Великент  на протяжении веков является органической частью Дербентского района Дагестана. Здесь сложилась своеобразная культурно-историческая общность  людей с культурным наслоением тюркского этноса, с поведенческими особенностями населения, с традициями жизнеобеспечения, выбравшими в себя опыт древних земледельческих и кочевых племён в хозяйственном освоении земель, интеграцией с другими народами населяющими район и Дагестан.   

Великент одно из сёл входящих в состав Теркеме. Согласно документу « Список населённых мест ДАССР» в 1922 году в Дербентском районе имелись шесть сельсоветов и одиннадцать населённых пунктов. В Великентский сельсовет входили три населённых пункта – Великент, Салик и Мамедкала. Позже два последних населённых пунктов отделились в самостоятельные сельсоветы.

Великент предстаёт перед нами как село где община устанавливала, и отстаивала такие нормы и традиции сосуществования, которые позволяли каждому сохранять свой язык, диалект, свой уклад жизни и быта. Великентцы, как и другие народы,  уважают в себе и в других чувство человеческого достоинства. Они щепетильны, когда дело касается чести фамилии, репутации села, личности.

До райцентра – 25 км. Имеет развитую инфраструктуру –  две школы (начальная на 250 мест и СОШ на 850 мест), детский сад на 100 мест. Дом культуры, библиотека, потовое отделение, магазины, базы.

Образование

В 1906 году Великенте была открыта первая светская школа в Дагестанском Теркеме. Она называлась «Великентская одноклассное училище», обучалось в нём 25-30 мальчиков.

В 1920 году коллегия отдела народного образования принимает постановление об утверждении всех открытых школ. Приказом №10 ОНО учителями в Великентскую школу назначаются, Казали Киласов и Алхас Минатуллазаде. Одним из лучших учителей в первые годы советской власти Теркеменской зоне был Гасанбек Чираков, он оказался  исключительно хорошим учителем, не мыслил себя без школы. Уроки его проходили так живо и интересно, что учащиеся не успевали уставать.

Географическое положение

Географические координаты Великента - 42?10′ с.ш. и 48?03′ в.д.

Великент граничит  на юге  с. Салик, севере – с. Падар, восток – с. Деличобан, запад – с. Родниковый (Кайтагский район). Великент занимает выгодное географическое положение, проходит федеральная автодорога « Кавказ». 

На юге имеются холмы Зимовар-тепе, длина -175 м. ширина – 150 м, высота – 9м., Харман-тепе (180х120х5), Кара су-тепе (120х100х5), Абдурагим-тепе (65х240х4). Зимовар-тепе  подвергся сильному разрушению при строительстве молочно-товарной фермы колхоза. Здесь великентцы добывали глину для строительных целей.На этих холмах за последние годы проводятся археологические раскопки дагестанскими и американскими археологами.

Численность населения

По данным переписи 1886 года численность населения Великента составляло 1288 человек (689 мужчин и 599 женщин), было 227 хозяйств. Это было самым крупным поселением среди теркеменских сёл. Последующие переписи населения дали, следующие результаты:
1948г. – 754 чел., 1959 г. – 1331 чел., 1970г. – 1822чел., 1979г. – 1993чел., 1989г. – 2479чел., 2002г. – 3755чел.(1818 мужчин и 1937 женщин), последняя перепись – 4892 чел.

Сельское хозяйство

Основным видом трудовой деятельности  было земледелие. В послевоенные годы выращивали  рис, хлопок. С 1955 года стали выращивать виноград и свеклу, овощи и фрукты, пшеницу и кукурузу. Рис, хлопок, свекла и фрукты  остались в прошлом.

Руководили колхозом в разное время Сейдахмед Магомедов, Караев Сеид, Низамов Товархан, Якуб Курбанов, Зейфи Абдуллаев которые оставили яркий свет трудолюбия  и уважения. Под их руководством колхоз развивался и рос благосостояние колхозников, колхоз по  производственным показателям  входил в первую  тройку передовых хозяйств района.

Фольклор, литература

Фольклор  народа даёт возможность глубже понять национальные и исторические особенности этноса, формирует художественно – образное мышление носителей данной культуры.

Одним  из важнейших компонентов устного народного творчества теркеменцев являются дастаны и ашугская поэзия.

Среди ашугов теркеме наиболее яркой фигурой был Фатали из Великента. Родился в бедной семье, получил начальное образование. Поступил в медресе в Дербенте, где изучал арабский и персидский язык. Фатали был знатоком восточной литературы. Своим творчеством Фаталиоказал большое влияниена последующие поколения ашугов - азербайджанцев. Он был большим другом известного  азербайджанского поэта Молы Панаха Вагифа. Фатали в своих стихах осуждалбедность  и бесправие. Он вошёл в историю как крупнейший поэт тюркскоязычной литературы ΧVIII в.

В одном ряду с Фатали можно поставить имя Киласа Али – Оглы  Магомедова (1837-1882гг.). Он родился в селе Великент в богатой семье, получил светское образование. Хотя Килас не был ашугом в полном смысле этого слова, как другие его предшественники, потому что не владел искусством игры на сазе, он писал свои стихи в ашугском стиле, в форме гошма.

Наиболее  видным представителем современной литературы теркеменцев является другой представитель Великентцев Килас Киласов(1909-1983гг.) В 1927 году окончил Буйнакское педагогическое училище  и до 1929 года работал учителем. С 1929 года продолжил учёбу в Азербайджанском педагогическом институте в городе Баку. С 1931 по 1951 год был директором Дербентского педагогического училища. Участник войны, имеет множество правительственных наград. В 1951-1955годы работал директором Берекейской средней школы. С 1956года до конца жизни работал редактором районной газеты «Ленинчи».

Килас начал писать с 1927 года, публиковался в журнале «Мариф йолу», с 1957 года на страницах районной газеты «Ленинчи». В 1927-1929 годы в республиканских журналах и газетах есть его публикации «Убийцы Махача», «Октябрь», «Кровавый базар», «решение артелей, «Обращение к Афганистану», поэма «Невеста Айваза», басня «Медведь и голубь», очерк «Шесть девушек».

Минатулла Халилов (1922-1982гг.) родился в Великенте. В 1938 году поступил в Дербентский сельскохозяйственный техникум. С начала ВОВ 1941-1945гг. по ноябрь 1947года был в рядах Советской Армии. После демобилизации до 1955 года работал железнодорожником, потом – секретарём сельсовета М.Халилов писал стихи. Среди них два переведены на русский язык Сурхаевым Ш.С. «Дагестан и « Родина». В его творчестве отражалось то чему свидетелем был в селе и сельском хозяйстве.

Багавитдин Гамзалиев(1918-1997гг.) родился в Великенте. Писал стихи в ашугском стиле. С седьмого класса был мобилизован в армию во время ВОВ 1941-1945гг..был контужен, получив тяжелое ранение в голову. В творчестве Багавутдина популярна военная тематика. В стихотворение «Сегодня» он воспевает мужество советских воинов, наводящих страх на врагов. Проблеме Родины  посвящены стихи «Лес» и «Дербент». В стихотворении «жестокий» он критикует пьянство.

В 2002 году в московском издательстве «Импэто» появился на свет исторический роман « Кора священной реликвии» Салмана Великентли (Магомедова). Не имея под рукой достоверных исторических фактов, кроме высказываний своего деда и коротких летописных заметок Салман Магомедов создаёт произведении, которая с первых страниц увлекает читателя. Это яркий исторический и увлекательный роман, написанный теркеменцем который любит свой родной край и воспевает его красоту.

В 2005 году издается вторая книгаМагомедова «Дикарь и хищник»

Археологические памятники

Великентское поселение расположено на берегу реки Губучай на плоской вершине холма. Поселение имеет вытянутую форму с севера – запада на юга – восток, длину 175 м., ширину 150 м. и высоту примерно 9 м. в 60-80 метрах юга – восточнее этого холма, по его длине сохранились остатки небольшого возвышения.  В северной части поселения В.Г. Котович раскопал полуразрушенную печь для обжига сосудов, в которой найден богатый комплекс типичной энеологической керамики, совершенно аналогичный тому керамическому материалу, который был найден непосредственно в самом поселении. Гончарная печь и наличие большого количества отлакированной керамики и отходов керамического производства дают основание полагать, что здесь было сосредоточено гончарное производство. В 200-250 метрах к востоку от поселения находится холм с плоской вершиной, где обнаружены незначительное количество фрагментов керамики, тождественной керамике на самом поселении. Холм не был обжитым, но население Великентского поселения посещало его. Вершина холма использовалось либо для посева зерновых, либо для выпаса скота.

Как показали первые раскопки этот памятник датируется концом энеолита – концом IV тысячелетия до н.э. (К.Н. Золотов). Раскопки 1954 года у села Великент датируются  поздним энеолитом – концом III тысячелетия до н.э.

Впервые раскопками древнего поселения Великент занимался русский археолог А. Русов в 1882 году. Основными трофеями Великентского энеолитического поселения стали изделия из керамики кремния и кости. Много костей домашних животных, что является доказательством осёдлого образа жизни Великентцев. Как установили археологи, мощность культурного слоя великентских раскопов составляет 2,5 метра.

Возраст Великентского поселения более 5000 лет, что подтверждается исследованиями ученных как американских, так и дагестанских. К сожалению, в ходе хозяйственной деятельности населения до 2000г. многие археологические памятники разрушились или вовсе исчезли, так как не охранялись государством как памятник культуры. В последние годы ведутся активные археологические раскопки, и эти территории взяты под охрану. Американские учёные совместно с дагестанскими учёными-архиологами обнаружили любопытные материалы в ходе раскопов. Нашли печь для обжига керамических изделий. Подобные печи известны археологам по раскопам в Закавказье. Западное побережье Каспийского моря было удобным путём для перемещения кочевых племён, торговцев (Великий шёлковый путь). В ходе кочевых набегов жители поселения Великент вынуждены были покинут внезапно обжитые места, об этом свидетельствуют характер расположения предметов домашней утвари. Другие склонны к мнению, что жители оставили свои нажитые места из-за нашествия больших колоний змей. Жители подвергались атаке огромного количества ядовитых змей, которые заползали в жилища. Но, тем не менее, есть чему удивляться, как на таком оживлённом проходе в течение тысячи лет существовала стабильная жизнь.

Очевиден факт, что жили здесь мужественные люди и ныне Великентский народ там, где надо постоять за справедливость не колеблется. Археологические находки имеют как чисто дагестанскую специфику, так и сближающие по определённым параметрам с аналогичными культурами Закавказья и Северного Кавказа. Ученые отличают высокий уровень технического развития жителей Великентского поселения. Оригинальность культуры Великентского поселения позволяет путём привлечения исторических и филологических наук определить этническую принадлежность великентцев к хуррито-урартским нардам, проживающими на территории нынешних Ирака, Ирана и Турции. Языки этих народов произошли от одного корня, возраст которому около шесть тысяч лет. Одним из ярких доказательств преемственности поколений и их культуры является обнаруженная в одном из великентских раскопов печь (кёрюк) для выпечки хлеба. Возраст этой печи более пяти тысяч лет. Это показали лабораторные исследования образцов печи, проведённые в Америке. Каково было удивление американского учёного Ф.Колл, когда точно такую же печь он увидел во дворе одного из великентцев. Ещё более удивляет то, что она сохранилась до наших дней без единого изменения в конструкции.

Подобное можно сравнить разве что с тем, если археологи однажды извлекли бы из-под земли нечто подобное современной доменной печи или космическому кораблю «Союз». Великент - уникальное поселении по культуре, самобытности, истории и развитии, расположенное на стыке времён и культур. И ещё долго не угаснет интерес зарубежных учёных и к его историческому прошлому, и к современности.

Бесспорно, топоры-молоты  из нижнего слоя Великенетского поселения, и памятник относятся к кура-араксской культуре.  Исследования показывают, что в эпоху ранней бронзы (I тысячелетие до н.э.) орудия с желобчатыми перехватами здесь получают широкое распространение. ( Марковин В.И.)

Дагестанская экспедиция под руководством Давудова О.М. провела раскопки на южной окраине Великента.   Памятник в значительной степени уничтожен при разработке глины местными жителями. На одном из останцев вскрыты три бескурганные катакомбы с коллективными  захоронениями, богатыми разнообразными инвентарём, особенно многосеро - и чернолощеных, а также изредка обмазанных сосудов, характерных для эпохи ранней и средней бронзы. Памятник датируется III – первой половиной IΙ тысячелетия до н.э.

М.Г. Гаджиевым и С.Н. Кореневским изучены Великентские катакомбы. Эти катакомбы ими датируются в пределах веков IΙI – первой половины ΙI тысячелетия до н.э. В катакомбах содержалось до сотни глиняных сосудов и другой утвари (орудия, предметы вооружения, укрощения). Керамика характеризуется в основном серолощенными сосудами стандартных форм. Помимо керамики, погребальный инвентарь включал полированные вершины каменных булав, сверлённый каменный топор ромбовидной формы, разнообразные бусы и подвески из сердолика, горного хрусталя, агата, стекловидной пасты и около полутора тысяч металлических предметов. Здесь обнаружены бронзовые медальоны, бронзовая бляха с двумя отверстиями в центре, браслеты, серьги, золото, топоры, тесла.

Дагестано-американская археологическая экспедиция продолжила исследования памятников бронзового века у села Великент. Основными объектами раскопок являлись поселение Великент II и Филтепе (Слоновая гора), где были обнаружены остатки стен круглого в плане жилища. Найдены фрагменты лепных, кухонных, столовых и гончарных сосудов раннего этапа куро – аракской культуры.

Для нижнего слоя поселения Великент ΙI в лаборатории Аризонского университета получена радиоуглеродная дата – 4500 ±50, с калибровкой 3365-3317 и 3494-3100гг. до н.э.

В поселении Филтепе выявлен культурный слой толщиной 3 м., содержащий керамику, сходную с керамикой поселения Великент IΙ. Обнаружены также обломки женской статуэтки из тигелька и литейной формы из глины. Данные радиокарбонового анализа (некалиброванная дата 4260±45, калиброванные – 2917-2789 и 3015-2703 гг. до н.э.) позволяют отнести Филтепе к позднему периоду функционирования поселения Великекнт ΙI.

Археологи Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН обнаружили  в районе села Великент уникальную находку – рубило каменного века. Этим орудием труда первобытный человек выкапывал из земли коренья, обрабатывал шкуру. Таким примитивным приспособлением человек пользовался ещё 2 млн. лет назад. О «великентском феномене» говорил член-корреспондент этого института Османов А.И. как о необыкновенной находке в Великенте, которую обнаружили учёные, - 613 черепов в погребальной катакомбе. Массовые захоронения в разных уголках мира обнаруживали и раньше, но такого огромного количества останков - никогда. Сотни людей похоронены вместе – мужчины, женщины, дети, а потому нельзя определить, какое положение кто из них занимал. Эти племена ещё не знали классового расслоения.

Откуда пришли в Великент люди, можно только предполагать. В археологии подобные случаи получили название феномена «прерванной цивилизации». Учёным ещё предстоит разгадать эту загадку цивилизации.

Литература

1.    Мунчаев Р.М. Энеологическая культура Северо – Восточного Кавказа//материалы по археологии Дагестана Махачкала: Изд. Института истории,  языка  и литературы им. Г.Цадасы  Даг. фил. АН СССР,1961.
2.    Золотов К.Н. роль охоты и животноводства в хозяйственной жизни населения Дагестана в древности.  Махачкала: Изд. Института истории,  языка и  литературы им. Г.Цадасы  Даг. фил. АН СССР,1961.
3.    Марковин В.И., Кривицкий В.В. каменные орудия с желобчатыми перехватами на территории Дагестана и Северного Кавказа//Археологические открытия 1972г. М.: Наука,1973
4.    Гаджиев М.Г., Кореневский С.Н.   Металл  Великентской катакомбы//древние промыслы, ремесло и торговля в Дагестане. Махачкала: Изд. Института истории,  языка и  литературы им. Г.Цадасы  Даг. фил. АН СССР,1987
5.    Гаджиев М.Г. Камнеобработка в Дагестане в эпоху ранней бронзы// Промыслы и ремесла древнего и  средневекового Дагестана - Махачкала: Изд. Института истории,  языка и  литературы им. Г.Цадасы  Даг. фил. АН СССР,1988.
6.    Гаджиев М.Г, Кол Ф.Л., Гаджиев Р.М.   Раскопки в Великекнте//Археологические открытия1998г. – М.: Изд. Эдиториал  УРСС,2000
7.    Уникальные раскопки Великента //Дербентские известия,2005, 22.11.
8.    Ханмагомедов Х.Л.  Дагестанское теркеме, комплексное страноведческое исследование. М.: Наука, 2010
 

ВЕЛИКЕНТЦЫ – участники  Гражданской войны

Для борьбы с деникинцами в Дагестанском теркеме создавались партизанские отряды, среди  красных партизан были жители селения Великент:  Мамесен Кирхляров, Паша Абдуллаев, агабек Алиев. Ибрагимов Алхас, Гулиев Шейх, Абдуразаков Нурмамед, Азиз Гебеков, Шихахмед Курбанов, Абдурагим, Зохраб, Алиев Мугутдин, Неджафов Кахриман, Пирмалиев Ибадулла, Абасов Фейтулла, Мирзабеков Гюльахмед. Мехрали Новрузалиев.

Пирмагомед Беделов из Великента – активный  участник  гражданской войны 1919года на Дербентском фронте, командовал группой красных партизан своего и соседних сел. Отличился храбростью, после установления советской власти работал председателем сельсовета и колхоза в родном селе, председателем Дербентского райкресткома, заведующим хозяйственной частью совхоза «Красный партизан»  села Геджух.

Великентцы на фронте

22 июня 1941 года в результате нападения фашистской Германии  на СССР началась Великая Отечественная Война. Все народы страны _ большие и малые - сплотились в единую боевую семью и поднялись на священную войну во имя защиты свободы и независимости Родины с первых дней войны тысячи дагестанцев добровольно отправились на фронт сражаться с врагом. Не остались в стороне и Великентцы. Вот ИМЕНА героев, которыми гордится Великент.

Они вернулись живыми и с победой:  Ильясов И.Г., Гусейнов К.Г.. Мехрабов Н. Х., Мехрабова З.И., Якубов И.Ш., Аллахвердиев А.М., Миталлимов М.Х., Агаев К.И., Агаев Н.И.,Алхасов А.Д., Умалатов М.У.,Герейханов Х.У., Шахбазов А.А..Тахмезов М., Мирзалиев А.. Мирзаханов Х.. Киласов И.К., Аскендеров Р.А., Имамедов И.К., Исмаилов И.Н.,Неджафов Н.Я.,Неджафов Н.А., Караев С.М.,Гюльахмедов Г.Я.,Айдиев А.У.

Пропали без вести (время не установлено): Абасов Абас, Абдуллаев  Садулла, Алифханов Магомед, Алиханов Паша, Алхасов Алхас, Бакаров Джамал, Гамзалиев Магомедэмин, Гебеков Мекке, Герейханов Магомедшафи, Гюльахмедов Байрамбек. Гюльахмедов Салават, Минатуллаев Магамедрасул, Джалилов Джалил, керимханов Алифхан, Килинджев Килиндж, Магомедов Магомед, Хидирбеков Загир. Яхьяев Яхья,

Пропали без вести (время  установлено): Абдуллаев Абдулла Пашаевич (апрель 1943г.), Абдуллаев Джами (декабрь 1942г.), Аллахвердиев Адилхан Гюльахмедович (ноябрь 1941г.), Атдиев Асланхан (декабрь 1943г.), Беделов Ибрагим Пирмагомедович (26 мая1942г.), Гумбетов Гумбет Аскерханович (декабрь 1943г.), Зульфигаров Салавутдин, Гереев  Герейхан (май 1943г.), Ибрагимов Гусунбек (декабрь 1942), Ибрагимов Касум Ибрагимович (июль 1943г.), Исмаилов Гамид Исмаилович (июль 1942г.), Керимов Мустафа Сагидович  (февраль 1945), Килинжов Клинж Турабович (май 1944г.), Кирхляров Ахмед (февраль 1942г.), Киримханов Алихан (апрель 1944), Магомедов Балахмед (март 1944г.), Мамедов Алибкат (февраль 1942г.), Саимедов Абдулкадыр (октябрь 1942г.), Юсуфов Абдулла Юсуфович (декабрь 1944г.) Яхьяев Аскер (март 1943г.), Курбанов Новрузбек (30 января 1942г. похоронен в с. Капустино, Ставропольский край), Ахмедов Махмуд Ахмедович(6 марта 1944г.), Джавадов Нурмагомед Гаджиевич((1943г.), исмаилов Шафи Исмаилович(23 сентября 1942г.).

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля