Поделиться
24 Май 2008 г.
Андийцы – численность 25 тысяч человек. Коренное население Дагестана, 9 сел Ботлихского района. Их жители считают себя единой этнической группой. О существовании этого этноса известно около 2500 лет. Андию еще в 1 в. н. э. упоминал Плиний Старший. В XIV в. на территорию Андийского шамхальства вторгался Тамерлан. Тогда же здесь утвердился ислам.
Не все однозначно было в этом краю. В 1731 г. андийцы приняли русское подданство, но в 1758 г. отошли от России. В 1742 г. приняли активное участие в разгроме вторгшегося в Дагестан владыки Ирана Надиршаха. Андийский наиб Лабезан разделил в Гунибской крепости судьбу Шамиля.
В конце 30-х годов ХХ в многие небольшие народности Дагестана Советская власть искусственно объединила с более многочисленными. Так андийцы были объединены с аварцами. И в 5-й графе паспорта у андийцев была запись «аварец». Андийцы похожи на аварцев в быту, но андийский язык отличается от аварского, а по менталитету, культуре и обычаям андийцы ближе к чеченцам. Знание чеченского языка для андийцев всегда считалось престижным. Браки между чеченцами и андийцами были не редкостью. Например, бабушка Басаевых считается андийкой.
С незапамятных времен андийцы изготовляли наплечные бурки (буртина) из черной и белой шерсти овец андийской породы. Шерсть андийской овцы, черная и белая естественного цвета, была длинной, тонкой, мягкой, она шла на т. н. андийские бурки, самые красивые и нарядные, которые высоко ценились и до сих пор ценятся по всему Кавказу. Бурки были не только принадлежностью мужского костюма, но и элементом боевого снаряжения. Мастерицами были женщины, мужчины занимались крашением и торговлей бурками.
Руки женщины горской сваляли
Эту бурку в ауле Анди.
Чтоб она получилась на славу,
Было мягкое взято руно,
А носить эту бурку по праву
Только твердому сердцу дано.
Андийские бурки раскупались по всему Кавказу и за его пределами. Но торговлю с горцами запретил еще Ермолов, подвергая нарушителей блокады аресту и даже высылке в Сибирь. Причем главной контрабандой он считал ворсистые андийские бурки, которые могли уберечь даже от пуль, хотя сам же ввел их в моду и повсеместное употребление. Ермолов приказывал: «…Чтобы бурки, выделываемые андийцами и другими горцами, отнюдь не были впущаемы для продажи в Грузию; в случае же тайного привоза оных, конфисковать их и доносить мне в то же время, как об именах тех, кому оные принадлежат».
Андийцы, так ли вы красивы душой, как ваши бурки? Так ли вы смелы и бесстрашны, как те герои в бурках, которые с гордостью несут звание Горца? Знает ли о вас российский народ, ради которого летом 1999 г. вы совершили свой подвиг? Помните ли вы, как о вас отозвался Владимир Путин, в те незабываемые дни? Сколько вопросов! Есть ли ответы на них?
Что же было тогда в неспокойном и сейчас Северном Кавказе? Боевики из Чечни готовились к нападению на Дагестан и делали это открыто. В апреле 1999 г в Грозном, на конгрессе народов Чечни и Дагестана, Шамиль Басаев открыто заявил о создании единого исламского государства на Кавказе, имея в виду объединение Дагестана и Чечни. Были и в Дагестане приверженцы ваххабизма, которые обещали боевикам народную поддержку. Но народы Дагестана террористов не поддержали.
И тогда боевики решили перекрыть перевал Андийские ворота, взорвать мост у с. Муни и отрезать 3 горных района от остальной части Дагестана. Чтобы осуществить эти замыслы боевикам нужно было пройти через высокогорные андийские села. Зная независимый и гордый нрав андийцев, помня о сохраненном и за годы советской власти обычае кровной мести, чеченцы старались с ними не конфликтовать.
На Северном Кавказе все знают, что андийцы спокойны, пока их не трогают. Но на любые притеснения отвечают жестко. Находят конкретных виновников и рассчитываются «с процентами». Когда в марте 1999 г чеченцы сожгли 6 андийских хуторов, то андийцы ответили уничтожением 13 чеченских. Хотя на протяжении веков андийцы с чеченцами жили дружно. В 1994-1996 гг. в каждом андийском доме жили десятки беженцев из Чечни, которых андийцы обеспечивали не только жильем, но и питанием безвозмездно.
Дагестанцы до последнего, не верили, что боевики посмеют напасть на Дагестан. 70-летний житель андийского с. Гагатли А. Исламов и с ним еще трое пожилых андийцев были уполномочены жителями андийских сел вести переговоры с боевиками. Вот что рассказывал в те дни Арзулум Исламов: «На нас пытались оказать психологическое давление. Боевики наставили на нас все имеющееся оружие. Ширвани Басаев встретиться с нами отказался. Сообщил только, что в его штабе нам делать нечего. А если мы без сопротивления пропустим его отряды через наши села к перевалу и мосту в районе с. Муни, то он нас не тронет.
Больше он разговаривать не стал. Через 2 дня я снова пошел на переговоры. На этот раз удалось встретиться с Ширвани Басаевым. Он разговаривал надменно. Говорил, что они идут учить нас исламу. Я сказал, что мы сами многому можем их научить. Пригласил его без оружия посетить наши села и своими глазами увидеть нашу приверженность мусульманским традициям. Ширвани сказал, что ему некогда ходить на экскурсии. Предупредил, что если мы не пропустим отряд к перевалу Муни, то они пройдут по нашим трупам. Я ответил, что, если они убьют мужчин, наши женщины, как кошки, вцепятся им в горло. Затем он попросил пропустить их хотя бы на помощь погибающим в селах Ансалта и Рахата братьям, воюющим с Российской армией. Я сказал, что андийцы не могут пропустить через свои земли тех, кто идет с недобрыми намерениями. Боевики говорили между собой по-чеченски. Но, было понятно, что они могут нас уничтожить. Когда мы уходили, они открыли по нам огонь».
После того, как подтвердились намерения боевиков со всех уголков страны андийцы, аварцы и другие народности съехались на Родину. Привозили, кто что мог. Оборону андийских сел возглавил андиец, начальник милиции г. Хасавюрта подполковник Умахан Умаханов. Умаханов был человеком легендарным. В 1994 г он был награжден орденом «За личное мужество», а в 1996 г сумел вырвать из лап Радуева и его банды под Первомайским несколько десятков заложников, в т.ч. и новосибирских милиционеров. За что был награжден вторым орденом Мужества.
Оружие андийцы добывали и по официальным каналам, и неофициально. И все вооружение закупали на свои деньги на рынках Чечни. Автомат Калашникова тогда стоил 16 тысяч руб. Чтобы купить его, надо было продать две коровы. Слово «андиец» было в те дни синонимом героизма.
13 августа басаевцы пошли на андийские села. Первым их увидел пожилой пастух Ахмед Увейсов. Он бегом добрался до ополченцев и предупредил об опасности. В помощь андийцам были посланы только 10 омоновцев из Махачкалы. 80-летний ветеран Великой Отечественной войны андиец Расул Бекмирзаев, увидев показавшихся боевиков сказал: «Не стреляйте первыми. Пусть начнут они». И только когда те открыли огонь, андийцы приняли бой. Он продолжался до утра. Для освещения андийцы применяли горящие автопокрышки, которые спускали с горы навстречу боевикам. Боевики потеряли в этом бою 20 человек. Андийцы – молодого милиционера Исмаила Исмаилова, два дня как отпраздновавшего свою свадьбу. Исмаилов погиб во время налета авиации.
16 августа ополченцы подорвали машину, на которой ехал Ширвани Басаев, который получил серьезное ранение. И в этот день ополченцы, наконец, получили подкрепление.
18 августа ополченцы вместе с российскими солдатами отбили у боевиков господствующую высоту Оншитлигун, а 21 августа командир андийцев подполковник Умаханов с ополченцами и десантниками с боем выбил противника с перевала Харами, через который басаевцам подвозили оружие и боеприпасы. 24 августа поредевшие банды Хаттаба и Басаева покинули андийские селения и вернулись в Чечню.
26 августа 1999 г в Ботлих прибыл премьер-министр России В. Путин вместе с лидером республики М. Магомедовым и министром внутренних дел В. Рушайло. Было обещано, что ни один житель этого района не останется без внимания. Действительно, разрушенные авиацией селения восстановили. А о героях — андийцах, не допустивших боевиков в свои села, как всегда, забыли. А ведь андийцы резали свой скот, кормили ополченцев и солдат регулярной армии — несли из дома все, чем были богаты. Солдаты прибыли в летней одежде, а температура воздуха в горах, ночью опускалась до 2 градусов мороза. Вот где пригодились знаменитые на весь мир андийские бурки.
Андийцам не только не возместили материальные убытки, никто из руковолителей не прибыл в андийские села, не сказал им спасибо. В. Путин должен был 26 августа прилететь в Анди. Но был туман, и Путин приземлился в Ботлихе. Когда же начали готовить документы к награждению, установили пресловутые квоты. Мужчины-андийцы отказались, сказав: «Получив награды мы не смогли бы смотреть в глаза женщинам, которые делили с нами в дни боев все тяготы и лишения». До 20 км окопов и других оборонных сооружений были выкопаны андийскими женщинами и детьми.
Андийцы – удивительно справедливый и храбрый народ. И всех людей они судят по себе. Они все еще верят, что им скажут простое человеческое «Спасибо» за подвиг. Они верят, что руководство страны вспомнит, как в те дни с любовью и гордостью В.Путин отзывался о мужественных дагестанцах.
Андийцы в дни кавказских конфликтов были, первыми, кто был достоин низкого поклона и уважения. Этот народ совершил подвиг. Именно андийцы в августе 1999 г. продемонстрировали преданность России.
Крылья бурки откинуть несложно:
Ни застежки, ни пуговиц нет
И в любое мгновение можно
Вороненый рвануть пистолет
Если встретишь противника, надо
Бросить под ноги бурку ему.
По обычаю горскому биться
Он обязан, с нее не сходя.
А как сладко под буркою спится
В чистом поле во время дождя!
Поделиться
24 Май 2008 г.
Пять республик Северного Кавказа, Азербайджан, Грузия и Армения, 10 тысяч на расходы и месяц путешествий — такой план себе составила...
Окт 2016 г.
История не сохранила имени древнего создателя бурки, но этот вид одежды оказался настолько удачным, что за свою долгую жизнь не претерпел...
Апр 2009 г.
Неизвестно, кому принадлежит пальма первенства в изготовлении бурок, — история об этом умалчивает, но эта же история свидетельствует, что...
Янв 2003 г.
Байки в дороге — Хизри, когда ты в последний раз был в родном ауле? Мы с моим другом — археологом Хизри Амирхановым только что вернулись с...
Фев 1992 г.
Комментарии к статье