря грамотному и правильному соблюдению взаимоотношений человека и природы .
2. Данная работа наводит нас на мысль, что пора человеку отказаться от высокомерного отношения к природе и природным лекарственным ресурсам. Напротив, опыт врачевания, накопленный нашими предками - это бесценное богатство, которое может быть навсегда потеряно при нашей экологической неграмотности.
3. Скромная исследовательская работа школьников из Дарада- Мурада свидетельствует о том , что с именем простого народного целителя Махалиева Рамазана связано использование неизвестных доселе растений ( володушка Нордмана и василёк (Psehphellus) ) в лечебных целях, по которым в других источниках информации нет.
4. Есть надежда в том, что выполнением данной работы детьми сделан ещё один шаг навстречу природе. Может он первый и робкий для кого-то в изучении тайн природы, но раз ребята вышли на дорогу, ведущую в родное село - они пойдут.
Комментарии