Название села на аварском языке звучит как «ГIириб». Ириб считается «столицей» Тлейсерухского участка. Насчет происхождения названия селения существует предание о том, что на том месте где сейчас расположено село было место, где добывали «гIири» - что на тмисерухском говоре означает надгробная плита. Но такая версия не научна и является всего лишь попыткой народного осмысления названия селения. В литературе по топонимии Аварии говорится о том, что название села произошло от слова «гlop» (река на аварском). Ириб же означает у реки (дословно - в реке), что в целом не лишено логики. Села, расположенные у реки, называются у аварцев - «ГIурухъ», а не «ГIириб» К тому же, у реки расположены и другие села Тмисерухского участка однако они не называются так. На наш взгляд название села произошло от «гьириял», староаварского названия всех ирано-язычных народов: персов, осетин и т. д. Происходит это .слово от «ирони» само названия этих народов. Это объясняется тем, что основателями и долгое время (возможно около 720 лет) единственными жителями селения были иранцы, одного из 5 ирибских родов. Название «Гьириб» же со временем превратилось в «Пириб». По данным автора ирибцев насчитывается по миру 530 семей, около 2 тысяч человек. Это ирибцы, которые сами или их родители (отец) родились в Ирибе за последние несколько десятилетий. К ним нужно добавить до 50 семей, не учтенных автором и прибавить к ним тех ирибцев, которые еще до Великой Отечественной войны покинули село и больше сюда не возвращались. Они уже потеряли связь с Ирибом и уже не могут считаться ирибцами. Из тех семей, которые учтены автором, проживают в Ирибе - 170 семей.
В Ирибе насчитывается 5 родов или тухумов. Самый многочисленный «Щиркъилал» (Тигровые), второй «Дарби-шал» (Дервиши -- суфии, странники), потом «шунилал» (гъунилал, гунибцы), четвертый по численности «пардагал» и «яранал» (ярагьанал - ловкие, шустрые). О происхождении села, вернее его жителей, существует несколько точек зрения, изложенных в древних преданиях, каждое из которых содержит в себе какую-то долю правды.
Как пишет историк Мамайхан Агларов, со слов старика- согратлинца: «Урочище «Руклудухъ» - место сбора общества Тлейсерух - одновременно был местом схода для совместных решений, прямо друг с другом не связанных, двух «вольных обществ»: Андаляльского и Тлейсерухского. Как рассказывает Нурав из Лъаразулъ: «На наш Руккел весной приходили и Андалал, так как хотели получать в аренду, часть наших обширных летних пастбищ при ежегодном их распределении между селами Кьесера. Но не только тогда они приходили на Руккел, отношения с этим бо, у нас очень давние и дружественные. Андалал были нашими лучшими союзниками, не считая остальных чародинцев и тляротин-цев. Своих летних пастбищ им из-за большой численности населения, соответственно и скота, не хватало. Поэтому почти весь их скот, в основном овцы, пасся летом на наших пастбищах. Естественно, эти пастбища предоставлялись им за плату, которую они вносили в казну нашего бо. Эта плата входила в «бол к1ит!мин» (байтулмал во времена Шамиля) или общевойсковую казну, хранившуюся в Ирибе. Эти средства тратились на проведение дорог, строительство родников, мельниц, медресе, мечетей, помощь сиротам и покупку оружия в военные периоды».
Среди сел Кьесера существовало своеобразное разделение труда. Ириб был знаменит кузнецами, мастерами по обработке серебра, каменщиками, плотниками, сапожниками, швейным делом и ткачеством. К примеру, в Грузинском музее хранится сделанный в Ирибе шелковый передник из лилового канауса, обшитый золотой нитью скрученной жгутиком.
Вплоть до включения Кесера в имамат Шамиля у нас существовали свои законы, написанные на арабском языке еще в конце XVI века, а до этого видимо ходившие в устной форме. Никакого самоуправства или чего-нибудь подобного не допускалось и этим законам, в отличие от современных законов, подчинялисг все. Приведем несколько выдержек из этих законов.
Если человеку из нашего войска должен будет человек из другого бо, и он не возвращает этот долг, то обратятся к главам нашим. И они пошлют к их главам. И если их главы приведут его к должнику и тот возвратит долг, то кончилась на этом тяжба. Если же нет, то быть между нами войне.
Если одно село нападет на другое, то с него взыскивается 30 овец.
Если один человек нападет или множество, то с них тоже с каждого 5 овец. Также они лишаются доли с гор Урал (Пурал муг!рул, целинные горы - общее название летних пастбищ Кьессера).
Если у коня, кобылы или мула отрезать хвост не до мяса, то со сделавшего это - 10 овец хозяину, 1 бык штрафа обществу. Если отрезан до мяса, то уже указанное (животное) хозяину и в виде штрафа - 1 бык.
Создание вражды там, где этого не было, «разжигание огня» там, с человека совершившего это - 100 овец штрафа, возмещение убытка, столько и чего захочет хозяин. Если подозреваемый не признается - то он должен поклясться с 50 людьми приведенными им.
С человека укравшего с наших гор (летних пастбищ) что-либо для каких бы то ни было целей - 5 овец и возвращение украденного.
С человека «взявшего» что-либо с горы Гочота (земли Кьесера в долине реки Самур) - будь то скот или что-нибудь другое - возвращение «взятого» и 50 овец (штрафа).
Кесер служил для многих дружественных бо той силой, на которую они могли всегда рассчитывать в опасных для них ситуациях. К примеру с Рис-ором у нас были заключены договора о совместной обороне и экспроприации (выдаче) преступников и т. д. В начале XVIII века, когда усиливающееся Кази-Кумухское ханство во главе с Сурхаем стало проводить политику экспансии на запад, т. е. в сторону современного Чародинского района, где с ними граничит Рис-ор, для него наступили трудные времена. В этой ситуации Кесер оказал им всю возможную помощь, во-первых, покорение Рис-ора затянулось для него на долгие годы, а ведь это бо является (если учитывать только аварские села) одним из самых малых и малочисленных из соседей Кази-Кумухского ханства, а оказало ему самое упорное сопротивление. В конце концов, когда ему все-таки удалось захватить Рис-ор, почти все его население бежало в крепость Ириб. Как гласят предания «весь Рис-op пришел в Ириб, даже стариков они привели сюда, поставив их на шкуры (омазда) и таким образом перешли через перевал». Потом Сурхай захотел вторгнуться в Кесер, но на перевале между Рис-орским селом Косрода и местечком Маълиб, принадлежащим селу Ириб, он был разбит объединенными силами Кесера и перебравшихся в Ирибскую крепость Рис-орцев, под общим командованием ирибцев.
Интересны факты влияния Кессера на национально-освободительное движение аварцев Цора в XV-XVII веках. В конце XVII-oro века аварцы уже освободили Чар-тала-Билкан от грузин. Это произошло в результате объединения усилий аварцев Цора и Голоды, кесерцев, мухратлинцев, «лъебе-лал», «ч1урмут!ал», «бугьнал», «кьанал», «анцухъел», «анц!-росухъел». «унх!ал», «къаралал», «рис-г!орал», «ц!а-хурал» и некоторых других аварских бо. Вне сомнения главную роль в этом событии сыграли «кьессерцы».
История национально-освободительной борьбы горцев Северо-восточного Кавказа изобилует многими славными страницами. Но вместе с тем наши предки показывали нам пример редкого интернационализма, которое не часто встретишь в наши дни. Наглядным примером такого рода служит история крепости Ириб в годы войны за независимость под руководством Шамиля. В Ирибе, в то время жили представители многих народов: Закавказские аварцы, лакцы, лезгины, цахурцы, чеченцы, поляки и даже русские, которые бок о бок сражались за независимость нашей общей родины. В Ирибе за время войны наблюдалось несколько наплывов эмигрантов-мухаджиров. Первыми были Чарские аварцы, начавшие сюда переселяться с 1830 г., после подавления восстания в Закаталах и массовых репрессий в отношении аварцев Цора. Затем были аварцы из Илисуба, лакцы и др.
Кесерцы были активными участниками гражданской войны, сражаясь на стороне противников коммунистов. В числе сторонников Нажмудина Гоцинского, кесерцы воевали и далеко за пределами Чародинского района. Кьесерцы участвовали во взятии Темир-хан-шуры, в неудачном походе на Порт-Петровск и других действиях войск 5-ого имама против большевиков и других иностранных агрессоров. Главным идеологом и вдохновителем кессерцев был уже престарелый Осман-дибир Ирибский, который, не смотря на глубокую старость на Руккеле первым выступил на стороне Гоцинского и Узун-хаджи из Салта и, потрясая, палкой на которую он опирался при ходьбе, заявил, что первым пойдет громить безбожников, которые посмеют посягнуть на нашу землю. После его эмоционального выступления все кесерцы склонились на сторону восставших. Далее процесс коллективизации стал регулируемым из центра и закрутился маховик активного обобществления имущества, зачастую носивший абсурдный характер. По темпам коллективизации Дагестан был в третьей группе регионов, где коллективизацию планировалось закончить к концу второй пятилетки. Однако, самодурство и стремление выслужиться перед начальством, завершив коллективизацию вместе с центральной Россией привело к грубым нарушениям принципа добровольности при организации колхозов. Зачастую, даже когда большинство населения сел было против коллективизации, она проводилась насильственными методами, совершенно не учитывая психологию горца и экономические особенности региона. В то же время в горной Грузии, колхозов не было вплоть до Великой Отечественной войны, и там сохранялось рациональное сочетание разных форм собственности на средства производства, что позволяло плавно, не впадания в крайность переходить к коллективной форме собственности.
В результате подобных действий руководства района, с 1927 по 1935 годы, экономика района испытала настоящий крах - количество овец и КРС во многих селах упало в 2-3 раза, во столько же упала урожайность зерновых! Также возникали конфликты между крестьянами и советской властью, в Арчибе, например в 1926 и 1935 годах дважды вводились войска. Для подавления восстания мирных Арчибцев применялось оружие, были проведены массовые аресты и ссылки. Такая же ситуация повторялась и в других селах.
Наряду с политическим террором проводился и духовный геноцид народа. Во всех селах у населения и из мечетей изымались все книги, написанные на арабском языке, и сжигались! В результате этого преступления, по-другому, этот кощунственный акт и не назовешь, Кесер, да и весь район и вся Авария, лишились своей истории, духовной культуры, став «манкуртами», не помнящими своего прошлого, т. е. фактически отказавшись от него. Свидетели тех дней помнят, как огромные горы книг собирались и сжигались. Людей даже близко не подпускали, понимая, что горцы добровольно не откажутся от своих книг, во все села были введены вооруженные отряды красноармейцев, которые проводили вместе с активистами - коммунистами из этих сел, предателями своего народа, рейды по домам и мечетям, отбирая все книги, написанные на арабском языке. Султанова Гидаят из села Ириб, свидетельница тех событий, вспоминает, как, собрав книги в огромную кучу и свалив их на площади к!улек1, коммунисты и красноармейцы, не подпуская никого близко, облили керосином и подожгли книги. В Рулдабе их жгли за скалой «Щула кьури» у окраины села. В ответ на эти и другие действия Советской власти, горцы отказывались работать в колхозах, уходили в Грузию и Азербайджан на заработки, фактически саботируя работу колхозов, устраивали нападения на представителей власти и т. д. Понимая, что только репрессивными мерами успехов здесь не добьешься, коммунисты стали проводить политику «кнута и пряника». Наряду с репрессивными мерами, они стали в некоторых вопросах делать уступки. Так в 1932 г. Чародинский РК ВКП(б), рассматривая вопрос «О мероприятиях по развитию сельского хозяйства Чародинского района», подчеркнул, что вовлечение крестьян в колхозы должно производиться «на основе строгой добровольности и массовой разъяснительной работы». Также колхозникам 26 горных районов, в т. ч. и Чародинского, разрешалось иметь в личном хозяйстве количество скота, превышающее установленную норму, в личном пользовании была оставлена и земля.
Комментарии