Аул Кунки является высокогорным селением центрального Дагестана. Он находится в живописном местечке в верховье реки Уллучай (Большая река) на стыке Агульского, Акушинского, Дахадаевского и Кулинского районов. В нем проживает более 300 семей. Аул расположен на нижней части южного склона водораздельного хребта, образующего гору в форме треугольника, наклоненного на 40°-45° на север. Эта гора оказалась окруженной более высокими горами, как пестик цветка своими лепестками, образуя форму вроде сцены греческого амфитеатра или стадиона.

Границы аула с четырех сторон окаймлены высокими сто- и более метровыми отвесными скалами, к подножию которых устремились 4 притока реки Уллучай, разрезая окрестные горы на глубокие долины и тесные ущелья.

Значительная территория горных склонов занята альпийскими лугами и летними пастбищами, небольшая часть покрыта смешанными и сосновыми лесами. Лес играл большую роль в хозяйственной жизни аула. Он веками обеспечивал горцев строительным материалом, служил топливом, щедро одаривал людей урожаем ягод, давал сырье для традиционного декоративно-прикладного ремесла. Из веток и прутьев березы и ивы издревле изготавливали корзины и метелки не только для собственного пользования, но и на продажу. Лес использовался также для производства мебели, домашней утвари, орудий труда, повозок, мельниц, плугов и т. д. Его берегли и строго охраняли, так как около соседних сел его не было. Старожилы рассказывают, что без разрешения джамаата никто не имел права производить рубку леса. Однако из-за интенсивной хозяйственной деятельности в последние 40-50 лет размеры его площади намного уменьшились, нависла угроза полного исчезновения.

В лесу было много дичи, кабанов, зайцев, волков, медведей, барсуков и других животных. Реки были полны рыбы. Здесь и сейчас еще водится ценная рыба - форель. Природные условия вполне благоприятствовали для жизни в этих местах. Люди занимались охотой, рыболовством, бортничеством, а позднее скотоводством, террасным земледелием и ремеслом. Об этом свидетельствуют древние наскальные писаницы в пяти километрах от аула Кунки, у хутора Санжи, где и найдены каменные орудия труда (зернотерка). На скалах древний художник изобразил сцену охоты и пасущееся на склоне горы стадо. Стада состояли в основном из мелкого и крупного рогатого скота. На рисунке также видны всадник с копьем в руках и собака рядом с ним.

На вершинах трех гор вокруг аула находились сигнально-сторожевые и крепостные башни. Остатки их фундаментов до сих пор можно различить. На восточной горе Ургая имеются едва заметные следы круглой сторожевой башни диаметром 6-7 м и недалеко от нее множество камней от развалин древних построений.

Вторая башня была расположена на западной горе Кирсаце, разделявшей аул узким и глубоким ущельем шириной 30-35 м. От этой башни к дороге Махира, ведущей в аул, была построена крепостная стена. Остатки ее фундамента кое-где сохранились до сих пор.

Третья башня Кала, наиболее крупная из них, находилась на куполообразной вершине горы, на склоне которой расположено само селение. И от этой башни шли крепостные стены в двух направлениях к двум дорогам. Одна шла к вышеуказанной дороге Махира, образуя ворота, другая - в противоположном направлении к перешейку Кям-квяб, перекрывая вторую дорогу, ведущую в аул. Только эти две дороги не проходили через мосты. Поэтому они в случае опасности закрывались крепостными воротами. Башня была круглой формы, толщина стен доходила до 1 м, диаметр составлял 9-10 м. Исходя из этих данных и сравнивая с аналогичными башнями других мест Дагестана, можно предположить ее высоту. Она должна была доходить до 20-25 м. До 60-х годов башня еще имела стены основания высотой до одного метра. Однако впоследствии ее стены, как и других сооружений, были разобраны и растасканы местным населением на строительство индивидуальных домов. В настоящее время от нее остался небольшой земляной вал. Так навсегда и безвозвратно для потомков утрачен памятник истории, архитектуры и культуры Дагестана, вещественный и материальный источник истории села.

В настоящее время в селении Кунки проживает около 1500 жителей. Они говорят на диалекте даргинского языка дагестанской группы кавказско-иберийской языковой семьи. На этом языке говорят только жители данного села. Мало общего у него с литературным даргинским языком, но сходство обнаруживается с языком соседних аулов, которые когда-то входили в состав союза сельских обществ этого региона.
Ныне аул делится на несколько кварталов: Гинка, Калгу. Кукумай, Нижний аул (Харша), Верхний аул (Карша), Разбойный перешеек (Кям-квяб), Акайла ку (Поле Акая), и самое удивительное, что центр аула называется Окраинным аулом (Думша). Видимо, когда-то эта часть была окраиной, и старинное название так и осталось за ним, хотя аул увеличился в несколько раз.

Образован аул в очень давние времена. По словам уроженца села Курбанова Ахмедкади, старики рассказывали, что аул Кунки ровесник древнему городу Чулли - Дербенту. Насколько предположение соответствует истине - трудно сказать. Однако некоторыми косвенными данными это подтверждается. Так, кладбище для такого сравнительно небольшого аула - огромных размеров. Его территория достигает около 9 га (измерил старожил Магомедов Алжанбек), не считая кладбища 7-8 поселений (хуторов).

Если предположить на одного умершего 3 м2 площади, то, разделив 9 га на 3 м2, получим 30000 человек - количество похороненных людей. В среднем умирало до 10 человек в год. Разделив количество 30000 на 10, нетрудно определить приблизительный возраст селения - около 3000 лет, т. е. оно образовано еще в первом тысячелетии до нашей эры. Конечно, суждение не претендует на точность, но все же отвергать или пренебрегать этой методике определения возраста не следует.

Селение Кунки с его поселениями (хутора) входило в союз сельских обществ Буркун-Дарго, или Буркуне-Дарго. В состав союза входили также соседние джамааты селений Ашты, Худуц, Амух, Анклух, Санжи, Шадни, Ицари, Шарьни.

Житель аула Мусаев Курбанмагомед рассказал, что азвание Кунки произошло от слова «кукя», что означает «союз», «куча», во множественном числе - «кукни», а в дальнейшем «кунки»; название отражает процесс образования села.

На землях аула в радиусе до 20 км можно обнаружить множество (до 15) остатков развалин различных поселений, строений. Одни из них сравнялись с землей, заросли дерном, другие - лежат грудой камней, третьи - исчезли бесследно.

При разборке башен Гияшли, Кирсаце, рытье траншей в местности Ручилце найдены обтесанные камни, зола, угольки, могильники, женские украшения, глиняная посуда.

Наиболее интересными являются развалины в двух километрах от Кушей под названием Лахтала ши, что означает «селение рабов». Почти во всех вольных обществах росла социальная прослойка неполноправного населения «лагов» - рабов, заселявших порой целые кварталы или выселки.

Уроженец хутора Ламучла Магомедов Курбан сообщил о развалинах бывшего селения в местности Каная. Здесь им найдены накатник плоских крыш домов - мукури (круглый камень) и большой меч с крестообразной ручкой. По его словам, старики рассказывали о живших в этом селении армянах - христианах.

В этой же местности обнаружены глиняные трубы для водопровода, которые до недавнего времени доставлялись в Кунки.

Р. Шахбанова

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля