Автор: Ибрагимхалил Магомедов, доцент ДГПУ
Ширила Ши – село в Дахадаевском районе, расположенное рядом с известным не только в Дагестане, но и за его пределами своими мастерами селением Кубачи. Оно известно и как священное место.
…Головокружительный спуск после дождя. Глинистый покров дороги скользок. Где только я ни бывал в Дагестане, но такого спуска не встречал. Спустились к речке – это один из притоков Уллучая, местные люди ее тоже называют ХIаллахIеркI (большая река). Перейдя ее, мы попадаем на территорию села Ширила Ши. Оно состоит из двух частей: Шилахьар — нижний и Шилахъар — верхний.
Во-первых, о названии села. Шири по-даргински – «теневая», т.е. северная сторона, Ши — село. Оно расположено на северной стороне одного из отрогов Кавказского хребта на территории Дахадаевского района. С давних времен село известно как место зиярата Шейха ХIасана, выходца из Саудовской Аравии, из племени курайшитов, последователя МухIамад Идбага. Мечеть разрушалась и возводилась несколько раз, однажды внутри кладки камней нашли надписи 900-летней давности.
Селение Шири — одно из древнейших. Ему более 1500 лет. При раскопках вокруг него обнаружили надгробную плиту язычника, которая сохранилась до сих пор. На кладбище можно встретить разные надгробные памятники в виде 5-ти пальцев, округлой формы. Село было огорожено толстыми оборонительными стенами. Можно предположить, что его обосновало одно из племен Зирихгерана, так как большинство слов ширинского диалекта совпадает с кубачинским диалектом. Мусульманская религия распространилась в селе примерно в VII-IX веках. (Хасбулат Хасбулатов, из книги «История Уркараха и населенных пунктов Дахадаевского района», 2004 г.)
Еще до революции люди посещали могилу Шейха ХIасана, читали коран, оставаясь на ночь на втором этаже, над могилой. По словам старожилов, коран читали в белом одеянии.
С каждым годом все активнее посещается паломниками могила Шейха ХIасана. Это продолжается три дня — 20, 21, 22 июня каждого года, чтобы в течение самого длинного дня в году приезжие паломники из Акушинского, Кайтагского, Дербентского районов, села Чинар, городов Избербаш, Махачкала смогли приехать исполнить исламский ритуал и возвратиться домой.
Учитель местной начальной школы Ахмед Рабаданов рассказывает, что в 1960 году в селе было более 70 семей, а в настоящее время — 12 хозяйств. Тогда здесь было более 70 учащихся, 7-8 учителей, а в настоящее время — 5 учеников и 2 учителя. Горные села оскудевают. Из-за плохих дорог, отсутствия элементарных условий люди переселяются кто куда.
Но выходцы села не забывают свой родной край и его природные богатства. Целебный родник ГIулилогьвин (гIулило — глаза, гвин — вода) находится на левом берегу речки Хулила ХIеркI. Люди из окрестных сел приезжают сюда за водой для снятия сглаза.
Родников в окрестностях Ширила Ши очень много. Озрела гьвин, Духарин — родники с чистой холодной водой, расположенные в лесистой местности. Это живая душа леса. БецIла гьвин – волчья вода, расположенная на склоне горы, и много других.
Этот уголок богат не запыленным горным воздухом, альпийскими лугами, плодородной почвой, пригодной для выращивания картофеля, моркови и других культур.
Много здесь лекарственных растений, таких, как мята, чабрец, брусника, мать-и-мачеха, клевер, душица, тмин. Лес богат дикими грушами, яблоками, шиповником, смородиной, малиной. В садах культивируют яблоки, груши, алычу и др. Природа подарила этому уголку все блага, что есть на свете.
Хотелось бы, чтобы бизнесмены – выходцы из этого села – объединились, накопили средства и провели бы до села нормальную дорогу и газ. Тогда чаще бы люди приезжали в свои родные места. Чтобы аул Ширила Ши возродился, нужна и государственная поддержка в его социально-экономическом развитии.
Комментарии