Это селение находится в Акушинском районе, на его Сюргинском участке, почти на самой границе с Кулинским районом. Название его происходит от даргинского слова «кьасса» - «глиняная глыба».

Администрация с одноименным названием включает в себя 11 сел: Кассагумахи, Хуннамахи, Верхнее Каршли, Нижнее Каршли, Бикаламахи, Катамахи, Верхнее Чиа, Нижнее Чиа, Курашши, Бука, Урхулакари. Проживает в нем 1041 человек. Собственно Кассагу основано переселенцами из селения Наци, что в 5 км, и включает в себя Кассагумахи и Хуннамахи («село на дороге»), которое появилось после прокладки автодороги из Акуша до Каршли, последнего даргинского селения на пути в Кулинский район. Точных данных о времени возникновения села нет. По надписям на могильных камнях селу 200-300 лет, но следует учесть, что первое время махинцы («махи» по-даргински означает «отселок») возили хоронить умерших в родное Наци, а потому селу может быть и 500 - 600 лет.

Часть отселков администрации Кассагу основана переселенцами из самого крупного сюргинского селения - Нахги. Это легко определить по различию в произношении некоторых согласных, в частности, нацинцы произносят «ж», а нахгинцы - «й» в одних и тех же словах. Сюргинский участок получил свое название от хребта Сюрги, который отделяет эту часть Акушинского района от территорий собственно акушницев, чей говор заметно отличается от сюргинского: ритмичностью и тембром напоминает барабанную дробь, сохраняя тоже древнее использование двойных букв и жестких согласных. Например, если акушинцы говорят «маза» (овца), то сюргинцы - «мацца». Со времен Газикумухского ханства многие топографические названия и по сей день остались лакскими. Почти все сюргинцы старшего поколения знают лакский язык. И не мудрено: до райцентра Кулинского района, Вачи, около 10 км, а до Акуша - почти 40 км. Многие сельчане ходили в среднюю школу в Вачи, когда не было своей.

А до ближайшего лакского села Цовкра-1, аула канатоходцев, так вообще пару часов пешего хода, и потому понятно, что до недавнего времени культурные и экономические связи сюргинцев были гораздо интенсивнее с лакцами, чем с акушинцами, что определило большое сходство менталитетов и жизненных ценностей этих двух этнических групп.

Села администрации расположены на высоте от 1500 до 2000м над уровнем моря. Климат прохладный, так как Сюргинский участок находится как бы в замкнутой котловине, с одной стороны ограниченной отрогами знаменитого плато Шунудаг, а с другой - Сюргинским хребтом. Там постоянно клубится туман. У соседей - кулинцев даже есть поговорка: «У нас - солнце, у них - тучи». В летнее время Кассагу может дать фору по пасмурности «Туманному Альбиону». По счастью, зимнее время более богато солнечной погодой. Тем не менее, растениеводство по вышеуказанной причине развито слабо. Испокон веков своего хлеба сюргинцам не хватало, приходилось ездить обменивать мясо на зерно в села Каякентского и Дербентского районов. Это продолжалось вплоть до 60-х годов XX столетия. Транспорт использовался исключительно вьючный - не было автодорог. Да и в наше время проблем с дорогами хватает.

В селе есть линии электропередачи, из-за ветхости коих в ветреную погоду люди сидят без света, несмотря на героические усилия местных электриков. А примитивные автодороги такие, что никаким калачом чужого водителя в эти края не заманишь. Когда-то в сельсовете был телефон, но в перестроечные годы столбы и проводку утащили «новые горцы». Так и обходятся некапризные сельчане без телефона, ведь пару-тройку раз в неделю есть возможность доехать до Акуша, зачем зря трезвонить? Естественно, что за последние годы ни одного метра жилья и хозяйственных помещений государство в селе не построено, зато целых семь колхозно-совхозных объектов мирно доживают свой век. Но не все так мрачно. Недавно кое-где в селе стал доступным сигнал мобильной сети «Билайн». Кто смог - купил усиливающие антенны, кто победнее - поднимается на гору каждый раз, когда нужно позвонить.

По инициативе депутата Народного Собрания РД от Акушинского района Омарова Магомедрасула Магомедалиевича, председателя правления Дагавтодора, в 2005 году проложена грунтовая дорога до с. Цовкра, что облегчило транспортное сообщение с Кулинским районом, ранее можно было добраться туда из Кассагу лишь в сухую погоду. Если говорить об основном источнике доходов сюргинцев, то это животноводство. Самый богатый травостой в нашей республике способствует отменному качеству мясомолочных продуктов сюргинцев. Мяса здесь всегда вдоволь. Даже к пиву употребляют не сушеную рыбу, а сушеное мясо. Особым спросом пользуется у приезжих «духьмухъ» - засушенный бараний курдюк, который, согласно последним данным ученых, является мощным антиоксидантом, влияя омолаживающе на человеческий организм. Кроме того, горожане всегда рады получить в подарок флягу-другую молочной сыворотки, которая, как известно, растворяет камни в почках. Держат кассагумахинцы, в основном, коров и овец. Коз практически не разводят. Лошадей, по сравнению с соседним Кулинским районом, тоже очень мало. Повсеместно в хозяйстве используют «горное такси» - ишаков.

Продавая по осени откормленный скот, местные жители умудряются не только наскрести средства на «прожиточный минимум», но и оплачивать обучение и проживание своих детей в вузах. Из-за того, что совхоз «Сюргинский» практически не функционирует и людям негде трудоустроиться, самым модным в последнее время стало педагогическое образование, ведь учителя, худо-бедно, а зарплату получают. Первым «доморощенным» учителем Кассагумахинской средней школы стала Никогуммаева Залму, супруга бывшего директора школы Курбанова Омара Гусейновича, новатора и энтузиаста образования, к которому и по сей день обращаются молодые педагоги за советом и поддержкой. Остальные живут кто на пенсию, кто на пособие по безработице. С последним тоже было немало проблем из-за удаленности от райцентра, ведь одна поездка в Акуша отнимает не меньше 200 рублей, а отмечаться в Фонде занятости необходимо дважды в месяц, затем еще ехать за деньгами - все пособие съедалось расходами на дорогу. Спасибо директору ГУ «Центр занятости населения Акушинского района», заслуженному работнику Министерства труда и социального развития РФ Омаргаджиеву Мухтару Магомедовичу, который добился, чтобы пособие безработным выдавалось в Тузламахинском отделении связи, недалеко от Кассагумахи, что избавило людей от лишних поездок в Акуша. Труднее всего тем, кто не получает ни пенсии, ни пособия по безработице. Скот - единственный их кормилец. Жизнь кассагумахинцев настолько зависит от наличия скота, что к коровам или овцам относятся чуть ли не с благоговением. В трудные послевоенные годы, да и после Октябрьской революции местные жители частенько угоняли скот у соседей из Дахадаевского района, о чем до сих пор вспоминают старожилы. Хотя растениеводство не стало здесь средством зарабатывания денег, необходимое для пропитания количество картошки, моркови, капусты кассагумахинцам все же удается выращивать, несмотря на прохладный климат. Спасает то, что поливать ничего не надо - ежедневные туманы обильно увлажняют землю. Достоинством местной продукции является экологическая чистота - никаких искусственных удобрений здесь не используют, только проверенное веками - навоз и золу. Еще одна природная особенность Кассагумахи - полная безлесность, что создает большие затруднения с отоплением жилищ - топят исключительно кизяком. Одно время поговаривали о проведении ветки газопровода в Вачи по территории Сюргинского участка, но теперь об этом ничего не слышно. Так и приходится бедным женщинам почти ежедневно тратить по нескольку часов на очень трудоемкую процедуру - приготовление кизяка. Если когда-нибудь в Кассагу будет проведен природный газ, то проживание здесь станет сплошным удовольствием: чистый воздух, тишина, экологически чистые продукты при наличии городских удобств - как я уже говорил, начала действовать сотовая связь, люди устанавливают спутниковые телеантенны, строят современные, красивые и удобные дома, все это - в противовес городской суете, грязи, нервозности.

Если говорить о культуре и духовности, то положение плачевное. Сельский клуб в ветхом состоянии, не хватает современного оборудования. Десятки лет люди живут без мечети. Если до Великой Отечественной войны кассагумахинцы могли гордиться своими алимами, то теперь людей, сведущих в шариате, можно пересчитать по пальцам. Один из них - упомянутый ранее Курбанов Омар, пытавшийся организовать строительство мечети в Кассагу, посетивший Мекку, как только государство дало разрешение на это.

До сих вор помнят сюргинды Омар-Хажи Магомедова, уроженца Бикаламахи. Он обучался арабской грамоте в Газикумухе, некоторое время проработал муталлимом и имамом мечети в селении Цущар Кулинского района. Там в него влюбилась его ученица, Гаджиева Бахтум, которая вскоре стала его женой. Поговаривают, что Омар-Хажи был шейхом накшбандийского тариката, принадлежавшим к ветви Абдурахмана Сугури, но достоверных сведений об этом не сохранилось. Бахтум, пережившая своего мужа, была известна на весь Дагестан как знаток арабской грамоты, к ней приезжали за знаниями и за советом. Она исцеляла от бесплодия женщин, предсказывала время рождения, пол и количество детей. По ее рассказам, ее род - это переселенцы из Газикумуха («Цущар» означает по-лакски «новое село»), потомки курайшитов. Этот импульс духовности не пропал даром. Внук Бахтум и Омара строит в Бикаламахи своими силами «Дагестанский шаолинь» - культурно-спортивный комплекс «Аш-Шам». Попытки обращения в официальные инстанции обернулись лишь издевками и насмешками. Уже функционирует первое из помещений будущего духовного центра - небольшой спортзал и одновременно молельная комната.

Впервые за последние полстолетия над здешними селами раздаются звуки азана, пока только по пятницам. Несколько человек - «первые ласточки» - собираются на джамаат-намаз. Будучи одним из немногих, кто выполнил завет Пророка идти за знаниями в Китай, этот дальний родственник курайшитов мечтает учить людей жить не болея, подобно своему предшественнику Абу Али ибн Сине, чье имя означает «Сын Китая». Учителя Востока приняли его в ученики и дали начальные знания о разделе китайской медицины - гимнастике Тайцзицюань, которая одновременно является и вершиной боевых искусств. Ученики «Аш-Шама» на первомайских торжествах в местечке Кумпа (по-лакски «Большая переправа») продемонстрировали свое умение в искусстве спортивного поединка, а тренер провел показательный бой «вслепую» с завязанными глазами, что говорит о его доступе к истинному ушу.

«Главная моя цель выражена древним девизом: исцели себя сам!» - заявил он. В наше непростое время искусство самооздоровления очень актуально. «Аш-Шам» не должен стать госпиталем для инвалидов. Ученики «Аш-Шама» достойно представляют свое село на спортивных состязаниях по ушу-саньда, вольной борьбе, готовятся участвовать в турнирах по боксу, тхэквондо, кикбоксингу. Перечислим тех, кто привозит грамоты и дипломы с зональных и республиканских соревнований в маленькое высокогорное селение, которой на карте-то не найти: Аскандаров Олег, Магомедов Руслан, Рабаданов Магомед, Курбанов Магомед, Мирзаев Эльдар, Мирзаев Ислам, Султанов Рамазанкади, Рабаданов Мирзахан. Трое из них добились побед не только по ушу-саньда, но и показали свое мастерство в борьбе. Отсутствие должных условий для занятий ушу аш-шамовцы компенсируют особым упором на общефизическую подготовку: бегают по горам, гоняют часами футбол - зимой в стенах «Аш-Шама», летом - на площадке у речки. Единственное должностное лицо, которое со вниманием отнеслось к этому удивительному клубу, - директор акушинской ДЮСШ Магомедов Набиулла Исагаджиевич. Приехав в Кассагу с инспекторской проверкой, он был поражен уровнем преподавания ушу-саньда, выразил благодарность тренеру. Сам в прошлом боец, чемпион по боксу среди вузов РД, видя учебные схватки, обещал почаще приезжать в «Аш-Шам» делиться опытом, помочь спортивным инвентарем. Но ни для кого не секрет, что возможности у районного управления образования весьма ограниченные.

В год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в селении был воздвигнут памятник, посвященный погибшим на полях сражений. В Кассагу помнят и чтут тех, кто отдал за Отчизну самое дорогое - жизнь.

Л. Беркуг, журнал "Народы Дагестана", № 2, 2006 г.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля