Название села Гоаб произошло от слов собака и овца. Дело в том, что с давних времен люди промышляли скотоводством. А для того, чтобы охранять скот, необходима была собака. Так и стали друзьями собака и овца. Неизвестно сколько лет селению Гоаб, когда оно возникло.

Жители селения Гоаб состоят из следующих тухумов: Ахмед Гасановы (гормачи. мирзинцы. метекубцы. махли, ильи. пащи, унхи, узубы, Усуп Гусейновы (чохокни. абдальцы, ункханчи. Основателями селения являются махлинцы и узубы.

Рождение сына ознаменовалось большой радостью, организацией застолья. Если вдруг отец с этим сыном приходил на го декан, все находящиеся там мужчины бросали жребий: выигравшие трое имели право взять с собой еще по одному человеку и идти отмечать рождение мальчика. Заодно приглашенные на торжество дарили новорожденному подарки. Кроме того, при рождении сына резали двух баранов, а при рождении дочери - одного.

Сыновей на религиозные мероприятия, такие как раздача садака милостыни, Курбан-байрам не пускали до исполнения им 15-летнего возраста. После этого отец брал сына на сходку джамаата и объявлял, что сын уже повзрослел, поумнел. Теперь сыну можно было посещать годекан, участвовать в церемонии раздачи саадака и т. д.

Сына женили по выбору родителей и свадьбы ничем не отличались от свадеб в других селах района.

Если человек умирал, все село участвовало при погребении умершего: читали зикру, 3 дня на могиле усопшего читали Коран, 7 дней утром и вечером мужчины читают на кладбище къулгьу; мужчины 3 дня, а женщины 10 дней посещают дом усопшего для поминания.

Обычаем было прошение дождя у Всевышнего во время засухи, делая садака, произнося зикру, посещая могилы шейхов-устазов.

На гоабском кладбище похоронены больше десяти шейхов. Аул Гоаб очень гостеприимный. Пришедшего спрашивали, есть ли у него где остановиться. Если нет, то каждый аульчанин торопился пригласить его в свой дом, объявляя того кунаком.

В селении были свои развлечение, игры, такие как ханапа - найти друг друга; бросание камня - кто из взрослых подальше бросит камень и т. д.

Одежда мужская - шапка кожаная, нижняя рубашка из бязи, верхняя одежда, в том числе, шуба, ремень - из кожи, кожаные брюки, зенгер - сапоги из кожи внутри утепленные. Дома строили из камня. Дверь необычно низкая, войти можно было только пригнувшись. Прямо посреди комнаты зажигали огонь, дым выходил из отверстия на потолке в одном доме жили семьи 4-5 братьев.

Земли у богатых было много, а у бедняков мало, были и такие, у кого и вовсе земли не было. Богатые приглашали бедняков за обед и в течение короткого времени справлялись с пахотой. Очень бедные жили за счет закаата со стороны более имущих или работая на более богатых. Орудием пахоты был плуг, изготовленный местным мастером, для сенокоса -серп, тоже сделанный кузнецом. В хозяйстве использовали ишаков, коней, да и женщины на спине носили немалый груз сена, зерна и т.д.

У гоабцев очень обширные луга, пастбища, вплоть до границы с тляратинцами. В советский период в горах гоабцев паслись 6 отар овец по 1200 голов в каждой, 200 крупный рогатый скот в 200 и табун лошадей в 120 голов. До революции в своем владении 7 человек имели 15000 овец-коз, около 1000 КРС и около 300 голов коней. К примеру, у Джаватхана было 5000 овец-коз, 30 коров 10 волов, 10 коней. После революции он и еще четверо были объявлены кулаками, у них было отнято все. а сами они исчезли бесследно.

У гоабцев был обычай собираться у очага: соседи, родственники приходили друг к другу провести вечер, поделиться новостями, пошутить, рассказать сказки.

Взаимопомощь у гоабцев очень сильно развита: когда строили дом или покрывали его крышей, все село приходило помогать, кто чем мог, и, бывало что даже в одни сутки заканчивали полностью домостроение.
Раздача молока - это очень большое садака всего аула. В день начала лета собирают молоко со всего скота, в том числе овец, коз, делают из него сыр раздают его и всем членам аула чтобы Аллах смилостивился над животными, берег их и приумножал.

Музыкальными инструментами были зурна, барабан и свирель. Прославленным зурначом в ауле был Лабазанов Курбан. Игрою на зурне он воодушевлял аульских парней выступить на стороне Шамиля. Перед боем Шамиль просил его играть, и битвы бывали успешными.

Убийство человека очень осуждалось. Но закон был мягким, после убийства человека, между тухумами устанавливали мир. Если это не помогало, то добивались ответной меры. Если примирение не удавалось, убийцу отправляли в дальние аулы - Гуниб, Акуша, Хунзах и т. д.

В Гоаба имеется башня, по рассказам стариков, ее построили, чтобы знать время намаза. Еще в доисламское время в Гоабе была крепость (ханши), свидетельством тому является еще не полностью исчезнувший канал для проведения воды с горы в крепость.

В Гоабе есть начальная школа, построенная в 1958 году. Директором работает - Тажудинов Ахмед. Учителями работали пришедшие из других сел и приезжие: это ныне покойный уважаемый профессор Ахмед Закарьяев из Рулдаба; АбДула Даганов из Гочоба народный поэт Дагестана, Николаи Николаевич (русский), Шайихмагомед Зулумханов, Джаннат.

Исаев Рамазан

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля