Автор: Гулера Камилова, газета «Настоящее время», №2 от 22 января, 2010 г.

В Докузпаринском районе два селения Кара-Кюре. Нижнее, Новое Кара-Кюре, что ближе к реке Самур и автотрассе ведущей в Ахтынский район. И верхнее, древнее село, куда гораздо труднее добраться, где на крутых склонах пустыми окнами-глазницами смотрят в небо останки домов и кое-где узкие, крутые улочки вымощены гигантскими валунами и отполированы временем до особенного лоска.

Подобную кладку я видела во дворе дворцового комплекса Нарын-Кала, где так же довольно большими каменными плитами устлан двор. Подобно крепости Нарын-Кала, Кара-Кюре тоже окружен множеством кладбищ. Могилы везде , куда не кинешь взор по периметру села. Есть совсем древние, обозначенные лишь черными валунами, торчащими из под земли. Есть более поздние, склонившиеся в разные стороны, словно старые, но верные стражи, стоящие на отрогах. Параллели между двумя древнейшими поселениями на территории Южного Дагестана Кара-Кюре и Нарын — Кала в тот день мне довелось проводить не раз. Но самое главное и отрадное что я отметила дл себя — в верхнее Кара-Кюре возвращаются люди, молодые семьи. По древним улочкам, которые мне показались непреодолимыми кручами, резво бегают ребячьи ножки и раздается детский смех.

Об истории родного села, Эдуард Гаджибеков может говорить долго и вдохновенно. Любовь к своему краю и большой интерес к его истории побудили молодого человека из города вернуться в опустевший после смерти отца родительский дом.

По его приглашению мы и направились в Кара-кюре ясным декабрьским днем. Кстати по специальности он оказался — историк и поэтому взял на себя роль не только провожатого, но и гида.

— История Кара- кюре занимает большой исторический период. Я всегда мечтал о том, что б здесь были бы произведены серьезные археологические исследования. Осмотрев окрестности беглым взором можно отметить, что местность эта достаточно древняя, потому что огромное пространство вокруг жилых домов занимают кладбища и древние захоронения. По некоторым данным люди здесь жили еще в период бронзы, то есть в 3-е тысячелетие до нашей эры . Об этом свидетельствует общая языковая основа слов относящихся к земледельческой и скотоводческой терминологии лезгинского языка, которые употребляются по сей день. Например, йуьк- ярма, цIуькI-просо, негъвер- отходы, которые остаются от сена в кормушке скота, хьар -печь для выпечки хлеба.

Само слово Кара-кюре означает город-крепость. Некогда село было защищено крепостной стеною, То, что Каракюре было крупным селением свидетельствует письменный факт из книги М-С.К Умаханова ( историческая география Дагестана XVII-XIX). Где говорится, что в середине 17 в. в Кара-Кюре насчитывалось около 900 дворов. А ведь тогда жили по несколько семей под одной крышей. Забегая немного вперед, скажу, что еще по воспоминаниям старейшин села, что кстати еще подтверждено в книге профессора С.С.Агашириновой » Материальная культура лезгин конца XIX-нач. XX века», можно рассказать о семье Атамановых, проживавших в нашем селе в середине XIX века . Так вот, под одной крышей, или вернее, в одном дворе у них жили 54 человека. А если посчитать что в 17 веке в каждом дворе проживало по хотя бы по 18-20 человек, то получается, население было приблизительно, 16-18тысяч.

В 1689 году в Кара- кюре , как и во многих селах Дагестана, случилась эпидемия чумы, которая унесла много жизней, и в многолюдном городе -крепости из 900 дворов, к несчастью осталось только 60. После этого мора осталось, кладбище названное в народе «Хкун Сурар», ( хак — кол, сур — могила). Так их назвали потому, что покойников было так много, что не хватало лопат для закапывания умерших, вместо них использовали деревянные колья.

Есть предположения , что древнее Кара-кюре находилось в зоне передвижения скифов. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках в среднем течении Самура остатки конской сбруи и наконечники копий схожие с предметами скифской культуры.

И по географическому положению Кара-Кюре попадает в зону передвижения скифов. Ведь согласно источникам это пространство от северо-восточных отрогов Большого Кавказского хребта и побережья Черного моря. Учитывая все это, мы уверенно можем сказать, что наше село попало под влияние культуры скифов.

Есть сведения что Кара- кюре образовалось из семи поселений. Это находящееся в восьми километрах отсюда поселение «Чуру хюр», потом «ЧIейар», которое располагалось ближе к трассе. В местечке «ЧIейар», так же, в период Кавказской войны была сторожевая башня. Потом поселение «Урук». Эдуард Гаджибков указал на противоположный склон горы. Там,- сказал он,- если присмотреться, можно увидеть небольшую площадь, наиболее подверженную оползням. Вследствие них, периодически появляются на поверхности человеческие останки. По некоторым данным в поселении «Урук» находилась резиденция Албанских царей. Царь Вараз  отдыхал в Уруке, а в нашем селе живет тухум, представители которого издавна именуют себя не иначе как Варазар.

Далее села слившиеся с Каракюре в единое поселение, это — «Яр-къил», «Усух» и «Сутар алай хев», где при раскопках экспедиции Котовича и Исакова, были обнаружены остатки средневекового керамического водопровода. Кстати и этот родник, который мы видели на годекане, берет свое начало под противоположной горой, и проведен в центр села с незапамятных времен, Если проследить его течение, то можно увидеть местами, тоже сохранились керамические черепки, чередующиеся с каменными канальцами. На противоположной горе, что своим лесистым северным склоном смотрит на Кара-Кюре, сохранились каменные гроты со следами жизнедеятельности человека. Говорят, что еще в период средневековья, это было поселение скотоводов загонявших стада на горный склон, где трава была особенно высокой и сочной.

С трудом, преодолевая крутые подъемы, я следовала за Эдуардом Гаджибековым, который так увлекся рассказом о прошлом своего села, что не заметил, как его спутница задыхается от непривычного вида прогулки и хрустально чистого горного воздуха. Почаще бы нам, офисным затворникам, совершать такие восхождения, подумала я, унимая дрожь в коленках и першение в горле. Тут мне пришла на память фраза древнеримского историка Тацита примерно такого содержания: » В сражении против парфян участвовали войска иберийцев, армян и албанская конница, воины которой были очень сильны и выносливы, потому что привыкли жить в тяжелых условиях». Тем временем мы поднялись на наивысшую точку села. Это небольшое плато, на котором виднелись руины строений из глиняных кирпичей, что стало еще одной отличительной чертой. В других селах горного Дагестана, где мне доводилось бывать, дома из каменной кладки.

Отдышавшись, с хорошо обозреваемой возвышенности я увидела на одном из противоположных склонов многоэтажное административное здание с зеленой крышей. В колоритный горный ландшафт со старыми саклями, сидящими в косматых папахах на годекане аксакалами, и покосившимися древними надмогильными плитами, здание вписывалось как космическая ракета в долину Царских Пирамид. На мой вопрос — «что это»? Эдуард ответил — это пограничная застава, и за этой горой уже другая страна — Азербайджан. По словам Эдуарда, пространство за заставой и явно определяющийся проход в цепи гор было местом стратегической важности еще во времена Кавказской Албании. И сейчас каракюринцы эту труднопроходимую дорогу называют не иначе как Лукулан рехъ ( дорога Лукулла). Того самого Лукулла что потерпел поражение от албанской конницы в античное время.

Между тем Эдуард продолжал знакомить меня с историей своего села.

Мы находим на самой возвышенной точке села. Здесь одни руины. Именно на этом месте в начале образовался город- крепость Кара-Кюре и первые селяне. Позже вокруг этого холма стали тесно друг к другу лепиться сакли людей, которые стали называть себя кара-кюринцами. Здесь на этой возвышенности хорошо прослеживалась вся территория , где на определенном расстоянии друг от друга стояли сторожевые башни и от самого цехюльского моста просматривалась долина. Когда на сторожевых башнях загорались костры, это означало — снова появился враг, надо доставать оружие, спускаться в долину реки Самур и встречать врага там, что б не дать ему добраться до родных очагов.

Еще когда мы поднимались на возвышенность, я обратила внимание на грандиозную стройку. Это самый известный каракюринец Сулейман Керимов строит для своих земляков новую мечеть…

Эдуард Гаджибеков продолжал: — На том месте, где возводится фундамент, при правителе Къабиле стоял христианский храм, позже храм был разрушен и в 913 году арабами, там была построена мечеть. Та самая известная своей древностью Каракюринская мечеть. К несчастью, она прошлой зимой сгорела. Кое -что сумели спасти, например, уникальные резные столбы. Когда разбирали кладку старой мечети, нашли очень интересные предметы, например, резную розетку из белого камня. Есть версия что это подобие подставки или грузила для веретена. Мы нашли каменный топорик, но самое интересное — камень из фундамента древней мечети, с вырезанной на неизвестном языке словом. Эдуард Гаджибеков говорит — «Хотелось бы, что бы специалисты обратили бы на наши находки внимание. После того как мы обнаружили камень с таинственной надписью, я обращался к профессорам А. Р. Шихсаидову и Я. А. Яралиеву, но они не смогли найти ключ к этой надписи.

Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Я уверена , что новая мечеть будет не менее значима и сыграет в судьбе древнего села немаловажную роль. Уже сейчас эта стройка дает заработок многим трудоспособным жителям села . Сулейман Керимов способствует тому, что в Кара-Кюре ремонтируются дороги, а в будущем будет возможность работать и зарабатывать, а это очень важно для нас.

Древнее Кара-Кюре восстанавливается еще и благодаря нынешнему главе района Абасову Керимхану Саидахмедовичу . Совсем недавно здесь были очень трудные условия, не было нормальных дорог. А ведь дороги — это же основное. Старые мосты были ветхими и ненадежными, потому что их размывало селевыми потоками. Когда вы заезжали в село, наверное, обратили внимание на новый мост. Он построен благодаря  Абасову Керимхану. Так же глава района построил большой спортивный зал со всеми условиями для школьников. Сейчас в селе около двух тысяч жителей в школе учится более 200 учеников и работает около 30 учителей.

Жители Кара-Кюре всегда были хорошими земледельцами и скотоводами, но из-за трудных условий жизни многие стали переселяться на равнину. Он сам первый построил дом в Новом Кара Кюре, а за ним потянулись и остальные.

Так, в начале 90-х гг., на правом берегу р.Самур, возле трассы федерального значения Рутул-Махачкала, на низменных участках «Бахчаяр» и » Кьер» появилось Новое Кара — Кюре.

По традициям каракюринцев после женитьбы молодожены должны строить новый дом и жить отдельно от родителей. Это было олицетворением новой самостоятельной жизни. Когда я еще был ребенком, нынешний глава района Керимхан Абасов будучи директором совхоза, заходил к моему отцу Гаджибекову Алибеку Савашевичу. И я помню, что еще тогда он был озадачен одним вопросом — как бы улучшить жилищно-бытовые условия своих сельчан, и подрастающего поколения каракюринцев? . Ново-Каракюре год за годом растет. Пахотные земли 20-ти летней давности. Сегодня смотрятся, как цветущий край. При содействии Керимхана Абасова и нашего земляка- Сулеймана Керимова были выделены средства для социально-экономического развития нового села. Сегодня еще издали можно увидеть громаду здания образовательного и спортивного комплекса . все необходимое оборудование для занятий борьбой , боксом, и для проведения спортивных мероприятий республиканского масштаба мы получили, в подарок от  сенатора Сулеймана Керимова. Есть детский сад.

Так появилось Ново- Каракюре. которое берет свое начало от верхнего Кара-Кюре. подобной Древнему Риму на Капитолийском холме, которая хранит в себе немало тайн исторического прошлого.

Еще хочу обратить внимание ученных-археологов на то, что каракюринская земля хранит в себе немало тайн. История древнего Кара-кюре — есть история всего Дагестана.

Записано со слов Эдуарда Гаджибекова

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля