Автор: Хасбулат Хасбулатов, из книги «История Уркараха и населенных пунктов Дахадаевского района», 2004 г.
Селение Ашты расположено во внутреннем горном Дагестане на высоте 1600 метров над уровнем моря, в бассейне верхнего течения реки Уллучай. Село занимает пологий склон горы и имеет южную ориентацию.
Самой высокой вершиной, расположенной на земле аштынцев, является гора КIаразла муда. Высота её составляет примерно 3000 метров. Аштынская земля занимает самую южную часть Дахадаевского района. Граничит она с землями селений трёх дагестанских районов: Дахадаевского – на северо-западе, севере, северо-востоке и востоке; Кулинского – на западе; Агульского – на юго-западе, юге и юго-востоке. Протяжённость территории земель аштынцев от самой северной точки в местности Накъи до самой южной точки на горе Гамарда составляет примерно 20 км, расстояние от самой восточной точки в местности Квигьи до самой западной – около 15 км.
История образования селения Ашты своими корнями уходит в глубокую древность. До нас дошли предания и легенды, в которых повествуется о происхождении аула. Согласно преданиям, предки современных аштынцев жили на маленьких хуторах: Кулза, Луг-луг тапа, Хараб щи, Дирбагь, ГЪарбар, КЪархана, Анчи-БачIи и Аштала щи. В дальнейшем в результате их слияния на территории хутора Аштала щи образовалось одно большое селение Ашты. Процесс объединения мелких хуторов происходил не сразу и не одновременно. На территории селения Ашты сохранились остатки небольших поселений, в каждом из которых, по преданиям, обитал родственный тухум (бина, тайпа). Возникновение этих хуторов информаторы относят к VII-VIII векам, других письменных источников пока нет. В селении Ашты до сих пор сохранились языческие обряды, поклонение богу солнца, дождя, урожая и т.д.
Население говорит на кубачинском диалекте даргинского языка. Первое упоминание Ашты в источниках относится к 1227 году – в рукописном фонде Института истории, археологии, этнографии Дагестанского Научного центра Российской Академии наук хранится рукопись сочинения «Ма’алим ат-танзил», в конце которого написано, что переписал его «Мухаммед ал-К.к.н., сын Мамия, сына Сулеймана, сына Мусы, сына Умара, в медресе Хаджи Мухаммеда-кади в селении Ашты».
В 1318 г. в Ашты переселислись жители аула Анчибчи, располагавшегося возле Кубачи, о чём гласит надпись на восточной стене Аштынской Джума-мечети. Однако можно утверждать о существовании Ашты в ещё более ранний период, в эпоху раннего Средневековья, о чём свидетельствуют исторический фольклор местного населения, материал топонимики и наличие в селении домусульманского могильника, называемого местным населением «еврейским» («джугьуталла хуппи»). В XIV – XV вв. сюда также переселились жители близлежащих старинных аулов Кулза, Кялялла-тапа, Харабщи, Дирбагъ, Гъарбар, Къархана. В средние века Ашты входил в состав небольшого феодального владения Зирихгеран в бассейне реки Уллучай со столицей в Кубачи. В переводе с персидского Зирихгеран означает «изготовители бронекольчуг» или «бронники» («кольчужники»), так как основным занятием его жителей являлось производство оружия и защитного воинского снаряжения.
Еще в эпоху средневековья Ашты славилось своим ремеслом, земледелием, животноводством, о чем свидетельствуют наличие земледельческих обычаев и праздников, сохранившиеся памятники культуры (развалины, укрепления, каменные плиты с надписями).
По-мнению известного историка-кавказоведа Т. М. Айтберова, в древности жители Ашты были очень хорошими мастерами-оружейниками и специализировались на производстве такой сложной части средневекового вооружения, как шлемы. Этнически родственные кубачинцы специализировались на производстве кольчатых кольчуг и другого защитного снаряжения, а жители Амузги – высококачественного холодного оружия. Конечная продукция ремесленников этих аулов вместе составляла полное боевое вооружение средневекового воина. Поэтому население этих населённых пунктов, а также жители Сулевкента, объединенные не только языковым единством, но и ремесленной специализацией, известны были под названием зирихгеранцев.
Ислам начал проникать в селение Ашты с возрастанием влияния Кумуха. Упрочнение позиций мусульман в Кумухе происходит в связи с усилением религиозно-политической деятельности в Дагестане газиев-борцов за веру, сыгравшей значительную роль в истории Востока IX — X вв. Касаясь этого, Алкадари отмечает, что в V в. хиджры (т.е. XI в.) из Аравии в Дагестан прибыл Абу-Муслим и «занялся обучением религии и распространением шариата». Именно к XI в. относятся находки исторических фактов в селении Ашты, доказывающие существование здесь ислама и памятников арабской письменности.
Аштынцы раньше жили недалеко от селения Кубачи в местности Анчи-бачIи. Кубачинцы часто нападали на них. Однажды, когда кубачинцы готовились к нападению, аштынцы подковали лошадей задом наперед и ушли в горы, поселившись отдельными хуторами. Но жить отдельно было небезопасно. Поэтому беглецы со временем решили объединиться. Когда стали выбирать место для общего села, назвали Ишту. По-кубачински «ишта» означает это место. Сами аштынцы говорят про себя «иштала», а соседи их называют «аштала». Отсюда произошло название Ашты.
Вероятнее всего, название селения произошло задолго до переселения анчи-бачIинцев. На том месте, где по другим версиям они остановились, жило 7 семей. У них было свое название поселения «Аштала щи», «Ашты» А это название, скорее всего, происходит не от кубачинского слова «ишту», а от даргинского «гIяшти», что означает «низкие». Так называли их потому, что они по сравнению с окрестными хуторами Кулза, Луг-луг-тапа, Хараб щи и др. расположены в низине Ашты-кункинского ущелья.
В начале XV в. правнук РичIинского хана Аюба Сулейманхан приказал поселить два рода с поселения Гъарбар и 7 семей с Дирбагьа в селении Ашты. На хуторе Харабши оставалось жить еще 5 тухумов. Это поселение находилось высоко на гребне горы, и поэтому оно не было в выгодном для ведения хозяйства положении. Эти 5 тухумов: ГIядухъали, Муслихъали, Ших-ГIялихьапи, Давудхъали и Пикьихъали — решили поселиться в новом месте, называемом Анклуг, и здесь образовалось селение Анклуг. По поводу близлежащих с Анклугом территорий — Калдажи, Минбарла хьана, Джафарла уттан — у аштынцев постоянно возникали споры с анклугцами.
Столкновения на почве земельных отношений происходили также с селением Чираг, Кунки, Карбачимахи. Споры продолжались до Октябрьской революции.
Несмотря на земельные споры, жители всех поселений жили дружно и при приближении общей опасности действовали сообща. Об этом могут свидетельствовать сигнальные башни, остатки фундаментов которых сохранились до сих пор. Например, Кулзинская сигнальная башня видна с того места, где была расположена сигнальная башня аштынцев, в местечке Хьай Жидагъи. Она была видна жителям Луг-луг-тапа, чья сигнальная башня была расположена прямо на вершине горы и видна была с Вархатского хребта, где, наверняка, могла бы быть сигнальная башня. Как рассказывают старожилы, Кулзинская сигнальная башня, ее нижняя часть, сохранилась до 1940 года. Тогда в селении прошел слух, что во время одного из грабительских нападений на Кулза, кулзинцы спрятали много золота под стенами сигнальной башни. Местные кладоискатели полностью ее разобрали. Сигнальная башня аштынцев, расположенная в местечке Хьай Жидагьи, была разобрана для строительства здания сельской школы. Фундамент и небольшая стена от сигнальной башни на горе Луг-луг-тапа сохранились до сих пор. По названию этой башни, скорее всего, произошло название ущелья, которое проходит рядом «КIялгIялла къатта» — «ущелье башни».
В целях распространения ислама среди населения шамхальства, Кумухские шамхалы поддерживали связи со странами мусульманского Востока, в частности, с Йеменом и Хиджазом. Отсюда к ним поступала арабская литература, на которой воспитывались кадры ученых арабистов.
В селении Ашты сохранилось древнее кладбище, где есть могила шейха Ахмеда, отдавшего свою жизнь за веру.
В XVII в. в Лакии насчитывалось 97 селений, большая часть которых располагалась на близком расстоянии друг от друга. В случае необходимости все жители, владеющие оружием (от 6-7 тысяч человек), без особого затруднения собирались в течение двух суток.
Такое положение страны лаков дало им возможность не только сохранять свою независимость во времена беспрерывных нашествий разных племен, в течение многих веков приходивших Дагестан, но и, пользуясь обстоятельствами, покорять ближайших соседей. Так они подчинили себе целое общество Варкун-Даргуа, иначе Ашти-Кунки, и заставили платить дань.
В конце XVIII-начале XIX вв. основную массу крестьянства Казикумухского ханства составляли уздени. В сел. Ашты их называли «узганти», формально не зависимые от хана. Наиболее эксплуатируемой частью крестьянства являлись раяты. Предками раятов являлись военнопленные — рабы (лагьи), поселенные на ханских землях. Процесс образования раятского сословия происходит интенсивно в связи с ростом числа грабительских набегов при лакских Сурхай-ханах на соседние страны, особенно в Грузию и Азербайджан. Поэтому в начале XIX века в Казикумухском ханстве образовалось 12 аулов, заселенных в основном военнопленными, превращенными позже в раятов. В их число входило и селение Ашты.
Итак, население делилось на узденей (узганти) и лагъов.
Все земли в селении Ашты делились на 3 вида землевладения: частные, вакуфные и общинные. Небольшие крестьянские наделы, известные как (мулкла) мюльки, находились в полной собственности крестьян-узденей.
Вакуфные земли находились в собственности мечетей. Обычно эти земли сдавались в аренду на различных условиях. Наиболее распространенной была испольная аренда, т.е. часть урожая оставалась арендаторам, а часть шла в пользу мечети. Сдача в аренду на половинных началах осуществлялась в результате решения джамаата и местного духовенства.
В селении Ашты существовали еще общинные формы землевладения. Все пастбищные земли принадлежали сельской общине. Но были и такие, которые принадлежали частным владельцам. Отдельные участки земли имели сельский кадий и сельский пастух (акьана).
Сельской общине принадлежали как летние, так и зимние пастбища. Они находились далеко от селения. Это такие, как ШярхI и КьулуцIмалла, где паслось общественное стадо быков и табун лошадей; Ирхъинна, Гамарда, Хунагьи, Хъай КьулуцIмалла использовались как пастбища для мелкого рогатого скота. Кьяляжна, ХурчIи, Киаразла (т.е. Щибуцу) были летними стоянками скота.
В эти годы у Шамиля в отрядах служило и много аштынцев: Къатта Магомед, Субтарра Ахмед, Басрала Муса, Кваса Иса, Магомед-Кади.
В 1860 г. царское правительство издало «Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом», в котором подтверждалась ликвидация Казикумухского ханства и образование Кази-кумухского округа. На основании этого положения, 15 сентября 1860 г. Казикумухский округ был разделен на 4 наибства: Кумухское, Вицхинское, Мукарское, Ашти-Кулинское.
В Ашти-Кулинское наибство входили кроме основных селений Ашты и Кули, еще Чираг, Буркихан, Амух, Анклух, Цирхьа, Худуц, Санжи, Кунки, Хосрех, Сумбатль, Цовкра, Вачи, Кая и отселки — Уллаурти, Тукат, Хойми, Сухьи, Хойхи, Цыша.
Следующим положительным актом царского правительства в Лакии была отмена раятской зависимости. В 1867 году в Казикумухском округе было в основном закончено освобождение рабов. Еще 1864 г. жители селений Ашты, Кунки и Худуц и обратились с прошением об освобождении их от податей и повинностей в пользу беков.
В 1886 году в Дагестанской области была произведена посемейная перепись населения. По посемейному списку Аштынского сельского общества в селении Ашты числилось 168 домов, 380 женского населения и 469 мужского населения. Из данных списка видно ущемление некоторых прав женского населения села, ибо была указана приблизительная численность и отсутствовало поименное указание женщин.
Культура, традиции, обычаи и быт аштынцев известны народам Дагестана. В этой статье подробно их описать нет возможности. В советское время Аштынская СШ была лучшей школой РД. Она была как бы кузницей кадров. Аштынский колхоз был лучшим в республике.
В новое время Ашты являлся политическим центром вольного общества Буркун-Дарго (Старая Даргиния), куда также входили аулы Кунки, Худуц, Анклуг, Амух, Чираг, Цирхе. После завершения Кавказской войны и окончательного утверждения Российской империи на Восточном Кавказе Ашты был включён в состав Ашты-Кулинского наибства Казикумухского округа Дагестанской области. В 1921 году в Ашты была установлена Советская власть, после чего декретом ВЦИК был образован Аштынский сельский Совет в составе Уркарахского участка Кайтаго-Табасаранского округа. В марте 1930 года был создан Аштынский колхоз, который в Советское время считался одним из лучших в Дагестане. В 1971 г. бригадир овцеводческой бригады Мусагаджиев Гилал стал Героем Социалистического труда. Ашты в прошлом был одним из центров переписки арабо-язычных рукописей и очагом рукописной книжной культуры. Во многих селениях Дагестана в частных и мечетских библиотеках до сих пор хранятся переписанные аштынцами рукописи, по содержанию охватившие различные дисциплины – хадис, правоведение, комментарии к Корану, логике, арабскую грамматику, астрономию, медицину, математику.
Комментарии