Село Утлух небольшое, за последние 100 лет в среднем число хозяйств колеблется между 25-.35. На краю села находятся три родника, один лучше другого, по середине села течет речка, а около селения река Кара-Койсу. Имеются много пастбищ, сенокосные угодья, как с солнечной, так и с теневой стороны (хьунада и сосода). Недалеко от селения расположены березовые и еловые леса, богатые лесными ягодами и грибами.

Имеются пастбища для крупно- и мелко рогатого скота, около которых расположены хутора с пахотными участками. Село расположено в долине карахского участка и связано со всеми селами хорошими дорогами. Анализ показывает, что место для селения выбрано предками с учетом всех требований и условий для спокойной жизни. Как и во многих селах Дагестана и Утлухе имеются следы оборонительной крепости «Шулалъут1а», где до сих пор дети находят старые монеты и другие атрибуты домашнего хозяйства. Судя по фундаментам жилищ сохранившихся по окрестностям села и рассказам аксакалов Утлух было когда-то большое село, после эпидемии вымерло большинство жителей, а выжило лишь небольшое количество сельчан. Их потомки продолжают жизнь в этом маленьком селении. Утлухцы, как и жители всех сел район за куском хлеба разъехались по разным уголкам всей страны. По оттоку населения из сел картина схожая для всех.В2202 году я попытался анализировать примерную демографическую картину наших сельчан. Вот. что из этого вышло: число хозяйств проживающих в Утлухе -34, в Махачкале - 47, Ставропольский край: в Орловке -25, в Стародубке -14, Калмыкия. Ю.Сухокумск, Кочубей, Кизляр, Буйнакск, Сочи, Санк Петербург, Полтава - 20. В селении осталась лишь одна пятая часть (20%) от всех жителей называющих себя утлухцами.

Жители села претерпели все исторические события пережитые Дагестаном. До конца 20-х годов XX века в Утлухё была частная собственность и отсталое крестьянское хозяйство. Кто любил трудиться, тот и жил немного лучше, имел свой участок земли, рабочий и домашний скот и инвентарь для возделывания земли. Были и бедняки, которые жили на закаате и садаке. В конце 20-х годов Советская власть перевернула все с ног на голову, т.е. бедняки и тугодумы стали командовать над истинно деловыми, порядочными и предприимчивыми сельчанами. Наиболее зажиточных односельчан, по доносу бедняков, раскулачивали, отнимая все нажитое своим трудом, и высылали в Сибирь, откуда они не вернулись. Правда, в 80-х годах Коммунисты пытались исправить свои грубейшие ошибки, допустившие при коллективизации, но ничего путного из этого не вышло, хотя семье Хабибулаевых вернули часть конфискованного имущества деньгами.

В 30 - х годах у верующих утлухцев отобрали единственную в селение мечеть и передали ее под начальную школу. Вот уже 2006 год в селение не построили ни мечети ни школу. В школе обучаются от 3 до 8 учеников и два учителя обучают их. Вера у большей части нынешней молодежи не глубокая, не убедительная, а формальная.

Своего дибира в селение нет, а ежегодно присылают молодых ребят из медресе и они довольно примитивно выполняют свои обязанности и ритуалы, похоронные и другие. Должного внимания к маленькому утлухскому джамаату как со стороны местной, так и районной администрации отсутствует.

В селение Утлух был и свой силач - Давудмирза. который поднимал камень в годекане (во всех селах есть такие камни для пробы сил молодежи), еще он приносил на плече корову из пастбищ в село ( ~1 км), такой он был силач. Его потомки посвятили свою жизнь спорту и обучению молодежи вольной борьбе. Магомедов Дибирмагомед - заслуженный работник физической культуры РД впервые открыл в Цурибе ДЮСШ в 1972 году руководил этой школой в течение 13 лет и воспитал много выдающихся спортсменов.

Магомедов Давудмирза также посвятил свою жизнь обучению детей спортивному мастерству, работая физруком в ТСШ, многие его воспитанники также достигли вершины большого спорта.

В селении жил также прославленный во всем округе певец Хирадав, на его мелодии и сейчас поют песни певцы Дагестана и его сыновья Ахкубег и Магомедзагир тоже пошли по стопам отца. Своими песнями они приносят людям радость и утешение.
Хабибулаев Максуд - зам начальника юридического отдела министерства финансов РД.

Алиева Али Гаджиевича знают и уважают, как хорошего певца и прекрасного человека, он завоевал высокое уважение себе своим характером, преданностью в дружбе готовностью помочь нуждающимся. Воспитал прекрасных детей, один из них Магомед, юрист по специальности и призер чемпионата по кикбоксингу. Али ответственный работник в организации защиты прав потребителя.

Мы гордимся нашим земляком, заслуженным учителем РД Камалом Алиевичем Алиомаровым, неоднократным призером по бегу на длинную дистанцию. До сих пор выступает, как Республиканских, так и Российских соревнованиях среди ветеранов.

Старший брат Камалудина Алиомаров Шарапудин был очень талантливым и перспективным партработником, работал на различных должностях, будучи 3-м секретарем чародинского райкома партии был убит при ликвидации бандгруппы в 1943 году в селение Цулда.

Хабибулаев Тинамагомед и Расулов Ахмед также посвятили свою жизнь обучению и воспитанию детей в школе.

Расулов Салимгерей руководит крупной строительной фирмой в Санкт-Петербурге и трудоустраивает на своей фирме многих дагестанцев.

Магомедрасулова Патимат и Раупова Суъда - Матери -герои родившие и воспитавшие 10 и более детей.

Мой дед по отцу Тинамагомед-хаджи совершил хадж пешком (в то время в основном все ходили пешком в хадж) и привез очень много подарков для родственников и для других сельчан. Вот что он рассказывал: нас было более сотни дагестанцев, и шли пешком по Саудовской Аравии, по пути видим, сидит один совсем обессиленный бедуин- араб, с потресканными губами и просит еду у прохожих. Паломники носили с собой на до].огу хлеб, толокно (т1ех), курдюк и пр. Еда у всех была на исходе, и бедуину никто ничего не дал. Мне его стало жалко, и дал ему один чурек из хурджина. Он расплакался и протянул мне одну монету. Когда пришли на место, я посмотрел ни эту монету, она оказалась довольно большой ценности. На эту монету купил все эти подарки, и все путники мне завидовали, что за свое милосердие я получил большое вознаграждение от Всевышнего.

Для нынешней молодежи поучительный пример жизни моего его деда по матери Т1их1а из Утлуха. прожил он 92 года Он был ученым арабистом и мастером на все руки: каменщик, плотник, сапожник. Его хорошо знали во всем карахском участке, как хорошего дипломата для примирения конфликтующих сторон, его убедительные идущие от души слова, доброжелательные доводы и наставления быстро остывали разгоряченные души джигитов и ставили свои кинжалы в ножны. Душевная убежденность в людской доброте, житейская мудрость таких почитаемых лю дей, а также всеобщее уважение людей друг к другу, слушание старших во многих случаях сохранялась жизнь молодых вспыльчивых людей и заодно порядок сельского джамаата.

В течение сорока лет все магьари при бракосочетании, ясин при смерти, похоронные обряды, посещение и чтение молитв за усопшего, все это он делал до конца своей жизни до 1961 года. Он за эти услуги никогда ни одной копейки не брал. Нам казалось, что это так и должно быть. Однако, видя, что такие дела поставлены на коммерческой основе в соседних селах, наши сельчане просили бога райских благ ему на этом и на том свете. Я помню, будучи маленьким, в сороковые годы мужчин в селении не было, почты всех забрали в армию, остались только старики и те чабанили на кутане. Женщины трудились на колхозных полях с раннего утра до позднего вечера. Т1их1аi в неделю раз делал обход по домам сельчан (обычно дома на замок не закрывали, хотя бедно жили, но воровства не было) собирал ирохудившую обувь, топоры, кирки, лопаты бе ручек. Обувь подшивал, а инвентарь приводил в порядок и аккуратно ставил, там. где брал. Женщины радовались и были ему очень благодарны. Он был инициатором всех джамаатских гвагьи (общей работы) в селе, так строили дома, убирали урожай возили навоз на поля, заготавливали дрова на зиму. Особенно большое внимание уделял мероприятиям нужным для всего села: ремонт дорог, строительство моста через реку (приходилось часто на эту работу приглашать жителей из соседних сел), похоронить усопшего, ремонтировать родники, как в селении, так и на пастбищах и др.

Он, так служа людям, служил и богу, так учил и других: помогать людям делом, словом, хлебом. Его любимое изречение: бог любит, чтобы на земле люди уважали друг друга и благородными, богоугодными делами показали свое бескорыстное служение Всевышнему.
Были ученые в те тяжелые времена, не чета нынешним «святошам», которые зарабатывают на мавлидах, зикрах, похоронах и других ритуалах.

За 12 лет до своей смерти он сам выкопал себе могилу и ждал встречи с малаиками. Люди спрашивали его, зачем могилу то выкопал? Он объяснял: во-первых, село маленькое мужиков 3-4 человека трудоспособных, приглашать из других сел особенно зимой копать могилу не хотелось, во-вторых, она (могила) напоминает мне постоянно, быть может и другим, что здесь мы временно, а там постоянно и готовиться надо к этому.
Два брата Магомедхановы Зайнудин и Зентемир участвовали в Афганской войне и вернулись с наградами.

Из нашего селения уехали 12 человек на ВОВ, вернулись лишь половина. Среди погибших были: Сайпулаев Омар, Джамалутдиновы Омар и Хужамагомед, Тинамагомедов Магомед и Гамзатов Рауп. Их сыновья, пережив суровые военные годы, воспитанные матерями- вдовами, стали кандидатами и докторами наук и порядочными людьми, а дети из благополучных семей остались почти неграмотными. Такая
картина была типична и для других сел. Краткий жизненный
путь этих ребят - сирот привожу здесь. Омаров Магомедсултан родился 1943 году. 1964 году. окончив, технологический факультет ДГУ с красным дипломом остался работать техническом университете. В 1979 году защитил кандидатскую диссертацию, имел много научных публикаций по автоматизации технологических процессов. В 2003 году скончался от сердечного приступа. Его место в институте занял талантливый и перспективный сын -Омар.

Омаров Магомед Джамалутдинович родился 30 апреля 1939 году. С 1968г.. окончив биологический факультет Адыгейского педагогического института, по настоящее время работает во Всероссийском НИИ цветоводства и субтропических культур в г. Сочи Главным научным сотрудником. В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию по культуре груши, а в 1992 году докторскую по хурме восточной. В 1999 году присуждена Государственная премия РФ в области науки и техники. Имеет более 80 опубликованных работ. Магомедов Абук Магомедович
родился 18 ноября 1939 году С 1966
года, окончив физический факультет ДГУ, по настоящее время работает заведующим кафедрой Электроэнергетики в ДГУ. В 1971 году защитил кандидатскую, а в 1994 году докторскую диссертацию, профессор, заслуженный деятель науки РД, отличник Высшего образования СССР, имеет более 120 опубликованных работ и более 15 монографий и учебников.

Из Утлуха 35 человек получил высшее образование и 10 - средне-специальное образование по различным направлениям

Магомедов Абук, профессор

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля