Название села связано с выбором местности для его ос­нования. «Щулдагь»- мало дров, по близости села отсутству­ет лес. Точная дата возникновения села не установлена, однако по могильным плитам полагают VII-VIII в. Крести на мо­гильных камнях на старом кладбище возле селения свиде­тельствует христианской вероисповедании в далекие годы, а после приняли ислам.

Цулдинцы, как и все жители района очень гостеприим­ны. Большое значение придавало уважению гостей. Джамаат обращал и обращает внимание на то: как принимает гостя, как помогает в его делах и как его провожает. Самая лучшая еда, теплая постель и уважение кунаку - эти требования вы­полнял и выполняет каждый сельчанин.

За период своего существования в этом селе всегда су­ществовал строгий общественный порядок: порядок содер­жания скота, участия в общественной жизни. В селение очень строго саблюдается добрые традиции предыдущих поколе­ний.

В селение Цулда 4 тухума: оцилал, геличилал, г!веркьи-лал, тимурилал (х!айдербе1 илал) все тухумы равнозначны, тухум оцилал считается самым большим тухумом.

В 1929 году в частном доме впервые открылась началь­ная школа. Потом в 1930 году на краю села построили новое здание для начальной школы. Первые учителя Садуев Абду-ла из Гочоба и Салманов Магомед из Цулда. В 1933 году школу возглавил Разаков Магомедтагир из Цулда.

В 1950 году в селение открыли 7-летку с директором Гаджиев Гаджилав из Талуха и учитель Салманов Хусбудин. В 1952 году построили новую семилетнюю школу, и с 1952 по 1966 год директором школы был Захралов Тагир из Со-гратля. Об этом человеке можно много писать, он всего себя отдавал этой работе, и цулдинцы всегда уважали его и до сих пор благодарностью вспоминают его.

После трагической гибели Захралова Тагира директором школы стал цулдинец Абдурахманов Магомед Ю., а завучем была Чернова Ира-Ида Петровна, прекрасная женщина и за­мечательный учитель, а с 1980 года по настоящее время Цулдинскую Основную школу возглавляет Хусбудинов Шарапу-дин - заслуженный учитель РД, изобретатель и рационализа­тор.

В 1982-86 годах в школе обучались 150-180 учеников, а к 2000 году осталось 56 учеников, в 2005 году -48 учеников.

67 человек цулдинцев получили высшее образование; 45- среднеспециальное, а двое защитили кандидатские дис­сертации: это Хусбудинов Камалудин С.- долгое время рабо­тал Сельхоз; Академии; и Разаков Ахмед - вскоре защитит и докторскую диссертацию.

Одним из первых врачом в районе с высшим образова­нием был Абдурашид Юнусов, который десятки лет возглав­лял Гачадинскую участковую больницу. Он был замечатель­ным врачом и обоятельным человеком, всю свою жизнь отдал защите здоровья людей.

Учителя цулдинцы, которые работали более 30 лет в школе: Разаков Магомедтагир, Абдурахманов Магомед, Ша-хабудинов Тагир, Абдулаев Анварбег, Шахабудинов Абду-рахман, Магомедов Абдулхамид, Насухова Напусат, Омаров Н-Г., Алиева Патимат, Исмаилова Патимат и мн. др., всю свою жизнь посвятили воспитанию детей.Двое учителей стали отличниками народного образова­ния; отличник здравоохранения -1; заслуженный врач РД-2. Орден Октябрьской революции получили- 2, Орден Красного знамени -5 человек.
Молодое поколение цулдинцев продолжают эстафету старшего поколения: многие учатся в ВУЗах и работают в го­родах республики и за ее пределами:

    • Разаков Ахмед Тагирович - нач. отдела министерства
      экономики России г. Москва;
    • Разаков Магомед Тагирович - п/полковник нач. отдела
      УБОП;
    • Абдурахманов Магомед А. - зав отд. нифрологии ЦРКБ,
      заслуженный врач РД. Все дети Магомеда Абдурахма-
      нова пошли по стопам отца.
    • Абдурахманова Аминат А. - ведущий специалист гемо-
      толигического отделения РЦБ, отличный врач и замеча­
      тельная женщин
    • Магомедов Абдулмуъмин - заслуж. строитель Дагеста­
      на, нач. стр. фирмы.

     

В Великой Отечественной войне участвовали 65 чело­век, из них домой вернулись 33 человека, многие инвалидами. Из Цулда вышли много богословов: Муххамад-Тахир аль Карахи, Хабибулахажи, Нурулагьхажияв, Магомедгазиев Абдула, Амирхамзал Осман, Темирбуда, Омаров Камиль.
Каменщики: Саидов Магомед, Зуберов Абдула, Омаров Камиль.
Кузнецы: Алиев Магомед, Алиев Гамзат, Алиев Абду-рахман.
В селение Цулда имеются также Матери Герои, которые родили и воспитали 10 и более детей; Бариева Таибат и Ома-рова Патимат. Эти женщины воспитали и дали образование всем детям без мужей (мужья умерли).

Цулдинец Гаджиев Хабиб Г. 1981 года рождения, спортом начал заниматься с 9 лет, а именно кик­боксингом. Неоднократный чемпион Дагестана. Впервые чемпионом Ро-сии стал 2000 году. Серебряный при­зер чемпионата мира в Югославии 2001 г., чемпион Евразии 2002 г., чемпион Европы 2003 г., чемпион мира 2003 году в г. Ялта. Чемпион мира среди профес­сионалов в республике Оман.    Име­ет звание мастер спорта междуна­родного класса. Окончил Даг. Педу-ниверситет физкультурный факуль­тет и Московский юридический ин­ститут   заочно.   Теперь   тренирует подрастающее поколение.

В 2000 году селение Цулда открыли медресе. К 2005 го­ду жизнь в селе постепенно налаживается после перестройки, отток молодежи из села уменьшился, в селение есть условия заниматься скотоводством, садоводством, огородничеством. Созданы нормальные социально-бытовые условия: хорошие дороги и транспорт, магазины, почта, детский сад, медицин­ский пункт, основная школа-9 кл., медресе, телевизоры, теле­фоны и.т.д. отрадно, что в последние годы сельчане почти отказались от алкоголя и резко уменьшились случаи правона­рушения.

В краеведческом музее при Цулдинской основной шко­ле созданном силами учащихся, собрано более 300 экспона­тов. Музей был организован в 1967 году с целью изучения жизни и деятельности предков наших. С тех пор каждое по­коление учащихся принимало участие при сборе экспонатов и их изучению. Мы думаем, что многие из этих экспонатов представляют большую ценность, как в истории села, так и для республики в целом. Они как свидетели образа жизни и деятельности наших предков в разные эпохи.

Результаты исследования некоторых из этих экспонатов мы предлагаем читателям.

  1. Деревянный дом. выстроенный без единого гвоздя и
    камня (год постройки неизвестен).
  2. Сабля,    принадлежавшая    знаменитому    Мухаммад
    Тахиру аль Карахи - личный подарок ему от самого имама
    Шамиля.
  3. Деревянные кандалы - приспособление для наказания
    и усмирения нарушителя закона и адатов села и джамаата.
  4. Глиняная бочка, емкостью 200 литров, сосуд изготов­
    ленный в Грузии. В таких бочках они выдерживали свои зна­
    менитые вина.

I. Изучая историю деревянного дома, из рассказов и по преданиям передающимися в селе из поколения в поколение нам удалось узнать следующее об этом доме-уникуме.

Некогда, где-то в середине 17 века в селе удерживали в качестве пленника или раба человека по имени Саша. Неиз­вестно, конкретно как он попал в наше село, и откуда он был родом. Просто говорили, что он был русским человеком (г!урусав). Он дал понять, что умеет работать по дереву. Со­вет старейшин села решил использовать его умение для поль­зы села. Предложили ему построить дом. Он согласился, а взамен попросил свободу для себя. Совет старейшин решил, что это будет по справедливости, и пообещали ему свободу.

Тогда Саша попросил топор, в качестве орудия труда и дал указание джамаату доставить бревна определенной дли­ны и толщины. Надо сказать, что доставка бревен для джа­маата было очень трудным делом, так как лесов в окрестно­стях нет. За бревнами приходилось идти очень далеко. Более полтора года трудился он, используя только топор для по­строения дома. И построен был деревянный дом, не исполь­зуя ни одного гвоздя. По окончании работы джамаат сдержал свое слово. За добросовестный труд решили дать ему свобо­ду. Дали ему еду и одежду на дорогу и отпустили. Больше о судьбе Саши никто ничего не знает. Такого дома ни в те вре­мена, ни в наше время никто не построил в нашем районе. Должен добавить, что 1990 Тоду совет джамаата решил и по­крыл шифером крышу этого дома, чтобы уберечь его от раз­рушения.
2. Рассказывая о сабле, которую сам имам Шамиль по­дарил Мухаммад Тахиру аль Карахи, нельзя не сказать хотя бы несколько слов о нем самом. Его звали Мухаматилав, это имам Шамиль дал ему имя - Мухаммад Тахир аль Карахи. Этот человек воистину был достоин восхищения со стороны людей: своим умом, знаниями, мудростью. И мы гордимся, что являемся потомками этого великого человека.
Он написал более 10 книг. Его труды «Шафият», «Грамматика арабского языка» и многие другие пользуются большой популярностью в арабских странах и в наше время.

Однажды какой-то азербайджанец совершил набег на стадо овец села, его удалось поймать. Привязали руки и ноги и посадили в яму. Но ему каким-то образом удалось сбежать. Тогда джамаат   во избежание побегов ужесточил меру наказания. Мастеру по дереву по имени Гаджимагомед было поручено изготовить кандалы для рук и ног, своего рода наручники.

Кандалов для рук в настоящее время в селе нет. Их увезли в ленинградский музей наши сельчане, живущие в Ле­нинграде в 1960 году, а кандалы для ног сохранились и нахо

дятся в музее. Впервые эти кандалы надели на человека по имени Малламагомед за кражу овец на 10 суток. Это было тяжелое наказание.
4. О глиняном кувшине история такова. В 18 веке селе Цулда жил человек по имени Али. Он был ученым -арабистом, а также очень хороню знал целебные свойства разных трав, изготавливал и лечил своими снадобьями людей, он владел нетрадиционной медициной.

В какое-то время он находился в Азербайджане. И там он был известен как лекарь-врачеватель. О нем также стало из­вестно и в Грузии. Однажды у одного богатого человека из города Рустави. что в Грузии, заболел сын перед самой свадьбой. Звали этого человека Рубашвили. Никто из лекарей не смог помочь сыну Рубашвили. Как-то ему сказали об аварце по имени Али, живущего в Азербайджане. Рубашвили сам

поехал за ним. Али долго не согла­шался, но потом поехал с ним в Рустави. Он осмотрел больного сына Рубашвили и сказал, что ему нужна селезенка медведя и еще какие-то травы. Достали все, как он сказал. Али изгото­вил лекарство, который вылечил больного. Рубашвили радо­вался и попросил остаться Али на свадьбе сына. И вот к свадьбе выкопали из земли зарытую до этого кувшин с ви­ном. Распили вино iu. свадьбе, а пустой кувшин с другими подарками Рубашвили подарил Али, которую навьючили намулу, и он вернулся в село. Директор   школы Хусбудинов Шарапудин является прямым потомком Али- врача целителя.
6. Интересная история об инструменте для тесания камня и работы по дереву. Называется он - кайло, на родном языке - жини. Был у нас в селе мастер по имени Сааду. Говорят, любая работа у него получалась. Особенно известен был он как мастер по дереву. Однажды, будучи в Кумухе, участвовал он в конкурсе мастеров. По заданию надо было сделать дверь, измерив на глаз, к дверной коробке. Самой подходящей оказалась дверь Сааду. Но второму конкурсу каждый мастер своим кайлом должен был очень быстро пройтись между растопы­ренными на доске пальцами руки. Это было очень опасно, так как ин-*1 струмент был очень острым. Можно было остаться без пальца. Сааду и тут без единой царапины на руке выиграл конкурс. Не понравилось это мест­ным мастерам, и задумали против него какой-то заговор. Сааду узнал об этом и решил тайно покинуть это село. А инструмент поныне хранится у племян­ника мастера Сааду.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля