Кадыров Руслан Султанович, заслуженный деятель науки РД, доктор филологических наук, профессор. Начальник Управления Образования г. Дербента

Каждое село имеет свое лицо, свою красоту. Прекрасна история и селения Рукель. Оно находится недалеко от древнего города Дербент. История возникновения Рукеля уходит в глубь веков.

Первоначальное заселение рукельцев было на низменности. Существует такая версия, что село Рукель было расположено на низменности «Абасова» (нынешний Нижний Джалган). Оно находится на главном кавказском проходе от севера к югу. Как мы знаем, Дербент служил яблоком раздора и ареной кровопролитных войн, попадал под власть различных завоевателей. И каждый раз вместе с Дербентом все нашествия. Завоевания терпели предки рукельцев. И поэтому из-за постоянных нашествий, а также существования малярии (комары были носителями малярии) заставили наших предков подняться на холм.

Первейшее название сегодняшнего ойконима Рукель-«Улькер»(звезда). Эта звезда восходит во второй половине ночи. По этой звезде определяли, что половина ночи прошла. Люди , смотревшие с низменности видели эту звезду (Улкер улдузу) прямо на холме, где стоит нынешний Рукель. Отсюда произошло и название Рукель.

В составе азербайджанской ойконимии представлено значительное количество ономастических элементов древнего происхождения.  Лексико-семантическая структура ойконима Рукель входит в состав тюркских онимов образованных по модели основа +аффикса-кер, -кар. Хотя таких образований в современном азербайджанском языке незначительное количество, тем не менее они свидетельствуют о существовании в древний период азербайджанского языка форманта –кер, имевшего собирательно-расширительное значение. В современном азербайджанском языке сохраняется ряд основ с аффиксом -гар, который является вариантом аффикса –кер в составе исследуемого нами ойконима собирательно-расширительное значение. Как отмечает Э.В. Севортян, к таким основам следует отнести лексему уджгар «окраина//окраинный». По мнению Э.В. Севортяна, эта основа образована от древнего именного корня удж «конец, край» (199) . Однако семантическое развитие тюркских основ дает нам возможность предположить, что эта основа отглагольное происхождение и восходит к древнему глаголу *уджга – «быть концом, окраиной» и образована при помощи аффикса –ар, -р. Сюда же относится и основа йонгар «стружка, щепка, щепка, опилки», образованная от глагола йон- «тесать»(Севортян 199). В данном случае также основа йонгар образована не от глагола йон-, а от его залоговой формы *йонга-«тесать» при помощи того же форманта –р, -ар. Это подтверждается старотурецким словом илгар «набег»- *ылгар, образованным от сохранившегося глагола ылга- «совершать набег».

В турецком языке две аналогичные основы с компонентом –гар : айгар «место, куда часто падает лунный свет». По мнению турецкого исследователя Б. Аталая (см. Севортян 200) данная основа образована от существительного ай «луна» при помощи аффикса –гар. По настоящему мнению, здесь имело развитие основы по другой схеме, а именно от древнего глагола *айга- «светить, освещать(о луне) » + -р- показатель аориста. По такой схеме образуются и другие основы в тюркских языках, ср. тур-янгар «жара» -ян- «гореть» -*Янга- «пылать»+ афф. –р.

По мнению Э.В. Севортяна, этот аффикс должен иметь родством с аффиксом –гыр//-гыз, который отмечается в составе ряда тюркских основ типа казахского сезгир «чуткий» от глагола сез- «быть чутким», узбекского кескир «острый» от глагола кес- «резать, быть острым» и т.д. (1966:200). Таким образом, мы установили, что в тюркских языках существовали модели словообразования с аффиксом –кер, -кир и т.д.

По нашему мнению, азербайджанский ойконим Рукель является метатезой исходного Улкер «созвездие, Плеяды». Как отмечает К.С. Кадыраджиев, в алтайском языке эта основа имеет форму уьрген- уьерген и употребляется не только в значении «Плеяды», но и в значении «звезда».

Этимология основы связана с древним тюркским глаголом уьл – «сиять, светить, блестеть» и здесь представлен фактически тот же корень, что и в составе лексемы улдуз «звезда» (2005:67).

По устному сообщению проф. Р.М. Гасанова, в основе ойконима Рукель лежит табасаранский фитоним рукь «кусты», что в принципе не исключено. Тем не менее, широкое распространение основы улькер в качестве ономастического термина свидетельствует в пользу его тюркского происхождения.

С начала возрождения Рукеля жили первейшие тухумы «Гаджилер» (выходцы арабского происхождения). Они строили дома прямо на склоне холма, чтобы могли наблюдать за врагами, идущими с низменности. В местечке «Лек-лек» есть памятник могилы (мазар дашы), которому 1300 лет. Это говорит о том, что первейшее заселение Рукеля восходит ко второй половине VII века, к 690 годам н.э. Как пишут историки об истории Дербента, что новый этап в истории Дербента начался в период арабских завоеваний во второй четверти VII века. Ислам, сплотивший вечно враждующие воинственные племена арабов, способствовал не только быстрому сложению централизованного арабского государства, но и вызвал волну новых военных завоеваний, начавшихся сразу вслед за объединением. Обладающие прекрасной конницей, закаленные в боях и полные религиозного фанатизма арабы под руководством своих способных полководцев начали победоносные войны за господство на Ближнем и Дальнем Востоке.

В 642 году арабы появились у стен Дербента. Однако укрепиться в этот период в Дербенте арабы не смогли и еще более полустолетия воевали с хазарами за обладание городом. (Кудрявцев А.А. 1989:23-23). В это время недалеко от Дербента на низменности «Абасова» жили племена арабов. Они поднялись на этот холм и обосновали село Рукель.

А в истории Дагестана возникновение Рукеля толкуется иначе:

«В 750 году была свергнута династия Омеядов и власть в халифате перешла к Абасидам . Усиливается борьба в Дагестане и халиф вынужден был принять исключительные меры для восстановления своих позиций. По его распоряжению из тюрем было выпущено 7000 заключенных, которые пополнили отряды воинов, спешно собранных в Дагестан. Был принят ряд других мер для того, чтобы прочно обосноваться в районе Дербента. Кроме того были возведены крепости в таких пунктах, как Рукал (ныне Рукель), Кала-сулар, Митаги, Бильгади».{История Дагестана. 1 часть:1967:15}.

К этому времени уже в Рукеле жили люди, может быть, тогда арабы укрепили крепость Рукель дополнительными воинами.

В источнике прошлого века «Дербент-наме» сообщается, что, когда в 684 году арабы овладели после длительной осады Дербентом, занятым хазарами. Они разрушили крепостные башни стен, и ушли из города. Хазары, вернувшись в город, овладели Дербентом и усилили его цитадель. В 690 году арабы вновь овладели Дербентом причем на этот раз они укрепили стены и башни города и оставили в нем гарнизон в 5000 воинов. Далее автор сообщает о возобновлении арабами разрушенных стен и укреплений Дербента в 735-790 годы. {C. Хан-Магомедов 1979:31}.

Этот источник дает нам право отнести возникновение Рукеля к 690 годам. В возоьновлении горной стены (Даг-бары) принимали участие и народное ополчение рукельцев. Об этом свидетельствуют сохранившиеся из камней таких глыб, которыми строились стены. До сегодняшнего дня в Рукеле сохранились отпечатки вырезанных камней. Наши предки тоже приняли активное участие в отражении нашествий арабов. Во время господства арабов в Дербенте и близлежащих районов, в том числе и Рукеле образовалось два квартала «Лек-лек» – «капля-капля»(в честь родника) и Даргуш- «узкая щель». Со всех трех сторон эти кварталы были окружены неприступными скалами. Только была единственная одна дорого, связующая с другими селами на севере Рукеля, в частности с. Митаги.

В конце IX- начале X века значительно ослабевает зависимость Дербента от Багдада. Усиливается власть тюркских каганов. И в то время началось заселение тюрками близлежащих районов, в том числе и селения Рукель. В южной части села, не вмешиваясь в жизнь других кварталов, заселились тюрки и основали свой квартал «Шихлер» (чистые, верующие, святые люди). У них много шейхов. Они долгие годы не вмешивались в жизнь других кварталов.

В начале XVI века Дербент был присоединен к Персии. В селении появились семейства персидского происхождения, о чем свидетельствует появление персидских династий. «В борьбу за Дербент в этот период вступает Турция (причем на помощь турецким войскам с севера на раз приходили крымские татары). В 1578 году турки овладели городом ». {С. Хан-Магомедов 1979:31}.

В этот период начинается заселение в Рукеле крымскими татарами. Образовался и их тухум (татарлар). Основным их занятием было скотоводство. К началу XVII века в Руке заселились евреи. Образовали отдельный квартал, у них было свое кладбище. Численное превосходство мусульман к началу XVII века вытеснили евреев из Рукеля. Кладбища евреев сохранились и до сегодняшнего дня. Каждый год евреи приезжают проведать своих умерших предков.

В начале XVIII века в Дагестан заселились русские. В 1722 году Петр I посетил город Дербент «на карте маршута русских войск в 1725 году имеются данные о количестве дворов в селении Рукель- 265 домов». {История Дагестана. 1 часть 1967:210}.

В 1806 году Дербент был окончательно присоединен к России, а в 1813 году по Гулистанскому мирному договору Иран юридически признал вхождения Дербента в состав Российского государства. С установлением царизма жизнь рукельцев стала еще хуже. В селении бесчинствовали беки(местные власти) от имени царских властей. Бекам принадлежали большие участки земли. Рукельцы находились под двойным гнетом. Об этом времени дагестанцев пишет Магомедов Р.М.: «В те времена малая часть горцев покорились русским, другая жила в горах свободно, не признавая ничьей власти, и третья не могла бороться с ними. Таковы были в те времена народы Дагестана». {Р.М. Магомедов : 262}.

Трудящиеся Рукеля часто выступали против беков (местных влатей). Некоторые жители уходили в леса, сжигали дома беков, угоняли их скот. Налог на жителей села был очень большой со стороны беков и царских властей. Но, не смотря на такую тяжелую долю, рукельцы работали и трудились. Основными их занятиями были скотоводство, виноградарство, земледелие и ковроткачество. Каждый тухум. Каждая династия занимались присущим им занятием. Так, например, тухумы (татарлар) занимались скотоводством, вели кочевой образ жизни. Летом они жили в селении, а зимой со своим скотом спускались в низменность (овраг недалеко от Рукеля) под названием «Хишкару» (гиш гелу-зима пришла). Перезимовав, весной 22 марта, отметив Новруз байрам, они возвращались в село. Виноградары в основном из винограда готовили вино, о чем свидетельствуют, сохранившиеся до настоящего времени каменные погреби, где хранили вино.

Земледелие зависело от погоды. Поливные поля в Рукеле отсутствовали. Главным занятием наших предков было добыча соли из соляных озер, которые находились в низменности. Существует такая версия, что соляные озера принадлежали рукельцам еще с тех времен, когда они жили на низменности. Никто кроме них из этих озер не добывали соль. Там они построили крепость для охраны озер. Жители села добывали соль и продавали ее. Соль они часто обменивали на пшеницу, кукурузу, ячмень в лезгинских и табасаранских селах. Каждый тухум, каждая династия имели свой соляной источник. И сегодня тоже, по старой доброй традиции сельчане добывают соль, но не для продажи, а для личного потребления.

Наряду с мирной жизнью трудящихся не прекращались выступления против беков. В годы Столыпинской реакции в Рукеле тоже усилилась эксплуатация. Рукельцы постоянно боролись за свои права.

И вот один эпизод: «Это случилось 7 мая 1909 года. Общество села Рукель категорически отказалась добровольно платить беку повинности. Тогда начальник решил взыскивать повинности в принудительном порядке. Когда он с всадниками ворвался во двор раята Ханмагомедова, члены сельского общества, вооруженные дубинками, вытеснили его со двора. Братья Чопан и Баба Таравирдиевы избили бека. 5 августа рукельцы заявили начальнику участка. Что они не допустят и принудительного взыскания повинности, пока будет жив хоть один человек в обществе».{История Дагестана. 2 часть 1979:25-26}.

В условиях нового революционного подъема. Под влиянием вступления пролетариата России и непрекращающейся борьбой раятов, царское правительство должно было пойти на вынужденные уступки.

«7 июля 1913 года был утвержден закон о прекращении зависимых отношений в Дагестанской области. По этому закону с 1 января 1914 года 7000 крестьян 95 селений освобождались от податей и повинностей в пользу беков». {История Дагестана. 2 часть 1979:28}.

Одним из этих селений было селение Рукель, где большинство жителей были раяты (рабы). Но учесть крестьян не улучшилась. Земли опять остались в руках беков. Жители селе уходили на поиски куска хлеба в города Баку, Дербент и в другие города, пополняли ряды пролетариата.

Большую роль в подчинении и смирении крестьян(раятов) играло духовенство. В каждом квартале имелись мечети. При мечетях функционировали школы(медресе- арабское мадраса, от дараса-изучать). Мулла (от арабского маула- господин, владыка)- служитель мусульманского религиозного культа. Мулла совершал отправление культа с преподаванием в примечетской школе. Учащиеся мусульманского медресе называли мутаалимы(арабское- обучающиеся). Основным занятием в медресе было чтение Корана наизусть. Муллы призывали народ к покорности бекам и царским властям.

27 февраля 1917 года в Петрограде победила вторая революция. Она называется февральской. Восставший пролетариат свергнул ненавистного царя. Но власть в стране захватила буржуазия, создала временное правительство.

Весть о свержении царя быстро облетела всю страну. Эта весть дошла и до многострадального Рукеля. В Рукеле проходили собрания, усилилось недовольство крестьян (раятов). Они захватили земли, пастбища, принадлежавшие бекам. Вплоть до Великого Октября между обществом раятов и беками не прекращались столкновения. Народ боролся за прекращение зависимых отношений.

Радостная весть о победе Октябрьской революции с быстротой молнии разнеслась по всей стране. Об этом событии узнал и глухой уголок страны гор- Рукель. В Рукеле шла напряженная и трудная работа за установление власти крестьян (раятов). Создавали штаб по борьбе с беками (местными властями).

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Но не долго пришлось радоваться рукельцам установлении Советской власти. Начались трудные годы гражданской войны и иностранной интервенции.

Жители села с оружием в руках выступили на борьбу за установление и защиту Советской власти в Рукеле. Был организован партизанский штаб. В его состав входили следующие славные сыны Рукеля: Сеидов Мала, Омаров Балами, Ахмедов Селим, Фейзуллаев Мола, Пирмагомедов Баба, Алирзаев Гусейхан и многие другие. Они входили в партизанский отряд, организованный вместе с жителями близлежащих сел: Камах, Джалган, Зидьян, Митаги, табасаранских и лезгинских сел.

В августе 1918 года со стороны Баку начали наступления бичераховские войска. Трудящиеся Дагестана совместно с отрядами Красной Армии, прибывшим из России, стали громить бичераховцев под Дербентом.

«В сентябре 1918 года со стороны Баку начали наступление бичераховские войска. Трудящиеся Дагестана совместно с отрядами Красной Армии, прибывшим из России, стали громить бичераховцев под Дербентом. В сентябре 1918 года Советская власть в Дагестане пала».{А.Г. Гаджиев 1985:44}.

В это время бичераховцы овладели Рукелем, Несколько месяцев женщины, дети, старики жили в лесах. Мужчины села во главе с представителями партизанского штаба воевали с бичераховцами. Объединенными силами им удалось выгнать бичераховцев из села. Организовали вокруг Рукеля сторожевые пункты. Рукельцы проявляли мужество и храбрость в борьбе с белогвардейцами. Некоторые время они жили мирной жизнью. Откуда им знать, что их родное село превратят в руины, что им придется жить на чужбине, вдали от родного селения в течение года.

«Деникин во главе с белогвардейцев весной 1919 года потопил в крови облости Северного Кавказа. Чуть позже, в июле, когда страна вела на Восточном фронте ожесточенные бои с Колчаком, Деникин двинул войска на Москву. В его руках были уже Курск, Воронеж, Орел. Он был вооружен до зубов. Империалисты Англии дали ему пушки, танки, аэропланы, снаряды. Наступил один из самых опасных моментов для Советской власти. В.И. Ленин от имени партии обратился с призывом -«Все на борьбу с Деникиным!» Отряды Красной Армии вели жестокие схватки с армиями белогвардейцев, а в тылу врагов разразилась партизанская война».{А.Р. Шихсаидов. 1975:56}.

1919 год. Сентябрь. Этот месяц остался в памяти наших дедов и сегодня. Именно в сентябрьские дни войска Деникина напали на Рукель. Партизанский отряд прикрыл местных жителей до ухода из села. Героически пали в битве с белогвардейцами лучшие сыны Рукеля, такие как Ибрагимов Ибрагим и многие другие. Наряду с рукельцами воевали за Рукель с озверелыми деникинцами мужественные сыны других сел. И вот один эпизод, о чем рассказывают старики: Казимагомед из Кураха, плечом к плечу с нашими дедами отражал натиск врага, прикрывая эвакуированных жителей села, и он геройски погиб. Во время эвакуации жители села уносили с собой что можно унести в телегах: одеяло, несколько пудов пшеницы, маленьких детей. Они шли под обстрелом деникинской артиллерии. Рукельцев приютили в табасаранских селах: Занак, Ничрас, Тинит, Яктык, Бурханкент. Они дошли вплоть до Азербайджана – город Куба. Старики очень хорошо оказываются о тех людях, которые их приютили в эти тяжелые дни. И я, имея возможность, хочу сказать «спасибо!». Всем тем, которые в эти трудные годы для моих предков, эти национальности протянули руки помощи, проявляя при этом высший интернационализм. В основном эвакуировались женщины, дети и старики.

Восставшие сыны Рукеля не покинули родные места, вместе с мужчинами близлежащих сел они постоянно нападали на белогвардейские. войска. Высокую организованность и мужество проявили руководители партизанского отряда (о которых говорилось выше) в борьбе с деникинцами.

Бывший Магомед бек не покинул селение, надеясь на то, что деникинцы ничего с ним не сделают. Деникинцы зарезали его за то, что он не смог остановить от эвакуации жителей села. Старики рассказывают о смелости одного смельчага по имени Алихан. Он пришел на разведку в село и белогвардейцы поймали его. Посадили в сарай и поставили охрану. Ночью смельчак Алихан смог убежать, выпрыгнув из небольшого окошечка сарая пяти-шести метровой скалы. Принес партизанам ценное сведение. Весной в марте 1920 года в Рукеле воевали турки с деникинскими войсками. Туркам удалось выгнать деникинцев из села. Они организовали в селе штаб. Турки никакого урона сельским жителям не принесли. Очевидцы старики очень хорошо отзываются о них. И сегодняшний день семейства живут в Рукеле.

«Весной 1920 года на помощь дагестанцам пришла 11-ая прославленная армия. Один за другим были освобождены города Дагестана-Хасавюрт, Дербент, Порт-Петровск».

В апреле 1920 года эвакуированные рукельцы возвратились в родное селение. Когда деникинцы ушли, превратили цветущий Рукель в руины, сожгли дома, все что смогли унести, унесли, что не смогли, сожгли. Рукельцы взялись возродить сожженный Рукель. При восстановлении помогли жители близлежащих сел, большую помощь оказала молодая Советская власть.

ГОДЫ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В РУКЕЛЕ

«20 января 1921 года Центральный комитет РСФСР издал Декрет об образовании Дагестанской Автономной Республики. Ранее угнетенный и бесправный народ взял свою судьбу в свои руки. С помощью русских и других народов нашей страны горцы начали новую жизнь, вступили на путь строительства социализма».{А.Р. Шихсаидов 1975:59}.

Рукельцы взяли свою судьбу в свои руки. Первой важнейшей задачей жителей было поднятие сельского хозяйства. Три года бушевавшая в Дагестане гражданская война оставила после себя кровавые следы -сожженный Рукель, сожженные посевы. Основные земельные участки рукельцев были на низменности «Абасова», «Кинейли». Они были в опустошении. В селе стали возникать кооперативные объединения крестьян. В верхней части села (включая несколько кварталов) образовалось объединение крестьян под руководством коммуниста Магомедова Адыгюзала. В верхней части села (шихлер) свои объединения крестьян. Руководителями и организаторами их были Гайдар и Гаджикурбан (коммунисты). Они восстанавливали сожженные посевы. Во второй половине 1929 года в Рукеле началось массовое вступление бедняков и средняков в колхозы. Установлению колхоза большую помощб оказала сельская молодежь – первые комсомольцы Гасанов Гамза. Абдулазиз, Магомедов Гарун, Магомедов Султан, Муслимов Абумуслим и многие другие. К концу 1932 года – началу 1933 года прошла коллективизация всего села. Представителем колхоза выбрали Ахмедова Селима. Коммунист Ахмедов Селим очень много сделал для процветания культуры села. В кофискованных у бека домах открыли школы, где преподавалась на арабском языке. В 1927 году была построена первая советская школа. Директором школы был коммунист Гасанов Рагим. Он многое сделал для подготовки местных учителей из местных жителей. В 1885 году открыли ковровый артель, где работали девушки и женщины села. В 1936 году построили клуб для демонстрации кинофильмов и для проведения собраний. Многие передовые люди Рукеля, которые были организаторами колхоза, такие как Шихталиб, Аслан, Алихан были задержаны властями и увезены. Никто не знал об их судьбе. Их посчитали врагами народа. Сейчас они реабилитированы. Их сыновья Советская власть принесла свои извинения за допущенные ошибки в годы коллективизации.

В эти годы Рукель выдвинул своего ученого по сельскому хозяйству. Саидов Джабраил- кандидат сельскохозяйственных наук. Он очень много труда вложил в развитие сельского хозяйства Рукеля в довоенные и послевоенные годы. Многие годы работал агрономом колхоза «Рукельский». Впервые в рукельской земле появились хлопковые поля, ввел новые сорта помидоров. И на сегодняшний день рукельцы с теплотой отзываются об этом гениальном, добром человеке. Развития овощеводства связывают с именем ученого Саидова Джабраила. Таким он остался в памяти народа.

ГОДЫ ВЕЛИКИХ ИСПЫТАНИЙ. 1941-1945 ГОДЫ.

22 июня 1941 года. Теплое утро. Мирные жители села выгоняли скот со двора. Люди готовились к воскресному дню. Кто собирался работать на своем участке, кто со своей семьей поехать отдыхать в город. Семиклассники готовились к выпускному вечеру. Кругом солнце, радость, мир.

И вдруг по городам и селам, по долинам и горным тропам прошла страшная весть- война. Фашистская Германия напала на нашу Родину. Эта страшная весть быстро дошла до мирного Рукеля. Сотни мужественных сынов Рукеля стали просить немедленного отправления их на фронт для защиты своего родного Отечества.

На войну ушли 210 лучших сыновей Рукеля. Славные сыны страны гор были в числе защитников Брестской крепости. Обороняли Москву, Ленинград, героически сражались в боях за Севастополь и Одессу, Ростов и Киев, в битве за Кавказ, громили фашистов под Сталинградом и на Курско-Орловской дуге, освобождали занятые врагом Украину и Белоруссию,Литву и Эстонию, были в числе воинов, освободивших народов Европы от фашистской чумы, участвовали за взятие Берлина, в штурме Рейхстага. Среди них были и мои земляки. За годы войны многие рукельцы прошли длительный путь от рядового солдата до офицера Красной Армии. Офицеров-рукельцев в годы Великой Отечественной войны хочу назвать поименно: Рзаев Манаф Рзаевич- старший лейтенант, Гасанов Нури- лейтенант, Гасанов Сиражетдин Рагимович- капитан, Ахмедов Гаджикурбан- младший лейтенант, Абдулов Абдулманаф- младший лейтенант, Айдемиров Зейфулла-младший лейтенант, Тахмезов Халитдин- капитан, Рамазанов Рамазан. Эти люди были гордостью Рукеля. Они воспитали очень много мужественных патриотов в борьбе с немецкими оккупантами.

Из 210 славных сынов Рукеля не возвратилось 120 человек. Рукельцы понесли тяжелую утрату. Не было ни одной женщины, которая бы не носила траур по случаю потери отца, сына, мужа, брата. Тридцать человек вернулись инвалидами.

Рукельцы воевали в горячих точках Советского союза. Хочу рассказать о подвигах нескольких воинов – рукельцев.

Дадашев Абетдин Шихмагомедович- защитник блокадного Ленинграда. Дадашев Абетдин окончив семь классов в 1939 году поступил сельхозтехникум в городе Дербенте. Проучившись полтора месяцев , уехал служить в ряды Красной Армии. С железнодорожного вокзала г. Дербента провожали будущего воина Красной Армии, защитника славного города Ленина, близкие и родные. На вокзале слышались шум, смех, радость. Откуда знать мирным жителям, что Абитдину выпадет доля пять лет находится под вражескими пулями. С Дербента он прямо попал в Ленинград, с Ленинграда отправили воина на учебу сержантов в Красное село. Учился два месяца. Из сержантской школы, получив звание младшего сержанта, был направлен на финский фронт. Пробыв там 15 дней, возвратились обратно в Ленинград. В 1940 году служил кадровой армии в войсках связи. 25 мая 1941 года их перебросили на границу с Германией в город Шауляй. Литовской ССР для обеспечений связью пограничных войск. Война застала нашего земляка, славного сына из далекого горного селения Рукель Дадашева Абитдина 22 июня 1941 года на границе. Потом под обстрелом противника войска, где он служил, отошли через Кронштат к Ленинграду.

Август 1941 года. Началась блокада Ленинграда. До декабря 1943 года он находился в блокаде. В декбре этого же года через Ладошское озеро их полк перебросили на Волховский фронт для обеспечения связью Вторую ударную армию. В 1942 году Дадашев Абитдин был награжден за обеспечение бесперебойной связи командования медалями «За оборону Ленинграда», «За боевую заслугу». В январе 1944 года началось контрнаступление по всему фронту для прорыва блокады Ленинграда. 18 января 1944 года прорвали блокаду, и войска с боем двинулись на эстонскую землю. 5 сентября 1944 года штурмом взяли город Таллин. За героизм, за подвиг, проявленный при взятии города Таллина, Дадашев Абитдин Шихахмедович был награжден за обеспечение связи с главным командованием высокой правительственной наградой- «Орденом Великой Отечественной войны второй степени». День победы наш земляк встретил

в Таллине. Один эпизод из его службы в блокадном Ленинграде. «Взвод, где командованием взвода был старший сержант Дадашев Абитдин, получил задание ликвидировать немецкую батарею, находящуюся на острове реки Невы. Немецкая батарея не давала переправы войск с одного берега Невы на другой берег. Мужественный сын Дагестана, наш земляк со своим взводом уничтожили немецкую батарею. Задание было выполнено».

С победой над фашистской Германией не закончился славный воинский путь нашего односельчанина. В июле 1945 года полк, где проходил дальнейшую службу Дадашев, отправляют на японский фронт. Но по этому полку не суждено было участвовать мелитарийской Японии. Доехав до города Новосибирска, они получили известие о капитуляции японских войск. Оттуда через год Дадашев Абитдин был демобилизован домой.

Дадашев Абитдин Шихахмедович после Великой Отечественной войны в Рукеле открыл трудовой фронт. Он много трудился для обновления села.

В 1951-1956 годы работал председателем колхоза. С его именем связан водопровод, который он провел с сельских источников в молочно-товарную ферму.

В 1956 году в селении появилась первая грузовая машина «ГАЗ 51». Колхоз сдал мясо государству, взамен получил машину. Строили гаражи для ремонта сельскохозяйственных машин. Работал над воспитанием молодежи. Родина высоко оценила заслугу Дадашева Абитдина Шихахмедовича на трудовом фронте. Он был награжден медалями «за долголетний добросовестный труд», «Ветеран труда». Сейчас его нет среди нас, а память о нем сохранится навеки.

Рзаев Манаф Рзаевич-старший лейтенант, участник Великой Отечественной войны.

У каждого солдата своя война. Для одного она закончилась первый же день войны, в первый же час, первое мгновение. Для других война тянулась все четыре года, все 1418 дней. Всем им – слава и бессмертие.

Для Манафа Рзаевича война тянулась 1418 дней и ночей. Манаф родился 2 мая 1914 года в семье крестьянина, окончил семь классов Рукельской средней школы. Поступил в Дербентское педагогическое училище. Окончив училище, вернулся в родное село и несколько лет работал учителем в Рукельской семилетней школе. В мае 1940 года был призван в ряды Красной Армии. Выписка из военного билета старшего лейтенанта Манафа Рзаевича:

1. Участие во фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года по май месяц 1945года.

2. Западный фронт с июня 1941 года по ноябрь 1941года в должности командира отделения связи.

3. Брянский фронт с ноября 1941 года по январь 1943 года в должности командира взвода связи.

4. Первый Белорусский фронт с января 1941 года по май 1945 года в должности начальника связи артиллерийского дивизиона связи.

О службе старшего лейтенанта Манафа Рзаевича говорит его письмо, написанное им в 1961 году маршалу Советского Союза Бирюзовому.

Текст письма:

«Многоуважаемый маршал Советского Союза товарищ Бирюзов. Вы меня простите за беспокойство. От рядового бойца Великой Отечественной войны Рзаева Манафа Рзаевича. В данное время проживаю в Дагестанской АССР, Табасаранском районе село Хучни, работаю райинспектором государственной статистики».

Прошу Вас, не считая труда, ответить мне на некоторые вопросы пути, прошедшей нами в годы Великой Отечественной войны.

Командовали ли Вы Новгород-Северским дивизией? Если да, прошу ответить на вопрос, кто Вас раненного в бедро вынес при выходе из окружения под Песочной Курской области, не Рзаев Манаф Рзаевич? Потом Вы командовали корпусом, в состав которого входила 132 С.Д. присвоили звание младшего лейтенанта по приказу Верхнего Главнокомандующего за /1227-270/. Еще к Вам обращаюсь и прошу содействовать о получении наград за мои заслуги при форсировании Днепра, под райцентра Гранастайпол. Нашей дивизией командовал генерал Шкуроле. Я, имея должность командира взвода связи, с взводом обеспечил через Днепр командование связью. Находясь на передовой огневой позиции артиллеристов, лично стояв у орудия, отбил 4 контратак немцев и обеспечил переправу основным силам наших войск. Тогда мне присвоили награды и медали, но я их не получил, находясь все время на передовых линиях, наступающие наши части закончили войну в Берлине, под Варшавой получил «Орден Великой Отечественной войны первой степени» и «Орден красной звезды».

В Берлине, в реке Шперей, где находилась Тельмановская тюрьма, сами попали в окружение немцев, обороняясь в круговой, я сам лично уничтожил двенадцать самых озверелых фашистов-эсэзовцев, организовал там же уничтожение групп немцев, переправившихся через мосты и никакие награды не получил.

Прошло двадцать лет. 22 июня 1941 года, находясь 4 ДКД в городе Осипович в Белорусской ССР, утром немцы бомбили нас, сожгли часть города. Вспоминая весь с начала и до конца пройденный военный, тяжелый путь, передаю Вам сердечный пламенный привет, долгие годы здоровья и наилучших успехов в жизни и прошу ответить.

Старший лейтенант запаса Рзаев М.Р.

Текст ответа маршала Советского Союза Бирюзова.

«Уважаемый товарищ Рзаев!

Я действительно командовал 132 С.Д. в первые месяцы войны. В боях в районе Глухов-севск/там же недалеко Новгород-Северский/ в сентябре месяце я был тяжело ранен, сам передвигаться не мог. Группа бойцов, к сожалению, их фамилии не сохранились, под командованием майора Серякова меня уложили в повозку и несколько дней везли к своим войскам.

Если у вас есть какие другие данные, прошу мне их сообщить. Были ли Вы в этой группе, которая сопровождала меня, кто в ней был, и куда они девались.

Некоторые обстоятельства моего ранения изложены мною в моей книге «Когда гремели пушки». Почитайте.

По вопросу Ваших наград, запрошены в архивные органы. Результат Вам будет сообщен через военкомат.

Маршал Советского Союза С. Бирюзов

20 июня 1961 года».

Эти письма говорят о его славном пути. И еще я хочу написать текст боевой характеристики нашего земляка и его личных качествах.

«Характеристика из личного дела старшего лейтенанта Рзаева Манафа Рзаевича».

В боях с немецко-фашистскими захватчиками вел себя смело и решительно, дисциплинирован, требовательный к себе и подчиненным. Подчиненных воспитывает в духе преданности к родине своей, к своим обязанностям относится добросовестно. В работе инициативен, артстрелковую подготовку знает хорошо. Свой боевой опыт передает подчиненным, четко заботится о материальном устройстве своих подчиненных. Политически развит. Морально устойчив.

Дело партии Ленина, Сталина предан Капитан Караев:

Старший лейтенант Рзаев М.Р. за заслуги в период Великой Отечественной войны награжден орденом «Красной Звезды», приказом С.Д. № 53 и орденом «Отечественной войны первой степени». После демобилизации бывший офицер Советской Армии работал несколько лет в селе Рукель, работал в Табасаранском районе ДАССР. Старость взяла свое. Рзаев Манаф Рзаевич скончался. И сегодня рукельцы с гордостью говорят об этом славном человеке. Его имя будет вечно жить в сердцах рукельцев.

Гасанов Сиражидин Рагимович. За мужество и героизм проявленное в годы Великой Отечественной войны наш бесстрашный земляк был награжден орденами «Боевой Красной Знамени», «Красной Звезды», «Великой Отечественной войны первой степени» и медалями. Последнее письмо славного сына рукелького народы получили родные с Венгерской земли. Гасанов Сиражитдин Рагимович пропал без вести. Родные и близкие Гасанова С.Р. пытались найти убитого или живого, но безуспешно.

Более шестидесяти двух лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. Выросло новое поколение рукельцев. Мы, молодые, знаем о войне из рассказов, из книжек, фильмов. Мы не видели руин, не слышали грохота бомбежек, не пережили голода. И в этом наше счастье. Но и у нас, родившихся через десятилетия, после того как смолкли орудия, есть свои счеты с войной. Почти из каждой рукельской семьи она унесла из жизни и сегодня еще уносит, жалит через годы горечью пережитого, болью фронтовой шрам. Погибло 120 бесстрашных сынов Рукеля, но кто подсчитывает, сколько не родилось из тех, кто должен был родиться.

120 жизней рукельских сынов отдано во имя победы. Ведь за каждой единичкой человек. И каждой недолюбил, недопел, недостроил, недожил.

120 – это не отвлеченное понятие. Были люди. Боль о каждом осталась…

Сегодняшняя молодежь Рукеля видит сыновний долг в том, чтобы увековечить подвиг фронтовиков окружить вниманием и заботой ветеранов людей, которые отдали в борьбе за счастье Родины силы и здоровье.

Нам выпало счастье расти, и жить в условиях мира.

Извечно желания человека встретить ясное, тихое утро нового дня, строит и создавать прекрасное.

Извечно желания трудового человека радоваться щедрому урожаю, чистому небу, радостных звонким детским голосам.

Мир завоевали наши деды страшной ценой – 20000000 Советских людей.

Подвиг рукельцев и всех советских людей – биение гордого сердца нашего народа.

Как вечен народ, так и вечен и бессмертен их подвиг.

В селе, прямо в центре, на возвышенности стоит памятник воинам -рукельцам, погибшим за годы гражданской и Великой Отечественной войны

Вечная память им.

Никто не забыт, ничто не забыто.

ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА! ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!

Говоря о героизме. Подвигу рукельских мужей на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, нельзя не отметить, трудовой героизм их жен, сестер, маленьких братьев и отцов. Вместе со всем Советским народом Рукелю пришлось перенести невероятные лишения и страдания. Труженики села проявили чудеса трудового героизма, не жалели сил и добились значительных успехов в деле обеспечения фронта хлебом, маслом, мясом, шерстью.

Особенно тяжело пришлось рукельцам, как и всему Дагестану, летом и осенью 1942 года, когда фашистские захватчики начали наступать на Сталинград (ныне Волгоград) и Кавказ. Дагестан превратился в прифронтовую полосу. Недалеко от Рукеля строились оборонительные сооружения. Сотни рукельцев приняли участие в строительстве оборонительных сооружений. Поражает мужество, стойкость, патриотизм жителей Рукеля, сумевших в столь тяжелое время приложить все свои силы к победе над заклятым врагом.

Многие женщины Рукеля за проявленный трудовой героизм были награждены медалями. Такие как Джалилова Умай, Кадирова Гистаман, Алибекова Сейбет, Гусейнова Мерзие и многие другие. Комсомольцы и молодежь села внесли свой вклад в дело усиления обороноспособности нашей Родины. Они заменили на полевых работах отцов и старших братьев, ушедших на фронт, создали тимуровские команды для оказания помощи семьям фронтовиков, собирали теплые вещи для фронта.

Трудовой тыл обеспечивал победу над заклятым врагом.

9 мая 1945 года. День победы. Великую победу одержал весь советский народ. Народам мира обеспечена мирная жизнь. Чтобы снова жить, чтобы красивым стало село Рукель, рукельцам нужно было трудиться упорно и настойчиво.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РУКЕЛЕ

/послевоенные годы/

В послевоенные годы колхоз «Рукельский» достиг больших успехов. Увеличилось поголовье скота, труженики начали получать гораздо выше дохода. Увеличились посевные площади. Появились новые двухэтажные дома, широкие улицы. Овощеводство занимало главное место среди сельских культур. Колхоз поставлял помидоры, кабачки, виноград в Дербентский консервный завод, строились магазины. В 1958 году был построен клуб на 300 мест, открыли библиотеку. Председателем колхоза был Бабаев Багаутдин. В 1965 году колхоз был преобразован в совхоз «Рулкельский». Директором совхоза был Гасанов Султан. Дороги селения были в очень плохом состоянии. В эти годы провели грунтовую дорогу от Рукеля до Сталинчиляра.

Раньше были узкие дороги с односторонним движением. Вновь построенная дорога с двусторонним движением. В 1962 году провели в селе электричество. Появились телевизоры, магнитофоны. В 1968 году построили новый корпус школы (открыли Рукельскую восьмилетнюю школу). В 1977 году в Рукеле отметили важное событие 50- летие Рукельской средней школы. Школе подарили юбилейный ковер, сотканный ученицей Магомедовой Мерзие. Во второй половине 70-х годов построили еще один новый корпус Рукельской средней школы. В 1976 году, к 100- летию со дня рождения В.И. Ленина открыли перед школой памятник. Местный скульптор, учитель трудового обучения Гусейнов Айдемир Гусейнович является автором этой работы. Памятник изготовлен на средства школы. Сегодня в школе большой, дружный учительский коллектив, кабинетная система. Уже более двадцати лет работает директором школы Меджидов Минхач Расулович. Он, как директор школы, сделал очень многое для обновления школы, в воспитании молодых учителей. В школе в летние каникулы создаются ученические бригады, помогают совхозу «Рукельский».

В школе наряду с русским языком преподается и азербайджанский язык. Азербайджанский язык преподают местные учителя: Кадыров Вейсал Гусейнович и Сеидов Джахангир Пормагомедович.

РУКЕЛЬ В НАШИ ДНИ

В последние годы в нашей стране произошли большие перемены. Перестройка охватила все стороны социальной и экономической жизни, культуры села. Больших успехов совхоз «Рукельский» достиг в производстве сельскохозяйственных культур.

Рукель выдвинул своих передовиц и передовиков. Их имена назвал народ: Алибалаева Загидат Наметовна, Байрамов Нуретдин, Магомедрзаев Намик и многие другие.

Рукельцы на сегодняшний день гордятся своей землячкой передовицей, Алибалаевой Загидет Наметовна.

Алибалаева Загидат Наметовна – простая, трудолюбивая горянка. Она много лет работает на овощных плантациях совхоза «Рукельский» и своим трудом завоевала авторитет у односельчан.

… Было десять лет тому назад. Рабочие совхоза избрали ее депутатом Рукельского сельского Совета народных депутатов. Тогда встал перед ней вопрос: чем оправдать доверие народа? Она трудилась больше всех, но депутату это не достаточно. Ей необходимо вести за собой и других.

Овощеводство хромало. С гектара собирали всего лишь по 70 центнеров овощей, а соседи по 25%центнеров урожая и никто в хозяйстве не был уверен, что они тоже могут добиться этого.

- У нас земля не та. Она больше не может дать, – говорили сельчане.

-У нас земля не хуже чем у них. Нет у нее хозяина, – решительно ответила Загидат.

Она попросила администрацию совхоза выделить ей отдельный участок. Загидат днем и ночью работала. Когда она отдыхала никто не знал. И вот результат: вместо триста центнеров, которая обещала и получить, она собрала 390 центнеров. На следующий год она повторила опыт. На груди ее засверкал орден «Знак почета».

О трудовых подвигах Загидат Алибалаевой говорят правительственные награды: ордена Ленина, «Знак почета», «Октябрьской революции», медали «За трудовое отличие» и т.д.

Да, односельчане правы, когда говорят, что у Загидат наметовны хорошая дорога в жизни. Пусть не такая уж гладкая, зато прямая. Сегодня у нее много последователей.

Рукельцы гордятся нашим славным земляком Новрузбековым Новрузбеком Аманатовичем кандидатом сельскохозяйственных наук. В настоящее время он готовит диссертацию на защиту доктора сельскохозяйственных наук.

Новое время, новые люди, новые заботы.

Демократия, гласность, самоуправление, хозрасчет. В 1986 году рукельцы сами избрали директора совхоза, молодого, энергичного Саидова Фархада Пирмагомедовича.

Фархад как директор совхоза вложил большой вклад в развитие социально-экономического и культурного уровня села. Были введены новые методы оплаты труда. Внедряли новые сорта помидоров и винограда. Совхоз в настоящее время находится на внутрихозяйственной аренде. Инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и одиноким женщинам бесплатно выделяется топливо, корма, транспорт. Молодым застройщикам при индивидуальном строительстве оказывает совхоз безвозмездную помощь в сумме 2000 рублей., 50% стройматериалов. Были благоустроены улицы, проектирована школа 702 мест, строится новый коровник, а также АТС. Совхоз из низкорентабельного стал высокорентабельным. Каждый год отгружают помидоры и виноград в промышленные центры страны: Москва, Ленинград, Уфа, Воронеж и т.д.

Был реставрирован памятник. Погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войны. Памятник обнесен металлической оградой. Памятник реставрировал местный скульптор Таибов Магомедюсиф участник Великой Отечественной войны. Реставрировали на средства совхоза, посадил и деревья и цветы.

События в Азербайджане вызывали большой отклик в сердцах наших земляков. Болью и горечью обливаются сердца рукельцев, видя страдания и лишения азербайджанских матерей, детей, стариков. В эти трудные дни для всего Азербайджана, рукельцы протянули руки помощи. Сельский сход во главе с председателем сельского Совета Рукеля Султановым Максимом выделили Азербайджану помощь более семи тысяч рублей, собранные сельскими жителями. Облик сегодняшнего Рукеля можно сравнить с городом. В селе в настоящее время около 460 хозяйств. Дома в основном двухэтажные, красивые, крытые шифером и железом. Есть четыре магазина с товарами повседневного спроса, ФАП, сельский дом культуры, кооператив «Рукель», пекарня, кооператив, видеозал, хлебные, кондитерские буфеты. Я хочу закончить очерк словами азербайджанского поэта М. Исмаила:

Мы выбираем друзей и врагов,

Родина нам от рождения дается

Рушатся скалы и тверди хребтов-

Родина цельной в душе остается

«ТАБУ НА ИМЕНА»

В селе Рукель до сих пор сохранилось табу на имена. Так, например, муж не имеет право произносить настоящего имени своей жены. Если кто-нибудь незнакомый с обычаями рукельцев, спросит у него, как зовут жену, ему ни за что не удастся добиться от последнего ответа, и он поневоле должен будет обратиться к кому-нибудь из присутствующих. В общении с женой муж употребляет условное обращение. Такое же отношение жен к мужьям. Это одна сторона.

Другая сторона по отношению к старшим братьям, к их женам, дядям. На их имена тоже существует табу. Младший брат называет старшего брата «гадаш» /азер. -брат/. Если есть несколько братьев, то к их именам добавляют «гадаш». К жене старшего брата обращаются «гелин-баджы» /азер. гелин-невеста, баджы- сестра/.Если их несколько, то «ширин – баджы» /ширин-сладкий, баджы – сестра/, если сестра одна у братьев- «бирдже- баджы» / азер. бирдже- единственная, баджы – сестра /.

Имена дядь тоже не имеют право произносить, а обращаются к ним «эми», «дайы» /дядя/, а если их несколько, то «боюк ими» /старший дядя/, «кичик эми» /младший дядя/. Табу на имена помогает уважать старших.

Как отметили, что в прошлом широкое распространение имело поклонение различным камням, скалам, рощам, родникам и т.д. Люди верили в духов и поэтому, когда давали имя человеку, считали, что вместе с именем в этом человеке заселился дух. И поэтому во время болезни они сменяли имена. Такие традиции сохранились на Рукельской земле и сегодня

СУННАТ

/арабск. – обряд обрезания, усечение красной плоти/

У рукельцев суннат совершается как в младенческом возрасте, так и в старшем возрасте. Это практикуется в Рукеле как отличительный отличительный признак у мусульманина. Иногда, когда в семье единственный сын суннат сопровождается свадьбой /суннат тою/.

ТОЙ

/свадьба, предсвадебная, свадебные торжества, послесвадебные обычаи/

Вопрос о женитьбы сына, также как и о замужестве дочери, решается в Рукеле старшими членами семьи, которые в своем выборе руководствуется соображениями сасловной принадлежности, общественного престижа тухума или патрономии обоих семей, имущественными интересами.

В Рукеле предпочитались и предпочитаются браки внутри одного тухума, династии, квартала, села, так как именно эти браки отвечали многим экономическим и социально – психологическим интересам жителей. Иногда рукельцы сватают с рождения. Если девушка и мальчик родились в один день. Месяц, год, друзья или родственники сватают за мальчика эту девочку /гобек кесме/. При достижении совершеннолетия юноша должен жениться на этой девушке или девушка должна выходить за этого юношу, несмотря на недостатки девушки или парня.

Решив женить сына, родители наводят справки о чертах характера избранной ими девушки, о ее репутации, материальном состоянии, о благородстве их семьи, а также о здоровье и трудовых навыках самой девушки. Всю эту делают родители жениха втайне. Это она сторона выбора девушки.

Есть и другая сторона выбора – браки по любви. Правда, браки по любви на рукельской земле очень редки. Юноши и девушки встречаясь на свадьбах, присматривают там своего будущего супруга или супругу. Обычным и весьма популярным местом встреч является родник «Дюшма» /азерб. не спускайся/ . У этого родника изредка происходит своего рода смотр невест молодыми юношами Рукеля. Самые нарядные платья рукельские девушки надевают, когда идут за водой. Вечером хождение за водой есть своеобразный парад принаряженных девушек. Молодые люди могут обменяться взглядами, но ни в коем случае нельзя перебрасываться словами. Тем не менее в период от выбора невесты до свадьбы молодым приходится часто преодолевать большие трудноти, ибо последнее слово всегда оставалось и остается за родителями. Случаи, когда выбор молодых совпадает с намерением родителей, были очень редки.

И третья сторона – очень редкие случаи кражи невест. Когда родители жениха категорически против его выбора, жених крал невесту и уезжал из села на несколько лет, потом возвращаются после появления первенца и мирятся с родителями.

Сватовство коренным образом отличается от выбора. Для успешного завершения сватовства заранее предпринимались определенные предосторожности. Сватовство можно начинать в определенные дни: в пятницу или воскресенье. Нельзя возвращаться с дороги, когда идут сватать. Сваты, боясь не только соседей и других жителей села, но и «не чистой силы», «дурного глаза», «плохой ноги», предпочитали и предпочитают идти в дом родителей девушки вечером, с наступлением темноты, не по обычной дороге, а изменив маршрут, используя при этом различные магические приемы.

Сватами выбирают наиболее уважаемых людей из тухума жениха /обычно дядя и мать жениха/. Сватов у рукельцев называют «елчилер» /елчилир гелиблер – сватать пришли/. Сваты после обычных разговоров подходят к основной теме. Все это – без угощения. Если глава семьи или семья девушки принимают предложение, гостям подают сладкий чай.Это знак согласия. И сваты, надев невесте обручальное кольцо, уходят довольными. В противном случае, то есть, если чай подал не сладкий – помолвка расстраивается.

После обучения девушки, если до свадьбы обрученных состоится свадьба кого – нибудь из близких жениха, то невесту приглашают на танец и во время танца родственники жениха на ее голову накидывают «калагаи» /белый шелковый платок/ и одаривают деньгами /пул багламаг/.

После сватовства, в узком кругу, через неделю в Рукеле родители жениха, вместе со своим тухумом, устраивают вечер «союз кесен» /последнее слово/. Собирается весь тухум. Пируют, радуются, поздравляют родителей жениха /присутствие жениха необязательно/. На следующий день с утра родственницы жениха несут в дом невесты подарки. От имени каждого члена семьи жениха /отрезы, полотенца и т.д./.

Из золотых изделий: два золотых кольца, золотую цепочку с кулоном, золотые серьги, часы, браслет. После этой церемонии проходит окончательное обручение невесты. Все жители села посещают дома жениха и невесты с поздравлениями.

После сватовства невеста скрывает свое лицо шалью, только видны глаза, тем самым уважает родителей жениха. Невеста постоянно избегает жениха /до свадьбы жених и невеста не имеют право встречаться или перебрасываться словами/.

Следующий вид свадебной церемонии – «пай» /определенный день, назначенный родителями жениха дому невесты/. В этот день приглашают все селение. На эту церемонию обычно приходят женщины, которые несут деньги /кто – как/. Подготовленные подарки семьей жениха несут в дом невесты родственницы жениха /восемь отрезов для платья, платочки, полотенца, а также несколько коробок конфет и печенья, две коробки шоколада/. После угощения жители села в доме жениха устраивают осмотр купленных вещей.

Еще кроме этих подарков. Каждый, включая мусульманские и христианские обычаи родители жениха, несут подарки невесте, а в «Навруз байрам» /весенний праздник/ готовят плов.

Третья предсвадебная церемония – «Нишан» устраивают за неделю до свадьбы. На этот раз в торжественной обстановке везут к невесте подарки /свадебные наряды/ и разные сладости, 500 рублей. Родители жениха приглашают всех односельчан /в большинстве женщины/. Все приглашенные приносят деньги. Специальный человек записывает, кто сколько принес. В этот же день оформляют шариатский брак /иногда при присутствии жениха/.

Последний и основной визит к невесте устраивают за два дня до свадьбы. Самые близкие родственники жениха везут к невесте три мешка муки, 10 литров масла, мешок сахара, риса, несколько коробок шоколада, барашку. Предсвадебный период длится от двух до пяти лет.

На очереди – свадьба /той/. Она у рукельцев отмечается весьма торжественно. Сезоном свадеб в селе считается осень. Осенью завершаются сельхозяйственные работы и обилие фруктов. Овощей, винограда украшают свадебный стол рукельцев.

За два дня до свадьбы обычно в пятницу, /священный день мусульман/ родители жениха и невесты собирают родственников на совет, на котором распределяют обязанности во время торжества /приготовление угощений, созыв гостей, их обслуживание/. Тут же сообща решают, в чем распоряжении остальные продукты питания. Обычно на эти должности назначают близких людей, соседей, чтобы эти люди были бережливые и экономные. У них, в свою очередь бывают помощники. В обязанности одних входит следить за состоянием столов, других приглашать гостей к столу. Такие люди назначаются только из мужчин. Женщины за столом не сидят. Ответственного за свадьбу назначают аксакала из их тухума. Пищу готовят мужчины.

Тут же назначают круг лиц, которые должны привести приданное невесты, а также тех, кто поедет за невестой. Назначают и тех кто должен составить опись имущества невесты /гелина/, а также кассира, который собирает деньги.

Свадьбой руководит аксакал. Ни отец, ни мать, ни сестра, ни братья жениха не участвуют в организации застолья. Они только принимают поздравления.

Приглашают на свадьбу в Рукеле всех односельчан, а также гостей из других сел и городов. Молодой парень и девушка ходит к каждому двору и приглашают.

На следующий день /обычно суббота/ все назначенные люди занимают свои посты. В этот день в Рукеле считается днем шашлыка /кебаб гюню/. Всех приглашенных односельчан угощают шашлыком. К обеду приезжают музыканты. Начинается свадьба. Музыканты сперва играют недолго, затем здороваются с присутствующими, поздравляют их с торжеством и только потом принимают угощения. В этот маленький отрезок времени, когда играют музыканты в основном танцуют самые близкие жениху родственники.

После угощения музыканты, начиная с вечера до поздней ночи, играют во дворе жениха. Вокруг музыкантов образуется своеобразный круг зрителей; половина ребята, половина девушки.

Учитывая преимущество девушек в селе, в основном круг образуют девушки и молодые женщины всего села. Все односельчане принимают участие, кто активное, кто пассивное. Все это время свадьбой /во время танцев/ руководит ответственный за музыкантами /човуш/. По очереди /мужчины, юноши, дети, старики/ выходят танцевать, при этом они човушу говорят, кого из девушек пригласить. Сама по себе рукельская девушка никогда не выйдет танцевать.

Тем временем, когда в доме жениха играют музыканты, у невесты тоже торжество – девишник /гизлер кедже/. Там обычно собираются девушки, подружки невесты /гелина/. Они поют различные пени утешающие невесту, восхваляют жениха и т.д.

Жених во вре6мя свадьбы переселяется в дом близкого друга или соседа. Друг жениха называется в Рукеле /гиев гардаши/. Здесь собираются все друзья жениха, приходят его поздравить, пируют. Их может быть 20 – 30 человек. Первую ночь на свадьбе жених может танцевать вне очереди со своими близкими родственниками. Так кончается первый день свадьбы.

На следующий день /воскресенье/ приезжают и гости, готовят разные блюда /бузбаш, долма, аш, кебаб и разные соусы/. В этот же день жених и невеста регистрируются /брак в сельском совете/. Жених идет со своими дружками и невеста со своими подружками в торжественном порядке.

К вечеру /раньше ночью после двенадцати часов/ родители жениха с разрешения родителей невесты отправляются за невестой. Свадебный процесс состоит из нескольких легковых и грузовых машин. Со стороны жениха берут две бутылки водки и две бутылки прохладительного напитка, и две порции шашлыка на деревянных палочках. И отдать тем кто закроет дорогу машине с невестой к дому жениха. Машин украшают всячески: ленты, платки, кукла и т.д. Вместе с музыкантами приезжают в дом невесты молодежь о стороны жениха. Там тоже играют некоторое время и танцуют только родственники невесты.

После танцев, погрузив приданное невесты в грузовые машины, возвращаются к дому жениха. Когда свадебный кортеж выходит со двора родителей невесты, бросают камень в воду из кувшина, причитая при этом «пусть светла будет жизнь невесты».

Тем временем пока невеста не доехала до дома жениха, кто – то из родственниц жениха, берут кувшины и идут за водой в близкий родник, чтобы успеть полным кувшином прийти в дом жениха раньше свадебного котежа. В доме у жениха невесту встречают родные его, кто – то из родственниц при остановке машины, в которой находится невеста во дворе жениха, кидают конфеты и муку, железные манеты. Первым в комнату, приготовленную для невесты заходит сестра или сноха жениха с зеркалом /бахт гюзгюсу/ и зажженной лампой. Из машины выводят невесту братья жениха, а при отсутствии братьев, дяди. Они приводят ее в определенную для нее комнату в доме родителей жениха. На пороге двери этой комнаты ставят баранью шкуру и топор. Дальше брат жениха приходит и снимает обувь невесты и ставит деньги /кто как/. Потом приходят все родственнмцы, их угощают в этой комнате сладким напитком /щераб/. Невеста близким родственникам жениха готовит подушки с подарками. Потом все расходятся, а в комнате с невестой остается несколько ее подружек и одна женщина /келетихте/ до конца свадьбы. Тем временем музыканты играют, свадьба продолжается. Жених и вторую ночь танцует со всеми родственниками и родственницами с обоих сторон.

Постель для невесты готовит женщина, которая имеет детей и счастливую семью. Муж должен быть женат на ней первым браком.

А жених тем временем вместе с друзьями участвует на свадьбе. По окончанию свадьбы жених заходит к невесте и, взяв у него подарки, опять уходит к своим друзьям, пируют, поднимают бокалы за рождение новой семьи на рукельской земле. И еще очень важно отметить то, что в этот день жениху категорически запрещается пить спиртные напитки.

На следующий день рано утром жених /молодой муж/ должен уйти от невесты рано утром, чтобы не видел его отец. Несколько дней молодой муж избегает встречи с родителями.

Важным актом брачной церемонии является торжественное приглашение молодых родителями мужа в хозяйственную комнату, что символизировал вступление невесты в роль хозяйки нового дома. Обычно рукельцы этот акт совершают на четвертый день после свадьбы /джуме ахшамы/. С этого дня молодая хозяйка активно включается в хозяйственную деятельность семьи. Однако же право на выход за пределы дома она получает только после обряда «сува чыхмаг» /хождение за водой/.

За водой с молодой хозяйкой отправляются ее подруги, молодые женщины, родственницы жениха, соседки. Одна из них берет поднос со сладостями, конфетами. По пути их раздает. Рукельцы считают, что раздаваемые сладости, подарки должны умилостивить духу и тем самим обеспечить благополучие молодой семьи. После этого обряда невеста получает право выходить на улицу посещать общественные места, принимать участие в полевых работах.

Невеста отцу мужа дарит ковер – намазлык. Через неделю молодых приглашают родители невесты, устраивают большой пир и одаривают их /корова, деньги, золотые кольца/.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля