Селение Чанаб расположено в Чародинском районе в 2010 метров над уровнем моря, 34 километрах от райцентра Цуриб, на границе Лакского района, в восточной части гра­ничит с селением Дусрах (раньше село называлось Рисиб), а также с селами Шалиб, Ч1 ильдаб и Арчиб.
В какое время образовалось село точных данных нет, но, судя по могилам и арабским надписям на могильных плитах, можно гово­рить, что село очень древнее. На окраине и вокруг села при строи­тельстве и возведений новых домов часто встречаются следы прошлых захоронений. Название села Чанаб проис­ходит от слова «чана», «чаное» т.е. «место охоты на дичь», в народе называют «чут!ун», «чанасел».
По легенде основателями аула были двое братьев по имени Гамзат и Али из местности «Гураб». Это место якобы было располо­жено вблизи от райцентра Цуриб; очень удобное для сельско­го хозяйства, где летом дважды в год можно было скашивать траву, круглосуточно пасти скот, выращивать овощи и фрук­ты.

Этим братьям, будучи на охоте очень понравилась ме­стность нынешнего расположения Чанаб: наличие леса, водо­источников, главное преимущество - это, возможность за­няться охотой на тур, коз, лис и волков, и решили обосно­ваться в вышеописанном месте. Далее потянули за собой остальных родственников, а в местечке «Гураб» поселились жители из других сел.
Соседи - жители Дусраха, Косрода, Чидаб, Чильдаб и другие, в насмешку до сих пор чанабцев называют «людей, обменявших пчел на ос», имеется ввиду, что оставили гео­графически удобное расположение, хорошие земли чужакам, а сами оказались в худшем положении.
В 1936 году по переписи всего в Чанабе было 56 хо­зяйств с населением 176 человек. Мужчин было больше, чем женщин, в связи с чем, в жены брали из соседних сел: Дусра­ха, Чильдаба, Шалиба и др. аулов. В шутку в народе говори­ли: кто женат на женщинах из других сел - «он нестандарт­ный чанабец».
Тухумы и джамааты в маленьком селе Чанаб было не­много: их было 4-5 более значимые, «къверабазул», «чунчол -х!енелазул», «абрамал», «тумиц!ал». Между ними заключа­лись родственные брачные связи.
Все вышеописанное и дальше излагаю рассказ моего односельчанина, аксакала Омарова Яхьи Омаровича 1917 го­да рождения ныне проживающий в городе Махачкала. Ома­ров Я.О. заслуженный человек, участник ВОВ. Был команди­ром противотанковой роты, прошел от Моздока од Варшавы и после победы над Германией участвовал в Японской войне, вернулся старшим лейтенантом. Омаров Я.О. имеет более 10 наград, в том числе, дважды орденом Красной знамени, орде­ном Отечественной войны первой степени и многими меда­лями.

Вот что он рассказал о тухуме «Тулицал». Был род Аб-дуллаевых - Шуайбовых, они несколькими семьями жили обособлено на окраине села. Каждый день в году в одно и тоже время оказывается, в их двор прилетала птица и пела «ту, ут, ту». Обозлившись, дед из этого тухума, бросил с плеч тулуп и начал кричать во весь голос о том, что надоело ему слушать эту музыку, и бросил камень в сторону, где сидела птичка. После этого односельчане начали дразнить его голосом птицы. После чего деда и его родственников называли «Тулиц1ал». Из этого рода Шуаиб, ученый арабист, долгое время был муллой села, обучал детей чтению Корана, умер в конце 60-х годов прошлого века. Его сын Осман ныне живет в Бабаюртовском районе.
Тухум Къвераби. Легенда гласит, что когда-то в этот ту-хум приехал из Грузии гость, которого звали «Къвари». С тех пор   односельчане   их   называли   «къвераби»,   однозначной оценки образа жизнедеятельности этого тухума нет. Многие жители из-за бедности и нищеты вследствие отсутствия соб­ственных пастбищ и земельных наделов вынуждены были искать хлеб на стороне. В частности, они работали у богатых пастухами в селе Бухзанах Лакского района. Некоторая часть жителей уезжала в Грузию, Азербайджан и Армению, где ра­ботали каменщиками, лудильщиками и подсобными рабочи­ми. Правда, после октябрьской революции в корне измени­лась жизнь Чанабцев. Уровняли богатых и бедных путем пе­рераспределения пастбищ и земельных угодий. Вообще сле­дует отметить, что в Чанабе было немного богатых людей, и они не кичились своим имуществом (земельными угодьями и большим количеством скота). Из этого тухума вышли замеча­тельные люди: Алиевы Мирза и Шамсутдин. Мирза долгое время работал председателем колхоза и председателем сель­ского совета. Алиев Шамсутдин был самым уважаемым чело­веком в районе, работал главным бухгалтером колхоза «Куй­бышев» села Дусрах. Благодаря его усилиям было электри­фицировано село, построена новая дорога. Шамсутдин траги­чески погиб в автоаварии. Его добрые дела продолжает сын Мирза. После окончания Сельхозинститута работал экономи­стом в колхозе, главным специалистом в управлении сельско­го хозяйства. Ныне возглавляет пенсионное отделение Буй-накского района.

Тухум «Чумчол - Х1енела.ч».

Это был маленький тухум, жили в бедности и в недостатке. Родоначальник этого тухума Чумчолов, он рано лишился родителей. У него было двое сыновей, одного звали Гасан, второго - Амир. Они имели ма­ленькую мельницу, где односельчане мололи зерно. Гасан всю жизнь был пастухом, умер в 1951 году.
Амир был ученым арабистом, несколько лет работал мутаилом в селениях Дусрах и Шалиб. О нем в народе гово­рили, много хорошего. В 1942 году Чародинский военкомат тяжело больного Амира отправляет на фронт в связи с тем, что район не выполнял план призыва. Однако в Буйнакском окружном военкомате был «забракован» и возвратился об­ратно. Через некоторое время он умер. У Амира осталось трое детей. Старший Мустафа в 1950 году окончил ремеслен­ное училище, получил хорошее образование для работы в промышленности и в строительстве. Средний сын Чумчолав служил в рядах советской армии более 10-ти лет, а в после­дующем работал в органах госбезопасности. В звании майора ушел в отставку, проживает в городе Махачкале. Двое сыно­вей Чумчолава работает в органах Госнаркоконтроля и Нало­говой полиции. Третий сын Амира - Амир, труженик села, ныне проживает в селе Кокрек Хасавюртовского района.
Тухум «Х1енелал». Род Х1енелалых прославился своими учеными - арабистами. В возрасте 17 лет Х1енелав Магомед наизусть читал Коран, более 30-ти лет был помощником уста-за Гасана из Кахиба, известного в то время на Кавказе. У Х1енела единственный сын пенсионер Омаров Магомед жи­вет в Кочубее, у него четверо детей. Один работает в ГИББД, второй - в морской инспекции города Астрахани, другие обу­чаются в вузах республики.

Тухум «Курамагомедовых».

Курамагомедов Исмаил участник ВОВ, этот человек был одним из уважаемых и по­читаемых во всем Чародинском районе. До ВОВ работал председателем колхоза имени Куйбышева и председателем сельского совета села Дусрах, куда входили 5-6 сел этого участка. В 1944 году после выселки чеченцев в Казахстан все жители нашего села были переселены на их территории, где был образован новый Ритлябский район. Исмаил также про

должал работать председателем сельского совета, а в после­дующем бессменным председателем колхоза. Об Исмаиле хорошо написал в своей книге бывший первый заместитель министра Сельского хозяйства А.Абдулхалимов. Он сказал, что Исмаил был «совестью чанабцев».
Его сын Магомед долгое время работал в КБО районно­го центра Цуриб. Он был самым радушным, гостеприимным человеком. Умер 10 лет тому назад. Его старший сын Ша­миль работал в системе ГАИ, в чине капитана милиции ушел в отставку. Остальны дети живут в поселке Кочубей Тару-мовского района. Второй сын Исмаила - Ахмед, по специаль­ности зоотехник, долгое время работал в колхозе имени Куй­бышева, в последующем заместителем председателя колхоза, ныне проживает в селе Юрковка Тарумовского района. Тре­тий сын - Гамзат, работал механиком, заведующим гаражом, начальником участка Дагнефть, ныне пенсионер.

Тухум «Х1анкаби».

У Омахана было двое сыновей, старшего звали Ахмед, младшего Тажиб. Омахан и его пред­ков считали горячими и вспыльчивыми, вследствие чего их называли «Х1анка - Ахмед», «Х1анка - Тажиб». Был. Ахмед известен как известный каменщик, Тажиб - прославленный зурнач и хороший сапожник.

В 1944 году после переселения в Чечню джамаат Чанаба полностью переехал на новое местожительство, в том числе и семья Тажиба, а Ахмед не захотел жить в Чечне, со своей семьей он отправился в местечко Бухсанах Лакского района. У него родились трое сыновей и две дочери, которые до сих пор проживают там. Правда, средний сын Ризван проживает в Махачкале, дочь Халимат окончила Сельскохозяйственный институт. Она первая девушка из Чанаба, получившая в свое время высшее образование. В данный момент проживает с мужем в поселке Кочубей, работает начальником межрайон­ной ветеринарной станции. Старший сын Ахмеда по имени Гусейнгаджи в Лакском районе имеет свое фермерское хо­зяйство. Младшей сын Исрапил проживает в поселке Комсо

мольск Кизлярского района, работает строителем. У Тажиба было двое сыновей, старший - Гаджи долгое время работал директором КБО в Ча^адинском районе, в городе Хасавюрте. Ныне проживает в селе Кокрек Хасавюртовского района. У Гаджи трое сыновей. Старший Омахан один из лучших спе­циалистов по ремонту автомобилей, имеет свою мастерскую. Средний сын Юсуп работает в Тарумовской межрайонной налоговой инспекции старшим инспектором. Третий - Тажиб, сотрудник ДПС Кизлярского РОВД. Младший сын Тажиба Курбанмагомед был всеобщим любимцем жителей села. По­сле окончания Буйнакского сельхозтехникума работал меха­ником, зав. гаражом в колхозе Куйбышева и МКХ Чародин-ского района. Последние 20 лет бессменно проработал дирек­тором в Кочубейской базе Дагагроснаба. Курамагомед был красивым, жизнерадостным человеком, много сделавшим для укрепления материально-технической базы колхозов и совхо­зов республики, в том числе и Чародинского района. В воз­расте 49 лет скоропостижно скончался на рабочем месте. Его единственный сын Курбан трагически погиб в молодом воз­расте. Две дочери Диана и Эльмира со своими семьями про­живают в городе Махачкала.

Тухум «абрамал».

Об этом тухуме поговаривают, что когда - то в село приехал некий Абрам продавать всякую ме­лочь, старую одежду, посуду и т.д. Последние 2-3 дня оста­вался у Алидибира, известного в то время арабиста. После этого ему дали прозвище «абрамал». У Алидибира был сын Омардибир, впоследствии ставший ученым - арабистом. Дол­гое время жил и служил муллой в мечети селения Варай Лак­ского района, у Омардибира было два сына: Яхья и Закарья. Старший Яхья, автор выше пересказанных рассказов, ныне проживает в городе Махачкала. Как ранее сказано, он участ­ник ВОВ, после окончания Бакинского пехотного училища служил в Моздоке в чине младшего лейтенанта, первоначаль­но в штабе, в послемующем командиром противотанковой роты. После демобилизации работал в Чарадинском и Рит

лябском районах учителем, директором школы, более 30 лет работал начальником отдела Комитета по переселению при Совете Министров ДАССР. Второй сын Омардибира - Зака-рья, был уникальным, жизнерадостным, всеобще любимым человеком. После окончания Буйнакского педучилища рабо­тал учителем, более 30-ти лет завучем начальной школы. Умер в 2001 году. У Закарьи 4 сына и две дочери. Старший Омар живет г. Махачкале, работает Дагводканалхозе главным специалистом.
Второй сын - Магомед после окончания Сельхозинсти­тута работал в различных организациях ведущим специали­стом, директором филиала Анжи - Банк, а в настоящее время заместителем главы администрации Чарадинского района. Омаров Магомед, простой по натуре, чуткий и отзывчивый человек, единственный представитель Чанабинцев, который остался в районе. Все встречи односельчан ложатся на его плечи.
Третий сын Аюб - работает директором учебного центра в Автодорожном институте в городе Махачкале. Первый в селе кандидат экономических наук. Четвертый сын по имени Сайд хранит отцовский очаг, бережет мечеть, ухаживает за кладбищем.
В 1944 году по решению Верховного Совета ДАССР, горцы из аула Чанаб были переселены на освободившуюся территорию ЧИАССР, где образовался новый район «Ритляб-ский». Туда переехали и жители из сел Моксоба, Кульзеба, Чильдаба, Могроба, Г>даба и Гооба.
В Ритлябе поселились горцы из сел Хунзахского, Совет­ского, Цунтинского, Унцукульского, Ботлихского и других районов республики.
Переселение происходило в суровых и тяжелых услови­ях холодной зимы 1944 года. Перевозили людей из райцентра до города Буйнакск в основном на подводах, преимуществен­но детей и стариков, а большая часть добиралась пешком. В последующем из города Буйнакск перегружали на поездах до станции Шамхал, а оттуда - на товарных вагонах до станции Хасавюрт. Из Хасавюрта на расстоянии 50-60 километров до­бирались по-разному до места назначения. В первое время от холода и отсутствия еды умерло большое количество народа, в основном, старики, хенщины и дети.
Сказалось также изменение климатических условий, что способствовало распространению инфекционных заболева­ний, таких как малярия, дизентерия, желтуха. Еженедельно умирали от этих болезней три - четыре человека. Умерших в основном хоронили женщины, поскольку молодые мужчины находились на фронте. Были случая, когда умирала вся семья, и их дома заколачивали. Переселенцев заселяли в дома, ос­тавленные чеченцами. Постепенно жизнь в Чанабе стабили­зировалась, люди приспособились выращивать зерновые культуры, овощи и фрукты в новых условиях.
Спустя 13 лет, т.е. в 1957 году чеченский народ был реабилитирован и возвращен на свои исторические места. В связи с чем, чанабцев вновь переселили на новые необжитые степи Хасавюртовского района, так образовалось село Кок-рек.
Некоторая часть жителей вернулась в горы, на прежние места. Однако через некоторое время эти люди вынуждены были вернуться на равнину: кто в Кокрек, кто в Кочубей. В настоящее время в горах старого Чанаба проживают четыре семьи, а остальные разбросаны по территории всей России. По подсчетам в настоящее время у чанабцев 83 хозяйства, большая часть населения проживает в селе Кокрек, а так же в поселках Тарумовского и Кизлярскогс районов.
Говорят, что по плану село Чанаб не подлежало пересе­лению. Однако по инициативе Бадрудина Кашкаева, рабо­тавший в то время не то в Исполкоме, не то в РК КПСС, вме­сто его села Шалиб, подлежащего переселению, было вклю­чено селение Чанаб. У нас говорят: «Лакцы и здесь проявили свою хитрость». Щалибцы остались на месте, а чанабцы ока­зались в Чечне.

В основном все действия и поступки совершались по неписанным законам и в соответствии с нормами обычаев. Отступления и игнорирование их подлежало всеобщему об­суждению, на сельских сходах. В Чанабе за период советской власти и по сей день не совершено ни одного уголовного пре­ступления. Не известны случаи совершения преступлений также из выходцев села в других регионах России, что ис­ключало наличие кровной мести.
Раньше на свадьбах гуляли всем селом. Свадьба длилась два-три дня, по ее завершению невеста с кувшином в сопро­вождении музыки ходила за водой, что символизировало о будущей полноценной, обильной и радостной жизни в доме жениха.
При строительстве жилья для молодоженов участвовали от каждого двора по одному представителю и строили сооб­ща. При смерти односельчан целую неделю поочередно при­глашали в гости всех родственников со стороны умерших. Запрещалось приготовление еды в доме умерших. Но, к со­жалению, такие обычаи не сохранились, особенно после пе­реселения на низменность.
В настоящее время в селе Кокрек, в случае смерти в те­чение недели ежедневно раздают в виде садакъа мясо, сахар, хлеб. Отмечают; кто 40 день, кто 52 день памяти, устраивают мавлиды с участием большого количества людей. Следова­тельно, не каждому по карману такие расходы. В этом деле идет соревнование, кто, сколько истратит на свадьбу и похо­роны.

После революции в селе открылась начальная школа. По ее окончании ходили в семилетнюю школу селения Дус-рах, что расположено в 4-х километрах. В последние годы в начале 60-х в Дусрахе открылась средняя школа, где обуча­лась часть школьников, а другая часть в интернатах села Ириб и Тлярош. В данный момент в Чанабе нет школы из-за отсутствия континента. В селе Кокрек проживают выходцы из сел района Ритляба, Чильдаба. Кроме того, живут переселенцы из сел Ботлихского, Ахвахского района, а также люди разных национальностей.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля