До вхождения Дагестана в состав Российской империи с. Уллучара по сути было вольным обществом. Как гласят предания, уллучаринцы приняли участие в борьбе с грозным захватчиком Тимуром. Они мужественно отражали набеги завоевателей. Постепенно, по сведениям патриарха дагестанской исторической науки Р. Магомедова, «с. Уллучара преобразовалось в обособленный джамаат, имеющий собственного кадия и не входящий ни в какой другой сельский совет».

Первые отголоски революции не сразу достигли дагестанских аулов. Но к началу 1918 года власть Дагестанского военно-революционного комитета распространилась на Даргинский округ, в состав которого входило и село Уллучара. Но жизнь в селе не претерпела значительных перемен. И хотя по Декрету о земле по всей стране земли стали государственными, пахотные оставались у прежних хозяев. Вакуфных (мечетских) земель было немного, но и их не трогали. Мечеть же работала в прежнем русле: продолжались обучение Корану, учеба муталимов. Обучение грамоте велось до 1928 года на арабской письменности и на аджаме (модификации арабского письма с прибавлением некоторых букв, путем добавления точек и огласовок гласных). Последний кадий села Абдулкадыр продолжал свою деятельность почти до своей кончины. А примечетское обучение муталимов официально было закрыто в 1924-1925 годах. Арабская письменность была отменена в 1928 году. Тогда же произошел переход на латинское письмо, а позже на кириллицу.

Земледелие в селе было террасным, участки обрабатывались вручную, плодоносящую землю порой привозили на ослах или несли на спине. Землей, как единственным источником существования, очень дорожили, из-за нее возникали раздоры. Как рассказывают старожилы, малоземельным крестьянам запрещалось продавать свою землю, пашню.

Переход к светскому образованию был для уллучаринцев болезненным. Только в 1929 году в селе был открыт ликбез. Это была начальная четырехклассная школа. За короткое время были построены типовые школы во всех селах. Появились свои врачи, учителя, ученые. Многие из них прославили свои имена и свой аул высокими достижениями в работе.

Тухумы, родня, как правило, жили дружно. При стычках моментально приходили на помощь. Редко кто осмеливался задеть, обидеть представителя мощного тухума. Постепенно раскрывая мир обитателей села, авторы дают читателю представление о жизни горцев. Особенно интересно в Уллучара проходил праздник первой борозды. В доме пахаря или около него проходило главное застолье. На застольях водки не было. Буза, и та допускалась в малых дозах.

Как и у других народов, в Уллучара устойчиво сохранялся эндогамный (межродственный брак). Большую роль играл и сословный брак, когда родители подбирали невесту, социальный уровень которой был бы не ниже своей семьи, рода.

Имена, судьбы уникального села переплетены самым тесным образом. И связь эта не символическая, а живая. История села Уллучара продолжается, рождаются новые поколения. Одно остается неизменным –преемственность поколений, традиций и обычаев, всего того, что рождает уникальный узор многонационального, ручной вязи ковра, сотканного руками умельцев, творивших и сохранявших историю Дагестана.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля