Автор: Раджаб Шахбанов, заслуженный учитель РД
Селение Санакари Дахадаевского района Республики Дагестан расположено на границе с Кайтагским районом. Пейзаж села необыкновенно красив. Его окрестности окаймлены изумительно красивыми, высокими, пологими, скалистыми, но с очень богатым растительным миром горными хребтами. Сплошные густые леса сочетаются с редколесьем, растительными полянами, каменными поляночками-островками (никто не знает их происхождения), скалистыми утесами, садами диких фруктов и ягод.
В лесах растут деревья: дуб, бук, чинар, ель, сосна, липа, осина, береза, ясень, ива. Много и фруктовых деревьев: грецкий орех, фундук, яблоня, груша, дикая вишня, кизил, боярышник, барбарис, черемша, калина, рябина и т. д. На лесных полянках красным ковром стелется земляника. В лесах водятся волки, кабаны, медведи, лисицы, зайцы, белки, сайгаки. А вода?! Не только прозрачная, ледяная, но и целебная, под разными названиями: теплая, красная, пчелиная, мягкая, лягушечья, березовая, ванная и т.д. А водопады?! Их не сосчитать. Большие, маленькие, высокие, низкие, но несколько яростные, текущие прямо по скалам, как по крыльцу; отвесные, тяжелым камнем бьющиеся струей.
А сколько рыбы в реке Уллучай? Не простой, а золотой, совсем как у А. С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке». На ее серебристой поверхности золотятся круглые пятна. А называется эта рыба форель - королевская рыба. Не потому ли сюда на рыбалку прилетал сам М.-С. Умаханов? В расщелинах огромных скал заметны пласты каменного угля. По рассказам старожилов, когда-то давно здесь была обнаружена медная руда.
Слово «Санакари» состоит из двух частей (корней): сана и хъари, что означает дом на солнечной стороне холма. История возникновения села не совсем ясна. Кладбище очень старое. Всеченные на достаточно твердой породе камня могильной плиты буквы сильно обветрены, покрыты мхом и лишайником. Поэтому даты на могильных плитах еле заметны или не заметны совсем. Можно обнаружить дату 1200 год хиджры. По старым могилам проложены дороги, иногда открываются могилы из плоских каменных плит в форме ящика. На некоторых могильных плитах, обломленных и в настоящее время служащих забором кладбища, остались следы куфийской письменности и интересных узоров, не соответствующих рисункам поздней эпохи.
Есть предание о том, что жители Санакари - это те люди, что спустились с окрестных местностей бывших поселений «Целеме» и «Маигат». Больше о прошлом Санакари ничего не известно.
В 1937 году здесь был организован животноводческий колхоз имени Крупской. Знатными животноводами колхоза стали зав. ОТФ Раджабов Али, Гаджиев Али - овцевод, Бахмудов Магомед - овцевод, Бахмудов Шахбан - животновод. Зав. МТФ стал Рабаданов Шахбан. Знатными доярками были Адамова Патимат, Раджабова Патимат Ацциевна, Рабаданова Айша, Раджабова Патимат Мусаевна. Председателем колхоза был Раджабов Багама. Из вышеперечисленных в живых остались Раджабова Патимат Ацциевна и Адамова Патимат.
Грянула Великая Отечественная война. Из имевшихся тогда в ауле шестидесяти одного двора на фронт ушли 12 человек: братья Раджабов Магомед, Раджабов Шахбан, Раджабов Сулейман, Ахмедов Багама, Шахбанов Ахмед, Багамаев Раджаб, Рукиев Али, Мусаев Курбан, Шахбанов Багама, Шахбанов Ахмед, Рабаданов Шахбан, Маллаев Гаджимурад. Первым из них на финскую ушел Ахмедов Багама. Не вернулись с поля брани и пропали без вести Раджабов Магомед, Шахбанов Ахмед и Багамаев Раджаб. В тылу на рытье ПТТ (противотанковых траншей) в Бабаюртовском районе работали Адамова Патимат, Маллаева Айша, Джабаев Магомед, Гасанов Али, Раджабов Али (брат вышеперечисленных 3-х братьев), Багамаев Цури-Багама.
Весной 1944 года санакаринцы были депортированы и поселены в с. Маяртоп (Сулевкент) Курчалоевского (Шурагатского) района ЧИАССР. Работали в колхозе имени Ворошилова: лопатой перекапывали огромные поля, засевали их старинным ручным методом, убирали серпом. Сельхозмашины: гусеничный трактор, комбайн, сеялка - появились только в 60-х годах. Построили большой Дом культуры, подвели радиолинию, поставили в каждом доме репродукторы, заговорило радио. Жизнь стала налаживаться. И надо же! В это время, через 13 лет, в 1957 году пришли нежданные гости, местные коренные жители, чеченцы. Расселили их в каждом доме. Стали жить с чеченцами под одной крышей, как одна семья. Дружно? Нет! Это ясно каждому: чеченцы смотрели на нас косо. Да еще воровали.
В это время правительство готовило санакаринцам новое поселение. Предлагали построить новое село рядом с Маяртопом, в местности Казмаляр, Салик, Теркеме, Карум-Кярд и т. д. Но многострадальный народ вернулся в покинутое 13 лет назад родное Санакари, подняв заросшие крапивой и бурьяном руины. Буквально за год, с осени 1957 года, сельчане построили 40 современных добротных красивых домов: ведь санакаринцы славятся каменщиками, вступили в колхоз «Комсомол» селения Ицари и стали жить-поживать, не зная недостатка. За лето 1958 года построили бесплатно здание начальной школы и в сентябре того же года отправили своих детей в школу.
Но как бы приятно и спокойно ни жилось в родном краю, условия жизни были тяжелыми. Из с. Санакари колхозники добирались на работу в с. Ицари, преодолевая 12 км пути. Не было дороги для автотранспорта. Товар для магазина, что находился только в с. Чахри (2 км от Санакари), возили из Маджалиса (30 км) на ослах и лошадях. Дорогу для автотранспорта до с. Тама Кайтагского района (до с. Тама ходили машины) было нетрудно построить, но средств у санакаринцев не было, а колхозу «Комсомол» и государству такая дорога вовсе не нужна была. Не было радио, света, керосин возили из с. Маджалис. Селение Уркарах, считавшееся районным центром, мало что знало о нас. Землю пахали старым ремесленным маленьким плугом. Поэтому, хотя некто и не желал этого, жители вынуждены были переселиться на низменность.
В 1965 году санакаринцы обратно спустились на равнину и рассеялись по Прикаспийской низменности: в Зеленоморске Карабудахкентского района, поселке Дружба Каякентского района, Мамедкале, Геджухе, Маджалисе, Берикее, Великенте, Деличабане, Махачкале, Каспийске. И даже в Санкт-Петербург попали.
Покинуть отцовский очаг, дать возможность осиротеть селу, предать забвению могилы отцов, дедов и прадедов не решились Раджабов Шахбан, Ахмедов Раджаб, Багамаев Ахмед, Шахбанов Магомед-Расул. Они жили в родном ауле одни до 1995 года. Но... судьба и их заставила покинуть райский уголок родного края.
Багамаеву Ахмеду и Шахбанову Магомед-Расулу в этом отношении «посчастливилось»: они ушли из жизни и были похоронены на кладбище отцов. Так, в 1996 году Санакари совсем осиротел. В настоящее время Раджабов Магомед хочет вновь возродить родной аул. С 1999 года он проживает там с семьей. Но осуществится ли его мечта? Дай же бог, чтобы вновь закипела жизнь в забытом родном ауле.
Маленький, малоизвестный, забытый аул дал немало грамотных, известных людей. Первым учителем был Ахмедов Сулейман Багамаевич, которого нам ныне не хватает. Он же работал парторгом Ицаринского сельского совета Дахадаевского района, директором Карабудахкентской средней специальной школы. В течение 10 лет работал директором дома отдыха «Чайка», директором детского дома города Каспийска. До последних дней своей недолгой жизни (54 года) Сулейман Багамаевич был директором фабрики «Снежинка» города Махачкалы.
Продолжателями его дела на педагогическом поприще стали: брат Ахмедов Исмаил Багамаевич - ныне учитель Зеленоморской средней школы Карабудахкентского района, отличник народного образования РД, шурин Сулеймана Багамаевича Шахбанов Раджаб Шахбанович - учитель высшей категории Зеленоморской средней школы, «Учитель года-96», отличник народного образования РД, заслуженный учитель РД. Директором «Школы года-99» работает племянник Сулеймана Багамаевича Ахмедов Ахмед Багамаевич, учитель высшей категории, отличник народного образования РД «Директор года-99». Врачом в санатории «Беларусь» Краснодарского края работает Ахмедов Насрула Багамаевич. Итак, в настоящее время около 20 санакаринцев работают на педагогическом поприще, 7 медицинских работников, 5 юристов. Мирзаев Мирза - полковник, живет в Санкт-Петербурге. Он всю свою жизнь посвятил военной службе.
Б. Магомедов работает в Махачкале директором завода «Эльтав». Сулейманов Алибатир и Сулейманов Багама - старшие диспетчеры Северо-Кавказской железнодорожной линии в Махачкале и на станции Мамедкала. Алиев А. работает в налоговой инспекции Махачкалы, Алиев Г. -начальник участка Дагэлектросети Махачкалы.
В настоящее время большинство санакаринцев живет в уютных домах просторного, благоустроенного села с красивым названием Зеленоморск на берегу Каспийского моря, в 5-6 км от Махачкалинского аэропорта, но ни на секунду не забывают они о своем родном горном ауле. В Санакари они ездят каждое лето; собираются вместе, проводят вечера, совершают прогулки по родным местам, отмечают День села и т. д.
Но, как и прежде, больше всего тревожит зеленоморцев дорога Манас - Манаскент - Зеленоморск - Аэропорт. До 1965 года она была в гораздо лучшем состоянии, чем теперь. Раньше здесь проходила трасса Ростов-Баку, а с 1965 года дорога запущенна и никому не нужна. Рейсовый автобус по ней никогда не ходил, а таксисты боятся ездить. Вот и приходится добираться половину дороги - пешком, половину - верхом. Может, наступят лучшие времена...
Комментарии