Село Чвадаб. Чародинского района, которое дошло до нас название села и сохранилось по настоящее время, расположено на скале, которую пересекают две речки. Речка маленькая «Рис-op» и другая почти из начало «Авар-Койсу».
Примерный год возникновения села не известно, но говорят, возникло оно очень давно и первоначальное расположение находилось через речку «Рис-ор» напротив, которое сейчас расположено селение. После определенного времени это селение сожгли дотла и люди переселились и построили дома на долине речки «Рис — ор» и называлось село «Пу-рухъ росу». Из-за нападений ближе расположенных больших селений опять население переселилось на скалу, которое легче было защищаться. Они отбирали скот и запасы продуктов питания. Рход был только с одной стороны, а кругом обрывистая скала. На возвышенном месте построили сторожевую башню с окошками, она сохранилась по настоящее время. Внутри башни находился сторожевой отряд, а при приближении нападающих бандитов, отряд зажигал огонь и таким образом, сообщали селу об опасности и защищались до последнего дыхания. Люди были очень му жественные и никто не сдавался, силы были неравные, село было очень маленькое 30-40 хозяйств.
Была легенда, и быль до нас дошла, что кровь по улице рекой текла, и после дали новое название села Чвадаб. оттого, что много людей убивали.
Тухумов в селе несколько. Один из тухумов это люди, приехавшие из Ирана.и осевшие в этом селе, иранского происхождения Мирзоев Магомед Мирза, другой тухум грузинского происхождения называли их ту шал.
Еще один тухум пришельцы из ГIонода Майдана Гунибского района. Говорят, их было 3 брата: один жил в Читабе, другой Арчибе, а третий осел в Чвадабе. Ещё один тухум был Азат хан. Азат от армянского перевода — благородный.
Вера в селе сейчас мусульманская, раньше была христианской. Даже несколько лет назад были найдены напротив села могилы христианские. После приняли веру мусульманскую, как и все чародинцы. Тогда селом управлял бегаул. Выбирали сельчане бегаула авторитетного уважающего человека.
Национальные обряды села: при рождении детей, бракосочетании и похоронах почти те же, что и в других селах района. Помогают всем селом, почти все посещают и поздравляют при рождении ребенка и при женитьбе.
Гостеприимство и куначество было тогда очень сильно выражено. Каждый тухум имел свой кунак, они посещали друг друга через определенное время, и дружба очень ценилась. В основном кунаки были из Лакского района, ходили торговать в Кумухе и гостились. Были также кунаки из Балхара, Хъуппа и даже Карабудахкента.
Обычай кровной мести сильно придерживались, если в одном из тухумов убивали кого-то, тут же отомстили, а если враг был в бегах, не могли убить, то передавали сыну, внуку, строго говорили: кровный враг убил нашего- нужно ему отомстить.
История школы такова, построили мечеть 1919 году, а в 30-х годах часть мечети переделали под школу. В период перестройки и в настоящее время действует одна половина мечети, другая половина школа.
Количество учителей сейчас в селе 3 человека, имеется начальная школа. В школе в настоящее время учатся 8 учеников.
Двое учителей выходцы из Чвадаба работают в Дусрахской средней школе.
Двое врачей: Гамзалов Гамзалав — ныне покойний был хирургом и его племянница Гусейнова Абидат — терапевт, проживает и работает Махачкале.
Народной медициной занимались тогда многие люди из села: собирали траву, сушили и лечили людей. В селе в 40-х годах жил Магомед Расул, говорят он, ставил точный диагноз и лечил травой. Роды ‘принимали женщины опытные и ни одного- смертельного исхода не было. Село маленькое, таких деятелей культуры и науки, героев труда и войны не было. Государственную награду — Орден почета получил ныне пенсионер. тогда первый заместитель председателя Гос. Ком. сельхозтехники ДАССР Исмаилов Башир Дибирович.
Характерное ремесло для села каменщики, плотники, лудильщики, животноводы.
Много специалистов выходцы из селения живут и работают в других регионах.
На Украине живут и работают Омаров Гасан М. и Гусейнов Нажмудин. В Крыму стоматолог Патахов Шамиль. На западной Украине — стоматолог Гусейнов Магомед. В г. Керчи работает нач. ПМК Патахов Ибрагим. В г. Бишкеке работал, ныне покойный врач высшей категории Курбаналиев Ибрагим, его брат Курбаналиев Абдусамед полковник авиации живет и преподает в военном училище г. Иркутска. Окончил Киевскую военную академию.
ВОВ были мобилизованы из селения все взрослое мужское население 14 человек. Из них 9 человек не вернулись с поле боя. Вернулись пять человек.
После войны примерно 1946 году отделился из колхоза «Куйбышева» и был вновь организован новый колхоз «Искра» в Чвадабе. И первым председателем колхоза был участник ВОВ Курбанов Али.
История мечети, я уже говорил раньше. Алимов в селе было два Махадов Магомед и Гамзатов Тинамагомед. Были женщины, которые читали коран: Омарова Меседу. Мухиди-нова Пирдос и Гусейнова Патимат. Отношение к религии пожилых людей раньше и теперь положительное и молодежь сейчас больше стала приобщаться к религии, благодаря свободы и демократии.
Число хозяйств и жителей селения с каждым годом уменьшается. Молодежь не удерживается из-за огсутствия рабочих мест. В основном живут пожилые люди. Сейчас осталось примерно около 30 хозяйств. В основном выходцы из села живут в Махачкале. Кочубее, в Кизлярском районе. Тарумовке. в г. Мегюне Тюменской области и г. Москве.
Комментарии