Поделиться
16 Сен 2012 г.
Щитом село называли потому, что по территории Журмачи проходила дорога в сторону крепости курейшитов и не раз предкам нынешних журмачинцев приходилось принимать на себя удар иноземных завоевателей, рвущихся в Кала-Курейш. Свидетелем тех суровых времен и жестоких сражений на журмачинской земле является сторожевая и оборонительная башня на краю села, построенная еще в XI веке. В то время Кала-Курейш был центром распространения ислама в средней части Дагестана и столицей древнего Кантона.
Сегодня Журмачинскую башню называют кIалгIя, что по-арабски означает крепость. Следовательно, строительство башни относится к периоду, когда в Дагестане господствовали арабы, то есть к Х-ХI в.н.э. Это башня сохранилась до наших дней. Она имеет круглую форму
Сохранившаяся высота стен башни достигает более трех метров, а толщина их — около метра. С башни хорошо видно территория Кала-Курейша. Южная часть башни разрушена, а с северной стороны имеется несколько бойниц. Они снаружи узкие, а изнутри широкие. Из двух бойниц хорошо видна такая же башня около селения Зубанчи Дахадаевского района, которая тоже являлась наблюдательным пунктом.
Заметив движущиеся в сторону Кало-Курейша полчища иноземных захватчиков, наблюдатели от башни к башне подовали сигналы тревоги — разжигали костры. А в случае туманной погоды, когда невозможно было заметить ни огня, ни дыма, в Кала-Курейш направлялись гонцы. А кала-курейшцы готовились к отпору, закрывали ворота в крепость, создавали препятствия на дороге, по которой могли прийти враги.
Большое стратегическое значение имела территория, где находилась сторожевая башня. Курейшцы называли место, где стояла башня, Шурмачи — место на скалах. Это слово послужило основой для названия села Журмачи. Часто здесь происходили первые столкновения воинов Кала-Курейшского уцмия с передовыми отрядами вражеских войск. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас легенды, сохранившиеся названия местностей на территории Журмачи и большое количество захоронений в окрестностях села, а также найденные возле башни предметы: наконечники стрел, куски кинжалов.
По рассказам старожилов села, основателями башни Шурмачи и села Журмачи были кала-курейшцы. А с. Кала-Курейш раньше, до прихода арабов, называлось по-другому — Уркмуза, а жители уркмузинцы. Уркмуза переводится как «гора в середине», так как возвышенность, где расположено село, окружено со всех сторон горами и ущельями.
То, что территория нынешнего села Журмачи когда-то принадлежала уцмию Кала-Курейша и основателями были кала-курейшцы, подтверждали ныне покойные бывший председатель Дахадаевского райисполкома Чуланов Шахбан, ветеран педагогического труда Магомедрасуп Газибагомедов, старожил Уркмуза Мусаннип Манапов и здравствующие ныне ветераны труда из Журмачи Ильяс Амирбеков и Рамазан Карбуханов.
До сих пор сохранились родственные связи журмочинцев и кала-курейшцев уркмузинцев. И диалект, и обычаи жителей двух сел одинаковые.
За период своей истории и кала-курейшцы, и журмачинцы, как и другие жители сел Дагестана, часто подвергались нападениям врагов, несколько раз села были разрушены. Поэтому им часто приходилось менять места жительства, приспосабливаться для защиты.
По свидетельству старожилов, много людей умирало от неизлечимых болезней: чумы, холеры, оспы и от голода. В неравных схватках с многочисленными и хорошо вооруженными неприятелями погибло много людей. Поэтому село долго не расти и развиваться, но к чести предков, все они мужественно родную землю и защищали врагов.
Точной даты основания села Журмачи возле сторожевой башни нет. Но, как было выше сказано, строительство башни относится X-XI в. н.э. Факты свидетельствуют о том, что основанием для поселения людей в местности Шурмачи служила сторожевая башня кIалгIя, которая имела стратегическое для древней столицы Кайтага – Кала-Курейша.
Следы поселения имеются и в местности «хьабкьяйла хъяб» (могилы, фундаменты стен и др.). Значит, место жительства переносилось после нашествий.
Окончательно журмачинцы закрепились на нынешнем месте только после прекращения нападений извне, после присоединении Дагестана к России в начале XIX в.
Архивные данные ЦГА РД о проведенной в 1886 году переписи населения показывают, что село Журмачи относилось к Дибгаликскому сельскому обществу Уркарахского наибства Кайтаго-Табасаранского округа. Тогда в Журмачи проживало 227 человек, из них 116 мужского, 111 женского пола — всего 48 семей. Журмачинцы имели 444 сабу (45 гектаров) посевной площади, 116 голов крупного рогатого, 143 мелкого рогатого скота, 33 осла, 4 лошади (Фонд 21, опись 5, ех. 42. ЦГА РД).
Хотя село находится но скалистой возвышенности, природа вокруг него красивая. С юга, как гигант-богатырь, стоит гора Гулдиламуза, у подножья которой течет река Буган — приток Уллучая, с севера село защищает от холодных ветров гора Каркаранмуза, где тоже когда-то стояла древняя сторожевая башня. С запада на Журмачи смотрит славный Кола-Курейш, а с востока простираются ореховые, кизиловые рощи, дубовые кустарники, деревья диких груш, яблонь, алычи, поля и луга, спасавшие в трудные годы наших предков от голода и холода.
В любое время года (даже зимой) в журмачинском лесу можно было найти разные лакомства: замерзшие, но не потерявшие вкуса калину, дикие яблоки, груши, шиповник, шишки и др. Щедра журмачинская земля и редкими лекарственными растениями, которыми лечились наши предки.
В годы советской власти журмачинцы объединились в колхоз имени Энгельса и своим первым председателем избрали Магомедова Акая, о ком у односельчон осталась добрая память.
Под его руководством колхоз имени Энгельса превратился в крепкое хозяйство, которое обеспечивало жителей села и работой, и нормальной жизнью. Естественно, тогда не было ни тракторов, ни машин, но люди жили дружно и поддерживали друг друга. Главным занятием журмачинцее были полеводство и животноводство.
Состояние колхоза поддерживали животноводческие фермы, их было у журмачинцее четыре. В годы войны в местности Ярякани была организована и свиноферма, хотя религиозное население не очень одобряло это новшество председателя. Зато колхоз получил возможность выполнять и перевыполнять план сдачи государству мясу.
Бригада журмачинцее из 12 человек в 1942 году участвовала в строительстве оборонительных сооружений в северной части Дагестана.
Журмачинцы приняли участие в сборе средств для строительства танковой колонны имени Шамиля, регулярно государственные займы, посылали воинам посылки с орехами, сушеными фруктами, теплыми носками, варежками.
20 журмачинцев погибло на полях сражений в годы войны. Благодарные потомки в 1985 году, в год 40-летия Великой Победы, поставили на краю села, возле школы, памятник, где высечены их имена. Автором и строителем памятника является Акаев Абдулгамид. А инициатором строительства был председатель сельсовета Мирзаев М.-Шапи.
Каждый год 9 мая, в День Победы, возле памятника собираются односельчане и добрым словом вспоминают тех, кто погиб за Родину. А школьники несут вахту памяти «Никто не забыт, ничто не забыто».
За активное участие в укреплении обороноспособности страны и трудовые успехи 51 журмачинцев были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», А председатель колхаза получил благодарственное письмо от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.
В послевоенные годы в селе было построено новое здание школы, открыты клуб, библиотека, медпункт, магазин. Были электрифицированы дома, провели радио, телефон, благоустроили дорогу, где раньше еле проходила арба. В восьмилетней школе села работают выпускники этой же школы, получившие высшее образование.
Несколько лет жители село страдали от нехватки питьевой воды. Нынешний председатель СПК «Журмачи» Исабек Амирбеков вместе с руководством сельсовета и района нашел возможности решить проблему — провели новый водопровод. И жители села активно участвовали в работах. Гаджи Амирбеков, брат Исабека Амирбекова, работающий в махачкалинском центре обслуживания ветеранов, благоустроил место вокруг родника в селе.
А Исмат Разаков, работающий музыкальным руководителем в Доме культуры с. Уркарах, благоустроил родник в местности Зиргайлаиниц.
Эти оба журмачинца посвятили свои благородные дела рано ушедшим из жизни родителям — Хадижат Исабековой и Аскандару Разакову.
Журмачинцы гордятся своими знаменитыми земляками: орденоносцами — передовыми животноводами Гебеком Ахмедовым и Абдуллой Раджабовым, доктором юридических наук, советником юстиции третьего класса Касумом Амирбековым, заслуженным юристом РД Абдулжалилом Магомедовым, поэтом и журналистом членом Союза писателей РФ Жан-Булатом, заслуженным учителем школы РД Халирбагином Джалиловым, заслуженным работником социальной защиты Мажидом Мирзаевым, отличником советской торговли Бибалой Расуловым и другими односельчанами. Есть среди них и спортсмены, и военнослужащие.
В последнее время из Журмачи, как и из других сел республики, идет отток населения в города, районы.
Ныне многие журмачинцы проживают в Махачкале, Дербенте, Избербаше, Ставропольском крае, Кизляре, Тарумовском районе, Москве и в других местах.
Где бы ни жили, где бы ни работали журмачинцы, они не забывают родину своих предков, приезжают в село, навещают родственников, односельчан, участвуют в свадьбах, посещают могилы своих родителей. Вместе с тем они собираются в 2013 г. отметить 1000-летие сторожевой башни на краю села, которая послужила основой села Журмачи – щита Кала-Курейша.
Никто из живущих не вечен, но вечная память о тех, кто совершил в жизни добрые дела, посвятил жизнь своему народу.
Поделиться
16 Сен 2012 г.
Глава 1. Откуда есть пошла….. Восточные ворота Кала-Корейша отворились, и из крепости выехал отряд всадников. Их было около двух десятков....
Мар 2012 г.
На краю моего села Журмачи Дахадаевского района на высокой скале стоит сигнальная башня, построенная ещё в XVI веке нашими предками. О чём мог...
Янв 2006 г.
Комментарии к статье