Поделиться
28 Фев 2015 г.
Ещё в 80-х г. он предупреждал руководство республики о надвигающейся со стороны Чечни угрозе. Более того, он в те же годы созвал руководящее духовенство российских республик, большинство населения которых исповедовало традиционный Ислам и предупредил и их о возникшей опасности.
Шейх заклинал их сделать все возможное что бы, в частности, не допустить к власти в Чеченской Республике генерала Джохара Дудаева, несущего под лозунгами ортодоксального ислама смерть и ужас Чечне и трагедию всей России. И уже в начале первой «чеченской кампании» его мюриды (ученики) пришли к нему и констатировали: «Всё вышло так, как сказал ты», а ведь Шейх говорил не только это! Он утверждал, что если нет единства в одной религии, то нет единства и в государстве. Эта мысль, думаю, нами и сейчас ещё не до конца осознана.
Шейх говорил даже еще более резко. В содержательно-политическом смысле он утверждал, что в сложившейся сейчас и в Дагестане, и в России в целом ситуации крайне и особо опасно делить граждан по национальному и религиозному признаку (русские – не верные, «коренные» дагестанские народы – правоверные) нельзя, когда в наш общий дом пришла общая беда.
Эту мысль он не раз подчеркивал, когда уже в обстановке открытой агрессии 1999 г., несмотря на преклонный возраст, сам ездил по горным районам, чтобы лично удостовериться в том, что традиционный Ислам и идея единого государства реально доминирует в сознании масс простых дагестанцев по отношению к лозунгам «лже-Ислама», под которыми шли агрессоры и террористы. В этих лозунгах содержалась вполне реальная опасность: не секрет, что в той ситуации, как и сейчас, полного единства в мусульманских богословских кругах, к сожалению, не существует. А это является одним из факторов потенциальной угрозы для нашей республики в будущем. Шейх, очевидно, предвидел ее уже тогда.
Будучи глубоким знатоком исламской теории и идеологии, он не случайно предостерегал применительно к мусульманскому богословию: «Беда, когда человек не образован, но еще страшнее, если он этого не осознает». Шейх не случайно пользовался таким огромным авторитетом в самых широких массах дагестанского и без преувеличения мирового сообщества. Он был 43-м Шейхом из «Золотой Цепи» андиев от начала Пророка. Он пользовался уважением не только в связи с его возрастом (возраст у дагестанцев, как и у всех народов Кавказа особенно почитаем) и высоким духовным, религиозным саном (титулом, званием, должностью), но и потому, что он был человеком светлого ума, мудрости, мужества и твердых убеждений. Сам в прошлом участник Великой Отечественной войны, Шейх, узнав о вторжении бандитов и их планах отторжения Дагестана от России, депортации из Дагестана русских, как «неверных» и т. п., выступил с юношески страстными словами, обращенными и к т. н. «коренным» дагестанцам, и к дагестанцам русской этнической принадлежности (хотя различие между теми и другими крайне условно и относительно). Тажудин-Гаджи призывал сограждан и соотечественников к УНИЧТОЖЕНИЮ бандитов (заметим, что он ни разу не сказал «чеченцев››), именно к УНИЧТОЖЕНИЮ, и утверждал, что без такого УНИЧТОЖЕНИЯ не будет покоя ни Дагестану, ни России, ни всему миру. Несколько позже аналогичный в принципе взгляд по последнему вопросу выразил, как известно, и Президент России В. Путин.
В рамках данной работы, быть может, не вполне корректно заниматься некоторыми фантастическими предположениями. Но, думаю, уместно отметить один, мягко говоря, таинственный факт, поразивший тысячи очевидцев. Во время проводов в вечный ахират Шейха Тажудина афанди аль Ашали-Анди в небе над его могилой стала кружить стая каких-то крупных серебристых птиц. По завершению ритуала, стая исчезла за линию горизонта. Что это было? Случайность? Может быть. Ведь кинокамера это зафиксировала. А может быть, это был особый высший знак действительной святости этого человека? Ведь ни до, ни после, никогда, нигде и никто из присутствующих ничего подобного не наблюдал. Не знаю. Мне лично хочется верить во второе.
Трудно в этой связи не заметить, что роль священнослужителей, и, в особенности, мусульманских, в этой ситуации в Дагестане до сих пор должным образом не оценена государственным руководством.
Спасибо автору за этот правдивый материал о моём сельчанине
Поделиться
28 Фев 2015 г.
Исаев Магомедхан Муртазалиевич родился в 1901 году в селении Ашали, в семье крестьянина-бедняка. Было дореволюционное время, люди жили бедно,...
Июн 2014 г.
В МКОУ Ашалинская ООШ действует учебно-производственная мастерская под руководством почётного работника общего образования Российской...
Июн 2014 г.
Список ополченцев селения Ашали Ботлихского района Республики Дагестан, воевавших против бандформирований в августе – сентябре 1999 года. 1....
Июн 2014 г.
В ночь с 6 на 7 августа 1999 года с территории Чечни вооруженные бандформирования во главе с Шамилем Басаевым и Хаттабом вошли на территорию...
Июн 2014 г.
Кураев Шамсудин родился в 1917 году в селении Ашали Ботлихского района ДААССР в семье крестьянина. В 1936 году окончил школу колхозной молодёжи...
Июн 2014 г.
Одним из активных строителей новой жизни после Октябрьской революции была уважаемая всеми сельчанами женщина-ашалинка Абдулхалимова...
Июн 2013 г.
Комментарии к статье