Авторы: Магомедов Магомед-Али Юсупович, Магомедов Магомед Магомедалиевич, фрагмент из книги «ЧибяхI-Дарго», 2009 год.

Возникновение аула Шукты предположительно относят к периоду средневековья. На территории современного аула никаких следов более раннего проживания человека не обнаружено. По преданию шуктынцев, человек по имени Шайди поселился на территории будущего аула, вырыл себе землянку у южной оконечности холмика (на котором впоследствии возник аул) рядом с родником и стал жить здесь. Одна из версий гласит, что от имени этого человека Шайди произошло название аула Шукты. Для обоснования данной версии можно сослаться на лакское произношение названия аула – «Шайши» («Шавши»). На северо-западе с территорией аула Шукты граничат территории лакских аулов Цуликана и Балхар, которые имели, исторически сложившиеся, широкие экономические и культурные связи с аулами ЧибяхI-Дарго.

А вторая версия утверждает, что название Шукты арабского происхождения, означающее – «Аул, окруженный горами». Высокие горы, окружающие аул со всех сторон, являлись естественным препятствием не только для внезапного проникновения на территорию аула неприятеля, но также и от проникновения холодных северных ветров. По преданию старожилов, аул был заложен беглыми людьми разных национальностей и разного этнического состава, которые осели на данной территории и основали небольшое поселение. Впоследствии, среди них под влиянием соседей, видимо, происходят интенсивные ассимиляционные процессы в области языка, культуры и норм адата. Затем сюда стали переселяться люди из поселения «Дякьлачела», расположенного южнее современного аула и из двух других поселений (к сожалению, названий этих поселений они не знают).

Предполагают, что первым поселенцем на территорию аула был тухум Баратали, а за ним постепенно заселялись и другие тухумы.
Аул Шукты располагался на вытянутом холмике с Севера-запада на Юго-восток протяженностью триста метров. Дома строили двухэтажные из твердой породы камня, обращенные на южную сторону, что создавало возможность естественного обогрева помещений.

Каких-либо предметов, вещественных памятников, преданий или фольклорных обрядов, подтверждающих пребывание арабских или монгольских завоевателей на территории аула не обнаружено. И этот факт дает нам основание предполагать более позднее происхождение аула Шукты.
Одной из причин социальной дифференциации является упрочение феодальных отношений в отдельных частях Дагестана, что создавало почву для ущемления интересов общинников, приводящего к обострению социальных конфликтов. А вынужденные миграционные процессы являлись результатом обострившейся социальной конфронтации. Возникновение же аула Шукты и им подобных, можно считать (является) следствием экономических, политических, социальных и прочих антагонизмов, возникших в горном крае в период разрушения демократических основ сельской общины.

Потухумное заселение аула, характерное для других аулов периода патриархальной родовой общины, не соблюдалось. Аул создавался, основываясь на демократических принципах соседской общины, что отвечало интересам зарождающегося общества людей разной социальной принадлежности. Возникшая соседская или территориальная община совершенствовалась как экономическая необходимость не только в регулировании земельных отношений, но и в формировании органов самоуправления на основе всевозможных адатов, поддерживающих и регламентирующих социальные отношения внутри джамаата. Иначе и не могло быть, так как единство джамаата являлось объективной реальностью, продиктованной потребностями времени средневекового периода, потребностями обороны. Так формировался горский аул с присущими ему институтами адатного, а затем и шариатского (норм) права. Возникшая правовая система и общественная консолидация повлияли на формирование общественной политической культуры и моральных ориентаций шуктынцев.

Управление аулом осуществляли выборные лица и сельский сход (джамаат), в котором участвовало все взрослое мужское население. На сходе джамаата выбирали аульных правителей (шила халате), соблюдая принцип представительства тухумов. На джамаатском сборе выбирали также исполнителей решений старейшин, охранников полей, лесных угодий и глашатая (мангъуша). Все более укоренившиеся в позднее средневековье в регионе ЧибяхI-Дарго нормы исламского законодательства и использовали шуктынцы наряду с нормами адата в формировании политических институтов власти. Вводится в политическую жизнь аула и власть кадия, которая следила не только за соблюдением норм шариата, но и за духовно-нравственным поведением сельчан. Сельский сход (джамаат), являясь высшим народно-демократическим органом самоуправления шуктынцев, обсуждал не только самые разнообразные вопросы сельской общины, но и вопросы, касающиеся взаимоотношений с соседними аулами.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля