Один из небольших сел района Кутих расположено на правом берегу реки Тлейсерух, начало, которая берет с горы Гутон.

Село расположено на высоте 1850м над уровнем моря. Природа и место, где расположено селение, очень красивое.

Старая часть селения, как обычно расположена на труд­нодоступном месте, составляя естественную крепость. Село относится к числу маленьких сел района. О происхождении названия села и о предках написал в газете «Х1акъикъат», кан­дидат исторических наук Т. Айтберов, когда он работал над историей селения Катех Азербайджанской ССР.

Селение было основано в начале XVII века. Недалеко от селения в местности Бацатль есть развалины, которые свидетельствуют о существовании там хутора, который контро­лировался с башни на вершине «Пулаб». В настоящее время от этой сторожевой башни остались лишь стены обсыпанные землей. С этой вершины видны почти все селения Тлейсеруха, часть сел Мукрат и Мугурухский хребет. Такой обзор ви­димости позволял своевременно предупредить и сообщить о надвигающей опасности. Сигналом об угрозе являлся дым, который выходил из башни.

В селение Кутих три тухума: «ражабилазул», «мирзалазул», «шатбаилазул». Происхождение первого тухума из Катеха Аз. ССР; второго - из населенного пункта Нодоч Тляратинского района; третьего - из хутора Бацатль, в ре­зультате пожара хутор сгорел, жители покинули это место и переселились в село Кутих. Таким образом, видно приход людей неодновременный и притом с разных мест. Их слия­ние с коренными жителями происходило мирным путем. В ходе дальнейшей совместной жизни тухумы без конфликтов не обходились, но случаев кровной мести не было. Резких отличий неравенств между тухумами не было. Я часто инте­ресовался прошлой историей села. Богатый и интересный материал о прошлом я получил от тети Жамилат и от Абдулатипова Магомеда. Ей тогда было за 100 лет, и в таком воз­расте она обладала хорошей памятью. Умерла она в возрас­те ПО лет. Магомеду было 90 лет, он хорошо знал историю села и Тлейсеруха. Как мы знаем из истории, места для по­селения выбрали, прежде всего, с удобством обороны и во­доснабжения. Каждый удобный клочок земли использовали для пахоты. Село расположено на удобном месте для веде­ния хозяйства и проживания. Над селом на удалении 250 м. расположен смешанный лес, вокруг села простираются па­хотные земли и пастбища.

О красоте и об уникальности расположения села на­писал архитектор - профессор Пражского университета Мирославский, побывавший в 1961 году в Дагестане и в Закавказье. Цитирую его слова, написанные его рукой на фотографии села - «Если бы мне дали возможность, я это закрыл бы сверху стеклом и сделал бы Мекку для тури­стов». А сегодня облик села совсем иной. В 1963, году ле­том от обильных дождей и селевых потоков река вышла из русла и размыла все на своем пути, в том числе и жилые дома. Тогда 15 хозяйств остались без крыши над головой, правда, че­ловеческих жертв не было.

Часть жителей, пострадавшие от стихии, уехали в селе­ние Кокрек Хасавюртовского района, а часть перешли жить на левый берег реки в местность «Сосода» и построили дома совре­менной планировкой с огородами и садами, обе части села соеди­няются мостом в 35 метров. Мост был построен за средства кол­хоза в 1988-89 г.г., мастером «кумач» Шахбаном из Ириба. В настоящее время село разделено на три части: 1 -старое село «Буда»; 2 - сосода «Пешт»; 3 - «Ахлаб» застройка началась в 1983 год. Все проблемы села решаются совместно.

Жители селения ислам приняли вместе с другими селами Тлейсеруха. О существовании здесь других религий и верований сведений нет. Правда, сохранились языческие обряды; взывание до­ждя, почитание орла, лягушки, огня. В день взывания дождя в пе­риод сильной засухи устраивали общественные моления и посеще­ние могилы шейхов: Абакара и Султана. В этом году т. е. 2005 из средств подачи милостыни «салака» был реставрирован домик для зиярата, говорят посещение этого зиярата способствует благополу­чию скота.

Управление селением, как принято в Тлесерухе, каждый должен был сначала стать членом общины, которая имела право участвовать на сходе села. В нашем селение не было сословий, который не имел бы право участвовать на сходе, все были равны и одинаково соблюдали адаты села Сход был органом самоуправ­ления селения, решение схода имел силу закона джамаата.

Такова схема самоуправления схода села: выбранный бегаул - совет бегаула (3-4 члена совета), судоисполнитель (милиция), магьуш (посильный). Бегаула селения выбирали на сходе джамааата более авторитетного, порядочного человека. Установленной оплаты ему не было, его всего лишь освобождали от «иргарига», т. е. от очередности сторожить скот нее должен был пасти скот). У жителей села были интересные свадебные обряды и обы­чаи. Расскажем об одном из них «Сад молодых» «Бах1аразул ах». Суть заключалась в следующем: уважаемого кунака или близкого друга заставляли украсть с дерева жениха и невес­ты, что ему понравится, а стража, которая охраняла это дере­во, должна была задержать его и требовать выкуп. Я, как за­чинщик должен был освободить своего кунака, т. е.. отдавал за него выкуп. Средства, собранные от выкупа, шли в корзину жениха и невесты. В настоящее время некоторые обряды и обычаи сохранились, наиболее архаичные черты исчезли. При выборе невесты или жениха не было ограничений. По согласию родителей и по желанию жениха и невесты состав­ляли брак. Между близкими родственниками брак у нас счи­тали и считают нежелательным явлением.

С давних времен джамаат считался гостеприимным, много у них кунаков и друзей в разных селах.

Сплоченность и готовность джамаата оказать по­мощь друг другу было видно в 1963 году во время наводне­ния; люди сутками не спали, оказывая помощь в спасении имущества и другой материальной ценности.
Веселье, игры и спортивные состязания считают с давних времен основным развлечением сельчан. Старожи­лы рассказывали, как раньше молодежь по вечерам пешком ходила по селам на веселье и танцы. В свободное от работы время мужчины развлекались играми: «ракьа к!ет1» - игра по содержанию похожа на игру хоккей на траве; «ганжа бахъ» и т. д. женскими играми считались: «минда хъелеш, ч!инхал х!ай, баргъич бикъ» и т. д. кроме игр и веселья были и другие формы досуга: посещение мужчинами годекана и на вечеригки друг к другу. Там они шутили, иг­рали, больше всех шутки «любил наши современник и Шапиула, Омарасхаб и Валияв. С большим интересом слушали на сборищах сказки Маламагомеда, который часами мог рассказывать их.

По праздникам среди молодежи проводились сорев­нования по бегу, метанию камня, борьбе, прыжкам с места и по поднятию тяжести. По вечерам, когда мужчины собира­лись на годекане, для развлечения заставляли бегать детей и подростков.

Недалеко от селения в местности «Хъашт1иб» раньше была поляна «Рукк майдан» от слова «Руккел - сборище». Видимо, здесь раньше ежегодно весной собирались предста­вители всех сел Тлейсруха, для обсуждения наболевших во­просов, касающихся всех сел. В настоящее время на этой по­ляне яблоневый сад, посаженный 1957 году.

Дома, как и в других селах в основном двухэтажные, на первом этаже сараи для скота, на втором жилое помещение. В строительном материале проблем не было. В развитии ма­териально-духовной культуры отличительного от других сел района не было.

Если следить за динамикой развития образовательно­го и культурного уровня в селение есть большой скачок. В селение школа была открыта в 1956-57 учебном году. Пер­выми учителями были Абакаров Магомедгаджи из Ириба и Лидия Тереньева из Горьковской области. До этого наши дети ходили в Гилибскую семилетнюю школу.

Первыми выпускниками нашей школы были Магоме­дов Ибрагим, Магометов Абдурашид, Шапиулаев Магомед, Халилова Патимат, Сиражудинова Айшат, Ахмедова Шайма. Первым среднее образование получил Абдурахманов Магомеднаби в 1951 году в Тлярошской средней школе. Он же в 1960 году получил первым высшее образование.

В нашем сельском совете одним из первых, кто мог читать и писать был Магомедов Абдусалам. Он в 1941 го­ду ушел на фронт добровольцем и не вернулся с поля боя.
Среди женщин первой высшее образование получи­ла Исаева Ашура в 1980 году.

Первыми учеными стали братья Жахбаровы: Ахмед в 1988 году, защитил кандидатскую диссертацию (медик). В на­стоящее время работает заведующим отделом Республи­канской детской больницы и является доцентом кафедры челюстно-лицевой хирургии ДМА; Гасан в 2001 году стал кандидатом сельскохозяйственных наук и с 2005 го­да работает главой администрации Чародинского района. На сегодняшний день из селения вышли 32 - учителя, 15 - вра­чей, 7 - инженеров, 5 - юристов, 17 - специалистов с/хозяйства, 11 - экономистов и бухгалтеров. Учится в ас­пирантуре Магомедова Субхайнат, в вузах и техникумах 15 студентов . Имеем двух кандидатов наук.

До появления специалистов медицинской службы первую помощь пострадавшим оказывали народный цели­тель и костоправ, таким в селение был Нурчиев Омарасхаб.
Первой медицинское образование в селение полу­чила Алиасхабова Айшат. В селение фельдшерско-акушерский пункт Сыл открыт в 1989 году, первый заве­дующим был Шапиулаев Магомед.
Кутихцы с давних времен увлекались спортом, это­му свидетельствуют следующие факты: в 1920|-30 годах в селе был известный силач и борец Ниматула, который славился во всем Тлейсерухе. Хорошим бегуном и мета­телем камня был Курамагомедов Магомед.

Сегодня в селение 4 мастера спорта: 1 мастер международного класса. Первым мастером спорта стал Гусейнов Тагир. Гордостью села является многократный чемпион мира по рукопашным боям, чемпион многих турниров по единоборству Ибрагим Магомедов. Магоме­дов Ибрагим является многократным чемпионом, мира по бо­ям без правил. Тинамагомедов Абакар является вторым призером Внутренних Войск МВД России по рукопашно­му бою. Мужская яолейбольная команда селения была трехкратным чемпионом района: 1993, 1995, 2003 г.г/

Двукратным чемпионом района по метанию камня был Исаев Иса; 1992 и 1993 г. г. Неоднократными чемпионами района по вольной борьбе были] Магомедов Руслан, Ти­намагомедов Абакар, Магомедов Мухтар, Саидов Пахрудин, Омарасхабов Юсуп, Тинамагомедов Апанди, Халилов Шапи и Гусейнов Вахид.

В области культурной жизни у кутихцев есть оп­ределенный след. Обычно таланты людей раньше выяв­лялись во время праздников, свадеб, конкурсов и фестива­лей. Старожил селения Юсупов Рамазан рассказывал, ко­гда прокладывалидорогу от Гуниба до Цуриба, между пев­цами шел спор. В этом кругу в основном были певцы из Карахского участка, и вдруг изъявил желание спеть песню Ражабиласул Магомеда, Омар из Кутиха Все слушатели были удивлены голо­сом и талантом Омара. Во всем Тлейсерухе знали Нурова Маго­меда, который играл на зурне и флейте.

В 1977 году по инициативе комитета и сельской админи­страции между селами был объявлен смотр коллективов художе­ственной самодеятельности. Коллектив нашего селения стал в нем победителем. Лауреатом конкурса среди молодых исполни­телей района стал Магомедов Азиз.

Большие изменения произошли при социализме в куль­турной жизни кутихцев. Впервые автомобиль (полуторка) поя­вился в селении 1937 году. Первыми водителями были Магомедов Анвар-Паша и Тинамагомедов Рамазан.

Сельчане впервые смотрели кино в 1956 году, киномеха­ником был Абдулмуъмин из Цуриба

В селение впервые электричество появилось в 1967 году, к юбилею 50 л. Великой Октябрьской революции. Телефон был уста­новлен впервые в 1982 году в доме председателя сельского совета Абдурахманова Наби. Водопровод протяженностью 800 метров был проложен 1987 году. В 2002 году в селении была открыта библиотека, заведующая Джахбарова Загират.

За активное участие в стахановском движении Магомедо­ва Айшат в 1935 году была делегатом в ВДНХ СССР. За добросовестный и долголетний труд в развитии сельскохозяйственного производства в 1973 году Кадиров Магдимагомед и в 2004 году Магомедов Абдулатип получили звание «Заслуженный животно­вод республики».

Как победители социалистического соревнования Омарасхабов Магомед и Хабибулаев Али были награждены значками и медалями правительства страны.

В 2005 году Магомедов Абдурашид был награжден знач­ком отличник народного образования РФ. У нас в селение были известные каменщики: Курамагомедов Абдурахман, Малаалиев Магомед; лудильщики: Салихов Магомед, Магомедов Алиасхаб; кузнецы: Малаалиев Гаджимагомед, Гусейнов Рамазан; чабаны: Абдулатипов Магомед, Кадиров Магдима­гомед.

После окончания вузов республики представители Кутиха работали в разных регионах Советского Союза и РСФСР. Джахбаров А. после окончания медицинского ин­ститута работал в г. Чимкенте Казахской ССР; Исаев Абдулмажид, окончив политехнический институт, работал замести­телем начальника треста в городе Красноводске Туркмен­ской ССР; Джахбаров Самед, окончив университет в Йош­кар-Оле, долгое время работал директором спорткомплекса в том же городе. Окончив политехнический институт Маго­медов Магомедрасул работал главным инженером в цен­тральной овощной базе в Москве. В настоящее время занима­ется и предпринимательской деятельностью. Он в силу своих возможностей оказывает материальную помощь селению.

В трудные дни для страны из Кутиха на фронт ушли 17 человек, из них с поле боя не вернулись 8 человек, пяте­ро пропали без вести, только четыре человека вернулись с фронта.

Одним из первых, кто работал в правоохранительных органах был Касумов Магомед, в 1940-х годах он работал начальником РОВД в Унцукуле, а потом и в Бежте.

Подполковник милиции Рамазанов Жалалудин с 1989 года по 2005 год работал на разных должностях в органах внутренних дел в г. Махачкала, с 2005 года Федеральный су­дья в Чародинском районе. Первым офицерское звание полу­чил Халилов Ильяс в 1975 году, более 30 лет работает военруком в Гилибской средней школе.

В селении Кутих мечеть была построена в 1880-годах Дургал Гаджи из Гилиба. При социализме мечеть была закрыта использовались для нужд колхоза. С 1956 года там была школа, а в 1986 году была переоборудована опять под мечеть. Раньше в мечети имамами были Халит-дибир из Ритляба и Дургал Гаджи из Гилиоа. В селении видных алимов не было. С 2001 года в Буйнакском исламском университете учится Шапиулаев Шапиула с 2002 года в Махачкале в Северо-Кавказском ислам­ском институте учится Магомедов Магомед.

После перестройки в районе, одним из первых мы восста­новили мечеть с минаретом. Отношение к религии у жителей Кути­ха уважительное. Одними из первых, кто совершил хадж были Тинамагомедов Заирбег и Исаев Иса (2001 и 2003 годах).

На 1 января 2006 года в селение Кутих 52 хозяйства и 220 человек населения.

Гордостью села является многократный чемпион мира по рукопашным боям, чемпион многих турниров по едино­борству Ибрагим Магомедов.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля