Село Гунух расположено на высокогорной равнине, удобной заниматься земледелием, животноводством. Поэтому основной сферой жизнедеятельности сельчан является земледелие и животноводство.
Гочоб издревле считался самым гостеприимным аулом. Когда приходит гость, то на годекане каждый считал своей честью привести его домой, угостить, помочь ему в его делах.
В прошлые века село Гунух называли «Маленькой Меккой», так как в селе жили высокообразованные алимы-шейхи Накшубандийского толка (суфизма). Об этом свидетельствуют факты приезда в селение имама Шамиля со своим личным секретарем Мухамадом Тахиром аль-Карахи из Цулда.
Останавливались они у родственников Мухамада Тахира аль Карахи Шейха Ахбудилав. Ахбудилав и Нурмахамад помогли собрать ополченцев в армию Кавказкой войны, одновременно снабжая ополченцев продовольствием.
В 30-е годы коллективизации сельского хозяйства, образованные арабисты — Султанали, Умайла-хана были репрессированы, погибли в Махачкалинской тюрьме. После их ареста, богатейшие библиотеки арабской литературы были разграблены активистами — коммунистами района и села, архивные записи не сохранились.
В селении до сего времени сохранились названия туху-мов: Чугилуалал, Мухуалал, Гуазилал, Ибрагуилал, Куполал,
Катучилал.
Названия родов, видимо, произошли от предводителей-предков родов.
Как и во всех селах Дагестана в селении были богатые тухумы и бедные. Бедными они были, видимо, заселившиеся в селение после распределения земельных угодий давно в селе обосновавшиеся.
Торжественно и празднично проводят всем селением праздники первой борозды и уборки урожая. В дни проведения первой борозды, среди молодежи села проводились конкурсы-состязания на лучшего скакуна, борьба, бегуна, прыгуна, танцора, музыканта, певца. Победителям конкурса, почетные старики вручали,’-как лавровые венки в древней Греции, большие хлебные бублики, испеченные из пшеничной муки, меда, орехов, с кувшином пенистой ячменной бузы. «Чемпионы», полученные от старейшин дары делили поровну с друзьями, с шутками создавая атмосферу дружбы, веселья и взаимоуважения и радости.
Торжественно, с соблюдением церемониальных ритуалов, песен и танцев проводились и свадьбы молодоженов. Все жители села принимали участие в свадьбах молодоженов, принося им подарки.
Одновременно сельчане занимались земледелием, овцеводством, животноводством. В селении были свои каменщики, плотники, сапожники, портные. Посудой селение обеспечивали балхарцы, а бурки приобретали у андийцев, серьги, браслеты, кулоны, кольца приобретали у гоцатлинцев и унцукульцев. Ковры покупали у лезгин, табасарнцев, которые продавались на базарах Кумуха, Цудахара, Гергебиля.
У Гунухцев формировалась под большим влиянием обычаев, традиции горской морали. У жителей селения Гунух существуют написанные, но строго выработанные и соблюдаемые в жизни правила поведения человека: обращения друг другу, с учетом возраста, пола, положений, ситуаций, возникающих во всех средах жизни.
В традиционной культуре поведения человека, прививаемой из поколения в поколения, молодежи села нет ни одной случайной детали. Все направлено на то, чтобы не задеть достоинство человека, стремясь в процессе общения удержать его около себя, не нарушая его права на свободу действий.
В межличностных человеческих отношениях высоко ценилось скромность, умение соблюдать меру во всем, доброту, щедрость, честь и достоинство, верность человека данному слову.
В межличностных отношениях порицались высокомерие, безразличие, двуличие, тунеядство, пьянство, лень, воровство.
С принятием ислама, определенное влияние на образ жизни людей оказали каноны шариата тариката накшубан-дийского толка. Самым страшным грехом считалось убийство. Жизнь дарованная Богом человеку, говорили алимы, никто не имеет права отнимать. Другим пороком, прощаемым сельчанами считалась богохульство — игра в верующего, будучи в жизни неверующим в Бога человеком.
Существовали строго выработанные нормы наказания порочных поступков человека в жизни: воровства, обмана, измены, поджога и порчи чужого имущества, уничтожения посевов, полей, лугов, пастбищ, лесов.
Суд над людьми, совершавшими правонарушения, осуществлялась советом старейшин родов, наиболее почитаемыми людьми села. Решения суда, при присутствии свидетелей неукоснительно выполнялось. Были случаи, когда собственный род и сельчане изгоняли из села человека, совершившего порочный, аморальный поступок.
В 50-е годы XX в. в селении построена типовая начальная школа, где постоянно директором работает Багаутдинов Магомедкарим, заслуженный учитель республики Дагестан. Окончив начальную школу в селе, молодежь продолжает учебу в средней школе Тлярош.
Окончив медицинскую академию, а затем аспирантуру в Московской медицинской академии доктора медицинских наук стал Багаутдинов Камиль. Камиль Газалиевич много лет работал главным хирургом военно-воздушных сил СССР. У Камиля много друзей среди космонавтов России и Дагестана -Муса Макаров, Магомед Толбоев. В Московской медакаде-мии докторскую диссертацию защитил Абакаров Асадула, рано ушедший из жизни. Докторскую диссертацию в области медицины в Москве защитил Багаутдинов Хатасуммагомед Магомедович, который работает заведующим хирургического отделения железнодорожной больницы в Махачкала.
Одаренным талантливым певцом из села Гунух в начале XX в. был Абдулгапур. Известен интересный случай встречи талантливого певца и прославленного поэта Махмуда в Дербенте. Возвращавшиеся из Баку на родину, Махмуд в чайхане Дербента услышал удивительно красивое исполнение песни на слова Махмуда, посвященные возлюбленной Муи. Зайдя в чайхану Махмуд сказал: ассаламалайкум Абдулгьапур! Как я хотел бы слить, соединить «с твоим голосом и талантом исполнения песен с моим поэтическим даром!» Абдулгапур встал с места, пошел на встречу поэту, обняв его сказал: наверное я вижу впервые прославленного поэта своего народа. Удивительно талантливым певцом в 50-60 годы XX в. был сын Абдулгапура Муса, а зурначом его друг Махамнаби, такого талантливого зурнача в Карахе не было после его смерти.
Прославил Дагестан талантливый кинорежиссер Абака-ров Асхаб. Окончив академию художеств в Тбилиси, Асхаб поступил в высшие режиссерские курсы Петербургский институт кинематографии. После завершения курсов снял документальные фильмы об истории и жизни, горских сел Дагестана. Затем создал кинофильм, посвященный народному герою Хочбару. Фильм вышел на экраны республики и получил общенародное признание.
Тбилисский институт искусства окончил и Салманов Магомед Ахмедович. После окончания института он поступил учиться в аспирантуру кафедры философии ГИТИССА -в Москве. В настоящее время работает профессором на кафедре культурологии Даггоспедуниверситета. Издал учебник для вузов «Эстетическая культура горцев Дагестана», является автором многих научных работ. За плодотворную работу по подготовке молодых специалистов для школ республики Салманов М.А. награжден знаком «Отличник народного образования России», дипломом Лауреата Всероссийского конкурса на лучшие научные и учебно-мотодические работы по совершенствованию системы подготовки специалистов без отрыва от работы.
Ибрагимов Абдулмуъмин Магомедович, депутат городского собрания г. Махачкала, Директор ГУП Винзавод «Ле-нинкентский», Заслуженный работник промышленности РД.
Шапиев Сиябшах, доктор юридических наук, чпредсе-датель избирательной комиссии РД, ныне член изберкома РФ.
Талантливыми борцами, занявшими призовые места в спортивных состязаниях республиканского уровня и в масштабах России являлись:
Особо следует отметить блестящие успехи заслуженного мастера спорта, II призера Олимпийских игр в Афинах 2004 г. Ибрагимова Магомеда Абдулмуъминовича.
В 1988 году Магомед стал II призером мира среди юношей, которые состоялись в Манчестере Великобритании. В 1999 г. в Новороссийске он стал чемпионом России среди юношей, а в августе 2002 года чемпионом Европы среди юношей в Братиславе.
В 2002 г. в г. Бусане. Южная Карелия, Магомед стал III призером Азиатских Олимпийских игр среди взрослых.
В апреле 2003 г. в г. Дели он стал II призером чемпионата Азии среди взрослых, а в августе в Стамбуле чемпионом мира среди молодежи.
В апреле 2004 года в г. Тегеране, Иране, Магомед стал чемпионом Азии среди взрослых, а в июне этого года чемпионом отборочного Международного турнира на 28 Олимпийские игры.
В августе 2004 года в Афинах, Греции Магомед Ибрагимов стал призером Олимпийских игр.
Отрадно отметить, что, окончив блестяще юридический факультет университета, Магомед поступил в аспирантуру права юридического факультета университета, защитил кандидатскую диссертацию. В настоящее время Магомед продолжает спортивную и научную карьеру.
Трудно найти семей, не потерявших на фронтах Отечественной войны 1941-1945 годы братьев, отцов.
Добровольно ушел на фронт 20-летний Магомедкадир Муртазалиев,
работавший редактором районной газеты. Если остался бы в живых, он был бы одним из одаренных поэтов Дагестана. А те, которые вернулись с фронта были искалечены войной. Председатель колхоза села, Ибрагимов Магомед ушел на фронт. Вернулся без руки. Асадулаев Магомед вернулся простреленной рукой. Его младший брат — Асадулаев Мусмен зачислен в список героев, погибших защищая Брестскую крепость. Израненным и исколоченным вернулся с фронта Багаутдинов Имамгазали, который много сделал для развития садоводства родного села и района.
Комментарии