Ритляб является самым высокогорным селением Тлейсерухского участка Чародинского района и отдален от районного центра 35 км.Ритляб входит в Гилибскую сельскую администрацию. С окрестностей села берет свое начало река Тлейсерухор.
По ориентировочным данным селению более двух тысяч лет, о чем свидетельствуют записи на камнях в хуторе Гимитль, написанные на грузинском языке.Издревле в селении основными являются четыре рода:«Пок1обал», «Кеш», «Орасдил», «Инчал». «ГIокIобазул» является род выходцами из Грузии, «Кошол» — выходцы из верхнего участка Тляротинского района, о чем свидетельствует большое сходство языка жителей сел. Ритля с языком жителей верхнего участка Тляротинского района.Третий тухум «Оросдил» считается перешедшими сел Рутульского района из селения очоклиб и «Инчазул» род перешедшие из Хутора «ГецIеб», что в близи села Бацада Гунибского района.
Управление селением в дореволюционные годы проводилось представителями всех четырех тухумов и всенародно выбранным бегаулом села.Еще до возникновения ислама пришедшего в 14-15 веках рассказывают, что от эпидемической болезни «холера» — умерло почти все село, осталось всего 12 человек мужчин и женщин, старше 15 лет.От того, что живые не успевали хоронить умерших на основном кладбище находящегося выше села, многих умерших хоронили прямо в селении.
При строительстве и реконструкции домов в отдельных местах и в настоящее время наталкиваются на старые могилы. Кроме основного селения у Ритлябовцев было еще и 5 хуторов: «Гьимикь», «Гвамиш», «Гъалада», «Г1унч1луниб» и «ГIорда».До начала Великой Отечественной Войны в хуторе Гьимик было 50-60 дворов.Была своя школа, мечеть, мельница и т. д. Первоначально жители хутора Гьимикь в основном были выходцы из тухума «Кошол». В хуторе «Гъвамиш» было 30-40 дворов, а в Г1 орда — 9-10 дворов.Хотя вокруг села и хуторов было достаточно пахотных земель, обеспечить себя зерном и хлебом не удавалось. За зерном, солью, керосином и другими товарами первой необходимости ездили верхом на лошадях в Белоканский, Закаталинский районы Азербайджана, Лагодехский район Грузии и на Цудахарский, и Кази-Кумухские рынки Дагестана.Производился натуральный обмен этих товаров на мясо, масло, сыр, iiit рсть и т. д. и выращивалось в личных подсобных хозяйствах.
До образования колхозов в середине 30-х годов в личных хозяйствах по разным данным числилось: 12 тысяч голов овец и коз, более тысяча голов крупного рогатого скота, двести и более голов лошадей.Отличительной особенностью жителей села по сравнению с другими селами было то, что ритлябцы вплоть до 90-х. годов XX века не держали ослов и мул.Из-за неблагоприятных погодно-климатических условий и географическим местом расположения села на протяжении 4-5 месяцев, какая-либо связь с другими селами отсутствовала. Множество снежных лавин, выход реки из берегов вследствие ее заледенения, дороги становились непроходимыми.
В летние месяцы, когда уже были дороги — делались запасы продовольствия и других товаров на зимние месяцы. Часть бедняков зимние месяцы уезжали на заработки на плоскость Дагестана, Азербайджан, Грузию.
До возникновения и установления ислама в селении проповедовалось христианская религия, свидетельством этому является многочисленные надписи на камнях на Грузинском языке, в хуторе Гимитль, оказывается, была крепость Грузинского князя Дарзи, где выращивались много разнообразных овощей, плодов, рассказывали что выращивали даже виноград. В хуторе Гимитль очень благоприятные мягкие климатические условия.
Исламская религия в селении начала утверждаться где-то в XV веке. С возникновением ислама стали возводиться мечети: в селении Ритляб — центральная мечеть, а в хуторе Гимитль и Гвамишавал, мечети. В массовом порядке и старые и молодые начали изучать исламскую науку.
Многие выезжали в разные районы и села Дагестана изучать исламскую науку. В результате этих стараний постепенно в селении появились свои алимы-ученые, одним из первых был ученей алим по имени Тагир, который работал имамом в мечетях селений Ириб, Ритляб. В основном он учился у Сайда Араканского. За ним ученым-алимом был Малалов Малламагомед который работал имамом в мечетях Ахтынского и Курахского районов, в последующем там женился и остался жить в Южном Дагестане. О его дальнейшей судьбе и потомстве, к сожалению, ничего не известно.
В последующем большим алимом-ученым был Ахмад-хаджи, который долгое время работал имамом мечети — села «Ириб», самого большого селения в Чародинском районе. Великий богослов, ученный Шуаиб Афанди из Багинуба, по собственному признанию учился у Ахмад-хаджи в Ирибе.
В своих последующих трудах Шугайб Афанди неоднократно вспоминает о высокой степени знаний исламской науки у Ахмада-Хаджи, у него в Ирибе 3 года.
Признанными исламскими ученными, так же были Шугайб-дибир и Юсупов Асхабали. Отец и сын Шуайба обеих звали Шарип, трк же были учеными исламской науки. Шуайб работал имамом в селении Ритляб. Последние 10 лет своей жизни работал мударисом в медресе селения «Ириб». В последствии арестован органами НКВД, умер в тюрьме Архангельской области.
Большим мастером произношения проповедь был Юсупов Асхабгали, рассказывают, что после его проповедей в мечети мало кто мог удерживать слёзы. У него был очень мягкий и приятный голос. В 1937году также был арестован органами НКВД. О последующей судьбе его тоже ничего не известно.
Отдельно необходимо подчеркнуть об учёном богослове Халит-дибире. Он более 10 лет работал имамом мечети в селении» Ириб, 13 лет в селении Гилиб, Ритлябе — 10 лет. Умер Халит-дибир в возрасте 98 лет в 1943 году. Халит-дибкр обладал караматом (чудом), умел предсказывать те или иные жизненно важные события.
Так ещё в самом начале Великой Отечественной войны он предсказал победу Советской Армии, о продолжительности войны и многочисленных жертвах. Предсказал он и о том, что жители села будут подвергнуты насильственному переселению. Через год, после того, как Халит-дибир умер, в 1944 году жители села Ритляб были насильственно переселены в Чеченскую республику в Саясанский район. Халит-дибир жил очень бедно, его мало интересовало, «мирская жизнь», довольствовался очень малым, отказывался от предлагаемых подаяний и почестей. Рассказывают, что где-то в конце 30-х годов, навестить Халит-дибира приехал известный в ученном исламском мире богослов Замир-али (Али Каяев), Замир-али начал задавать разные вопросы Халит-дибиру с тем, чтобы выведать уровень его знаний. После уединения и долгого более 3-х часового разговора они вернулись в годекан и там Замир-али сказал перед джамаатом: «Да, слышал что есть, учёный-алим Халит-дибир, а сегодня убедился в высоком уровне его знаний и я преклоняюсь перед ним». О Халит-дибире можно было написать много, но ограничимся тем, что он обучил Корану более 300 учеников. К нему приезжали мутаалимы, не только со всех сёл Чародинского, но и с Гунибского, Тляратинского районов.
Много было ещё ученых-алимов в селении. К таким относились: Магдилов Камиль, Магомедов Гамзат, Юсупов Гусейн, Абакаров Газимагомед, Магомедов Абубакарасхаб, Гамзатов Абдулазиз, Шахбанов Магомед, Варисов Гаджимагомед и другие. Долгое время более 30 лет в сел. Кокрек и железнодорожной станции Карланюрт работал имамом села Гасангаджиев Магомед. В своих трудах, достопочтенный устаз, Саид-афанди из Чиркея упомянул Магомеда в ряде высокопоставленных учёных-арабистов.
По стопам своего отца пошли и сыновья Магомеда-Гасангаджи, Магомедшапи, Абдула вляется ученным арабистами уважаемыми среди ученых Дагестана.
Необходимо отметить, что в становлении и укреплении ислама в селении Кокрек, где живут Ритлябцы и жители сел. Чвадаб, Чанаб Чародинского района большую роль сыграл авторитет Магомедхаджи, его целенаправленная работа по распространению норм ислама и шариата дали положительные результаты. В селении очень много молодых людей живущих по нормам шариата, обучающих чтению Коран, много мюридов устаза, число совершающих хадж из года в год растет. С учетом совершающихся паломничество в Мекку в 2006 году число Ритлябцев совершившихся хадж превысило 115 человек.
Достаточно сказать что, учениками Магомед-хаджи Гасангаджиева являются муфтий Дагестана Ахмед-хаджи, его зам. Ахмед Лабазанов, ректор Исламского университета в Чиркее Давудгаджиев Д-Г., ректор Хасавюртовского медресе Абдулхамидов Магомед.
Активное участие принимали Ритлябцы в борьбе против войск Надыр- Шаха. Из селения на эту битву выехало более 50 всадников под командованием Исал Ибрагьима. О том, как мужественно сражался отряд Ритлябцев написано в поэме «разгром Надыр-шаха».
Жители села принимали участие и в национально-освободительной войне под предводительством Шамиля. На строительстве крепости в селении Ириб принимали участие, как мужчины, так и женщины, даже и с грудными детьми. В период национально-освободительной борьбы под предводительством имама Шамиля в плен к русским попал Махмуд из рода Ханапидазул.
После освобождения из плена он обосновался в Верхнем Казанище Буйнакского района. У Махмуда было два сына. Один из них по имени Ибрагим 1898 года рождения.
Краткая биография Ибрагима Махмудова.
Окончил Темирхан-шуринское реальное училище в 1918 году 1917 году 20 годы работал в подпольных организациях Дагестана. Член ВКП(б) с 1918 года. В годы гражданской войны воевал на фронтах и занимал должность начальника штаба фронта.
1920-1921 годы Ибрагим Махмудов работал секретарем Буйнакского окружного ВКП(б). Работал прокурором Главсуда в г. Махачкале. В 1926 году Махмудов Ибрагим окончил высшие юридические курсы в г. Москва.
В 1930-31 годы работал представителем Дагестана при ВЦИКе в городе Москва.
В 1933 году Махмудов окончил Институт Красной профессуры в городе Москве и получил специальность юриста-педагога. В 1933-1934 годы работал наркомом финансов Дагестана, с 1934 года по 1937 год работал директором Дагагропединститута.
В октябре 1937 года репрессирован, был осужден сроком на 10 лет. В начале 40-х годов умер в тюрьме, 14 октября 1955 года, был реабилитирован.
Жена Аминат и дочь Резеда долгое время жили в Ленинграде, пережили там блокаду, а затем переехали в г. Львов, где в начале семидесятых годов обе умерли.
После установления Советской власти в Дагестане как и в других селах и в Ритлябе население в зависимости от своего материального благосостояния начало делится на три группы: бедняки, средний класс и кулаки.
В 1929-1930 годах в селении организовали комитет бедняков (комбед). Все вопросы ведения хозяйства, организации всех мероприятий в селе было возложено на «комбедовцев».
Только из их состава выбирали депутатов, иначе их называли «член-советами». В основном это были люди неграмотные, не имеющие опыта работы с людьми, в результате чего они не пользовались ни уважением, ни авторитетом в селе.
В последующем при организации колхоза в 1936 году они первыми вступили в колхоз со своим имуществом в основном скотом.
До 1939 года земли (пахотные и сенокосные) находились в руках отдельных граждан, а в 1939 году все земли были переданы в собственность колхоза и потом розданы всем членам колхоза по 0,15 га на каждое хозяйство. Хозяйствам, где имелось 3-4 детей, конечно, не хватало хлеба выращенного на этих участках даже и на 3-4 месяца. Поэтому многое мужское население села вынуждены бывали выезжать на заработки в Азербайджан, Грузию, на плоскость Дагестана. Из-за резких перемен климата в этих регионов большая часть выехавших на заработки не вернулись и остались, похоронены в этих краях. Даже могилы многих из них не известны.
Другим необходимым подчеркнуть фактом периода 30-х годов является то, что по решению правительства Республики в 1939 году началась кампания по ликвидации хуторной системы. В результате хутора Гимитль, Гвамищ, Горда были ликвидированы, хотя в этих хуторах численность населения превышало, чем во многих отдельных селениях района.
В 1927 году в Ритляб был проведён водопровод по цементированной и крытой канаве на расстояние трех км. К концу 30-х годов было полностью ликвидировано не только безграмотность, но и малограмотность. Первыми учителями были Джахбаров М.Д., Магомедов Наби, Шамсутдинов Магомед и другие выходцы из Ритляба. Работали учителями из Ириба Гусейнов Магомедшапи, Абдурахманов Магомед.
Тяжелые годы были Великой Отечественной войны, как для всего Советского народа и для жителей села Ритляб. Непосильными были налоги, люди материально жили очень бедно. Всего из села на борьбу с немецкими захватчиками ушли более 100 мужчин, из которых 58 человек не вернулась с полей битвы. Часть из них пропала без вести. Более 40 человек, как мужчины, так и женщины участвовали на трудовом фронте (в основном на рытье окопов). Семь человек из них не вернулись в село, от разных инфекционных болезней и голода они заболели и умерли на трудовом фронте. Вдобавок ко всему переживаемым тяжёлым условиям пришла и ещё одна беда. 12 апреля 1944 года жители селения насильно были переселены в Чеченскую республику. До сих пор не ясны мотивы переселения именно жителей одного из самых больших селений района. Понятно когда переселялись неперспективные маленькие сёла, а когда переселяют село, где имелись наилучшие летние пастбища и село имело нормальные условия для развития своего хозяйства, то здесь видно, что было, чья то заинтересованность овладеть обширными землями (пастбища) принадлежащими Ритлябцам. После переселения эти пастбищабыли розданы разным колхозам района за кем они до сих пор и остаются, часть пастбищ закреплены за хозяйствами Гунибского, Кулинского и других районов, хотя по всем нормам и законом шариата истинныл.и хозяевами этих земель является жители селения Ритляб.
При переселении в Чеченскую республику Ритлябцы можно сказать были представлены сами себе. Помощь, которая была обещана со стороны руководства района и республики в большинстве, осталось на словах. Путь от Ритляба до Буйнакска преодолели пешком, большинство женщин на спинах таскали малолетних детей и домашних вещей первой необходимости. С г. Буйнакского до г. Хасавюрт перевезли на поезде в товарных вагонах. А с Хасавюрта до Саясанского района Чеченской республики опять пошли своим ходом. Первоначально поселили недалеко от райцентра в селениях Нижнее и Верхнее- «Исаюрт».
Погодно-климатические условия были для переселенцев не привычными, первоначально пошли не прекращаемые дожди, места и так были болотистыми, глинистая почва и грязь не давала возможности даже посещать родственников, дома находились друг от друга на приличном расстоянии.
Наступили жаркие летние месяцы все поголовье крупного рогатого скота, перегнанное из гор, заболело инфекционными болезнями и пало. Есть людям было нечего. Началось массовое заболевание людей. Оказываемая государством помощь продовольствием была мизерной. Медицинская помощь больным как такого не было. Первые 2-3 года от голода и болезней, малярия валило всех, умерло более 60 человек взрослого населения не говоря о детях.
В последующем стараниями тогдашнего председателя колхоза Булачева Абдулпатаха Ритлябцам определили дополнительные села, Ахкенчубарзи и Гансулчу, где условия для проживания и ведение сельского хозяйства были на порядок лучше. Здесь были обширные пахотные земли и пастбища, и жизнь селян началась постепенно улучшаться.
К 1947-1948 годам колхоз Ритлябцев в районе стал самым крупным и передовым, за трудодни колхозники стали получать натуральную оплату зерном, мясом, маслом, сыром и т. д. Численность скота, как в общественном, так и личном подсобном хозяйстве начало расти. К этому времени район с Саясанского был переименован в «Ритлябский». В селении построили семиклассную школу, открыли медпункт, жизнь постепенно стала налаживаться.
И вот настал 1957 год вышло постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР о восстановлении Чечено-Ингушской Республики. Начали возвращаться насильственно высланные из своих исконных земель чеченское население, а переселенцам предложили вернуться в Дагестан. Ритлябцам было предложено два варианта: переселиться в Хасавюртовский район местность Кокрек — эти земли бывшего кутана, или вернуться в родное село в Чародинском районе. Большее количество селян переселилось в Хасавюртовский район, отдельные семьи вернулись в горы.
Постепенно построили дома, обзавелись хозяйством и в месте с жителями селений Чилдаб, Чанаб образовали колхоз им. XVIII Партсъезда.
Для строительства домов государство выделило 15 тысяч рублей кредита на одно хозяйство, неоценимую помощь в первоначальном обустройстве хозяйств оказали жители рядом расположенных сел Андрей-аул и Байрам-аул.
Они помогали чем могли, выделяли свои дома для временного размещения, безвозмездно помогали продовольствием. Колхоз селения Андрей-аул, выделило 10 тонн пшеницы, 10 тонн кукурузы и т. д. Ритлябцы по сегодняшний день добрым словом вспоминают бескорыстного и отзывчивого человека, бывшего в то время председателем колхоза в Андрей-ауле Алиханова Алихана. Село Кокрек постепенно стало благоустраиваться, жизненный уровень селян из года в год начало повышаться.
Первые годы переселения совхозом руководил Тинамагомедов Абдулгамид, под чьим руководством в селе были проведены водовод, устроены водопои для скота, для пастбища скота с помощью районного руководства удалось обзавестись дополнительными землями в местности «Аджамат».
Далее директором совхоза работал Абдулмеджидов Магомед из Батлаич Хунзахского района.
Совхоз специализировался как виноградарский. За период своей работы Абдулмеджидов Магомед приложил очень много сил в улучшении социально-бытовых условий для тружеников села. Полностью по главным улицам проложили асфальт, построили добротное здание дома культуры, участковую больницу, торговый центр, детский сад-ясли, жилые дома для специалистов и многое другое. Оснащенность хозяйства техникой стало намного лучше, люди стали получать приличные заработки, жизнь изо дня в день улучшалась.
Вместе с Абдулмеджидовым по решению всех социальных вопросов активное непосредственное участие принимали председатель сельсоветаМуртазалиев Магомедсалих и секретарь парткома, затем председатель профсоюза Абдулпатахов Булач .
1970 годах в село Кокрек были переселены жители Ботлихского и Ахвахского районов. Село выросло и стало одним их крупных населенных пунктов в Республике, где проживает в настоящее время около 10 тысяч человек. Необходимо отметить, что Муртазалиев Магомедсалих на протяжении 33 лет был бессменным председателем сельисполкома в этом большом и интернациональном селении. До Муртазалиева М. председателем сельисполкома в 1960 годах работал Гусейнов Хайбула, который в последующем, уходя на пенсию, работал управляющим отделением, бригадиром. Много энергии и сил в развитии совхоза также внесли управляющие отделениями Магомед Омаров, Каримулла, Шапиулаев механизаторы Яхъяев Курбанали получивший «Орден Ленина»; Ма
гомедов Хасанхан, Абдулхалимов Магомед и многие другие рядовые работники виноградари.
На протяжении 15 лет вплоть до 2000 года руководил совхозом Магомедов Омар, а за ним в настоящее время директором совхоза является Магомедов Нурав.
После переселения основного населения в селении Ритляб осталось несколько хозяйств. Часть земель, принадлежащие сел. Ритляб, были переданы близлежащим колхозам. Земли вокруг Хутора Гимитль перешли колхозу им. Орджоникидзе с. Ириб, а оставшиеся земли вместе с теми, кто остался в селение, присоединились к колхозу им. К. Маркса с. Гилиб. Несколько по иному сложилась судьба ритлябцев, переселившихся из Чечни в высокогорный Ритляб и нескольких хозяйств, оставшихся в селе, не высланных из-за старости или малолетства.
Высшие чиновники Дагестана отказали им в кредите. Тем не менее, благодаря исконному трудолюбию ритлябцы подняли родные дома из руин. Влились в колхоз им. К. Маркса, куда входили еще 7 селений. Из Ритляба вышли известные в районе и республике служащие, учителя, овцеводы, труженики сельского хозяйства.
Так 15 лет бессменно руководил Гилибским сельским Советом, Шамсудинов Магомед, более 30 лет в колхозе руководящих работах работал Шамсудинов Магомедали, тридцать лет комплексной бригадой руководил Шахбанов Магомед, он же одновременно был имамом Ритляба и Гоаба 22 года (и это при коммунистическом режиме). Первым заместителем райисполкома и одновременно начальником управления сельского хозяйства Чародинского района работал Магомедов Шахмандар, заместителем председателя райисполкома, затем председателем народного контроля района работав Омаров Бадрудин, долгие годы главным бухгалтером РайПО, а затем его председателем работал Касумов Магомед; зав. отделом райкома ВЛКСМ работал Шамсудинов Джаватхан, главой администрации села Гилиб работает Магомедов Абакарасхаб.
Во всем были известны чабаны Ритляба Гаджимагомедов Иса, Магомедов Гусейн, Магомедов Али, Варисов Гаджимагомед, кавалер ордена Ленина Ахмедов Сайидахмед, Ражбадинов Багаудин, лауреат золотого значка ЦК ВЛКСМ Магомедов Зайнудин, он же сфотографированный под знаменем Победы и награжденный дипломом ВДНХ СССР, Абдуразаков Осман, Имранов Иса и другие.
Тридцать лет заведующим ОТФ работал Баширов Газилав. За добросовестный и передовой труд были неоднократно награждены ценными подарками, грамотами и подарками труженицы сельского хозяйства Тинамагомедова Таибат, Магомедова Хурулен, Магомедалиева Написат, Газилова Патимат, Шихабудинова Убейдат, Исаева Таибат, Абдуллаева Умахабибат и др.
С 1957 года в Ритлябе открыта начальная школа Долгое время этой школой руководил Гираев Абдула из Мугуруха. О выпускниках этой школы очень хорошо отзывались учителя Гилибской средней школы. 25 лет этой школой руководил заслуженный учитель Дагестана, учитель первой категории Шамсудинов Шамсудин. Его ученики впоследствии стали известными и уважаемыми врачами высокопрофессиональными учителями, специалистами других профессий.
Спортсмены Ритляба: Гасанов Абдула мастер спорта СССР по боксу, Варисов Али, мастер спорта России по рукопашному бою.
В настоящее время учителями преподавателями работают более пятидесяти человек. Из них более двадцати человек с высшим образованием и трое заслуженные учителя Дагестана: Омарова Ашура, Омарова Мариян Насрудиновна и Шамсудинов Шамсудин. Директором Хасавюртовского филиала Даггосуниверситета работает кандидат исторических наук Касумов Рамазан. Кандидатом биологических наук — Шамсудинов жалалудин и Омаров Заур кандидат экономических наук.
В разных районах республики и страны работают 17 врачей-ритлябцев с высшим образованием. Из них трое главными врачами участковых больниц. А главный врач Кокрекской участковой больницы Тагиров Магомедгаджи является заслуженным врачом Дагестана.
Заслуженным работником сферы социального обеспечения является заведующим отделом Министерства Социального обеспечения Абдуразаков Абдулазиз. Абдурашидов Курбан работал инженером завода Дагдизель, первым секретарем Каспийского горкома ВЛКСМ, вторым секретарем горкома партии, первым заместителем главы администрации города. Поэт и публицист Магомедов Шахрудин работал журналистом района, республики, затем в центральной прессе Москвы. Ныне работает в системе культуры родного района. Из Ри лябцев в Москве работают: Муртазалиев Муртазали заместитель прокурора линейного отдела, Абдуразаков Абдула военным врачом, Омаров Билал строителем, Абдуразаков Магомед органах внутренних дел, Муртазалиев Джалалутдин — в таможне.
В Ставропольском крае Левокумском районе главным врачом работает Алиев Пахрудин, управляющим совхоза Алиев Сахрудин, главным ветврачом совхоза Алиев Магомедрасул.
В Ростовской области работает Юнусов Исрапил, врачом медэкспертизы. В г. Выборге начальник отдела налоговой инспекции работает Абдулхалимов Шамхал.
В правоохранительных органах нашей Республики работают Магомедов Ахмед — начальник Советского РОВД г. Махачкала, Исаев Раджаб — начальник линейного отдела Кизилюрта, Омаров Темирбуда начальник паспортного стола Чародинского РОВД, Гусейнов Гусейн — инспектор УБЭП, Варисов Варне — начальник штаба Чародинского РОВД, Амиров Али начальник отделения саперов при республиканском ОМОНе и многие работники младшего офицерского со
става. Командиром отряда спецназа в системе УИН МВД РД работает Шамсудинов Магомедшапи.
В настоящее время исламскими алимами являются братья Магомедшапи, Гасангаджи и Абдула Гасановы, Абдурашидов Ахмед, Магомедов Яхья, Гасанов Магомедали и несколько молодых ребят учатся в высших исламских учебных заведениях.
Основным ремеслом сельчан является в горах — овцеводство, на плоскости — овощеводство.
В жизни села Ритляб были две жизненные проблемы, которые не решались вплоть до восьмидесятых годов — это проведение электричества и строительство автомобильной дороги. Неоднократные письменные обращения сельчан, начиная с местных партийно-советских органов до ЦК КПСС и Совета Министров СССР оставались без соответствующего реагирования или в большинстве случаев кончались отписками. Но мир не без добрых людей. И подвернулся случай. В морозный день начале января 1980 года из Кочубея в Ритляб на соболезнование по случаю кончины своего старого друга Шамсудинова Магомеда приехал директор Кочубейского кормосовхоза Магомедов Микаил уроженец села Сачада Чародинского района.
Увидев трудное положение Ритлябцев, бездорожье, отсутствие электричества и связи пообещал помочь селу в проведении электричества. По приезду в Кочубей, Микаил связался с Махачкалой, со своими другом — заместителем председателя Госплана Республики Дагестан Багаевым Магомедом.
Рассказал ему о трудностях Ритлябцев и Магомед Багаев большой, доброй души человек, кстати хорошо знакомый и придерживающий дружеские отношения с покойным Шамсудиновым Магомедом сказал: «Микаил мы с тобой в память о Шамсудинове Магомеде этот вопрос решим». И тут завертелось колесо.
Через трест «Дагсельэлектрострой» была заказана пректно-сметная документация и электрификация села Ритляб, на следующий же год был включен в титульный список и попал в план Государственных капиталовложений. Предстояла огромная тяжелая физическая работа в селении не хватало рабочей силы, и тут благодаря инициативе учителей Гилибской средней школы Шамсудинова Шамсудина и Магомедова Абакарасхаба с привлечением своих коллег учителей были переброшены сотни столбов и протянули десятки километров электропроводов. Так в сентябре 1984 года в селении Ритляб загорелась электрическая лампочка.
Из восьми селений Гилибского сельсовета до двух селений — Гоаб и Ритляб не было автомобильной дороги. Учитывая и то обстоятельство, что сам председатель колхоза Магомедшарип Шамсудинов является уроженцем села Ритляб, видимо в нем сыгралс какую-то роль патриотического долга и Магомедшарип располагающимися в колхозе средствами потихоньку начал строить дороги в эти села.
Существенную помощь ему в этом оказывал и Али Алиев председатель соседнего колхоза им. Орджоникидзе, так как это дорога была важна и для них, поскольку овцетоварные и молочнотоварные фермы колхоза находились вокруг земель селения Ритляб.
В 1986 года с приходом в район на должность председателя района агропромышленного комитета Магомедова Шахмандара работы по строительству дорог до Ритляба получили более развернутый размах. Дорога была включена в план Госкапвложений и выделен 160 тысяч рублей бюджетных ассигнований.
Большую помощь с выделением техникой, большими бульдозерами оказали тогдашний начальник Управления механизации строительства ныне вице-премьер Правительства и Управляющий пенсионным фондом Республики Амутинов Амучи и Президент концерна «Ириб» Ибрагимов Курбан.
Сделанные добрые дела, оказанная действенная помощь доброе слово всегда оставляют в сердцах людей неизгладимо приятное впечатление. Нынешнее поколение Ритлябцев всегда вспоминают добрыми словами и Микаила из Сачада и Магомеда Багаева из Бацада и Амутинова Амучи и Курбана Ибрагимова из Ириба. Думаем и последующее поколение ритлябцев будут помнить их добрые дела.
Магомедов Шахмардан, предприниматель
Комментарии