Давным-давно в местечке Саокь располагалось самое большое в Рис-ope селение, это свидетельствует оставшиеся фундаменты и домостроений. По всей вероятности, вследствие пожара село сгорело полностью. Жители села за сутки переселились в Рутульский район и там обосновались, выбрав себе удобное место. Хотя это всего лишь предположение, но аварское село с читабским акцентом находится в Рутульском районе. Называется о"о Кусур, часть его жителей пересели­лись на равнины. Очень незначительная часть жителей не ходячие старики, и их родственники обосновались в местечке Дахъа (ныне Хушнаб). В 1960 г. при застройке новых домов в Дахъа были об­наружены могилы, в которых находились очень крупные кос­ти скелета, а их расположение в могиле не соответствовало мусульманским обычаям. С приходом мусульманской рели­гии эти участки использовали под пахоту и засевали зерновыми.

Место, где находится сегодня с. Читаб очень удобное для ведения хозяйства, теплая солнечная сторона.

Название села состоит из двух слов: «Чи дагъаб» или «Чидаб» (мало людей). С установлением советской власти названия некоторых сел изменились: Рисиб-Дурсах, Рочиб-Арчиб, Хьилиб-Шалиб, Чидаб-Читаб.
Первоначально существовало несколько тухумов. Со­гласно преданиям насчитывалось всего восемь тухумов: Арипилал, Х1ух1училал, Ч1абаг1алилал, Ч1утил, Хур-т1убилал, Ц1ах1илал, Сагилал, Мусал Пумарилал.
Потом появились тухумы из пришельцев, по преданиям их насчитывалось четыре: Саг1итил - пришел из Дусраха, -Гъалтагъал - из Косрода, Пабдулагьилал- из лакского селения Хулесма, Хъазахъал - из Грузии.
Самым влиятельным и знатным тухумом считался тухум Ч1ут1илал.

Бесправным тухумом считался тухум Хъазахъазул, т.к. по преданиям, селение Читаб было хутором богатого жителя из селения Ириб, Тлесерухского участка. Этот богатый ири-бец, вместе с группой людей отправлялся в Грузию за добы­чей, занимался грабежом, убийством. Забирали с собой не только богатства, но и люди. Впоследствии, схваченных лю­дей превращали в рабов. Ирибец направил в свой хутор Чи­таб, схваченного грузина-раба пасти скот. И тут обосновался этот раб и возник тухум "Хъазахъал». У этого тухума не было собственных земель, пастбищ, их нанимали на работу бога­тые тухумы, за работу платили зерном, скотом, часто барана­ми.

Применялся наемный труд. У читабцев много пахотных земель и в целом в Рисорском магале читабские пашни счи­тались самыми доходными, это подтверждают высокие уро­жаи и сейчас. В то время из-за нехватки собственных рабочих сил, читабцы приглашали пахарей, косарей, дровосеков из соседних сел - Дусрах, Косрода, а богатые люди нанимали и своих односельчан в чабаны. Оплата производилась натурой.

В 1935 г. читабцы приняли устав сельскохозяйственной артели. Из объединенного колхоза выделились сел. Читаб, колхоз был назван именем Жданова.
Основными сельскохозяйственными орудиями служила: деревянная соха с железным лемехом, отваливающимися "ушками", серпы, молотильные доски, коса, деревянные ви­лы.
Интересно отметить следующее: в селениях Арчи и Косрода в жатве участвовали мужчины, а читабцы жатву счи­тали чисто женской работой и считали зазорным, если муж­чина возьмется жать. В основном сено косили до жатвы. Вы­кашивали серпом женщины, мужчины - косой.

В Читабе имелась одна мельница, которая принадлежала Овмар Али Ибрагиму, отчасти доходы от мельницы поступа­ли и жителю селения Косрода Эменову.
У читабцев, как и у других народов Дагестана, начало полевых работ сопровождалось особыми обрядами и обычая­ми. Примерно с третьей декады марта или в начале апреля в зависимости от температуры воздуха проводили праздник первой борозды - оцбай. Утром жители села собирались на годекан, мазали маслом рога быков, которые должны пахать, выбирали пахотный участок, отправлялись все вместе к тому участку, с хлебом, с веселыми разговорами о предстоящем празднике первой борозды. В плуг запрягали быков. Первую борозду должен проводить самый почетный, являющийся и духовным лицом. Перед началом обряда мулла читал молит­ву, а все остальные произносили за муллой "аминь!" После чего проводили первую борозду, причем старик, который проводит борозду должен был одеть шубу на выворот, это означает, что урожай должен быть таким же густым и бога­тым как его шуба. Через 2-3 минуты пахаря заменял другой старик, потом - третий, четвертый и так далее. Пахаря забра­сывали комьями земли. На рога быков надевали круглый хлеб по ходу борозды. После пахоты устраивали игры: бег, мета­ние камня. Победителям вручали большой круглый хлеб.

После чего мужская часть жителей вместе отмечали праздник, организовав пирушку.

Чабаны могут предсказывать погоду, по повадкам жи­вотных, например, блеяние овец и скученность, значит, ожи­дается дождь и т.д. Чабанам известна лекарственная и пита­тельная ценность отдельных трав. Они могут оказывать пер­вую помощь пострадавшим животным. При загнивании ран применяют антисептическое средство - корень салдукъ. Ко­рень этот сушат и носят с собой. Перелом лечат: накладыва­ют палочки, сверху обвязывают войлоком. При заболевании желудка, чабаны применяют очищающие и дезинфицирую­щие средства, например, жарений тмин.

Читабцам известны промыслы, связанные с животно­водством, сырьем которого послужили овчины и шерсть.

Из шерсти выделывали грубые сукна для одежды - сугъ-ур, в свою очередь из сугъура шили верхнюю одежду и под­стилки для просушивания зерна - хъай, валяли войлоки, вяза­ли носки. Производились тканые паласы, они шли на хурд-жины, наплечные сумки - тобиру, мешки для зерна.

Наряду с тканьем, для изготовления одежды применя­ли и шкуры животных. На обувь шла кожа крупного рога­того скота. Чтобы сшить одежду из овчины, ее нужно было предварительно обработать (х1урух1ин бай). Сразу же по­сле свежевания, шкуру засыпав солью, скатывали и остав­ляли в таком виде несколько дней.

Большая часть мужчин занималась отходничеством -главное место занимали - лудильщики, они выполняли заказы сельчан. Известен хороший мастер-каменщик Омарил Али. В Читабе работали и сапожники. Имелась в селении кузница, где выполнялись заказы сельчан, производились в основном орудия труда (серпы, коси, лемеха для плугов, треугольная подставка для приготовления пищи на очаге - махх, подковы и т.д.). Известны мастера по вышивке шуб - т1имугъ, арчин­цы, дусрахцы приглашали этих мастеров для вышивки шуб. В основном, ремесленники уходили на заработки в Закавказье.

Возникали еще с древнейших времен ссоры с соседними селениями Арчи, Карануб, Косрода из-за горных пастбищ ("Ах1ухъ, Ц1елазда, Швалдиб, Соокь"), Ссоры доходили до драк и кончались примирением и клятвой старейшин. Сохра­нилось такое предание, что однажды между читабцами и ар-чибцами вспыхнула ссора по поводу пастбища "Мач1аб хъитI'. Из Арчиба пришли духовные лица, соответственно и из Читаба к месту скандала. Видимо арчибцы были хитроум­ными, заранее глава или старейшина арчибской делегации насыпал горсть земли в свою обувь под голой ногой и начали обсуждение скандального вопроса. Здесь арчибец на коране дал клятву, якобы земля, которая находится под его ногами принадлежит арчибцам, а не читабцам. Читабцы усмирились после клятвы и пастбище перешло к арчибцам, и до сих пор шутят, что арчибец обманул читабцев.

Читабцы ели три раза в день. Сохранилось предание, что дусрахцы -соседи с осени до весны (имеется ввиду короткие дни) ели два раза (утром и вечером), а обед пропускали. Се­ление Дусрах считается малодоходным по сравнению с селе­нием Читаб. Читабцы при встрече с дусрахцами в шутку спрашивают; "Ну как, прекратили обедать?"

На плечах женщин лежали тяжелые работы: она одна жала почти весь хлеб, косила сено, участвовала в перевозке сена и зерна, в заготовке и перевозке дров из леса; возвраща­ясь с полевых работ, она всегда несла на себе огромный вьюк зеленой травы для скота и т.д.

В осенне-зимний период женщина, кроме того, занима­лась прядением, ткала сукно. Поведение женщины строго регламентировалось а чатом и шариатом. Жена фактически не имела права на развод. Развод считался привилегией муж­чин.

Постановления шариата по существу мешали восстановлению семьи, брака, расторгнутого сгоряча, не подумав. Согласно его установлениям, муж, если он дал развод, мог вернуть жену лишь после того, как она вступила во временный брак (даже на одну ночь), с   каким-нибудь другим мужчиной.

Таким образом, неравноправие женщины в семье в дореволюционное время и в первые годы Советской власти, было полным и охватывало все сферы жизни.

Воспитание детей в семье было трудовым. С раннего возраста дети принимали участие в посильных трудовых про­цессах. Помощницей матери во всех домашних делах, и в по­левых работах, с раннего детства становилась дочь.

В семье соблюдаются издавна сложившиеся обычаи. Так, например при входе старшего дети должны уступить ему место, не сидеть за одним столом со взрослыми мужчинами во время еды. Поведение детей вне дома регламентируется правилами, в основе которых лежит уважение к человеку, старшему по возрасту. Оказать услугу взрослому, выполнить его поручение обязан каждый ребенок. Этому учат его дома и в школе.
Детям школьного возраста домашние дела поручаются в свободное от учебы и подготовки уроков время. Родители за­интересованы в воспитании и обучении своих детей. Каждая семья знает важность школьного образования, как для маль­чиков, так и для девочек.

Читабцы особо отличались взаимопомощью при строи­тельстве дома. От начала фундамента до покрытия крыши помогали родственники, соседи и сельчане. При этом демон­стрировали свое уважение друг к другу. Заселение в дом на­чиналось с мавлида, куда приходили не с пустыми руками, а приносили различные подарки необходимые для домашнего хозяйства.

Следует отметить, свойственный для всех сел района похоронный обычай и у читабцев. В течение 30-40 дней все мужчины села утром и вечером посещали могилу усопшего, женщины в течение недели ходили на лайла в дом умершего и носили с собой различную еду и сладости. 3-4 дня все жи­тели села носили траур и не выходили на работу. Мужчин-родственников умершего, по очереди приглашали на еду дру­зья и соседи.
Был еще один хороший обычай как в нашем, так и в других селах района: къаси ц1адух хьвади. Заходя целыми се-мями друг к другу на ночные посиделки, наши предки раз­влекались различными играми: х1асандала, шиша тире и др. Пели песни, танцевали, рассказывали сказки. А хозяин уго­щал гостей бузой, едой и сладостями. Такие обычаи способ­ствовали укреплению родственных связей и росту уважения друг к другу.
Бывало и такое, что оставшихся сиротами детей, со­бравшись, родственники спрашивали: с кем бы дети хотели жить? Дети, разумеется, выбирали того, кто им больше по душе, и до совершеннолетия содержались и воспитывались выбранным опекуном. Что интересно: дети не ошибались при выборе опекуна. Ведь не зря говорится, что ребенок знает, кто его любит, а кто лишь делает вид, что любит.

У читабцев гостеприимство было на высоком уровне. Все лучшее для гостя - таков их принцип.

Уважение читабцев, как и всех чародинцев среди авар­цев других районов, было особое. Об этом многие говорят. Наших ребят уважают и в армии, и в ВУЗах, и на местах ра­боты.

Как и во всех маленьких селах, в Читабе живут дружно и мирно. Почти все имеют родственные связи и практически отсутствуют драки, убийства и кровная месть.

В Читабе было много ученых арабистов: Мач1асул Мур-тазали, А. Магомеддибир, Саидов Асхабали и другие. Много знатных людей и грамотных руководителей вышло из этого села и в Советское время. Особое место среди них занимает Курбанов Х1анапи, работавший на самых ответственных по­стах района и республики.

Камилов Шейхилав Камилович - участник Гражданской воны. Он воевал против большевиков в отряде Н. Гоцинско-го. Шейхилав Камилович имел юридическое образование и после войны до 1965 года работал прокурором, судьей и ад­вокатом в различных районах республики.

В селение Читаб много образованных людей: семь вра­чей, тридцать пять учителей, десять инженеров, пять канди­датов наук и один доктор химических наук (Камилова Равзат, работает в Санкт-Петербурге).
Из этого маленького села на ВОВ ушли 38 человек, а вернулось всего 14.

Воин интернационалист Курбанов Магомед-Шапи награжден орденом Красной звезды и медалями.

Две женщины из села - это Камилова Патимат и Курбанова Пирдаус - носят почетное звание «Мать Героиня».

Отношение к религии у читабцев во все времена было хорошее. В 1999 году там построена хорошая мечеть по ини­циативе Газиева Г., за что сельчане ему благодарны. Дибира-ми в селе работали: Мах1аласул Муртазали, Мухгудул Х1ерав, Пандиса Мух1амад, Саидов Асх1абали, Палил Къурбан, Xlyc, Пусманил Мусса, Муртазалиев Магомед, Мут1алимов Рама­зан, Рачиса Абдулх1асан, Мух1амадов Пусман, Хабибулаев Мусалав.

На 2005 год в селении в 49 хозяйствах проживает 122 человека: 34 мужчин, 57 женщин и 31 детей.

Больших успехов в спорте достигли: Микалов Омарас-хаб (неоднократный призер Республики и серебряный призер Кубка России среди юниоров по карате-до в 1996 году); Ми-каилов Магомедгаджи (призер чемпионата Европы и сереб­ряный призер чемпионата мира по кикбоксингу в 1998 году в Киеве).

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля