Село Верхние Мулебки (КибяхI МулибкIи) расположено с восточной стороны Акушинского района на границе с Левашинским и Сергокалинским районами. Село В.Мулебки граничит со следующими селениями: Мекеги Левашинского района, Нижние Мулебки Сергокалинского района, Герхмахи, Муги Акушинского района и селением Верхнее Лабко Левашинского района. Село с южной, западной и северной стороны окружено горами(«Къаркъизир», «Хулал БяхI» и«Циха») с вершинами средней высоты I900-2200 м над уровнем моря. С восточной стороны верхне мулебкинские земли проходят по краям пропасти «Х1ябкяй», «Мурбала БехI» и «Гергела Къатты». Гора «Хулал БяхI» является водоразделом бассейн рек Сулак и Гамри-озень. Ввиду того, что восточная сторона открыта ветрам(«Урхьнала ДагI»), здесь часто наблюдаются туманы. Лесные массивы на землях села отсутствуют. По сельской территории протекают маленькие речушки- истоки реки Гамри –озень («ХьанахIиркI», «СубахтихIиркI» «Камаллакъатты», «ВярцIкъатты», «Шанкьунбалакъатты»).

В. Мулебки расположено на вершине и на южном склоне небольшой горки, возвышающейся над прилегающей местностью, откуда видны все окрестности села. По словам старожилов, нынешнему селу около 600 лет. Ранее оно находилось на высокой горе «Къаркъизир» (в настоящее время относится к Дахадаевскому району; сейчас это место мулебкинцы называют «Вышкала БехI»). По какой причине селяне перебрались на новое место жительства — достоверно неизвестно, но, по предположению представителей старшего поколения, переход на новое место жительства был продиктован суровыми погодно-климатическими условиями (туман и холодные ветра). Нынешнее месторасположение села было выбрано по причине наиболее раннего схода снега и наступления весны. В нынешнее село переехали также жители окрестных маленьких сел (махьи ), расположенных в местностях «БицIла Дякь», «БикIа Кьукь», «ГIинцликила» и др. Два поселения (махьи) были разрушены («ГъятIамахьи» и « ГIяттумахьи») после насильственного переселения их жителей на территорию Чечни в 1944 году. А последнее, «ШягIбамахьи», разрушено, уже недавно, в 90-е годы ХХ века. Так на верхнемулебкинских землях теперь не осталось ни одного поселения, кроме самого села Верхние Мулебки.

В 1944 году полсела насильно выслали на территорию Чечни. В 1957г. после выхода закона о реабилитации репрессированных народов, наши сельчане поселились на территориях Кизлярского (в основном в с. им. К. Маркса и Кохановка), Каякентского (с. Первомайское) районов, часть вернулись обратно в село. В настоящее время выходцы из нашего села проживают во всех городах республики.

Мулебкинцы принимали активное участие во всех мероприятиях, проводимых вольным обществом «Акуша Дарго». Шестеро наших сельчан участвовали в русско-японской войне 1905го года. Отряд из нашего села под командованием ХIяйдарла Салама, принимал непосредственное участие в «Ая-какинской» битве с деникинцами. В битве принимали участие более ста человек из нашего села, в том числе оба моих деда (по материнской стороне Явнус, по отцовской — КьадигIяли). К сожалению, список участников гражданской войны утерян. Наши сельчане также воевали и на полях ВОВ, в настоящее время в живых не осталось ни одного участника. Последний участник ВОВ Алиев Гаджи (ЦитIу ХIяжи)- Кавалер двух орденов Славы, умер в 1996году.

Разговаривают мулебкинцы на верхнемулебкинском диалекте даргинского языка. Диалект этот довольно-таки сильно отличается от диалектов соседних сел. Даже от нижнемулебкинского.
 По некоторым данным, ислам наши сельчане приняли уже во времена существования нынешнего села. Это подтверждает и тот факт, что на местности «Хъарша диркьа» до сих пор находят не мусульманские захоронения «Кари ХIабри», такие же захоронения имеются на местности «Дулагьин Кьякь» и называют это место «Кладбище неверных» («Капуртела ХIабри»). Достоверные сведения принятия верхнемулебкинцами ислама обнаружены на памятниках могил, возраст которых составляет около 500 лет.

До установления советской власти село входило в состав вольного общества «Акуша-Дарго». После прихода советской власти Верхнее Мулебки, до вхождения в состав Акушинского района, находилось в составе Сергокалинского, а потом Левашинского районов.

Внутрисельские разногласия и споры разрешались по «шариатским» законам. Жители села входили в сельскую общину – ЖамигIят.

До установления советской власти в. мулебкинцы, как и жители соседних сел, занимались земледелием и скотоводством. В земледелии применялись примитивные орудия труда; плуг, соха, бороны («ккутан», «дурацц», «дирхла»), мотыга, кирка и для уборки урожая — коса, серп. Сено косили самодельной косой («къвялкъвя»). Для удобрения полей использовали навоз («дик») и золу («палтта»). По рассказам стариков для обогащения почвы минеральными веществами, в. мулебкинцы готовили специальные «минеральные» удобрения методом обжига земли («цIуппи»). На поляне выкапывалась яма по форме правильного круга, основание ямы заполнялась кизяком и соломой («хъвори»), сверху кизяка укладывали куски дёрна, поджигали кизяк с соломой и яму закрывали землей. Процесс горения проходил медленно, и при этом все органические соединения находящиеся в дерне, сгорали и оставались минеральные вещества красно-бурого цвета. Всю эту массу собирали и вывозили на поля. Говорят, эффект от этого был немалый.

Для распашки полей в основном использовали быков, лошадей, ослов. Тем, кто не имел тягловой силы, сено и другой груз приходилось перетаскивать вручную.

Земельные угодья были распределены неравномерно, одни семьи владели обширными пашнями и сенокосами, многочисленными стадами скота и лошадей, другие имели земли по меньше, некоторые земли не имели вообще. Бедняки зарабатывали хлеб насущный, работая у богатых и промышляя отходничеством: ездили на равнинные земли убирать урожай («диркьала аршиле») и рыбные промыслы («батагъале»). Зажиточной считалась семья, имевшая 100 голов овец, 10 голов КРС, лошадь и земли размером более 1 га (10 «бархала»). У большинства же жителей имелись земельные участки от 0,1 до 0,5 га., от 2 до 5 голов КРС и мелкий рогатый скот по 5-15 голов.

Основными возделываемыми культурами являлись пшеница («анкIи»), рожь («сусул») яровая и озимая, ячмень («мухъи»), могар («мяхIяр»), овес («нихъя»), горох («хъара»), морковь, позднее и картофель. Также, но в меньших количествах возделывались, конопля («къама»), фасоль («хIяжла хъара»)

Домашний скот кормили сеном, соломой после обмолота. Молотили зерновые культуры на специальных круглых площадках («дуригIи»). Процедура обмолота выглядела так: над рассыпанными снопами катали специальные тяжелые доски из орехового дерева («гIирккми») в нижнюю поверхность которых вставлялись камни. «ГIирккми» запрягались волами («унции») или лошадьми, сверху садились люди, в основном дети, и катались пока зерно не освободиться от шелухи. После оставшуюся массу подкидывали в воздух, под действием ветра зерно освобождалась от мякины. В каждом квартале («къвотI») села имелись общие «дуригIи» для обмолота. У каждой семьи имелись места хранения снопов («хIинтIбела мир»), Начиная с осени до самой весны сельчане занимались обмолотом зерна.

В зимний период зажиточные сельчане гоняли скот на зимние пастбища, расположенные на приморских землях (« Бойнакъ», «Учабулакъ», «Барш»). А весной и летом пригоняли обратно. Живность сельчан паслась на общих («жамигIятла») пастбищах. Хозяйство было натуральным — все необходимое производили сами.

Верхнемулебкинцы не только занимались земледелием и скотоводством, а так же обработкой шерсти и конопли. Из шерсти изготавливались пряжа, сукно, паласы и длинноворсистые ковры («КIворчIа»). Из конопляных волокон наши предки изготавливали нить и прочные веревки («ккантирла гьая»).

Излишки зерна, шерстяные изделия и живность обменивались на одежду, посуду, дрова, фрукты и сухофрукты, а также на оружие и орудия труда, или продавались на базарах.

Каждая семья, согласно каноном шариата, со своего имущества, уплачивали «Закят» в мечеть.

Жили в основном в двух этажных жилых домах. Первый этаж предназначался для содержания животных и хозяйственные построек, на втором этаже – жилые помещения. Сбоку или сзади дома строили большое помещение («ккунири»), на всю высоту дома: для хранения сена, соломы и других кормов для скота. В домах жили по нескольку семей. Отдельно имелась специально предназначенное помещение для гостей, как правило, это была самая лучшая комната («ахIлала хъали»).

Быт мулебкинцев был тяжелым, жилые помещения отапливались каминами («анкъи»), устроенными в стенах помещений. Основным топливом являлся кизяк («хъвори») и кормовые отходы («укъкъа»), состоятельные селяне топили печь дровами. В качестве светильников использовали керосиновые или жировые лампы («шайтIан чирагъ»). Окна были в домах были маленькими, иногда вместо стекла на раму натягивали специально обработанную оболочку мочевого пузыря крупных животных. Окна устраивались и на потолочном перекрытии. Полы были земляными, стены обмазывались глиняным раствором вперемешку с соломой. Крыли здания землей и гравием, периодически укатывая специальным каменным катком(«муккур»). Спали на деревянных тахтах или на полу. Для набивки матраца использовали тирс («къач») или солому, у наиболее состоятельных людей имелись шерстяные и даже пуховые матрацы.

Пища у мулебкинцев была довольно скудной, в связи с отсутствием фруктовых садов. Основным блюдом был хинкал разного вида с сушеной говядиной или бараниной, так же готовили разные супы, чуду из травы («шингIа»), творога, позднее из картошки, пельмени («чутту хинкIи») из мяса, творога, яиц, травы и из молозива («а»). На зиму специально откармливали быка, корову («ккула») или нескольких овец, осенью их забивали и готовили мясо на зиму. Также готовили и сушили мясные колбасы («чIижруттуни») Из спиртных напитков готовилась буза («гьаруш», «макьсуманти»).

Ели на полу, все вместе, с одной тарелки деревянными ложками и вилками, только старшие мужчины ели отдельно.

Одежда не отличалась от одежды жителей соседних сел. Овчинная шапка («маза кьапIа»), овчинный тулуп («хула хIяка»), обувь из бычьей или буйволиной кожи («къачалайти»). Женщины одевали легкую обувь из овечьей или козьей шкуры («мачуйти»), а также войлочную обувь(«варгьи ттабри»). Головной убор («чаба и чуткъа») и платья украшали серебряными монетами.

Праздники и следы языческих верований

С наступлением весны наши сельчане ежегодно устраивали праздник первой борозды «Гъарш». К празднику готовились заранее. В назначенный день все собирались на условленном месте «Кьукьликиб», готовили разные блюда из мяса. Основные мероприятия проходили в местности «Кьукьла гIилаб». Пахаря выбирали наиболее зажиточного и самого работящего. Быков запрягали самых лучших. После проведения первой борозды начинались спортивные мероприятия, главным из которых были скачки на лошадях и ослах. Проходили соревнования по метанию камня, по прыжкам в длину с места, а также по бегу. Все победители получали подарки, а хозяин победившей на скачках лошади получал в свое пользование специальный сенокосный участок «Урчила мура» сроком на один год. После окончания соревнований праздник продолжался в доме почетного пахаря.

Еще один обряд свидетельствует о языческих верованиях жителей села. Это обряд вызывания дождя. Во время засухи подростки с ног до головы обмазываются грязью («Хъярчни») и с грязными тряпками в руках ходят по селу и бьют ими прохожих, а также по заборам и воротам домов, заходят во двор и просят подаяние. Жители их обливают водой и дают подаяние, а также молятся (делают дуа) Всевышнему, чтобы ниспослал дождь.

Обряд изгнания тумана. Туман в селе частый гость, иногда бывает, неделями не отступает. Вот как в.мулебкинцы изгоняли туман. Дети собирались на возвышенности, становились в ряд, брались за руки и хором пели специальную песню «Диригь- диригь. Мяв-мяв, ХIяла хъулив хъулки хив. Квахи кьянцIа дилгIвяли, Сунки –ула угIвяли. БитIула пус уръули. Букьян диригь, къалабали букьян», что в переводе означает примерно так « Туман-туман, в твоем доме есть вор, ворует и портит домашнюю утварь, сеет муку. Уходи туман, быстро уходи». После распевания этой песни туман должен был уйти.

Борьба против вредителей зерновых культур. В. Мулебкинцы своеобразно боролись с вредителями зерновых культур. Ближе к полуночи дети собирались в местечке «Кьукьла БехI». Садились рядами и хором громко просили сельчан «Игьоя- игьоя, арши милхъвяли дугулину игьоя!» чтобы стреляли из огнестрельного оружия. Село было условно поделено на две части — «Хьарши» и «ГенцIи». И если кто-то стрелял с одной стороны, то благодарили стрелявшего, а жителям другой половины села ставили в укор, мол, у вас оружие заржавело и стрелять не можете. Те в ответ начинали стрелять и, чтобы не отстать друг от друга выстреливались почти все патроны. По поверью вредители должны были упасть с растений.

Некоторые свадебные обряды

Про свадьбу в. мулебкинцев можно написать отдельную статью, здесь приведу несколько обрядов, наиболее курьезных, на мой взгляд, и редко встречающихся у представителей других сел.

Некоторые свадебные обряды наших односельчан сильно отличаются от обрядов соседних сел. В старину невесту к дому жениха возили на лошади. При подходе к воротам жениха, лошадь должны были кормить ячменем, а невесту и ее подруг мёдом. В одной из свадебных процессий произошла перестрелка, в результате которой убили лошадь под невестой. После этого невесту стали водить пешком, (нынче уже на машинах), но по адату до сих пор требуют ячмень («мухъи») и мёд, и стрельба во время свадьбы является дурным тоном и до последнего времени строго запрещалась.

Другой отличительный обряд в. Мулебкинцев — это «утаптывание матраца» («буруш бялчIни»). В старину молодой семье непосредственно перед свадьбой, готовили новую постель. Для набивки матраца использовалась в основном тирса (къач), чтобы быстро размягчить матрац, предлагалось молодым парням растоптать его за вознаграждение ( строго не женатым). Вознаграждением была буза, чуду и кусок халвы («авриша-чутту»). Молодые парни лежали на матрасе до тех пор, пока не получат вознаграждение, а хозяева свадьбы не спешили давать вознаграждение, пока полностью не утопчут матрац. Нынешняя молодежь, конечно же, требует намного больше, хотя матрац не требует никакой «утрамбовки». Обряд исполняется до сих пор.

Обряд «битье невесты» («Бирхъни»). Такого свадебного обряда нет, наверное, ни у какого народа в мире. При входе невесты в комнату, жених, у самого порога, должен был ударить невесту со всей силы по спине. Подруги невесты должны помешать жениху, а его друзья, наоборот — должны помочь. Если жених не смог ударить, считается, что победили подруги невесты, что бывает довольно редко. В связи с тем, что большинство свадеб играют в банкетных залах, этот обряд потихоньку забывается, хотя, в селе обряд сохраняется до сих пор.

Игры

Дети нашего села, как и дети соседних, в свободное от работы время играли в различные игры. Каждая игра соответствовала сезону. Я попробую описать несколько игр, которые, на мой взгляд, являются наиболее необычными.

 Весной играли «КIечиранти». Дети из глины лепили продолговатые шарики. В эти шарики втыкали стебельки сухих растений. Они напоминали ядро с фитилем и назывались «кIечиранти». Некоторые видоизмененные «кIечиранти» назывались «Унццадирхъ» с двумя, и «Уркьлайдирхъ» с четырьмя «фитилями». С наступлением темноты на местности «Хъаршадиркь» разводили костер и с помощью праща («къаркънуц») в сторону села кидали зажженные «кIечиранти», в селе взрослые наблюдали за полетом «кIечирана» и следили, чтобы не случился пожар.

Летом времени для игр было меньше, играли в командную игру «хIемхIемулли». Кидали жребий, одна игроки одной команды становились друг за другом «паровозиком», чуть приседали, а члены другой команды с разбегу должны были запрыгнуть на них и удержаться, пока не запрыгнет последний игрок. Если же кто-то падал, то команды менялись позициями. Выигрывала та команда, участники которой дольше всего смогли удержаться на спинах противников.

Осенью все дневное время было заняты уборкой урожая и вывозом сена и снопов. Поэтому дети играли в ночное время в прятки под названием «КIапI-кIапIи». Одни участники прятались, другие искали их. Вместе с ищущей командой ходил один из противников и громко предупреждал о своих напарников по игре о приближении соперника словами «КIапI-кIапI». Побеждала та команда, игроков которой дольше всех не могли разыскать.

 Зимой играли в игру «Тахъ-пяхъ». Один из участников игры становился с закрытыми глазами в полусогнутом виде, руку ладонью вверх клал на поясницу. Другой — бил по выставленной ладони. Первый игрок должен был угадать ударившего или поймать его за руку. Затем игроки менялись. К концу зимы уже с первого удара опознавали ударившего.

В настоящее время в селе состоит из 300 хозяйств. Есть детский сад и средняя школа. В 2009году введено в эксплуатацию двухэтажное здание школы, к большому сожалению, без спортивного зала. Тем не менее, среди выдающихся представителей нашего села можно отметить чемпиона и рекордсмена мира по силовому троеборью 2005года Арсена Абдулкаримова, двукратного чемпиона мира по боевому самбо, чемпиона мира по панкратиону Али Багаутинова.

Письменные источники о происхождении села отсутствуют, поэтому материал составлен по рассказам представителей старшего поколения. Заранее извиняюсь за «сырость» материала и готов ответить на вопросы, касающиеся статьи, буду рад любой критике. Настоящая статья является первой, где проведена попытка описания происхождения села с названиями прилегающей местности. Не судите строго, эта моя первая статья и надеюсь не последняя.

 С уважением – уроженец села Верхние Мулебки Акушинского района – Магарам Алиев

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля