Небольшое село Хецуб (Хъецуб) приютилось на солнечном склоне гор «Гьанажалда» и «Г1убо». Интересна легенда об этом селении.

На вершине горы Г1убо еще остались развалины располагавшегося здесь селения первоначальным названием которого предположительно было «Г1убо-Росо». Сохранились и остатки древнего подземного перехода, перекрытого каменными плитами, по которому женщины в период Балъилзаман во избежание похищения ходили за водой к роднику, расположенному в долине Алдижан на расстоянии около 1 км.
Позже жители решили обосноваться намного ниже по горы в местности «Къарагьуда», где было много родников, пашен и сенокосов. От строений этого села почти ничего не осталось, кроме небольшого числа могильников Место, где располагалось село, получило название «Басраял хабал» (Старое кладбище).

Вскоре жители села окончательно обосновались в местности «Эгъелда».

Происхождение названия села не ясно. Можно предположить, что основателями села были переселенцы их хутора Хиец1иб, расположенного недалеко от селения Согратль и примерно в 8-10 км от селения Хъецуб за горой Багьадухъ. Но это лишь предположение.

Согласно легенде после страшной чумы жители села полностью вымерли. Проходивший около села житель селения Магар услышал плачь ребенка. Это был недавно родившийся мальчик, который сосал грудь покойной матери.

Ребенок вырос в селение Магар (можно предположить, что его звали Х1анапи) и когда подрос, он спросил отца, почему дети дразнят его кличкой «апараг» (пришелец, бродяга). Отец рассказал, как он его нашел, как вырос и то, что он ему не отец. Подросший Х1анапи изъявил желание обосноваться в своем родном селении. Воспитатель Х1анапи женил его на девушке из Магара, построил дом и поселил в селение Хецуб. Считается, что повторное возрождение села связано с этим мальчиком.

Не могу не рассказать и еще одну легенду, связанную с этой эпидемией и этим селом.

За горой Г1убо-Росо расположены многочисленные хутора, принадлежавшие жителям с. Хецуб, а также кутль, Багинуб, Хурух. В одном из них жила семья: мать, 7 сыновей и дочка — Меседо. Узнав, что в Хецубе мор, она посылала своих сыновей по очереди посмотреть на то, что там происходит. Каждый из сыновей рассказывал ей. что видел людей на кладбище. И каждый из них, заразившись чумой. умирал. Последней, несмотря на запреты матери, пошла про ведать селения, и красавица Меседо. Она рассказа видела одну единственную женщину, которая на себе тащила труп покойника на кладбище. Умерла и Меседо. Старики помнили слова из плача матери, краткое содержание которого можно передать словами «Умерли 7 богатырей и Меседо, украшение этих богатырей».

Во вновь возрожденном селении было 27 хозяйств (Ц1араки) и около 80 жителей. Из них постоянно в селении жило не больше 40-50 человек.

В селении был единственный Х1анапил тухум. Преобладающим родом был род Малаалиевых из этого тухума. Жили и 2-3 семьи, переселившиеся из с. Мукутль, Магар.

Практически все хецубцы были родственниками друг другу. Из рода Малаалиевых происходил и крупный в те времена арабист Ибрагим-дибир, который знал многих ученых Дагестана в их числе Али-Гаджи из Инхо. Был дружен и связан родством с Шуайб-апанди (жена его была из Багиниб), с которым, как рассказывали старики, сутками вел споры о религии (бах1с), и не могли обойтись друг без друга. Ибрагим-дибир известен еще и тем, что отказался воевать против большевиков в отряде Ибрагим-Хаджи из Кучраба. Считал, что это приведет лишь к лишним жертвам.

Известен был в общине Мукратль и Сулейман-дибир, который, несмотря на запрет властей, продолжал вызывать людей на молитву. С доброй памятью вспоминают о Мусал Патимат. Будучи сестрой известного ученого-арабиста Магомед-Хаджи из Мукутль и женой хецубца Атаева Мусы, обучала молодежь села чтению Корана, арабской грамоте.

Нрав у жителей был несколько суровый, но они умели и веселиться от души. Для детей, молодежи и даже для взрослых основными играми были прятки, ганжачах (сбивание бараньего рога с камня), дигалт1ил, волейбол с войлочным мячом, xlacaндала (битье подошвы ног при завязанных глазах на опознавание), игра в альчики. Взрослым доставляло большое удовольствие заставлять детей бегать, бороться, прыгать, заливать вотий (даже разбирая крышу) заспавшуюся супружескую пару.

Свадебные, похоронные обряды в основном были такими же, как и в других селах района.

Не сохранилось преданий о том, что здесь кто-то совершил убийство или другое преступление. Разве что в 40-х годах три женшины-колхозницы во время молотьбы засыпали в свои пояса по 2-3 кг зерна для голодных детей. По доносу ревкомиссии колхоза их арестовали, и они провели несколько дней в Цурибской «тюрьме». От более длительного заключения их спасло то. что все три были вдовами погибших в войне мужей.

В селении не было ни школы, ни медицинского учреждения. Дети учились в школах селений Мукутль, Магар, Ириб. Тлярош, Цуриб. Жители села никогда не забудут русских врачей Лиду и Марию, лечивших хецубцев от тифа в конце 40-х годов и разделявших вместе с ними все невзгоды послевоенного быта. Жители села отличались трудолюбием. Благо вокруг села было много пашен, сенокосов, пастбищ. У Ибрагимова Магомеда, сына Ибрагим-дибира было около 400 голов овец и коз. больше 20 голов крупного рогатого скота. В селении не было семьи, у которой не было бы овец и коз. меньше 6-10 коров, рабочих волов, лошадей. Как принято в горах многие месяцы хецубцы проводили на своих многочисленных крупных и небольших хуторах Лихъаб, TIacaкулал, расположенных в очень живописной долине, окруженной горами Батардухъ. Гъанажалда, Г1убо.

Создание в 30-х годах колхоза происходило здесь без внешних противостояний. Но о том, что творилось в душах людей, у которых в общую собственность в добровольно-принудительном порядке изымалось нажитое многими поколениями имущество: пашни, сенокосы, скот, говорить не приходится. Под угрозой раскулачивания сдал в колхоз свои; земли и скот и Ибрагимов Магомед. Как рассказывала его жена Джавгарат, он говорил, что из нас двоих счастливым будет тот кто умрет первым. И умер в начале 40-х годов, оставив 6 маленьких детей фактически без ничего. Таких судеб много.

Жители селений Мукутль и Хецуб создали колхоз имени СМ. Кирова. Общественное стадо колхоза выросло до 5000 голов овец и коз и более 250 голов крупного рогатого скота. И надо отметить, что за трудодни колхозники с середины 50-х годов стали получать из колхоза неплохую натуроплату в виде шерсти, мяса, зерна. Но денег не выдавали. Бывали и случаи, когда чабаны из зимних пастбищ возвращались должниками колхозу за еду и вынуждены были покинуть село, родной колхоз.

Так, покинувший из-за этого село Якуб стал известным коневодом-орденоносцем в колхозе с. Согратль Гунибского района. С большим уважением относились чохцы к пастуху из с. Хецуб Сулейманову Саиду- весельчаку и добрейшей души человеку, растившему 9 детей. Большие семьи Шамсудинова Исы. Зайдиевых вынуждены были переселиться в с. Наказух, так и К1уда-Ибрагимов Магомед известный каменщик со своей семьей нашел пристанище в с. Цуриб, а семья Кабас-Омара, известного силача, в села Аркас.

Много горя принесла война хецубцам. Ушли добровольно служить в армию братья Магомедрасул и Зубаир Сулеймановы, Гаджи и Абдула Мусаевы, Абдурахман и Паридалав Шапиевы, Магомед и Чагучи Маламагомедовы и Саид и Магомед Гамзаевы, а также Магомедов Ахмед, Омаров Ибрагим, Ибрагимов Атабег, Сулейманов Абдула.

Многие из них не вернулись. Со следами множественных ранений и полной грудью боевых орденов и медалей офицерами вернулись с войны Сулейманов Зубаир, Мусаев Абдула, Магомедов Чагучи, Шапиев Паридалав. Более 30 боевых наград, в их числе и орден Александра Невского имеет майор в отставке Мусаев Абдула — участник финской и Великой Отечественной войн.

Уроженцы Хецуба занимали и занимают достойное место в жизни района, республики и за ее пределами.

Так, Сулейманов Зубаир и Шапиев Паридалав после войны стали комендантами ряда городов Прибалтики, Дальнего Востока.

Зубаир также долгие годы проработал начальником милиции г.Каспийск. Паридалав зам. завотдела пропаганды и агитации Дагестанского обкома КПСС, первым секретарем Гумбетов ского РК КПСС, председателем Дагестанского профсоюза Ра ботников сельского хозяйства. Магомедов Чагучи секретарем кочубейского парткома и других партийных организаций.

Ибрагимова Хадижат в 40-х годах стала членом Дагестанского ЦИК, одной из первых заведующих женотделом района. Ее дочь Абдуллаева Айшат первой среди женщин района окончила высшую партийную школу при ЦК КПСС и долгие годы была главным редактором республиканского журнала «Горянка».

Гаджиев Шали, окончив пединститут им. Стальского. стал учителем, затем директором Ирибской, Цурибской, Кульзебской (Кизилюртовский район) средних школ, заслуженным учителем Дагестана, был награжден орденом Ленина. Его сестра Гарага стала известным врачом.

Чагучиев Магомед — долгие годы руководил крупнейшими строительными организациями Дагестана, заслуженный строитель и заслуженный рационализатор Российской Федерации, доктор наук, Академик академии транспорта РФ.

Интересна судьба братьев Магомедовых — потомков Ибрагим-дибира и его сына Ибрагимова Магомеда. Старший из братьев Ахмед был в свои 20 лет председателем колхоза им. Кирова, после возвращения из армии долгие годы проработал зам. пред. колхоза им. Дружба. Ибрагим окончил высшую партийную школу, филологический факультет ДГУ, прошел путь от наборщика до главного редактора районной газеты. Награжден орденами и медалями, стал заслуженным работником культуры Дагестана и Российской Федерации. Хабиб, окончив педуниверситет им. С. Стальского, проработал директором Гилибской ,Цурибской средних школ, считался лучшим математиком в районе, получил звание заслуженного учителя Дагестана, имел Правительственные награды. Гаджи стал юристом, прошел путь от лейтенанта до полковника милиции, занимая руководящие должности аппарата МВД РД, работая в этой системе более 30 лет. имеет 6 правительственных наград, является заслуженным работником МВД СССР. Магомедрасул, окончив ЛГУ стал инженером-строителем, работал начальником ряда строительных организаций республики, более 17 лет пред. седателем райисполкома и главой администрации Чародинского района, дважды избирался депутатом Верховного Совета и Народного Собрания Дагестана, членом Президиума Верховного Совета РД. В течение 5 лет возглавлял Комитет Правительства РД по ЖКХ, был первым заместителем министра ЖКХ. Имеет звание заслуженного строителя РД, государственные награды. Старший сын Магомедова Ибрагима — Башир стал инженером-строителем, кандидатом наук, депутатом и зам. председателя Комитета Народного Собрания РД. Шамиль — также инженер-строитель, руководит крупнейшей строительной фирмой Северо -Западной России, заслуженный строитель Российской Федерации. Сестры — Роза и Аминат стали учителями. Сыновья Гаджи: Тагир — стал инженером, Рашид — юристом. Сыновья Магомедрасула — Джабраил -инженер-строитель, Муса — экономист, Карим -юрист.
Атабегов Ибрагим долгие годы руководит Чародинской ветстанцией, стал заслуженным ветврачом Дагестана и Российской Федерации.

Сулейманов Абдулмалик — врач, обосновался в Чувашии, является заслуженным врачом РФ, его сестра Аминат — стала отличником здравоохранения, брат Сулейман -пережил Чернобыльскую трагедию, является заслуженным строителем РД. Загирбег, сын невернувшегося с фронта Абдурахмана, долгие годы возглавляет отдел завода им. М. Гаджяева.

Высока была тяга хецубцев к знаниям. Сулейманов Магомедрасул, окончивший в 30-х годах высшую военно-юридическую академию СССР, писал своим односельчанам, что слова «учиться, учиться и еще раз учиться» относятся прежде всего к горцам. Первым в районе медалистом и обладателем диплома с отличием стал Магомедов Хабиб. Его сын Магомедов Руслан, сыновья Ибрагима Башир, Шамиль, сыновья Магомедрасула Джабраил. Карим, дочка Чагучи Муслимат. дочка Mуcaeвa Абдулы — Абидат, сын Гаджи-Рашид продолжили эту традицию и стали обладателями медалей за отличную учебу или красных дипломов.
Хецубцы гордятся тем, что жители этого маленького за холустного села нашли свое достойное место в жизни района. Дагестана и за его пределами. Они не были одиноки в своей судьбе. Им помогали, их поддерживали все чародинцы, друзья за пределами района. В гордости хецубцев есть и гордость за всех своих земляков-чародинцев, у многих из которых такая же судьба.

Некоторые данные о жителях с. Хецуб
1. Учителей — 12
2. Врачей — 2
3. Инженеров — 8
4. Юристов — 4
5. Ветврач — 1
6. Экономистов, финансистов — 3
7. Журналистов — 2
8. Доктор наук- 1 — Чагучиев Магомед
9. Кандидат наук — 1 — Магомедов Башир И. 10.Заслуженных работников РФ — 3
11 .Заслуженных работников РД — 7
12.3аслуженный работлик МВД СССР — Магомедов Гаджи И.
13.Отличники образования и здравоохранения — 3
14.Офицеров ВС и МВД-11
15. Депутатов, членов ЦИК ДАССР, РД. Райсовета — 4
16.Член Президиума Верховного Совета РД-1 — Магомедов
Магомедрасул Ибрагимович
17.Награжденные государственными наградами — 22
18,Участников BOB
19 He вернулись с BOB 7 человек: -Тамзаев Абдула Сулейманов Магомедрасул, Мусаев Гаджи, Магомедов Адалмагомед, Сулейманов Абдула, Омаров Ибрагим, Шапиев Абдурахман).
2О.Специалисты из села, работающие в других регионах: Ча-гучиев Магомед — ученый (Москва), Сулейманов Абдулма-лик — врач (Чувашия), Сулейманов Омар — инженер (Тю-мень), Магомедов Шамиль — инженер-строитель (Великий Новгород), Магомедова Роза — учитель (Санкт-Петербург),
Магомедов Махмуд — инженер (Санкт-Петербург). В настоящее время в селение не живет никто.

Магомедов Магомедрасул

Комментарии

  • Действительно сел. Хецуб опустошился из-за образованности жителей села, все работали на руководящих должностях, в районе, республике, в Российских городах. Тут автор пропустил историю одного ученого арабиста АхIад Афанди, который 25 лет был тайным Имамом с В. Дженгутай, жители которого спасли его во время департации, спрятали у себя и выбрали его имамом села, за что мы благодарны джамаату этого села. После отепели, реаблитации он уже открыто принимал людей, обучал арабской грамоте и т.д. Далее работал имамом Ухли, Кулецма Левашинского района. Вся его семья была, семья Хафизов, т.е. все они наизусть знали Коран, его братья Хабибула, Ибрагим, сестры Айшат, Калимат, Маймунат. Дочка Марьям (Марин) была замужем за Муфтием Северного Кавказа ХIафиз афанди из Ухли (Ахкент) Зиярат Ахмад Афанди находится в с. Кулецма, дочка Марин тоже там похоронена.

    02.03.2019 в 22:10

  • Ramazan Abdulaev

    Очень интересно. «Из рода Малаалиевых происходил и крупный в те времена арабист Ибрагим-дибир,» Отцом или дедом Ибрагим дибира должно быть был Абдула Нукушский — наиб Кьесера и Мукратля. Сыновья этого Абдулы Нукушского Х!ерачи и Ибрагим есть и в списках 1886 года как «сын офицера». А офицером как раз был уже после пленения Шамилья Абдула Нукушский

    12.10.2023 в 18:22

  • Войти с помощью: 
    Чтобы ответить, вам необходимо
    Авторизация
    *
    *
    Войти с помощью: 
    Регистрация
    *
    *
    *
    Пароль не введен
    *
    Войти с помощью: 
    Генерация пароля