Село Апши Буйнакского района расположено у подножия Гимринского хребта. Оно находится в плену нескольких вершин, из которых самая примечательная — конусообразная (Цутара-меэр), поднявшаяся над уровнем моря на 1575м, а село на высоте 1350 м. Хотя оно заселено аварцами, но его название даргинского происхождения. Ап — три, ши — селение, три селения. Имеются еще и другие толкования. Существует даже легенда. Как-то трое кадарцев забрели в эти места и удивленно воскликнули «Поболшин!», подразумевая, что жителей Апши питают три речки; и вот с тех пор, якобы, от даргинских слов «поболшин», т.е. «три воды», возникло название Апши.

С аварского языка название Апши переводится как «котловина». Если принять во внимание, что село находится между гор в долине, то пожалуй, данное название ближе к действительности.

Считается, что основное население Апши составили пришельцы из Телетля. Когда этот процесс начался, то жители близлежащих хуторов не стали сторонними наблюдателями, а слились с телетлинцами. Вслед за телетлинцами в Апши пришли горцы из Аракани, Кахабросо,    Кудали, Охли и др. мест. Основными причинами людского притока были земельный голод, экономическая зависимость от более состоятельных сельчан, кровная месть в их родных местах.

Самой старой могилой на сельском кладбище считается неизвестное погребение, датированное 1004 годом по хиджре. О том, что Апши не 300 лет, а гораздо больше, говорят также бронзовые и медные предметы, в том числе и женские украшения, найденные в одном погребений ученицей 5-й Буйнакской школы Хабсат 40 лет назад. При первом взгляде находкам не менее 10 веков, но окончательную точку поставить в вопросе, сколько же существует исследуемый нами населенный пункт, смогут только ученые.

В этой связи любопытно то, что в одном километре к югу от села у горы Аостол-чох (Сельский холм) можно увидеть фундаменты какого-то поселения. Старожилы Апши считают, что поселению более тысячи лет и принадлежало оно христианам. На такую мысль их натолкнули погребения, имеющие направление строго на восток. Кроме того, стены могил нигде не имеют выемов, углублений, как это принято делать у мусульман.

Как мы уже говорили, три речки оживляют природу Апши. Они текут с окрестных гор и в зависимости от времени года бывают то полноводными, то воробью по колено. Одна из них называется «Мельничной». Дело в том, что до революции на ней стояло семь мельниц, разбросанных по берегу речки, начиная с окраины Апши и на километр от него вверх по течению. «Мельничная речка» берет начало на горе «Махди-меэр», расположенной в 3,5 километрах от Апши. Следующая речка, называемая «Квелеха», рождается в отрогах Гимринского хребта на горе Гунаш-меэр. И, наконец, третья речка — Оацутлар, сбегающая с горы Паридасул-меэр, в 5 километрах на юге от села. Все три речки соединяются у Арыхкента, затем вливаются в Аркасскую речку. У Карабудахкента она называется «Параул-озень».

Дорога в Апши проходит по живописному и неглубокому ущелью Аркасской речки. В горах растут леса, где водятся зайцы, волки, рысь и т.д. С Цутара-меэра открывается красивая панорама на снежные горы Богосского ледяного массива, Тарки-Тау, территории Буйнакского и Левашинского раионов. В садах апшинцы разводят яблоки, груши, сливы, абрикосы.

И.П Магомедов, преподаватель ДГПУ. канд. геогр. наук., журнал «Народы Дагестана», № 4, 2002 г.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля