Из Чиркея вышли многие известные ученые и алимы — помощник услара Айдемир, математик Гамзатгаджи, теолог Тагиргаджи и Магомедгаджи, ученый и поэт Магомед Рурухмаев, общественный деятель Али Бараев и др. Здесь всегда царил строгий правопорядок, авторитетными старшинами были Джамал, Абдулкадыр. А старшин выбирал народ на альтернативной основе. Чиркей входил влиятельным членом в состав Салатавского вольного общества.
С Черкеем связаны многие события Кавказской войны. Об этом хорошо рассказано в книгах краеведа Б. Гаджиева романе X Мугуева «Буйный Терек», книге Г. Казиева и Т. Ахмедзияутдинова «Чиркей». Верным помощником Шамиля были Амирхангаджи, Таймасханкади, Юнус, Миртик-Муртазали, Наибгаджи и др.
Чиркей — революционный аул. У. Буйнакский, М. Дахадаев часто приезжали сюда в то время, организовывали партизанские отряды, которые разгромили контрреволюционные отряды в горах Салатау. И ныне чтят героев тех событий Магомеда Алиханова, Джамирзу Дибирова, Абакара Мирзаева, Абулава Абакарова и др. Чиркей награжден грамотой ВЦИК, ему объявлена благодарность реввоенсовета.
В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло более 500 чиркейцев, в боях за родину отдали жизнь около 300 человек. Интересна судьба инвалида первой группы Гусейна Абдурахманова. На Ленинградском фронте раненный Гусейн попал в плен. За отказ выдать военную тайну фашисты пытали, глумились над ним — выкололи глаза, отрубили руки. Думали, что он погиб. Впоследствии наши части освободили это место и нашли полуживого нашего солдата Гусейна. Вылечили, в сопровождении санитарки доставили домой. Братья Хаджимурад и Магомед пришли а отчаяние, увидев изуродованного брата. Но Гусейн стал бороться за жизнь, обзавелся семьей, стал примерным хозяином и семьянином, ныне воспитывает внуков. И Хаджимурад и Магомед не могут обходиться без помощи Гусейна. Таков чиркеевец — горец, настоящий дагестанец.
Сулак приносил Чиркею много бедствий: затапливал сады, уносил скот и людей. Буйный Сулак обуздала вся страна. Теперь Чиркейская ГЭС дает энергию и воду всему Дагестану. Ради общей пользы чиркейцы пожертвовали древним селением, садами и пастбищами. И, помнится, по этому поводу здесь не было забастовок, каких-либо акций. Наоборот, горцы активно включались в строительство гиганта гидроэнергетики. А житель нашего селения Мухтар Гереев удостоен звания Героя Социалистического Труда. Строителей со всех концов страны чиркеевцы приняли радушно, в первое время устраивали их в своих домах, предоставили сады под строительство временного поселка Дружба.
Народ Чиркея гостеприимен и интернационален. Еще до революции часто сюда приезжали русские купцы и фабриканты за шерстью, восхищались добрыми традициями. Один из них (из Петербурга) останавливался у Исмаила Шайхилова. Гостя угостили хинкалом с домашней колбасой с чесночной приправой. После еды поблагодарил хозяев и сказал: «Я посещаю самые лучшие рестораны Петербурга, но никогда не пробовал такой вкусной еды».
Уважение к гостю, кунаку, независимо от национальности, — закон для настоящего дагестанца, в том числе и для чиркеевца. Здесь много интернациональных семей — Дациевы, Мугуевы, Казиевы, Гамзатовы, которые подают пример взаимопонимания и спаянности.
Чиркейцы не могут спокойно слышать о межнациональной вражде, национализме. Они говорят, что перед Богом все равны, как можно враждебно относиться к людям другой национальности — это же великий грех. Что может быть благороднее этих черт. Здесь вообще много добрых традиций, которым можно позавидовать и подражать. Человек должен быть человеком. В этом духе воспитываем и молодое поколение.
А. Омаров, «Дагестанская правда», 15 ноября 1991 года, № 228
Комментарии