Энтузиастам Кадиомарову М. и его помощникам, любителям истории, удалось выявить остатки восьми крупных поселений: ЦIурмия, Кьветти, Къачам, ЯмургIяни, ГIяймар, ГъветтацIур, ЦIулхье, ЦIишилия. Ими также выявлено восемь родовых хуторов: Вассана, ГIячуртая, ХъурегIи, Анав-кьала, ГIяпрухъа, СубкIачIи, Занттагьира, Санабукер и четыре сезонных поселения: Махьная, Нухнилигу, Кьунтталия, Гамгам. Все эти поселения располагаются вокруг нынешнего аула Танты, на границе земель села Гапшима на севере, на юго-западе села Кулия и села Карап Сиргинского участка и примыкают к отрогам Шунудага и к северо-западу к землям Кулинского района.

Согласно преданию, в поселениях наблюдалось совместное проживание этнических групп даргинцев, лакцев и евреев. Мы допускаем, что поселения, расположенные на границе нынешнего Кулинского района, входили в состав политического образования Туман, возникшего к VI-VII вв.
Как пишет Р.М.Магомедов: «Арабский полководец Мерван в 736 г., а затем в 739 г. совершает самое крупное нашествие халифатских войск на Серир – Туман – Шандан - Зирихгеран, где преобладали языческие, либо христианские и зороастрийские верования»1

К середине VII в жители Тумана были христианами, которые подчинялись не одному, а нескольким вождям и назывались то леками, то лакзами. На старинном кладбище имеются надгробные памятники с изображением крестов и других символов домусульманских верований. Эти христианские символы дают нам основание утверждать, что власть вождей-леков из Тумана распространялась и на территорию тантынских поселений.

Наличие значительного количества сезонных хуторов (машши) свидетельствует, что жители тантынских поселений были оседлыми земледельцами и скотоводами, очевидно, с периода меднокаменного века. В пользу данной версии говорят орудия труда, предметы материальной культуры поселян – это многочисленные каменные зернотерки и черепки больших керамических емкостей и посуды плохого обжига, остатки длинных сарайных помещений (построенные без скрепляющиеся раствора) для крупного рогатого скота. Территории поселений ограничивали возможность разведения крупного и мелкого скота, т.е. сообразно возможностям зимних пастбищ и запасам заготовленных кормов.

Освоение металла и появление различных земледельческих орудий труда повлияли процессу оседлости и в какой-то степени обособленности коллективов сородичей. Этот процесс все более углубляется, порождает новые экономические возможности для жизнеобеспечения путем приобретения (усвоения) всевозможных ремесленных навыков. Одновременно происходит формирование политических структур управления делами общины, появляются новые нормы локального адатного права, происходит лексическое обогащение словарного запаса и упрочение говора, языка. Общность происхождения и одинаковые условия для экономического и политического развития, схожесть хозяйственной деятельности вообще создавали широкие связи между жителями поселений включая и семейно-брачные.

В поселениях проживали родственные коллективы со своими родовыми традициями. Во главе такого коллектива стоял наиболее уважаемый старший сородич, знающий проблемы рода и умеющий компетентно решать их. В повседневной жизни он давал советы и рекомендации, которые должны были исполняться всеми, а если же возникали ситуации, угрожающие безопасности всей родовой общине, он собирал сородичей, с которыми держал совет, где принималось коллективное решение для беспрекословного исполнения. Власть совета старейшин базировалась только на авторитете ее членов.

Об основании селения Танты бытует такое предание. Однажды собрались представители всех поселений, чтобы договориться об объединении и выделении места для нового аула. Для этого, говорят, решили выпустить быка. Было оговорено, что там, на месте, где бык напьется воды, остановится и будет отдыхать, будет заложен новый аул. Бык остановился отдыхать на местечке «ЦIур», переночевал тут после дневной пастьбы. Так и было выбрано место для закладки фундамента нового, объединенного поселения.

Место выбора для нового селения отвечало нескольким требованиям: 1. Местность обращена к солнцу;  2. Труднодоступность для врага; 3. Обилие источников воды; 4. Наличие рядом строительного материала. Были учтены два важнейших фактора – оборонный и экономический.

Расположившись на гребне скалы, аул мог легко обороняться и выдержать длительную осаду. Таким образом, многочисленные походы внешних врагов и набеги соседей заставили жителей поселений объединиться в одно компактное село.

О происхождении самого названия селения Танты сохранилась такая версия. Мужчину одного из поселений за убийство выслали за пределы территории на определенное время. Он скитался в странах Ближнего Востока, обучался арабскому языку и Корану. Наконец, на некоторое время остановился и проживал на местности Тантал, на юге Египта. Затем вернулся на родину и заселился в селении Губден, где начал обучать арабскому языку и Корану всех желающих не только этого села, но и окрестных аулов. Посетители называли его Тантан. Его же земляки, узнав о его праведных делах в его честь, якобы новое село назвали Танты.

1 Р.М.Магомедов «Даргинцы в Дагестанском историческом процессе» Т.I. С.60-61.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля