Арчинцы живут в Чародинском районе Республики Дагестан, в верховьях реки Хатар, впадающей в Кара-Койсу (Рис-ор). Само название арчинцев - аршиштиб. Лакцы их называют «арчи» аварцы - «рочисал» или «арчисел». Аварцев арчинцы называют «ярттиниб». лакцев - «гьаманниб», лезгин «ахти-курал». кумыков къаркъалинниб» даргинцев - по обществам например, хъуппашттиб» (куппинцы), «цIадахIришттяб» (цудахаринцы). «гурттаништтиб» (губденцы). По данным на 1866 г. арчинцев насчитывалось 600 чел; в 1886 -800; в 1926 г.- 900 человек. В настоящее время, по оценочным данным, их численность составляет примерно 1200 человек.
До первой трети XX в. имели одно селение - Хеьреь «Рочиб» (авар.), «Арчиб» (руск., производное от лак. «Арчи»), в котором по прежним адатам разрешалось жить только три летних месяца в году. Остальное время они жили на хуторах («духхурум») с капитальными хозяйственными постройками и жилищами. Вокруг «духхурум»
располагались зимовья для овец «малъи».

После установления советской власти, и особенно в связи с коллективизацией и изъятием в 30-е годы по решению правительства Дагестана части горных пастбищ арчинцев в пользу хозяйств Гунибского и Лакского районов, система расселения претерпела кардинальные изменения.

Арчиб - основное селение арчинцев - обезлюдело и превратилось, по выражению Е. Шиллинга, в «груду полуразрушенных покинутых жилищ, причудливо вырисовывавшихся своими контурами но верху гребня». К 1944 году в нем осталось всего 45 из 253 хозяйств. Остальная часть населения перешла на постоянное жительство на хутора. Последние Разрослись и превратились в селения: это КIала. Лъатта. Къесер, Хилих, Алшуна. Къубакъ (в руск. транскрипции соответственно: Кадиб, Хитаб. Кесер. Хилих, Алчуниб, Кубатль), за которыми до сих пор сохранилось название «духхурум, несмотря на то. что они крупнее селения Арчиб.

Часть арчинцев после коллективизации и раскулачивания (примерно 10 семей) была выселена в Гунибский район (в селения Салта, Кудали, Кегер и др., и в Киргизию (4 семьи) и т.д. Другие, обеднев за послевоенные годы, были вынуждены искать приют за пределами родного села. Таким образом, около 30-ти семей (т. е. почти каждая десятая семья) проживают в настоящее время в Гунибском, Тляратинском. Хивском районах Дагестана, а также в Киргизии, Азербайджане.

Еще с прошлого века арчинцы оседали в Кумухе и других лакских селах, куда они обычно прибывали в качестве служителей культа, овцеводов, (каменщиков, столяров и др.). Ныне в Лакском районе живет более 10-ти семей арчинцев. С начала 60-х годов они стали селиться в городах: в Махачкале - 15. Буйнакске - 4, в Каспийске - 1. Кизляре - 6 семей.

Климатические условия на территории традиционного расселения арчинцев характеризуется холодной зимой и коротким летом. Имеются хорошие альпийские и субальпийские пастбища, однако пригодной для пашни земли мало. На территории арчинцев находится часть Чародинского государственного охотничьего заказника - здесь водится дагестанский тур, дикая коза, серна, волк, лиса, заяц, кавказский улар (горная индейка), каменная куропатка. Река Хатар богата Ручьевой пятнистой форелью.
Арчинский язык относится к числу изученных дагестанских языков. Тем не менее, после докторской диссертации Арчинский язык относится к числу изученных дагестанских языков. Тем не менее, после докторской диссертации 60-х годов О. Кахадзе. в которой автор отнес арчинский язык, сравнив его только с лезгинским, к «лезгинской группе», ничего в плане изучения истории этого языка еще не сделано. Политизация межэтнических отношений в советское и постсоветское время реанимировала и гиперболизировала такие понятия, как "этнос", "этническое npoисхождение", "этническая принадлежность», «этнический престиж» и т. д.,превратив их в стереотипы, ярлыки и прозвища. При этом арчинцы находятся в весьма курьезном положении - по языку их «относят» к лезгинам, по национальности - к аварцам, по культуре - и к аварцам, и к лакцам.

Арчинцы такой же древний народ Дагестана, как и другие. Увязывать их происхождение с каким-то конкретным дагестанским этносом или утверждать, что все дагестанские языки произошли от арчинского, бессмысленно.

Археологически территория расселения арчинцев не изучена. Однако обнаружены могильники, содержимое которых, в частности керамический материал и казенные плиты с солярными знаками, позволяют предполагать, что территория эта была освоена еще в эпоху ранней бронзы (III—II тыс. до н.э.).

Полевые этнографические материалы свидетельствуют о пережитках язычества и наводят на мысль о возможном влиянии христианства.

Арчинцы - мусульмане-сунниты. Ислам, судя по сведениям о наличии здесь арабоязычных куфических памятников, они приняли не позднее X века. В античных и раннесредневековых письменных источниках сведения об арчинцах отсутствуют. В исторической хронике Мухаммеда Рафи (XIV-XVI вв.) наряду с большинством других сельских обществ Дагестана, упомянуты и арчинцы.

Исторические события времен Кавказской войны прямо или косвенно отразились и на арчинцах. Так, 25 июля 1849 года войска генерал-адъютанта Аргутинского «направились к аулу Арчи... переночевав у Арчи, войска, с рассветом, 25-го числа сожгли аул и выступили обратно к Шалинскому перевалу. Аул Шали подвергся той же участи а хлеб на пашнях большей частью истреблен».

Территория расселения арчинцев характеризуется весьма суровым климатом. Зимой рогатый скот с ноября по конец находится на стойловом содержании. Основное занятие арчинцев - скотоводство (главным образом овцеводство) и богарное земледелие Хозяйство имело замкнутый характер. Только весной, в пору окота некоторые зажиточные овцеводы, организовав коши и приняв на время за плату овец односельчан, перегоняли скот в низменные районы Дагестана. Зимой скот содержали на хуторах или вокруг них. летом - на альпийских пастбищах (кроме дойных коров и телят). На хуторах овчарни располагались на втором этаже, над хлевом для КРС. На третьем этаже имелись жилые комнаты или помещения для хранения сена и соломы Земельные участки под пашню располагались на горных склонах и на пологих местах в долинах рек. Основные сельскохозяйственные орудия общедагестанского типа: деревянный плуг (рало) с железным лемехом, серпы, молотильные доски, деревянные лопаты, со 2-й пол. XIX в. также косы. Сеяли главным образом яровые: ячмень, полбу и пшеницу. Огородно-бахчевые культуры не выращивали, чеснок и лук покупали в Кумухе или у заезжих мелких торговцев из аварских и лакских селений. Подсобные занятия: охота на туров и пчеловодство (основной тип ульев - плетеные каркасы, обмазанные глиной). Из домашних промыслов и ремесел были развиты: шерстяное ткачество (грубые сукна для одежды, толстые ткани на плотной основе и с начесом для подстилок «батIи», использовавшиеся и как одеяла; изготовление паласов с орнаментом в виде цветных полос, сохранилось до настоящего времени, резьба по дереву (орудия труда, утварь, посуда) и др.
Из традиционных искусств развита художественная резьба по дереву главным образом трехгранно-выемчатая, наиболее распространены солярные мотивы, а также геометрические, реже растительные узоры. Ею украшали деревянные сундуки, лари, люльки, кружки, мерки, поставцы, ложки, вилки и др. утварь и посуда. Экономически арчинцы до недавнего времени были ориентированы на кумухский рынок, который находится припримерно в 30-ти км. от Арчиба. Накануне базарного дня они отправлялись через горный перевал в лакские села Бурши или Хулусма и оставались там на ночлег. В этих селах, как и в самом Кумухе, каждая арчинская семья имеет «отцовских» кунаков.

На следующий день, оправив свои торговые дела, они возвращались обратно. Торговали баранами (жирнохвостая порода), крупным рогатым скотом, овечьей брынзой, топленым маслом, овчинными тулупами, паласами, шерстью. Все это имело хороший спрос. Покупали в основном соль, сахар, керосин, мужскую одежду, мужские сапоги, женские серебряные украшения, ткани, ковры и т. д.

Характерны два типа поселений: селения и отселки (хутора), возникшие на местах выпаса скота или вблизи удобных земельных участков. Хуторской тип поселения известен арчинцам давно, однако на постоянное местожительство туда стали переселяться лишь с 1920-х гг. Еще в начале XX в. арчинцы летом обычно жили в главном селении - Арчи. Ныне вместо хуторов существуют небольшие селения. Преобладал территориальный принцип расселения. Селение Арчи делилось на кварталы, в которых жили представители разных тухумов. Общественная жизнь сосредоточивалась возле мечетей (в Арчи их было четыре, на хуторах - две). Все селения арчинцев горные, скученные. Дома одно -, двух - и многоэтажные, каменные с плоскими крышами, на хуторах - чаще с хозяйственными помещениями и хлевом в одном комплексе. В советское время появляются дома с галереей по фасаду, сокращается количество этажей и площадь хозяйственных построек. Возведены общественные здания.
Одежда арчинцев, особенно женская, имеет некоторые отличительные черты, выражающиеся в деталях покроя, цветовых предпочтениях, форме ношения Мужская одежда состояла, из туникообразной рубахи, штанов с широким шагом за счет клиньев)' бешмета, черкески, овчинной (иногда и каракулевой) папахи, свободного покроя овчинной шубынакидки с ложными рукавами («раьгьуь») и без рукавов («парттукь»). бурки, рабочей обуви из цельного куска сыромятной кожи, без голенищ («къесур»), войлочных («ахъидан») и мягких кожаных сапог («масхIатту»).

Женщины носили платье-рубаху, которую подпоясывали дважды цветным матерчатым кушаком и завязывали спереди узлом, длинные и широкие штаны. Некоторые имели праздничные платья в талию («бузма»). Носили кожаную и войлочную обувь, головной убор «чухту» (мешочек для кос)и покрывало. Костюм дополняли украшения (серебряные, медные, латунные) - ожерелья, серьги, браслеты, кольца, подвески к «чухту», нагрудные украшения, пряжки к поясам и др. Специфична несимметричная, покрытая монетам и нашивка, украшавшая головной убор. В настоящее время традиционных элементов костюма у мужчин сохраняются овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин - «чухту», головное покрывало, длинные прямые штаны и пояса яркой расцветки.

Кухня, в которой преобладают мучные и мясомолочные блюда, не отличается особым разнообразием, хотя арчинцы уверены, что по вкусовым качествам их пища (особенно овечья брынза и вяленая колбаса) превосходны. Из мучных изделий для повседневного питания пекут пресный, а для проведения обрядов (свадьба, похороны, раздача милостыни - «садакъа») - заквашенный хлеб. Готовят также различные пироги с мясной или творожной начинкой. Так как кукуруза в Арчибе не растет, лепешки из кукурузной муки с парным молоком считаются деликатесом. Для беременных женщин, рожениц, истощенных больных и престарелых из солода и толокна пекут лепешки или варят кашу. Еще лет 15 назад на ручной Именной мельнице мололи пшеницу или кукурузу и из полученной крупы готовили кашу «хьулурхъус».

Самое распространенное блюдо - хинкал, который едят с мясом, сыром, сметаной, кислым молоком с чесночной приправой; широко бытовали также пельмени («курзе») и пироги с начинкой (с мясом, с внутренним бараньим жиром и ливерной начинкой, творогом, яйцами, молозивом, с крапивой* черемшой).

Другой вид хинкала - более напоминает суп, чем хинкал. Для приготовления в кипящее молоко добавляют мелкие куски пресного теста и раскрошенный творог. Блюдо заправляют чесноком и растопленным старым курдюком или бараньим жиром.

Готовят также различные мясные и постные супы, которые непременно заправляют курдюком или старым вяленым бараньим жиром.
В качестве специй широко применяются тмин, чабрец, перец. Из молочных продуктов употребляются парное и кипяченое молоко, брынза, простокваша, обрат, сыворотка, кефир.

Мясные блюда готовились летом и осенью в основном из свежего мяса, а в остальное время года из сушеного (вяленого). Употребление мяса и блюд, состоящих исключительно из мяса, особенно свежего (как, например, типа жаркого), «шашлык» - было делом далеко не повседневным. Это можно было позволить летом (в сезон свадеб) и осенью (во время забоя скота на мясо для сушения, в том числе в виде разделанных туш колбас, курдюков и т. д.). Мясо птицы считалось деликатесом, из-за дефицита зерновых кормов птицеводством здесь специально не занимались.

Традиционный хмельной напиток на свадьбах и праздниках - буза сахарная или из толокняной муки с добавлением солода.
Из десертных продуктов употребляется урбеч из семян льна, абрикосовых косточек, халва из муки, масла и сахар или из семян конопли, абрикосовых косточек, орехов. В последние годы стали готовить из завозных фруктов компоты и варенья, хотя традиционно отношение к пище садоводов, точнее к не мясной пище v ярчиниев индифферент-
ное.

По традиции все существенные для арчинцев решения принимаются в Арчибе. Здесь же находится и единственное кладбище арчинцев.

В общественной жизни арчинцев значительную роль играла сельская община. При избрании ее органов управле ния придерживались принципа представительства отдельных тухумов. Сельское управление возглавлял старшина - бегаул избранный сельским сходом. В состав управления джамаат выбирал также сельских судей из уважаемых и сведущих в вопросах шариата стариков, помощников старшины - чаушей, обсуждал кандидатуру кадия селения (судьи). В ведении джамаата находились также распределение пастбищ между малыми семьями, сенокосных участков, расклада повинностей, ремонт и возведение общественных зданий, благоустройство дорог, мостов, кладбищ, вопросы отношений с соседями и др.

Для традиционного семейного быта характерны подчинение младших старшим, неравное положение женщины, выполнявшей большую часть трудоемких работ (уход за крупным рогатым скотом, заготовка кормов, уборка урожая, переноска тяжестей, обработка шерсти, шитье и др.). Современная семья - малая, чаще двухпоколенная, в ней поддерживаются традиции уважения стариков, трудовой взаимопомощи, родственной солидарности (при устройстве свадеб, похорон и др. важных дел). В прошлом предпочитались родственные браки, заключавшиеся по воле родителей.

Желание породниться с той или иной семьей тщательно обдумывалось, а после принятия на сей счет решения день за днем устанавливались добрые межсемейные отношения. Свадьбе предшествовал сговор и религиозное оформление.

Жених до свадьбы не может дарить стороне невесты или ей самой ничего. Досвадебные подарки мужской части Родственников невесты считаются верхом неприличия.
Брак без религиозного оформления (магьар) считается греховным. При заключении магьара соблюдаются меры предосторожности от вредоносной магии. Считается, что если в момент заключения магьара кто-либо из недоброжелателей завяжет узел, замкнет заход, откроет и закроет нож, вынет кинжал и вложит его обратно неправильной стороной и т.д., это может отрицательно повлиять на потенцию жениха. , прочность брака вообще.

Современные свадебные обряды сохраняют традиционность (участие широкого круга родственников, соседей, торжественная встреча невесты в доме жениха и т. д.). Подарки на свадьбе выставляются напоказ. Приносят их только женщины. Мужчины идут на свадьбу с тушей или с половиной | туши барана (в зависимости от степени родства) или вносят определенную сумму денег.

Погребальные и поминальные обряды совершаются строгом соответствии с предписаниями шариата. В особенностях соблюдения траура, в приготовлении поминальной еды др. отражаются следы домусульманских верований.

Многие обряды и обычаи связаны с хозяйственным циклом. На 15-й день лета (5 июля) отмечали праздник отгона, овец на летние пастбища, сопровождавшийся спортивными состязаниями, борьбой, поднятием тяжестей, совместной трапезой (главное блюдо - свежеприготовленный овечий сыр). Осенью, в конце октября, устраивали праздник. связанный с улучшением пород скота. Дети ходили по домам с песнями, в которых желали увеличения поголовья овец, их веса и т. п. Весной праздновали день выхода плуга, или первой борозды, во время которого для всех жителей устраивали щения, спортивные игры. Организатор праздника выбирался по жребию из числа удачливых в хозяйственных делах людей.

Зрелищно, с разжиганием костров, народными отмечался и праздник весеннего равноденствия. В случаях засухи проводился обряд вызывания дождя включался обряд в ритуальном шествии по селу толпы с ряженным с ног до головы в траву мужчине».

Арчинцы гостеприимны. Обычай гостеприимства обязывал хозяина: не сидеть, пока гость стоит, не оставлять гостя одного, а, отлучаясь, поручить заботу о нем родственнику не спрашивать гостя о цели визита, пока сам не скажет,'не справляться о времени отъезда и т. д. Гость также должен был вести себя достойно. Гостеприимство отнюдь не сводилось к чревоугодничеству, а тем более к пьянству, как это имеет место в наши гни, хотя и раньше для дорогого гостя резали барана, а с последней четверти XX в. могли предложить ему и водку. Оно предусматривало, прежде всего, обеспечение гостя кровом, хлебом и безопасностью.

Народный характер основывается на таких общедагестанских нравственных ценностях, как «ях1», «намус», на понятиях «бимушур» («настоящий мужчина»), «билъоннол» («настоящая женщина»), которые служат каноном благородства, мудрости, ума, чести, совести.

Имеются письменные памятники XIX века. На арчинском языке (религиозный трактат, стихи), а также художественные и теологические произведения, написанные арчинцами на аварском, лакском и арабском языках. Из числа арчинцев вышло немало ученых, получивших образование на арабском языке.

С 1928 года служащие НКВД и КГБ, партийные и советские работники проникали в каждый дом, изымали рукописные и печатные книги, «складывали» в одном из открытых дворов, затем сжигали. По свидетельству ученого-арабиста Ахмат-хаджи, уничтожению подлежало все, что написано на арабской графике, содержанием никто не интересовался, книг было уничтожено столько, что они не поместились бы в построенный в 60-е годы в с. Арчиб Дом культуры.

К сожалению о многих из них дошли лишь сведения; это Казакилав (XVIII в.) - астроном (его считают основоположником астрономической школы в Дагестане, математик, врач, автор ряда книг и поэтических касыд на арабском языке; Магомедхан, занимал видную должность при Шамиле; сын Магомедхана - Мугеддин, автор трактата об истинных и ложных последователях трактата; Мама Дибир, универсальный ученый, муршид накш бандийского тариката, получивший на то право лично от Джамалутдина Казикумухского Могила муршида, шейха - Мама дибира находится в Арчибе и служит местом поклонения (зиярата) верующих.

Среди ученых того времени - Магомед Магомедханов (кон. XIX - нач. XX в.), депутат Казикумухского окружного суда, знаток арабского, персидского, турецкого, русского и нескольких дагестанских языков, помогавший лингвисту и этнологу A.M. Дирру при его исследованиях арчинского и агульского языка.

В 1950-1990-е годы последователями традиционной системы образования являлись Садрудин из Алчуниба, Танга-Хаджи и Гарун-Магомед (автор более 50 рукописей по богословию и перевода Корана на аварский язык) из Арчиба и другие.

В советское время сформировалась своя интеллигенция: ученые, учителя, врачи, экономисты, работники культуры и др. Большим уважением в республике пользуются: заслуженный врач Дагестана, заведующий ревматологическим отделением Республиканской клинической больницы Гамзат Джаватханов; ведущий хирург Республиканской онкологической больницы Омарбег Омаров; хирург Махачкалинской 1-ой горбольницы Нургаджи Саидов; главный врач кочубейской больницы Гаджиага Магомедов; председатель колхоза Саид Гашимов долгое время руководивший Арчибским с/советом Полонов Хизри-Гаджи.

Среди кавказоведов хорошо известно имя видного ученого-языковеда, доктора филологических наук, заведующего кафедрой русского языка Даггосуниверситета Джалила Самелова. Магомедов Саидбег, Самедова Пасихат.

Хорошо знают в республике и за ее пределами выпускника и преподавателя Московской сельхозакадемии им. Тимирязева, доктора философских и кандидата экономических наук, одного из руководителей Всероссийской мусульманской организации «Hyp» Максуда Садикова. Сегодня он является директором Дагестанского теологического института им. Маммадибира ал Рачи.

В Арчибе одна средняя и три начальные школы, укомплектованные местными учительскими кадрами во главе с опытным директором школы Каримом Мусаевым.
У арчинцев распространен аварский и лакский фольклор. Среди арчинцев нет человека не знающего арчинский язык. Кроме того, они владеют аварским и русским языками, на которых ведется преподавание в трех начальных классах и в средней школе, а многие знают и лакский язык.

Популярный танец - лезгинка, музыкальные инструменты - зурна. Песни исполняются на аварском языке.

В наши дни арчинцы, как и все дагестанцы, переживают не лучшие времена, связанные с экономическим кризисом и падением сельскохозяйственного производства до уровня натурального. Овцеводство - главный источник их дохода становится с каждым годом все менее рентабельным. Тонны шерсти вот уже седьмой год не находят сбыта из-за катастрофически низких закупочных цен. Хозяйство некогда богатого колхоза из-за непомерных налогов хиреет. Различного рода программы экономического развития горной части Дагестана, как, например, программа «Горы», до арчинцев не доходят. Молодежь не имеет работы. Недовольство людей усугубляется еще и тем, что арчинцы совершенно не представлены в структурах власти, даже в районных, не говоря уже о республиканских органах государственного управления. Тем не менее они занимают достойное место в районе, в республике, в России.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля