Ритляб  является самым высокогорным селением Тлейсерухского участка Чародинского района и отдален от районного центра 35 км.Ритляб входит в Гилибскую сельскую администрацию. С окрестностей села берет свое нача­ло река Тлейсерухор.

По ориентировочным дан­ным селению более двух тысяч лет, о чем свидетельствуют запи­си на камнях в хуторе Гимитль, написанные на грузин­ском языке.Издревле в селении основ­ными являются четыре рода:«Пок1обал», «Кеш», «Орасдил», «Инчал». «ГIокIобазул» является род выходцами из Грузии, «Кошол» — выходцы из верхнего участка Тляротинского района, о чем свидетельст­вует большое сходство языка жителей сел. Ритля с языком жителей верхнего участка Тляротинского района.Третий тухум «Оросдил» считается перешедшими сел Рутульского района из селения очоклиб и «Инчазул» род перешедшие из Хутора «ГецIеб», что в близи села Бацада Гунибского района.

Управление селением в дореволюционные годы прово­дилось представителями всех четырех тухумов и всена­родно выбранным бегаулом села.Еще до возникновения ислама пришедшего в 14-15 веках рассказывают, что от эпидемической болезни «хо­лера» — умерло почти все село, осталось всего 12 человек мужчин и женщин, старше 15 лет.От того, что живые не успевали хоронить умерших на основном кладбище находящегося выше села, многих умер­ших хоронили прямо в селении.

При строительстве и реконструкции домов в отдельных местах и в настоящее время наталкиваются на старые моги­лы. Кроме основного селения у Ритлябовцев было еще и 5 хуторов: «Гьимикь», «Гвамиш», «Гъалада», «Г1унч1луниб» и «ГIорда».До начала Великой Отечественной Войны в хуторе Гьимик было 50-60 дворов.Была своя школа, мечеть, мельница и т. д. Первона­чально жители хутора Гьимикь в основном были выходцы из тухума «Кошол». В хуторе «Гъвамиш» было 30-40 дворов, а в Г1 орда — 9-10 дворов.Хотя вокруг села и хуторов было достаточно пахотных земель, обеспечить себя зерном и хлебом не удавалось. За зерном, солью, керосином и другими товарами первой не­обходимости ездили верхом на лошадях в Белоканский, Закаталинский районы Азербайджана, Лагодехский район Гру­зии и на Цудахарский, и Кази-Кумухские рынки Дагестана.Производился натуральный обмен этих товаров на мясо, масло, сыр, iiit рсть и т. д. и выращивалось в личных подсобных хозяйствах.

До образования колхозов в середине 30-х годов в личных хозяйствах по разным данным числилось: 12 тысяч голов овец и коз, более тысяча голов крупного рогатого ско­та, двести и более голов лошадей.Отличительной особенностью жителей села по срав­нению с другими селами было то, что ритлябцы вплоть до 90-х. годов XX века не держали ослов и мул.Из-за неблагоприятных погодно-климатических усло­вий и географическим местом расположения села на протя­жении 4-5 месяцев, какая-либо связь с другими селами от­сутствовала. Множество снежных лавин, выход реки из берегов вследствие ее заледенения, дороги становились не­проходимыми.

В летние месяцы, когда уже были дороги — делались запасы продовольствия и других товаров на зимние меся­цы. Часть бедняков зимние месяцы уезжали на заработки на плоскость Дагестана, Азербайджан, Грузию.

До возникновения и установления ислама в селении про­поведовалось христианская религия, свидетельством этому является многочисленные надписи на камнях на Грузин­ском языке, в хуторе Гимитль, оказывается, была крепость Грузинского князя Дарзи, где выращивались много разнооб­разных овощей, плодов, рассказывали что выращивали даже виноград. В хуторе Гимитль очень благоприятные мягкие климатические условия.

Исламская религия в селении начала утверждаться где-то в XV веке. С возникновением ислама стали возво­диться мечети: в селении Ритляб — центральная мечеть, а в хуторе Гимитль и Гвамишавал, мечети. В массовом по­рядке и старые и молодые начали изучать исламскую науку.

Многие выезжали в разные районы и села Дагестана изучать исламскую науку. В результате этих стараний по­степенно в селении появились свои алимы-ученые, одним из первых был ученей алим по имени Тагир, который ра­ботал имамом в мечетях селений Ириб, Ритляб. В основном он учился у Сайда Араканского. За ним ученым-алимом был Малалов Малламагомед который работал имамом в мечетях Ахтынского и Курахского районов, в последую­щем там женился и остался жить в Южном Дагестане. О его дальнейшей судьбе и потомстве, к сожалению, ничего не известно.

В последующем большим алимом-ученым был Ахмад-хаджи, который долгое время работал имамом ме­чети — села «Ириб», самого большого селения в Чародинском районе. Великий богослов, ученный Шуаиб Афанди из Багинуба, по собственному признанию учился у Ахмад-хаджи в Ирибе.

В своих последующих трудах Шугайб Афанди неод­нократно вспоминает о высокой степени знаний исламской науки у Ахмада-Хаджи, у него в Ирибе 3 года.

Признанными исламскими ученными, так же были Шугайб-дибир и Юсупов Асхабали. Отец и сын Шуайба обе­их звали Шарип, трк же были учеными исламской нау­ки. Шуайб работал имамом в селении Ритляб. Последние 10 лет своей жизни работал мударисом в медресе селения «Ириб». В последствии арестован органами НКВД, умер в тюрьме Архангельской области.

Большим мастером произношения проповедь был Юсупов Асхабгали, рассказывают, что после его проповедей в мечети мало кто мог удерживать слёзы. У него был очень мягкий и приятный голос. В 1937году также был арестован органами НКВД. О последующей судьбе его тоже ничего не известно.

Отдельно необходимо подчеркнуть об учёном бого­слове Халит-дибире. Он более 10 лет работал имамом мечети в селении» Ириб, 13 лет в селении Гилиб, Ритлябе — 10 лет. Умер Халит-дибир в возрасте 98 лет в 1943 году. Халит-дибкр обладал караматом (чудом), умел предска­зывать те или иные жизненно важные события.

Так ещё в самом начале Великой Отечественной войны он предсказал победу Советской Армии, о про­должительности войны и многочисленных жертвах. Предсказал он и о том, что жители села будут подверг­нуты насильственному переселению. Через год, после того, как Халит-дибир умер, в 1944 году жители села Ритляб были насильственно переселены в Чеченскую республику в Саясанский район. Халит-дибир жил очень бедно, его мало интересовало, «мирская жизнь», довольствовался очень малым, отказывался от предлагае­мых подаяний и почестей. Рассказывают, что где-то в конце 30-х годов, навестить Халит-дибира приехал из­вестный в ученном исламском мире богослов Замир-али (Али Каяев), Замир-али начал задавать разные вопросы Халит-дибиру с тем, чтобы выведать уровень его зна­ний. После уединения и долгого более 3-х часового разговора они вернулись в годекан и там Замир-али сказал перед джамаатом: «Да, слышал что есть, учёный-алим Халит-дибир, а сегодня убедился в высоком уров­не его знаний и я преклоняюсь перед ним». О Халит-дибире можно было написать много, но ограничимся тем, что он обучил Корану более 300 учеников. К нему приезжали мутаалимы, не только со всех сёл Чародинского, но и с Гунибского, Тляратинского районов.

Много было ещё ученых-алимов в селении. К таким относились: Магдилов Камиль, Магомедов Гамзат, Юсу­пов Гусейн, Абакаров Газимагомед, Магомедов Абубакарасхаб, Гамзатов Абдулазиз, Шахбанов Магомед, Варисов Гаджимагомед и другие. Долгое время более 30 лет в сел. Кокрек и железнодорожной станции Карланюрт рабо­тал имамом села Гасангаджиев Магомед. В своих трудах, достопочтенный устаз, Саид-афанди из Чиркея упомянул Магомеда в ряде высокопоставленных учёных-арабистов.

По стопам своего отца пошли и сыновья Магомеда-Гасангаджи, Магомедшапи, Абдула вляется ученным ара­бистами уважаемыми среди ученых Дагестана.
Необходимо отметить, что в становлении и укреплении ислама в селении Кокрек, где живут Ритлябцы и жители сел. Чвадаб, Чанаб Чародинского района большую роль сыграл авторитет Магомедхаджи, его целенаправленная работа по распространению норм ислама и шариата дали положительные результаты. В селении очень много молодых людей живущих по нормам шариата, обучающих чтению Коран, много мюридов устаза, число совершающих хадж из года в год растет. С учетом совершающихся паломничество в Мекку в 2006 году число Ритлябцев совершившихся хадж превысило 115 человек.
Достаточно сказать что, учениками Магомед-хаджи Гасангаджиева являются муфтий Дагестана Ахмед-хаджи, его зам. Ахмед Лабазанов, ректор Исламского университета в Чиркее Давудгаджиев Д-Г., ректор Хасавюртовского медре­се Абдулхамидов Магомед.

Активное участие принимали Ритлябцы в борьбе про­тив войск Надыр- Шаха. Из селения на эту битву выехало более 50 всадников под командованием Исал Ибрагьима. О том, как мужественно сражался отряд Ритлябцев написано в поэме «разгром Надыр-шаха».

Жители села принимали участие и в национально-освободительной войне под предводительством Шамиля. На строительстве крепости в селении Ириб принимали участие, как мужчины, так и женщины, даже и с грудными детьми. В пе­риод национально-освободительной борьбы под предводи­тельством имама Шамиля в плен к русским попал Махмуд из рода Ханапидазул.
После освобождения из плена он обосновался в Верхнем Казанище Буйнакского района. У Махмуда было два сына. Один из них по имени Ибрагим 1898 года рождения.
Краткая биография Ибрагима Махмудова.

Окончил Темирхан-шуринское реальное училище в 1918 году 1917 году 20 годы работал в подпольных организациях Дагестана. Член ВКП(б) с 1918 года. В годы гражданской войны воевал на фронтах и занимал должность началь­ника штаба фронта.

1920-1921 годы Ибрагим Махмудов работал секретарем Буйнакского окружного ВКП(б). Работал прокурором Главсуда в г. Махачкале. В 1926 году Махмудов Ибра­гим окончил высшие юридические курсы в г. Москва.
В 1930-31 годы работал представителем Дагестана при ВЦИКе в городе Москва.

В 1933 году Махмудов окончил Институт Красной про­фессуры в городе Москве и получил специальность юри­ста-педагога. В 1933-1934 годы работал наркомом финан­сов Дагестана, с 1934 года по 1937 год работал директором Дагагропединститута.

В октябре 1937 года репрессирован, был осужден сро­ком на 10 лет. В начале 40-х годов умер в тюрьме, 14 ок­тября 1955 года, был реабилитирован.
Жена Аминат и дочь Резеда долгое время жили в Ленин­граде, пережили там блокаду, а затем переехали в г. Львов, где в начале семидесятых годов обе умерли.
После установления Советской власти в Дагестане как и в других селах и в Ритлябе население в зависимости от своего материального благосостояния начало делится на три группы: бедняки, средний класс и кулаки.

В 1929-1930 годах в селении организовали комитет бедня­ков (комбед). Все вопросы ведения хозяйства, организации всех мероприятий в селе было возложено на «комбедовцев».
Только из их состава выбирали депутатов, иначе их называли «член-советами». В основном это были люди неграмотные, не имеющие опыта работы с людьми, в результате чего они не пользовались ни уважением, ни авторитетом в селе.

В последующем при организации колхоза в 1936 году они первыми вступили в колхоз со своим имуществом в основном скотом.

До 1939 года земли (пахотные и сенокосные) находи­лись в руках отдельных граждан, а в 1939 году все земли были переданы в собственность колхоза и потом розданы всем членам колхоза по 0,15 га на каждое хозяйство. Хозяйствам, где имелось 3-4 детей, конечно, не хватало хлеба выращенного на этих участках даже и на 3-4 месяца. Поэтому многое муж­ское население села вынуждены бывали выезжать на заработки в Азербайджан, Грузию, на плоскость Дагестана. Из-за резких перемен климата в этих регионов большая часть выехавших на заработки не вернулись и остались, похоронены в этих краях. Даже могилы многих из них не известны.

 

Другим необходимым подчеркнуть фактом периода 30-х годов является то, что по решению правительства Республики в 1939 году началась кампания по ликвидации хуторной системы. В результате хутора Гимитль, Гвамищ, Горда были ликвидиро­ваны, хотя в этих хуторах численность населения превышало, чем во многих отдельных селениях района.

В 1927 году в Ритляб был проведён водопровод по цемен­тированной и крытой канаве на расстояние трех км. К концу 30-х годов было полностью ликвидировано не только безграмотность, но и малограмотность. Первыми учителями были Джахбаров М.Д., Магомедов Наби, Шамсутдинов Магомед и другие выходцы из Ритляба. Работали учителями из Ириба Гусейнов Магомедшапи, Абдурахманов Магомед.

Тяжелые годы были Великой Отечественной войны, как для всего Советского народа и для жителей села Ритляб. Непо­сильными были налоги, люди материально жили очень бедно. Всего из села на борьбу с немецкими захватчиками ушли более 100 мужчин, из которых 58 человек не вернулась с по­лей битвы. Часть из них пропала без вести. Более 40 че­ловек, как мужчины, так и женщины участвовали на тру­довом фронте (в основном на рытье окопов). Семь человек из них не вернулись в село, от разных инфекционных болезней и голода они заболели и умерли на трудовом фронте. Вдобавок ко всему переживаемым тяжёлым условиям пришла и ещё одна беда. 12 апреля 1944 года жители селения насильно были пересе­лены в Чеченскую республику. До сих пор не ясны мотивы пере­селения именно жителей одного из самых больших селений рай­она. Понятно когда переселялись неперспективные маленькие сёла, а когда переселяют село, где имелись наилучшие летние пастбища и село имело нормальные условия для развития своего хозяйства, то здесь видно, что было, чья то заинтересо­ванность овладеть обширными землями (пастбища) принад­лежащими Ритлябцам. После переселения эти пастбищабыли розданы разным колхозам района за кем они до сих пор и остаются, часть пастбищ закреплены за хозяйствами Гунибского, Кулинского и других районов, хотя по всем нормам и зако­ном шариата истинныл.и хозяевами этих земель является жите­ли селения Ритляб.

 

При переселении в Чеченскую республику Ритлябцы можно сказать были представлены сами себе. Помощь, которая была обещана со стороны руководства района и республики в боль­шинстве, осталось на словах. Путь от Ритляба до Буйнакска пре­одолели пешком, большинство женщин на спинах таскали малолетних детей и домашних вещей первой необходимо­сти. С г. Буйнакского до г. Хасавюрт перевезли на поезде в то­варных вагонах. А с Хасавюрта до Саясанского района Че­ченской республики опять пошли своим ходом. Первона­чально поселили недалеко от райцентра в селениях Нижнее и Верхнее- «Исаюрт».
Погодно-климатические условия были для переселен­цев не привычными, первоначально пошли не прекращаемые дожди, места и так были болотистыми, глинистая почва и грязь не давала возможности даже посещать родственников, дома на­ходились друг от друга на приличном расстоянии.

Наступили жаркие летние месяцы все поголовье крупного рогатого скота, перегнанное из гор, заболело инфек­ционными болезнями и пало. Есть людям было нечего. На­чалось массовое заболевание людей. Оказываемая государ­ством помощь продовольствием была мизерной. Медицин­ская помощь больным как такого не было. Первые 2-3 года от голода и болезней, малярия валило всех, умерло более 60 человек взрослого населения не говоря о детях.

В последующем стараниями тогдашнего председателя кол­хоза Булачева Абдулпатаха Ритлябцам определили дополни­тельные села, Ахкенчубарзи и Гансулчу, где условия для про­живания и ведение сельского хозяйства были на порядок лучше. Здесь были обширные пахотные земли и пастбища, и жизнь селян началась постепенно улучшаться.

К 1947-1948 годам колхоз Ритлябцев в районе стал самым крупным и передовым, за трудодни колхозники стали по­лучать натуральную оплату зерном, мясом, маслом, сы­ром и т. д. Численность скота, как в общественном, так и личном подсобном хозяйстве начало расти. К этому времени район с Саясанского был переименован в «Ритлябский». В селении построили семиклассную школу, открыли мед­пункт, жизнь постепенно стала налаживаться.

И вот настал 1957 год вышло постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР о восстановлении Чечено-Ингушской Республики. Начали возвращаться насильственно высланные из своих исконных земель чеченское население, а переселенцам предложили вернуться в Дагестан. Ритлябцам было предложено два варианта: переселиться в Хаса­вюртовский район местность Кокрек — эти земли бывшего ку­тана, или вернуться в родное село в Чародинском районе. Большее количество селян переселилось в Хасавюртовский район, отдельные семьи вернулись в горы.
Постепенно построили дома, обзавелись хозяйством и в месте с жителями селений Чилдаб, Чанаб образовали колхоз им. XVIII Партсъезда.
Для строительства домов государство выделило 15 ты­сяч рублей кредита на одно хозяйство, неоценимую помощь в первоначальном обустройстве хозяйств оказали жители ря­дом расположенных сел Андрей-аул и Байрам-аул.

Они помогали чем могли, выделяли свои дома для вре­менного размещения, безвозмездно помогали продовольст­вием. Колхоз селения Андрей-аул, выделило 10 тонн пше­ницы, 10 тонн кукурузы и т. д. Ритлябцы по сегодняшний день добрым словом вспоминают бескорыстного и от­зывчивого человека, бывшего в то время председателем кол­хоза в Андрей-ауле Алиханова Алихана. Село Кокрек посте­пенно стало благоустраиваться, жизненный уровень селян из года в год начало повышаться.

Первые годы переселения совхозом руководил Тинамагомедов Абдулгамид, под чьим руководством в селе были проведены водовод, устроены водопои для скота, для паст­бища скота с помощью районного руководства удалось обза­вестись дополнительными землями в местности «Аджамат».

Далее директором совхоза работал Абдулмеджидов Ма­гомед из Батлаич Хунзахского района.

Совхоз специализировался как виноградарский. За пери­од своей работы Абдулмеджидов Магомед приложил очень много сил в улучшении социально-бытовых условий для тру­жеников села. Полностью по главным улицам проложили асфальт, построили добротное здание дома культуры, уча­стковую больницу, торговый центр, детский сад-ясли, жилые дома для специалистов и многое другое. Оснащенность хо­зяйства техникой стало намного лучше, люди стали по­лучать приличные заработки, жизнь изо дня в день улучша­лась.

Вместе с Абдулмеджидовым по решению всех социаль­ных вопросов активное непосредственное участие принимали председатель сельсоветаМуртазалиев Магомедсалих и секре­тарь парткома, затем председатель профсоюза Абдулпатахов Булач .

1970 годах в село Кокрек были переселены жители Ботлихского и Ахвахского районов. Село выросло и стало одним их крупных населенных пунктов в Республике, где прожива­ет в настоящее время около 10 тысяч человек. Необходимо отметить, что Муртазалиев Магомедсалих на протяжении 33 лет был бессменным председателем сельисполкома в этом большом и интернациональном селении. До Муртазалиева М. председателем сельисполкома в 1960 годах работал Гу­сейнов Хайбула, который в последующем, уходя на пен­сию, работал управляющим отделением, бригадиром. Много энергии и сил в развитии совхоза также внесли управляющие отделениями Магомед Омаров, Каримулла, Шапиулаев механи­заторы Яхъяев Курбанали получивший «Орден Ленина»; Ма

гомедов Хасанхан, Абдулхалимов Магомед и многие другие рядовые работники виноградари.

На протяжении 15 лет вплоть до 2000 года руководил совхозом Магомедов Омар, а за ним в настоящее время ди­ректором совхоза является Магомедов Нурав.

После переселения основного населения в селении Ритляб осталось несколько хозяйств. Часть земель, принадле­жащие сел. Ритляб, были переданы близлежащим колхозам. Земли вокруг Хутора Гимитль перешли колхозу им. Орджони­кидзе с. Ириб, а оставшиеся земли вместе с теми, кто остался в селение, присоединились к колхозу им. К. Маркса с. Гилиб. Не­сколько по иному сложилась судьба ритлябцев, переселив­шихся из Чечни в высокогорный Ритляб и нескольких хозяйств, оставшихся в селе, не высланных из-за старости или малолетст­ва.

Высшие чиновники Дагестана отказали им в кредите. Тем не менее, благодаря исконному трудолюбию ритлябцы подняли родные дома из руин. Влились в колхоз им. К. Мар­кса, куда входили еще 7 селений. Из Ритляба вышли известные в районе и республике служащие, учителя, овцеводы, тружени­ки сельского хозяйства.

Так 15 лет бессменно руководил Гилибским сельским Советом, Шамсудинов Магомед, более 30 лет в колхозе руко­водящих работах работал Шамсудинов Магомедали, тридцать лет комплексной бригадой руководил Шахбанов Магомед, он же одновременно был имамом Ритляба и Гоаба 22 года (и это при коммунистическом режиме). Первым заместителем райиспол­кома и одновременно начальником управления сельского хо­зяйства Чародинского района работал Магомедов Шахмандар, заместителем председателя райисполкома, затем председате­лем народного контроля района работав Омаров Бадрудин, дол­гие годы главным бухгалтером РайПО, а затем его председателем работал Касумов Магомед; зав. отделом райкома ВЛКСМ работал Шамсудинов Джаватхан, главой администрации села Гилиб рабо­тает Магомедов Абакарасхаб.

Во всем были известны чабаны Ритляба Гаджимагомедов Иса, Магомедов Гусейн, Магомедов Али, Варисов Гаджимагомед, кавалер ордена Ленина Ахмедов Сайидахмед, Ражбадинов Багаудин, лауреат золотого значка ЦК ВЛКСМ Магомедов Зайнудин, он же сфотографированный под знаме­нем Победы и награжденный дипломом ВДНХ СССР, Абдуразаков Осман, Имранов Иса и другие.

Тридцать лет заведующим ОТФ работал Баширов Газилав. За добросовестный и передовой труд были неод­нократно награждены ценными подарками, грамотами и подарками труженицы сельского хозяйства Тинамагомедова Таибат, Магомедова Хурулен, Магомедалиева Написат, Газилова Патимат, Шихабудинова Убейдат, Исаева Таибат, Абдуллаева Умахабибат и др.

С 1957 года в Ритлябе открыта начальная школа Долгое время этой школой руководил Гираев Абдула из Мугуруха. О выпускниках этой школы очень хорошо отзывались учителя Гилибской средней школы. 25 лет этой школой руководил заслуженный учитель Дагестана, учитель первой категории Шамсудинов Шамсудин. Его ученики впоследствии стали известными и уважаемыми врачами высокопрофессиональ­ными учителями, специалистами других профессий.

Спортсмены Ритляба: Гасанов Абдула мастер спорта СССР по боксу, Варисов Али, мастер спорта России по руко­пашному бою.

В настоящее время учителями преподавателями рабо­тают более пятидесяти человек. Из них более двадцати че­ловек с высшим образованием и трое заслуженные учителя Дагестана: Омарова Ашура, Омарова Мариян Насрудиновна и Шамсудинов Шамсудин. Директором Хасавюртов­ского филиала Даггосуниверситета работает кандидат исторических наук Касумов Рамазан. Кандидатом биоло­гических наук — Шамсудинов жалалудин и Омаров Заур кандидат экономических наук.

В разных районах республики и страны работают 17 врачей-ритлябцев с высшим образованием. Из них трое глав­ными врачами участковых больниц. А главный врач Кокрекской участковой больницы Тагиров Магомедгаджи является заслуженным врачом Дагестана.

Заслуженным работником сферы социального обес­печения является заведующим отделом Министерства Со­циального обеспечения Абдуразаков Абдулазиз. Абдурашидов Курбан работал инженером завода Дагдизель, первым секретарем Каспийского горкома ВЛКСМ, вторым секре­тарем горкома партии, первым заместителем главы админи­страции города. Поэт и публицист Магомедов Шахрудин ра­ботал журналистом района, республики, затем в центральной прессе Москвы. Ныне работает в системе культуры род­ного района. Из Ри лябцев в Москве работают: Муртазалиев Муртазали заместитель прокурора линейного отдела, Абдуразаков Абдула военным врачом, Омаров Билал строителем, Абдуразаков Магомед органах внутренних дел, Муртазалиев Джалалутдин — в таможне.

В Ставропольском крае Левокумском районе главным врачом работает Алиев Пахрудин, управляющим совхоза Алиев Сахрудин, главным ветврачом совхоза Алиев Магомедрасул.

В Ростовской области работает Юнусов Исрапил, вра­чом медэкспертизы. В г. Выборге начальник отдела налого­вой инспекции работает Абдулхалимов Шамхал.

В правоохранительных органах нашей Республики ра­ботают Магомедов Ахмед — начальник Советского РОВД г. Махачкала, Исаев Раджаб — начальник линейного отдела Кизилюрта, Омаров Темирбуда начальник паспортного стола Чародинского РОВД, Гусейнов Гусейн — инспектор УБЭП, Варисов Варне — начальник штаба Чародинского РОВД, Амиров Али начальник отделения саперов при республикан­ском ОМОНе и многие работники младшего офицерского со

става. Командиром отряда спецназа в системе УИН МВД РД работает Шамсудинов Магомедшапи.

В настоящее время исламскими алимами являются братья Магомедшапи, Гасангаджи и Абдула Гасановы, Абдурашидов Ахмед, Магомедов Яхья, Гасанов Магомедали и не­сколько молодых ребят учатся в высших исламских учебных заведениях.

Основным ремеслом сельчан является в горах — овце­водство, на плоскости — овощеводство.

В жизни села Ритляб были две жизненные пробле­мы, которые не решались вплоть до восьмидесятых го­дов — это проведение электричества и строительство авто­мобильной дороги. Неоднократные письменные обращения сельчан, начиная с местных партийно-советских органов до ЦК КПСС и Совета Министров СССР оставались без соот­ветствующего реагирования или в большинстве случаев кончались отписками. Но мир не без добрых людей. И под­вернулся случай. В морозный день начале января 1980 года из Кочубея в Ритляб на соболезнование по случаю кончины своего старого друга Шамсудинова Магомеда приехал ди­ректор Кочубейского кормосовхоза Магомедов Микаил уроженец села Сачада Чародинского района.

Увидев трудное положение Ритлябцев, бездорожье, отсутствие электричества и связи пообещал помочь селу в проведении электричества. По приезду в Кочубей, Микаил связался с Махачкалой, со своими другом — замес­тителем председателя Госплана Республики Дагестан Багаевым Магомедом.

Рассказал ему о трудностях Ритлябцев и Магомед Багаев большой, доброй души человек, кстати хорошо зна­комый и придерживающий дружеские отношения с покой­ным Шамсудиновым Магомедом сказал: «Микаил мы с то­бой в память о Шамсудинове Магомеде этот вопрос решим». И тут завертелось колесо.

Через трест «Дагсельэлектрострой» была заказана пректно-сметная документация и электрификация села Ритляб, на следующий же год был включен в титульный список и попал в план Государственных капиталовложений. Предстояла огромная тяжелая физическая работа в селении не хватало рабочей силы, и тут благодаря инициативе учите­лей Гилибской средней школы Шамсудинова Шамсудина и Магомедова Абакарасхаба с привлечением своих коллег учителей были переброшены сотни столбов и протянули де­сятки километров электропроводов. Так в сентябре 1984 года в селении Ритляб загорелась электрическая лампочка.

Из восьми селений Гилибского сельсовета до двух селе­ний — Гоаб и Ритляб не было автомобильной дороги. Учиты­вая и то обстоятельство, что сам председатель колхоза Магомедшарип Шамсудинов является уроженцем села Ритляб, видимо в нем сыгралс какую-то роль патриотического долга и Магомедшарип располагающимися в колхозе средствами потихоньку начал строить дороги в эти села.
Существенную помощь ему в этом оказывал и Али Алиев председатель соседнего колхоза им. Орджоникидзе, так как это дорога была важна и для них, поскольку овцетоварные и молочнотоварные фермы колхоза находи­лись вокруг земель селения Ритляб.

В 1986 года с приходом в район на должность председателя района агропромышленного комитета Маго­медова Шахмандара работы по строительству дорог до Ритляба получили более развернутый размах. Дорога бы­ла включена в план Госкапвложений и выделен 160 тысяч рублей бюджетных ассигнований.

Большую помощь с выделением техникой, большими бульдозерами оказали тогдашний начальник Управления механизации строительства ныне вице-премьер Правитель­ства и Управляющий пенсионным фондом Республики Амутинов Амучи и Президент концерна «Ириб» Ибрагимов Курбан.

Сделанные добрые дела, оказанная действенная помощь доброе слово всегда оставляют в сердцах людей неизгла­димо приятное впечатление. Нынешнее поколение Ритлябцев всегда вспоминают добрыми словами и Микаила из Сачада и Магомеда Багаева из Бацада и Амутинова Амучи и Курбана Ибрагимова из Ириба. Думаем и последующее поколе­ние ритлябцев будут помнить их добрые дела.

Магомедов Шахмардан, предприниматель

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля