Пришел «Урхобай»

0

Поделиться

05 Мар 2014 г.

С древнейших времен в Дагестане сохранились народные праздники, традиции и обряды. Один из обрядовых праздников ежегодно отмечают жители села Талух Чародинского района. Зимний обряд «Урхобай», один из любимых в селе, проводят за месяц до наступления весны. Его с большой радостью ждут не только талухцы, но и жители соседних сел, которые приходят на праздник.

«Урхобай» занимает особое место в обрядовой культуре талухцев, поэтому проживающие за пределами стараются приехать в родное село специально к этому дню. Главным же участником обрядового действа является молодое поколение мужской половины села. Праздник проводится зимой, но готовиться к нему начинают еще с лета. Мальчишки собирают вязанки грубого сена, которое женщины отделяют при сенокосе, солому и хворост. Все это пригодится, когда будут разжигать праздничный костер. В старину, когда село Талух было довольно большим, праздник проводился отдельно в нижней и верхней половине села. Это было негласное соревнование — чей костер выше, чей праздник веселее. Но сегодня, к сожалению, в Талухе всего около 40 хозяйств, поэтому и праздник общий на всех.

Кроме соломы и хвороста, загодя готовят и основу для костра: большое дерево, желательно высохшее. Его срубают и вкапывают в землю на окраине села, на открытом месте. Начало праздника определяют за месяц до наступления астрономической весны, т.е. 22-23 февраля.

Утром рано старейшина села с высокой крыши какого-либо дома объявляет о начале праздника. Первыми к месту будущего костра выходят мальчишки. Каждый приносит вязанку хвороста или соломы. Могут обязать даже самых маленьких. В этом случае за малышами с охапками идут взрослые члены семьи.

К вечеру приготовленное дерево по самую макушку обкладывали сушняком, образуя стог внушительных размеров. Когда эта работа завершена, мальчишки выбрали главного распорядителя праздника и передали ему своеобразную булаву – длинную палку «гьач» с массивным шарообразным концом. По команде распорядителя разожгли костер. Все талухцы со своих крыш следили за этим красочным зрелищем. Женщины возносили молитвы Всевышнему: «Пусть огонь, как хворост, сжигает и все горести, болезни и бедность. Пусть будет счастливой и благодатной жизнь в селе».

Костер догорает поздней ночью, и мальчишки со своим «вожаком» идут на годекан, где собирается взрослая мужская половина села. Каждый из аксакалов вправе потребовать от мальчишек демонстрации каких-либо навыков и умений. Дети обязаны спеть или сыграть на пандуре, станцевать, прочитать стихи, скороговорки и т.д. Особо отличившихся взрослые поощряли и одаривали чем-либо. Но праздник не заканчивается. Ближе к полуночи более взрослая часть ребят с хурджинами обходили село, распевая у порога каждого дома песни-пожелания:

Пусть ослики станут большими,
Пусть приумножится скот,
***
Чтоб гвозди падали от
тяжести сушеных туш…

Хозяева одаривали чем богаты: мясом, фруктами, сладостями. После колядования начинается собственно праздник с пиршеством. Там-то и находила применение палка распорядителя. Тот, кто нарушал порядок трапезы, испытывал ее тяжесть на себе. Пиршество сопровождалось песнями и весельем, полным юмора.

В этот день женщины села Талух готовят праздничные угощения, главным из которых является каша «мугь» из злаков и бобовых с сушеным мясом. На следующий день праздник продолжался. На сельский годекан собирались мужчины на совместную трапезу. Продолжается веселье, звучат песни и музыка.

«Урхобай» — уникальный обрядовый праздник. В Чародинском районе его проводят только жители с. Талух. К слову сказать, талухцы удивительно гостеприимны и трудолюбивы. Большим уважением не только в Талухе, но и у жителей соседних сел пользовался кузнец, портной, мастер на все руки Хирамагомед. Хирач — так звали его земляки. До конца своих дней он обеспечивал тружеников всех окрестных сел сельхозинвентарем, шил шубы, чинил обувь и многое другое. После его смерти сыновья Магомед и Гасан продолжили дело отца. Таких мастеровых людей в маленьком Талухе много.

В селе на протяжении многих десятков лет не было не только правонарушения, но и бытовой ссоры. Этот своеобразный юбилей отмечали всем районом, а талухцам вручили переходящее знамя Министерства внутренних дел РД и Республиканской прокуратуры Дагестана.

Но даже не это главная гордость талухцев. Село — аул певцов. Нет в Талухе человека, который бы не пел или не играл на музыкальном инструменте. Отсюда родом любимые в республике певцы Абдулвахид Османов, Шагав Абдурахманов, М-расул Магомедов, Муртуз Алиев и другие. В районе помнят еще и Магомеда из Талуха, известного на всю Чароду танцора, певца и музыканта. В тяжелые годы Великой Оте­чественной войны он умел утешить и словом, и песней сердца земляков, которые хоть на время забывали горе и страдания от потери близких и родных людей.

…Слова песенки-колядки, которую поют дети на празднике «Урхобай», на первый взгляд незатейливы и бесхитростны. Но если вдуматься – полны глубокого смысла. В них философия жизни горца, который тяжелым, но честным трудом добивался благополучия, по совести воспитывал детей, чтил отцовские традиции. Для талухцев эти традиции живы и сегодня. В селе им следуют от мала до велика.

 


Автор: Марита Мугадова, заслуженный деятель искусств РФ / Источник: Дагестанская правда
0

Поделиться

05 Мар 2014 г.

Комментарии к статье

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля