Село входит в состав Гилибского сельсовета. Всего 101 хозяйств, из которых большая часть (64) проживает за пределами села.
Расположено село у основания скалистого хребта, с западной стороны которого на обрыве высится величавая башня «Капур-си», неизвестно когда воздвигнута. С восточной стороны скала также обрывается небольшим ущельем, за которым в сторону соседнего села Карануб продолжаются местность Зизах, котрая за последние десятилетия застраивается. Расширения населенного пункта продолжается до возвышенности, над которым находится селение Карануб.
Внизу за дорогой, ведущей в Карануб, протекает речушка «ГьетIаб гlop». На противоположном склоне, т. е. северном склоне расположена пашня, которая переходит в луга и смешаные леса. Попытки застраивать этот склон жилыми строениями перспективу не получили, так как здесь сыро и довольно холодно. Здесь вместо некогда бывшего детского сада с магазином завершается строительство сельской мечети. Инициативу в возведении мечети взяла на себя семья Омара-Хаджи, чему он посвятил последние годы. В лесах много родников, которые собраны воедино и по трубопроводу проведены в селение. Благоприятные условия позволяют оборудовать дома внутренним водоснабжением.
Об истории данного населенного пункта известно мало. Много таинств связано с упомянутой выше башней. Дошедшая от предков информация свидетельствует о том, что скала, на которой построено село, некогда было покрыто дернем и здесь пасли овец. Башня стоит здесь с незапамятных времен и она имела подземное сообщение с протекающей внизу речкой. Следы строений у основания башни действительно ведут вниз. Неизвестно какую функцию выполняла сама башня. Наличие брустверов, казалось бы, должны были свидетельствовать об оборонных целях, но башня расположена настолько высоко, что вряд ли лучные стрелы и даже стрелковое оружие того времени могли оказывать поражающее воздействие на противника.
Неизвестно также какое стратегическое значение представляла данная местность для завоевателей. Можно лишь предположить, что на территории, прилегающей селам Доронуб-Карануб, ограниченной со всех сторон горами с естественными преградами могла сосредоточить немалое количество скота. Башня могла выполнить сигнально-сторожевые функции. Можно предположить так же, что для отражения непрошенных гостей могло успешно применяться искусственно устроенный камнепад, для этого здесь имеются весьма благоприятные условия.
История двух соседних сел Доронуб-Карануб, естественно, не могла быть иной, чем в целом в других селах района и данного региона. Но обнаруживаемые здесь захоронения и писания на камнях позволяют делать вывод о том, что пребывание людей здесь уходит в доисламский период. Раскопки, производимые здесь в процессе возведения новостроек, казалось бы, в местах с первозданным почвенным строением, обнаруживают гончарные предметы, кости, угли и другие следы горения. Из дошедших от предков скупых сведений известно, что село неоднократно горело.
О том, что означает «Доронуб», ничего не известно. Принято считать доронубцев людьми нерасторопными,
склонными осмысливать свои поступки до того, пока их не совершат. Следует признать, что это действительно характерно для представителей данного села.
Характерным для доронубцев, как впрочем и для представителей многих небольших населенных пунктов, является развитое чувство коллективизма. Здесь по большому счету горе не бывает для отдельных лиц, как не бывает и радости для единиц. Так что радость и горе и связанные с ними мероприятия протекают как в одной большой семье, безучастных практически не бывает. Более того, случись нечто (похороны, свадьба и т. д.) в соседнем Каранубе, не дожидаясь приглашения примут самое активное участие.
Гостеприимство - особая черта доронубцев. Здесь принято дорожить мнением, с которым гость покидает село. Было время, когда неотъемлемым атрибутом гостеприимства была выпивка. За последние годы стали доминировать исламские ценности, поэтому многое в этом плане изменилось. В Доронубе всегда были люди, которые квалифицированно выполняли исламские обряды в жизнедеятельности сельчан. Ученые-арабисты (Хабибула, Омарасхаб, Махант) пользовались большим уважением и почетом далеко за пределами села. Нынче духовные наставники имеют молодой возраст. Много тех, кто успешно завершили учебу в медресе, в этом небольшом селе десятки молодых людей читают коран, имеют соответствующего духовного наставника. Ежегодно сельчане посещают святые места и достойно носят звание Хаджи. По убеждению сельчан покой, относительный материальный достаток и благополучие доронубцев - это благодать местного шейха Магомеда Омарова, устазов и алимов, посещавших село. Дай Аллах, чтобы так оно и было!
Духовность доронубцев имеет свои надежные корни. Она заключается в почтенных, мудрых старцах, без которых трудно представить прошлое села. Поистине безупречным авторитетом пользовались такие аксакалы, как Исрапилов Магомед, Хатилов Хамзат и др. На годекане то и дело звучали искрометные мудрые изречения старцев, о которых часто вспоминают поныне. Каждое поколение четко соблюдало отведенное жизнью место, строго соблюдалась сложившаяся иерархия межличностных отношений. Таким образом, управляемость жизненными процессами была легкой, непринужденной и очень эффективной. По сей день здесь нет официальных управленческих структур. Среди тех, кто в последние годы поддерживает порядок в селе можно назвать Омар-Хаджи Омарасхабова, Гасана Халилулаева. Соотношение старший-младший, мужчина-женщина соблюдается, но все это сильно отличается от того, что было лет 20-30 назад.
Достойный вклад внесли доронубцы в Великой Отечественной войну. Из участвовавших в войне 17 человек вернулись 8 (Давуд Исрапилов, Зиявудин Шарипов, Исрапил Шарипов, Курамагомед Зияудинов, Магомед Гантилов, Магомед Исрапилов, Раджаб Хайбулаев, Сиражудин Гамзатов). Не вернулись Абдулгапур Омаров, Абдулгапур Ибрагимов, Абдулхамид Магомедов, Исмаил Тинамагомедов, Магомед Абдулаев, Магомед Зияудинов, Маламагомед Алиев, Раджаб Магомедов, Рамазан Магомедов. Усилиями сельчан память об участниках войны увековечена обелиском.
Поверженность к исламским ценностям отражается на жизненном укладе сельчан. Как правило, здесь во время свадеб и других торжеств обходятся без спиртных напитков, соответственно нет и правонарушений. Трудно вспомнить случай, когда кто-то из сельчан был уличен в преступлении и привлекался к уголовной ответственности.
В воспитании детей определенную роль играет школа. На два села (Доронуб-Карануб) одна начальная школа, которая была расположена на равном расстоянии от населенных пунктов и в связи с расширением Доронуба в восточном направлении эта школа сегодня оказалась на его окраине. Наполняемость школы не стабильна. За последние 5 лет количество учащихся сократилось от 35 до 10 учеников. В школе работают два учителя.
Многие из старшего поколения фундаментом полученных знаний обязаны Курамагомеду Зияудинову, который практически весь сознательный период своей жизни проработал здесь директором школы. Целая династия Зияудиновых (сыновья Яхья и Махач, дочь Аминат) продолжает работать в школах. Еще одна династия учителей (Валиевых) грудится в школах Доронуба и Гилиба.
Нельзя не упомянуть о том, что в Доронубе раньше работали русские учительницы (Аня Королева 1954-1958г.г., Галина Шишкина 1966-1970 г.г.), которые оставили неизгладимые впечатления у своих учеников. Те, кто учились у приезжих учительниц и по сегодняшний день отличаются уровнем знания русского языка. В настоящее время среди доронубцев 65 человек с высшим и 15 - со средним специальным образованием.
Учреждения культуры и здравоохранения представлены в селе библиотекой и медпунктом. Хирург высокой квалификации Искандер Омаров, работающий в ТМО Чародинского района, неофициально осуществляет наблюдение за больными сельчанами, оказывает квалифицированную консультационную помощь. Культурный очаг села продолжительное время находится в ведении семьи Гаджи Валиева.
Издавна село славилось хорошими животноводами, как и другие села района. Ведущей отраслью производства является овцеводство. При коллективизации основой для образования местного колхоза им. Маленкова служило поголовье наиболее имущих в то время собственников, в большей части Магомеда Исрапилова (старшего), наряду с ним известными животноводами были Магомед Джамалудинов, Саидахмед Гамзатов и другие. Позже в числе передовых чабанов считали Г. Сиражудинова, Д. Магомедова и Т. Гаджимурадова. Вся сознательная жизнь в качестве зоотехника была связана с животноводством у покойного Ибрагима Хайбулаева, честнейшего и справедливого человека. Говоря о сельскохозяйственном производстве на селе, нельзя не упомянуть о Магомеде-Хаджи Гантилове, котрый вернувшись с войны инвалидом 1 -и группы, на протяжении долгих лет добросовестно и неустанно трудился на различных руководящих должностях в родном колхозе. Бессменным бухгалтером колхоза был Омар Магомедов, которого отличали такие качества, как точность, аккуратность и справедливость.
17-летней девочкой по направлению прибыла в Чародинский район специалист-агроном Арапова Эмиля Павловна, которая затем вьняла замуж за Рамазана Шарипова и навсегда связала свою судьбу с доронубцами, нашим районом и республикой.
Доронубцы - люди мастеровые. Каждый второй может прекрасно сложить стены из камня, стелить полы, выполнить сложные столярные работы. Наиболее продвинутом в этом отношении можно назвать род Омарасхаба Гантилова (его сыновья Омар-Хаджи, Ибрагим-Хаджи и Абдулхалик). Десятки домов в Доронубе и немало их в соседних селах построено этими замечательными мастерами. Сам Омарасхаб, в молодости славился прекрасным певцом. В строительной отрасли свое место занимают Ш. Гамзатов, Р. Магомедов, М. Давудов, М. Абдулаев, а также новое поколение специалистов, в числе которых два архитектора (М. Зияудинов и X. Гантилов).
Не помню, чтобы в селе не работала кузница (непревзойденный кузнец покойный Алил Абдула был известен далеко за пределами села), потомки другого Абдулв (Сайпула и его дети) и ныне продолжают кузнечное дело.
Особо следует подчеркнуть о тех организаторах и руководителях, с именами которых связана экономика ряда колхозов и района в целом. Часто приходится слышать ностальгические отзывы о них, особенно когда речь заходит о сегодняшнем неблагополучном положении дел в сельском хозяйстве.
Более 25 лет возглавлял крупнейший в районе колхоз им. К. Маркса Зияудин Шарипов, который удостоился чести быть депутатом Верховного Совета ДАССР. Наряду с боевыми наградами был удостоен ордена Знак Почета. Хозяйство это состояло из 8 населенных пунктов, имело более 22000 голов овцепоголовья. Руководить таким хозяйством - значит быть ответственным за жизненный уровень большого количества людей, быть цричастным к их судьбам. Уважают в районе и его сыновей. Шарипов Ильяс работал заместителем главы администрации ОМОНа, в налоговой инспекции. Сейчас работает Ми ровым судьей района.
Среди тех, кто занимал и продолжают занимать руководящие должности разного уровня можно назвать его сына Хизри Шарипова - руководитель межрайонной технической инспекции
Из отстающих хозяйств в передовые выводил колхозы им. Орджоникидзе (Ириб) и им. К. Маркса, талантливый организатор Раджаб Хабибулаев. Его заслуги так же были отмечены орденом Знак почета, руководимые им колхозы удостоились многочисленными переходящими Красными знаменами. Колхоз им. К. Маркса был занесен на Доску почета ВДНХ СССР.
В нелегкий для района период первым секретарем РК КПСС проработал Ах.лед Шарипов, человек высокой культуры и квалификации.
Для такого маленького села Доронуб таких выходцев, которые с честью и достоинством служили людям, это большая честь. Сельчане дорожат памятью о них.
Позже успешно руководил колхозом им. К. Маркса Рамазан Шарипов. Председателем колхоза «Арчибский», затем Управлением сельского хозяйства района руководил Исламбег Абдулаев. Одним из крупных колхозов Тарумовского района «Юрковковский» руководил Зайнула Исрапилов. Ныне он фермер-предприниматель. Начальником дноуглубительного флота Махачкалинского торгового порта работает Магомед Гамзатов. Руководителем дорожно-строительной организации работает опытный специалист Абдулбасир Абдулаев. Всех и не перечислишь, но, думаю, что приведенный состав работников свидетельствует о созидательном потенциале маленького селения.
Представители села вносят определенный вклад в правоохранительную деятельность республики. Гантилов Султанали прошел путь от инспектора до заместителя министра внутренних дел республики, оставляя везде где работал добрый след и уважительное отношение к себе. В настоящее время работает Советником Председателя Народного Собрания РД. На посту начальника ПОМ, одного из крупных территориальных подразделений республики от рук террористов погиб подполковник милиции Магомедшапи Шарипов, нынче эту должность занимает подполковник милиции М. Сиражудинов. В системе МВД так же достойно несут службу М. Хабибулаев, Д. Шарипов, Ш. Гантилов, А. Магомедов и другие. Мировым судьей района работает и грамотный специалист Ильяс Шарипов.
За профессионализм и добросовестное отношение к делу, которому посвятили свою жизнь, ряд доронубцев отмечен высокими званиями, в частности:
Зияудинов Курамагомед Ибрагимович -- Заслуженный учитель ДАССР( 1960 г.);
Шарипов Рамазан Исрапилович - Заслуженный зоотехник ДАССР (1990 г.);
Гантилов Султанали Магомедович Заслуженный юрист РД (2000 г.);
Абдулаев Ибсламбег Абдулаевич - Заслуженный работник сельского хозяйства РД (2004 г.);
Гантилова Машидат Исрапиловна - Заслуженный работник коммунального хозяйства РД (2005 г.).
Комментарии