Существует несколько версий происхождения села. П.К. Услар в предисловии к монографии «Хюркилинский язык» упоминает о Шадни, состоящем из 15 дворов, как об ауле, «жители которого говорят на лакском языке. Аул этот в давние времена был основан беглецами казикумухскими, обратившимися к покровительству Кайтагского уцмия».

До сих пор не установлено, каким образом и когда предки жителей аула оказались на этой территории. По последним преданиям, аул был основан несколькими братьями, выходцами из лакского селения Сукиях (Сухъиящи) Кулинского района. Они вынуждены были покинуть родину, опасаясь кровной мести. Братьев было семеро. Они находились во враждебных отношениях с односельчанами. По вине самих братьев четверо из них были убиты.

После этого решением джамаата оставшиеся братья вместе с семьями были высланы с территории, населенной лакцами. В начале братья решили поселиться подальше от родных мест. Они направились на равнину. После долгих мытарств поселились около Берикея. Но климатические условия здесь были совсем иными. От малярии погибло несколько их детей. И тогда они попросили места в горах около лакской земли. Им было дано право выбора. Судьба определила им местность между селениями Дибгалик и Трисанчи — Антарачи. Но и здесь они не нашли покоя: на них систематически нападали жители близлежащих сел. Братья вынуждены были вновь оставить нажитые земли и двинуться дальше. А в местности Антарачи, где они жили, осталось маленькое кладбище, известное среди соседей как Шаднинское.
По дороге к «новой» родине, ночью они остановились на месте нынешнего села. В эту ночь ожеребилась кобыла. Это считалось добрым знаком. Да и место им понравилось.

После соответствующего разрешения уцмия они вспахали поля, обработали их, заготовили сено, завели скот. За пользование землею братья давали Уцмию (Амир—Чупану) 60 мер пшеницы.

Жители села Сукиях, прежние земляки, во время дележа земли известили братьев о том, чтобы они явились за своей долей. Но братья отказались, заявив, что земли у них достаточно, а причитающуюся им долю они оставляют на усмотрение джамаата. Эти братья были первыми жителями, первооснователями нынешнего села Шадни.

В селе Сукиях, откуда были выселены братья, имеется род Шадун. По всей вероятности, братья были из этого рода.

Селу Шадни около 400 лет. Возникает вопрос о малочисленности шаднинцев. На этот счет можно предположить, что и их не минул мор. Рассказывают, что соседи приходили выражать свои соболезнования, но в село не заходили.

Лакский язык служит здесь для бытового общения внутри аула. Все остальные функции выполняет даргинский язык, так как ни экономических ни географических связей, ни языковых контактов с лакцами жители села Шадни не имеют.

Считают, что шаднинцы переселились во время правления Сурхай-хана II, правившего в конце XVIII века. Одно из преданий, бытующих в селе, говорит о том, что шаднинцы были изгнаны из-за убийства нукеров шамхала Сурхая, правившего в начале XVIII века.

В свою очередь профессор Л. И. Лавров в исследовании «Этнография Кавказа» пишет: «…Оно (Шадни) расположено в окружении даргинских селений. Однако время появления здесь лакцев неизвестно. В этой связи имеют значение надписи на кладбище. Одна из них без даты, но почерк ее характерен для XVI в. А самая ранняя запись, из точно хронологически определенных, относится к 1204 году хиджры, т.е. к 1789-90 гг. Могила, отнесенная к XIV в., очевидно, принадлежит не лакцам, ибо в течение 600 лет лакский язык в Шадни вряд ли бы мог сохраниться в окружении иноязычного населения. Поэтому наиболее ранним памятником пребывания здесь лакцев можно считать эпитафию 1789-90 гг.».

Речь идет о могилах, находящихся в верхней части селения (верхнее кладбище). Кроме него существует и нижнее, которое принадлежит усопшим из Шадни.

Установлено точно, что и на верхнем кладбище похоронены шаднинцы. Но полностью ли оно им принадлежало или нет, неизвестно. Вплоть до 30-х годов XX века садака, милостыню там раздавали, праздник ураза-байрам тоже проводили. Все это сейчас делается на нижнем кладбище. Но кому принадлежат остальные могилы на верхнем кладбище (есть могилы и за пределами кладбища, причем немало)? Кто здесь жил до прихода братьев-лакцев? Какова их участь? Размеры кладбища и количество могил впечатляют. Если учесть, что в течение 400 лет в селении сменилось 7-8 поколений при средней продолжительности жизни 50-55 лет, то опять-таки срок в 400 лет верен. Одна могила, найденная Л. И. Лавровым, принадлежит шаднинцам.

Соседняя с селением Шадни местность «ГIяйша» пустует. Но факт, что здесь жили люди. Остались всякие постройки, кладбища. Существует предание, что и их унес мор. Одним словом, гибель многих шаднинцев разом от болезни очевидна.

Если в 60-х годах прошлого столетия во времена П. К. Услара в селе насчитывалось 15 дворов, то к концу XX века здесь их было 60. 40% шаднинцев живут за пределами района и республики. Основным занятием жителей является животноводство и земледелие. Развито и отходничество.

Все жители села двуязычны. Между собой говорят на лакском языке, в школе, как родной язык, изучается даргинский.

(Хасбулат Хасбулатов, из книги "История Уркараха и населенных пунктов Дахадаевского района", 2004 г.)

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля