Название села связано с выбором местности для его основания. «Щулдагь»- мало дров, по близости села отсутствует лес. Точная дата возникновения села не установлена, однако по могильным плитам полагают VII-VIII в. Крести на могильных камнях на старом кладбище возле селения свидетельствует христианской вероисповедании в далекие годы, а после приняли ислам.
Цулдинцы, как и все жители района очень гостеприимны. Большое значение придавало уважению гостей. Джамаат обращал и обращает внимание на то: как принимает гостя, как помогает в его делах и как его провожает. Самая лучшая еда, теплая постель и уважение кунаку - эти требования выполнял и выполняет каждый сельчанин.
За период своего существования в этом селе всегда существовал строгий общественный порядок: порядок содержания скота, участия в общественной жизни. В селение очень строго саблюдается добрые традиции предыдущих поколений.
В селение Цулда 4 тухума: оцилал, геличилал, г!веркьи-лал, тимурилал (х!айдербе1 илал) все тухумы равнозначны, тухум оцилал считается самым большим тухумом.
В 1929 году в частном доме впервые открылась начальная школа. Потом в 1930 году на краю села построили новое здание для начальной школы. Первые учителя Садуев Абду-ла из Гочоба и Салманов Магомед из Цулда. В 1933 году школу возглавил Разаков Магомедтагир из Цулда.
В 1950 году в селение открыли 7-летку с директором Гаджиев Гаджилав из Талуха и учитель Салманов Хусбудин. В 1952 году построили новую семилетнюю школу, и с 1952 по 1966 год директором школы был Захралов Тагир из Со-гратля. Об этом человеке можно много писать, он всего себя отдавал этой работе, и цулдинцы всегда уважали его и до сих пор благодарностью вспоминают его.
После трагической гибели Захралова Тагира директором школы стал цулдинец Абдурахманов Магомед Ю., а завучем была Чернова Ира-Ида Петровна, прекрасная женщина и замечательный учитель, а с 1980 года по настоящее время Цулдинскую Основную школу возглавляет Хусбудинов Шарапу-дин - заслуженный учитель РД, изобретатель и рационализатор.
В 1982-86 годах в школе обучались 150-180 учеников, а к 2000 году осталось 56 учеников, в 2005 году -48 учеников.
67 человек цулдинцев получили высшее образование; 45- среднеспециальное, а двое защитили кандидатские диссертации: это Хусбудинов Камалудин С.- долгое время работал Сельхоз; Академии; и Разаков Ахмед - вскоре защитит и докторскую диссертацию.
Одним из первых врачом в районе с высшим образованием был Абдурашид Юнусов, который десятки лет возглавлял Гачадинскую участковую больницу. Он был замечательным врачом и обоятельным человеком, всю свою жизнь отдал защите здоровья людей.
Учителя цулдинцы, которые работали более 30 лет в школе: Разаков Магомедтагир, Абдурахманов Магомед, Ша-хабудинов Тагир, Абдулаев Анварбег, Шахабудинов Абду-рахман, Магомедов Абдулхамид, Насухова Напусат, Омаров Н-Г., Алиева Патимат, Исмаилова Патимат и мн. др., всю свою жизнь посвятили воспитанию детей.Двое учителей стали отличниками народного образования; отличник здравоохранения -1; заслуженный врач РД-2. Орден Октябрьской революции получили- 2, Орден Красного знамени -5 человек.
Молодое поколение цулдинцев продолжают эстафету старшего поколения: многие учатся в ВУЗах и работают в городах республики и за ее пределами:
В Великой Отечественной войне участвовали 65 человек, из них домой вернулись 33 человека, многие инвалидами. Из Цулда вышли много богословов: Муххамад-Тахир аль Карахи, Хабибулахажи, Нурулагьхажияв, Магомедгазиев Абдула, Амирхамзал Осман, Темирбуда, Омаров Камиль.
Каменщики: Саидов Магомед, Зуберов Абдула, Омаров Камиль.
Кузнецы: Алиев Магомед, Алиев Гамзат, Алиев Абду-рахман.
В селение Цулда имеются также Матери Герои, которые родили и воспитали 10 и более детей; Бариева Таибат и Ома-рова Патимат. Эти женщины воспитали и дали образование всем детям без мужей (мужья умерли).
Цулдинец Гаджиев Хабиб Г. 1981 года рождения, спортом начал заниматься с 9 лет, а именно кикбоксингом. Неоднократный чемпион Дагестана. Впервые чемпионом Ро-сии стал 2000 году. Серебряный призер чемпионата мира в Югославии 2001 г., чемпион Евразии 2002 г., чемпион Европы 2003 г., чемпион мира 2003 году в г. Ялта. Чемпион мира среди профессионалов в республике Оман. Имеет звание мастер спорта международного класса. Окончил Даг. Педу-ниверситет физкультурный факультет и Московский юридический институт заочно. Теперь тренирует подрастающее поколение.
В 2000 году селение Цулда открыли медресе. К 2005 году жизнь в селе постепенно налаживается после перестройки, отток молодежи из села уменьшился, в селение есть условия заниматься скотоводством, садоводством, огородничеством. Созданы нормальные социально-бытовые условия: хорошие дороги и транспорт, магазины, почта, детский сад, медицинский пункт, основная школа-9 кл., медресе, телевизоры, телефоны и.т.д. отрадно, что в последние годы сельчане почти отказались от алкоголя и резко уменьшились случаи правонарушения.
В краеведческом музее при Цулдинской основной школе созданном силами учащихся, собрано более 300 экспонатов. Музей был организован в 1967 году с целью изучения жизни и деятельности предков наших. С тех пор каждое поколение учащихся принимало участие при сборе экспонатов и их изучению. Мы думаем, что многие из этих экспонатов представляют большую ценность, как в истории села, так и для республики в целом. Они как свидетели образа жизни и деятельности наших предков в разные эпохи.
Результаты исследования некоторых из этих экспонатов мы предлагаем читателям.
I. Изучая историю деревянного дома, из рассказов и по преданиям передающимися в селе из поколения в поколение нам удалось узнать следующее об этом доме-уникуме.
Некогда, где-то в середине 17 века в селе удерживали в качестве пленника или раба человека по имени Саша. Неизвестно, конкретно как он попал в наше село, и откуда он был родом. Просто говорили, что он был русским человеком (г!урусав). Он дал понять, что умеет работать по дереву. Совет старейшин села решил использовать его умение для пользы села. Предложили ему построить дом. Он согласился, а взамен попросил свободу для себя. Совет старейшин решил, что это будет по справедливости, и пообещали ему свободу.
Тогда Саша попросил топор, в качестве орудия труда и дал указание джамаату доставить бревна определенной длины и толщины. Надо сказать, что доставка бревен для джамаата было очень трудным делом, так как лесов в окрестностях нет. За бревнами приходилось идти очень далеко. Более полтора года трудился он, используя только топор для построения дома. И построен был деревянный дом, не используя ни одного гвоздя. По окончании работы джамаат сдержал свое слово. За добросовестный труд решили дать ему свободу. Дали ему еду и одежду на дорогу и отпустили. Больше о судьбе Саши никто ничего не знает. Такого дома ни в те времена, ни в наше время никто не построил в нашем районе. Должен добавить, что 1990 Тоду совет джамаата решил и покрыл шифером крышу этого дома, чтобы уберечь его от разрушения.
2. Рассказывая о сабле, которую сам имам Шамиль подарил Мухаммад Тахиру аль Карахи, нельзя не сказать хотя бы несколько слов о нем самом. Его звали Мухаматилав, это имам Шамиль дал ему имя - Мухаммад Тахир аль Карахи. Этот человек воистину был достоин восхищения со стороны людей: своим умом, знаниями, мудростью. И мы гордимся, что являемся потомками этого великого человека.
Он написал более 10 книг. Его труды «Шафият», «Грамматика арабского языка» и многие другие пользуются большой популярностью в арабских странах и в наше время.
Однажды какой-то азербайджанец совершил набег на стадо овец села, его удалось поймать. Привязали руки и ноги и посадили в яму. Но ему каким-то образом удалось сбежать. Тогда джамаат во избежание побегов ужесточил меру наказания. Мастеру по дереву по имени Гаджимагомед было поручено изготовить кандалы для рук и ног, своего рода наручники.
Кандалов для рук в настоящее время в селе нет. Их увезли в ленинградский музей наши сельчане, живущие в Ленинграде в 1960 году, а кандалы для ног сохранились и нахо
дятся в музее. Впервые эти кандалы надели на человека по имени Малламагомед за кражу овец на 10 суток. Это было тяжелое наказание.
4. О глиняном кувшине история такова. В 18 веке селе Цулда жил человек по имени Али. Он был ученым -арабистом, а также очень хороню знал целебные свойства разных трав, изготавливал и лечил своими снадобьями людей, он владел нетрадиционной медициной.
В какое-то время он находился в Азербайджане. И там он был известен как лекарь-врачеватель. О нем также стало известно и в Грузии. Однажды у одного богатого человека из города Рустави. что в Грузии, заболел сын перед самой свадьбой. Звали этого человека Рубашвили. Никто из лекарей не смог помочь сыну Рубашвили. Как-то ему сказали об аварце по имени Али, живущего в Азербайджане. Рубашвили сам
поехал за ним. Али долго не соглашался, но потом поехал с ним в Рустави. Он осмотрел больного сына Рубашвили и сказал, что ему нужна селезенка медведя и еще какие-то травы. Достали все, как он сказал. Али изготовил лекарство, который вылечил больного. Рубашвили радовался и попросил остаться Али на свадьбе сына. И вот к свадьбе выкопали из земли зарытую до этого кувшин с вином. Распили вино iu. свадьбе, а пустой кувшин с другими подарками Рубашвили подарил Али, которую навьючили намулу, и он вернулся в село. Директор школы Хусбудинов Шарапудин является прямым потомком Али- врача целителя.
6. Интересная история об инструменте для тесания камня и работы по дереву. Называется он - кайло, на родном языке - жини. Был у нас в селе мастер по имени Сааду. Говорят, любая работа у него получалась. Особенно известен был он как мастер по дереву. Однажды, будучи в Кумухе, участвовал он в конкурсе мастеров. По заданию надо было сделать дверь, измерив на глаз, к дверной коробке. Самой подходящей оказалась дверь Сааду. Но второму конкурсу каждый мастер своим кайлом должен был очень быстро пройтись между растопыренными на доске пальцами руки. Это было очень опасно, так как ин-*1 струмент был очень острым. Можно было остаться без пальца. Сааду и тут без единой царапины на руке выиграл конкурс. Не понравилось это местным мастерам, и задумали против него какой-то заговор. Сааду узнал об этом и решил тайно покинуть это село. А инструмент поныне хранится у племянника мастера Сааду.
Комментарии