У подножия горы «Къяба дубура», на высоте 1800 метров над уровнем моря расположено селение Меусиша. На северо-востоке Меусиша граничит с Сергокалинским районом, на северо-западе — с селением Дейбук, на юге — с селением Кища, на юго-востоке — с селением Уркарах.
К настоящему времени в научно-популярной литературе отсутствует единое мнение о происхождении села. Исследователь Каба-Даргинского союза сельских обществ Б. Г. Алиев в своей работе пишет, что Меусиша образовалось в результате объединения двух больших поселений, находившихся в местностях «Азагурла бяхI» и «Къубаг».
О раннем проживании людей на данной территории свидетельствует могила, в которой находился человеческий череп продолговатой формы. Датировка этого захоронения не установлена до сих пор. Часто в местностях «Азагурла бяхI», «Сане бях1», «Кьакь», вокруг холма, на глубине 1,5м-2м находят шлаковые образования и обломки глиняной посуды. В 1990 г. при рытье ямы на глубине 1,5м у холма «Азагурла бяхI» была обнаружена часть стены из больших каменных плит. По рассказам старожилов села, вокруг холма «Азагурла бях1» в древности находилась крепостная стена.
Известный дагестанский историк Р. М. Магомедов в своих работах приводит следующий довод о происхождении с. Меусиша: «Предания гласят, что джамааты Карбучи и Муги вступили в конфликт с окружающими даргинскими селами, и те в конце XVI века принудили их к выселению - так образовались селения Харбук, Мегеб, Мемуги, Меусиша».
Профессор А. Р. Шихсаидов, будучи в Меусиша в 1990 г., исследовал один из надгробных памятников на кладбище «Ахъти хабри» и пришел к выводу, что этот памятник установлен не позднее XV века.
Издревле основным занятием меусишинцев являлось земледелие и скотоводство. Обрабатывали землю с помощью сохи («дурац»), впрягая пару быков. Возделывалась пшеница (анкIи), ячмень (мухъи), рожь (сусул), голозерный ячмень (мяхIяр), овес (нихъя), просо (мучи). А из технических культурная конопля (къама) и лен (урбаш).
Из-за недостаточности пахотной земли в Меусиша было развито террасное земледелие. Работу на полях начинали ранней весной, после проведения праздника «Первой борозды». До проведения этого праздника никто в селе не имел права пахать землю. Начало проведения вспашки определяли старики. Для этого брали горсть земли и зажимали в кулаке. Если при этом глина превращалась в один цельный комок, то считалось, что пахоту начинать рано. А если же земля в кулаке рассыпалась, можно было начинать вспашку.
Содержали меусишинцы мелкий рогатый и крупный рогатый скот. В основном преобладал крупный рогатый скот, который использовали как рабочую силу.
В целях получения дополнительных источников дохода часть сельчан занималась различными ремеслами. В 1886 г. в селе было 19 каменщиков, 4 плотника, 3 кузнеца, 1 лудильщик, 2 мастера серебряных дел, 1 сапожник и т.д. Женщины занимались сукноделием.
Со второй половины IX века Меусиша считалось одним из крупных населенных пунктов Мекегинского наибства Даргинского округа. Здесь в 1886 г. было 402 двора и 1454 жителя. К этому периоду социальный состав был однороден. Здесь не было ни дворян, ни райятов. Все считались свободными узденями и платили подати Российской империи.
По своей религиозной принадлежности жители являются мусульманами, хотя в их обрядах до сих пор сохраняются пережитки языческих верований. К началу XX века в селении было 4 мечети. В Джума-мечети велось обучение арабской грамоте. В 1886 г. ею владели 43 мужчины. Несколько лет тому назад в селе Новое Гулли была обнаружена рукопись на даргинском языке, написанная аджамом о шейхе Мухаммеде. Автором этого произведения является меусишинец XIяса-будунна МухIуммад -ШапигIхIяжи. По мнению исследователей, эта рукопись — первое прозаическое произведение на даргинском языке. Кроме этого автора были известны и другие арабисты: Мусала БяхIяммадкьади и ШапигIла Жамалудин.
В памяти народа сохранились предания о нападениях на село разных захватчиков. Особенно много преданий о персидском нашествии. Войска Надир-шаха напали на Меусиша со стороны Акуша-Дарго. Против них выступили жители, построив укрепление в местности «Пяя инцIала». До сих пор здесь сохранились следы рва, вырытого меусишинцами. К северу от села есть гора «Къяба бяхI». Здесь проходит дорога «Шагъла гьуни» («Дорога шаха»). Согласно преданиям, отсюда шли войска Надир-шаха.
С периодом вхождения села в состав Кайтагского уцмийства связано образование названия «Арслукъи». Здесь есть родник, воду из которого пил Кайтагский уцмий. Вода эта ему понравилась, и он приказал оставить здесь серебряный ковш. Однажды ковш этот исчез. Люди догадались, что уцмия нет в живых.
(Хасбулат Хасбулатов, из книги "История Уркараха и населенных пунктов Дахадаевского района", 2004 г.)
Комментарии