Еще в начале XX века селение называчось «Къучра», но царской администрацией, по аналогии с названиями других сел, зафиксировало в официальной версии как «Къучраб», что было принято и при советской власти.
Словом «Къучра» называли растущие на березовом дереве соцветия (сережки). Названием села это слово стало, из за близкого расположения большого березового леса, и использованием в пищу людьми березовых соцветий в голодное время.
Расположено селение в 15 км от райцентра Цуриб, в живописной местности, где сливаются две небольшие речки, образуя «Къучурдил лъар». Селение входило в общество Мукратль.
Время основания села, судя по доступной нам информации, скорее всего, относится к первой половине XIX века. Нет сведений относящихся к более раннему периоду, хотя археологи в 70-х годах прошлого века, близ селения раскопали стоянку древнего человека и отнесли ее к периоду бронзового века.
Количество хозяйств в селение в разное время варьировало от 80 до 100. Джамаат состоял из шести тухумов. Имелось несколько хуторов, самым крупным их которых было «Мадхьудухъ» - порядка 20-ти хозяйств.
В управлении села, обрядах, адатах не было ничего необычного, отличающегося от соседних сел, разве что свадьбы славились кучрабские, продолжавшиеся, как обычно, от 3-х до 7 дней.
В былые времена в селение было сильно развито гостеприимство и куначество. Поскольку, дорога на знаменитый Кумухский базар лежала через селение, гости и кунаки бывали практически из всех сел и Рисора, и Тлейсеруха, и Караха, и даже из Тлярата и Гидатля. Куначеские связи, созданные предками в те далекие времена, очень часто сохраняются потомками и в наши дни.
В селении была и мечеть, функционировало медресе.
По переписи населения 1886 года учеными-арабистами по роду занятий названы Гилалов Магомед, его сын - Газимагомед, Архулов Шамхал, Магомедов Али, Шамхалов Сайпула. В период советизации были уничтожены все библиотеки на арабском языке, а алимы репрессированы. Переживший репрессию, известный в духовных кругах всего Дагестана и Кабардино-Балкарии Тилалов Магомед дожил до начала 80-х годов XX века.
Уроженец села, Ибрагим-ХIажи Кучринский, мюрид и сподвижник Шуайба-афанди из Багинуба и Хасана-афанди Хилми из Кахиба, являлся активным участником антиденикинского и антибольшевитского движений.
На сегодняшний день мечеть не сохранилась. Вместо нее используется вновь отделанное помещение.
Во время коллективизации, совместно с джамаатом сел. Багинуб, кучрабцы создали колхоз им. Буденного. Первым председателем колхоза был Магомедов Осман.
В селении была начальная школа, функционирует и сейчас, хотя в ней всего несколько учеников.
На ниве народного образования всю жизнь трудился и сейчас с большим уважением упоминающий, Давудов Давуд Магомедович. Многие годы он был учителем, директором школы, заведующим районе. Педагогической деятельности посвятил жизнь Тилалов Тилал, Давудов Шарабудин, Абдулхалимов, Рамазан и др. Их стараниями стали инженерами, врачами, военными и т. д. многие кучрабцы. Выходцы из села стараются, по мере сил, высоко держать мерку чародинцев и трудиться во благо общества.
Число хозяйств на сегодняшний день, не более десяти. Причин, по которым люди уезжали из села, было в основном, две: первая - кучрабцы еще с XIX века на зиму уходили в Грузию на заработки. Занимались они лудильным ремеслом, славились, как медники. На лето возвращались в селение сеять поля, пахать. Но постепенно преобретали дома, обрастали хозяйством в г. Тбилиси и оседали. Так Кучрабцы составляли большинство дагестанской диаспоры в столице Грузии.
Вторая причина - государственная кампания по переселению людей на равнину. Многие уехали к обучившимся и осевшим на равнине детям.
Комментарии