Поделиться
20 Янв 2003 г.
С бурками связано множество легенд и преданий. И еще больше обычных житейских историй. Как без бурки похитить невесту, защититься от колющего удара кинжала или рубящего замаха сабли? На бурке, как на щите, выносили павшего или раненого с поля боя. Широким «подолом» укрывали и себя и лошадь от знойного горного солнца и промозглого дождя в длительных походах. Укутавшись буркой и надвинув на голову лохматую овечью папаху, можно спать прямо под дождем на склоне горы или в открытом поле: внутрь вода не попадет. В годы Гражданской войны казаки и красноармейцы «лечились буркой»: накрывали себя и лошадь теплой «шубой», а то и двумя, и пускали боевого друга в галоп. Через несколько километров такой скачки всадник пропаривался, как в бане. И вождь народов товарищ Сталин, с подозрением относившийся к лекарствам и не доверявший врачам, не раз хвастался перед товарищами изобретенным им «кавказским» методом изгонять простуду: «Выпиваешь несколько чашек горячего чая, одеваешься потеплее, укрываешься буркой и папахой и ложишься спать. Утром — как стеклышко».
Сегодня бурки стали почти декоративными, уходят из повседневного быта. Но до сих пор в некоторых селах Дагестана старики не позволяют себе в отличие от «ветреной» молодежи отступиться от обычаев и явиться на какое-либо торжество или, наоборот, похороны без бурки. И пастухи предпочитают традиционную одежду, несмотря на то что сегодня горца зимой лучше греют пуховики, «аляски» да «канадки».
Еще три года назад в селении Рахата Ботлихского района работала артель, где изготавливали знаменитые «андийки». Государство решило объединить мастериц в одно хозяйство, несмотря на то что все производство бурок — исключительно ручная работа. В ходе войны в августе 1999 года артель «Рахата» разбомбили. Жаль уникальный музей, открытый при артели, — единственный в своем роде: экспонаты в основном уничтожены. Больше трех лет директор артели Сакинат Ражандибирова пытается найти средства на восстановление цеха.
Местные жители скептически относятся к возможности восстановления предприятия. Даже в лучшие годы, когда заказчиком и покупателем выступало государство, женщины изготавливали бурки дома. А сегодня бурки делают только по заказу — в основном для танцевальных ансамблей да для подарков на память высоким гостям. Бурки, как и микрахские ковры, кубачинские кинжалы, харбукские пистолеты, балхарские кувшины, кизлярские коньяки, — визитные карточки Страны гор. Кавказскими шубами одарили Фиделя Кастро и генсека Компартии Канады Уильяма Каштана, космонавта Андрияна Николаева и Сергея Степашина, Виктора Черномырдина и Виктора Казанцева… Проще, наверное, сказать, кто из посетивших Дагестан не примерял ее.
Бурка есть в каждом андийском доме. Холодными вечерами старики в «шубах» выходят поделиться последними новостями на сельский годекан. Здесь можно увидеть лучшие образцы бурок. «Это как в случае с чачей, — объясняют аксакалы, — грузины лучший напиток делают для себя, и «так себе» — на продажу».
Закончив дела по хозяйству, Зухра Джаватханова из селения Рахата принимается за привычный нехитрый промысел в отдаленной комнате: работа пыльная — требует отдельного помещения. Для нее и ее семьи из трех человек — это хотя и небольшой, но все же заработок. На месте изделие стоит от 700 до 1000 рублей в зависимости от качества, в Махачкале уже в два раза дороже, во Владикавказе — в три. Покупателей немного, поэтому говорить о стабильных заработках не приходится. Хорошо, если удастся продать парочку в месяц. Когда в село заезжает оптовый покупатель «на десять-двадцать штук», обычно это представитель одного из хореографических коллективов, ему приходится заглянуть в десяток домов: каждое второе хозяйство в селе валяет бурки на продажу.
Известная с давних времен технология изготовления бурок не претерпела изменений, разве что стала чуть хуже. За счет упрощения. «Раньше для расчесывания шерсти использовали веник из стебельков льна, теперь пользуются железными чесалками, а они разрывают шерсть», — рассказывает Зухра. Правила изготовления бурки своей строгостью напоминают рецепт изысканного блюда. Особое внимание — качеству сырья. Предпочтительна шерсть так называемой горно-лезгинской грубошерстной породы овец осенней стрижки — она самая длинная. У ягнят еще и тонкая, нежная. Черный цвет — классический, основной, но покупатели, как правило, заказывают белые, «подарочно-танцевальные».
Чтобы сделать бурку, как говорят андийцы, «нужно три дня и три женщины». После того как шерсть промыли и расчесали на ручном станке, ее делят на длинную и короткую: для изготовления соответственно верхней и нижней частей бурки. Шерсть разрыхляют самым обыкновенным луком с тетивой, кладут на палас, смачивают водой, скручивают и сбивают. Чем больше раз эта процедура проделана, тем качественнее — тоньше, легче и прочнее — получается полотно, т.е. сбитая, уплотненная шерсть. Хорошая бурка весом обычно около двух-трех килограммов должна стоять ровно, не прогибаясь, если ее установить на полу.
Полотно одновременно скручивают, периодически расчесывая. И так сотни и сотни раз в течение нескольких дней. Тяжелая работа. Полотно обкатывают и бьют руками, кожа на которых краснеет, покрываясь множеством мелких ранок, которые со временем превращаются в одну сплошную мозоль.
Чтобы бурка не пропускала воду, ее кипятят полдня на медленном огне в специальных котлах, добавив в воду железный купорос. Затем обрабатывают казеиновым клеем так, чтобы на шерсти образовались «сосульки»: по ним-то в дождь и будет стекать вода. Для этого смоченную в клее бурку несколько человек держат над водой вниз «головой» — так, как женщина моет длинные волосы. И последние штрихи — верхние края бурки сшивают, образуя плечи, и подшивают подкладку, «чтобы не изнашивалась быстро».
— Промысел никогда не умрет, — убежден управляющий делами администрации Ботлихского района Абдула Рамазанов. — Но бурки выйдут из повседневного быта — слишком тяжелое это занятие. В последнее время у андийцев появились конкуренты в других дагестанских селах. Поэтому приходится искать новые рынки сбыта. Считаемся с капризами клиентов: бурки изменились в размерах — их делают не только для мужчин, но и для детей. Оригинальным стало производство крошечных изделий, которые надеваются на бутылки шампанского или коньяка — экзотический подарок.
Бурки можно изготавливать где угодно, технология проста, было бы сырье надлежащее. А с этим-то могут возникнуть проблемы. Отсутствие былого массового спроса и прекращение госзаказа на бурки привело к снижению поголовья горно-лезгинской грубошерстной породы овец. Она становится редкостью в горах. Несколько лет назад в республике всерьез говорили об угрозе исчезновения породы. На смену ей приходит курдючная порода овец. Из трехлетнего барашка этой породы, выращенной на альпийских лугах, получаются лучшие шашлыки, спрос на которые в отличие от бурок все возрастает.
Поделиться
20 Янв 2003 г.
Пять республик Северного Кавказа, Азербайджан, Грузия и Армения, 10 тысяч на расходы и месяц путешествий — такой план себе составила...
Окт 2016 г.
История не сохранила имени древнего создателя бурки, но этот вид одежды оказался настолько удачным, что за свою долгую жизнь не претерпел...
Апр 2009 г.
Андийские бурки! Это ли не песня? Вспомним прекрасный портрет М.Ю.Лермонтова на Кавказе, где он изображен в белой андийской бурке. Так что же за...
Май 2008 г.
Байки в дороге — Хизри, когда ты в последний раз был в родном ауле? Мы с моим другом — археологом Хизри Амирхановым только что вернулись с...
Фев 1992 г.
Комментарии к статье