О древнейшем периоде Гапшима мы знаем по археологическим материалам. В 1954 году был исследован гапшиминский могильник, относящийся к эпохе камней и бронзы. Найдены были здесь египетские кастовые украшения, бусы из янтаря и цветных камней. Место, где производились раскопки, выглядело примерно так: в 3 км. к югу от селения, у дороги в с. Уллучара, у фермы, в местности БецIла-Къала расположен могильник. Здесь в марте 1954 г. обнаружен каменный ящик, находившийся на глубине 0,8 м. В гробнице находилось 11 человеческих черепов, бронзовые предметы и разные бусы. Могильник был осмотрен научным сотрудником ИИЯЛ ДНЦ РАН. Раскопан один склеп. Могильник датируется серединой 1-го тысячелетия н.э.

На территории Гапшима выявлено 4 поселка и один курган. Вот как они описываются.

В 4 км. к югу от с. Гапшима, в 500 м. от упомянутой выше фермы, на левой стороне долины р.Акуша, неподалеку от дороги в с. Цугни, у входа в боковое ущелье, на распаханном участке находится поселение (открыто Исаковым в апреле 1955 г). Летом того же года поселение обследовано экспедицией ИИЯЛ ДНЦ РАН (руководитель В.Г. Котович). Поселение, вероятно, относится к эпохе меди-бронзы.
Рядом с описанным поселением на крутом склоне горы в урочище Шилла-БурхIила находится поселение (обнаружено Исаковым в 1955 г.) На поверхности сохранились едва заметные следы фундаментов каменных построек, встречаются фрагменты кружальной керамики охристого и серого цвета, зачастую покрытой ярко-красным ангобом. Поселение относится к средневековью.

В 5 км. к югу от с. Гапшима, на левой стороне р. Акуша, близ дороги в с. Цугни, в урочище Жулселла-Хярубе, на крутом склоне горы находится большое поселение (осмотрено Исаковым в 1955 г.) Здесь сохранились остатки каменных построек, встречаются фрагменты сероглиняной кружальной керамики хорошего обжига. Керамика орнаментирована сплошной штриховкой, мелкими косыми нарезами и парными кружками, вдавленными трубчатым инструментом. Керамика характерна для позднего средневековья.

В местности Мугьрум, в 3 км. к юго-западу от с. Гапшима, на северном краю плато, сохранилась развалина башни четырехугольной формы. По преданию, здесь находилось поселение.

У южного плато Мугьрум находится около 20 круглых каменных насыпей диаметром 8-12 метров и высотой 0,4 - 0,6 метров.

Кроме того, вокруг Гапшима были расположены крепостные сооружения. Одно из них хорошо сохранилось: за северным краем с. Гапшима на небольшой площадке в оконечности горы, на высоте 350 - 400 метров находиться крепость. (Осмотрено автором Исаковым в 1941 г.) С трех сторон площадка ограничена крутыми местными обрывистыми склонами горы. По краям северной и восточной сторон площадки сохранились фундаменты каменной стены толщиной в 1,2 - 1,5 метров. В юго-западном углу площадки сохранилась полуразрушенная круглая каменная башня со множеством бойниц высотой около 6 метров и диаметром 4 метра. Существует предание, что крепость построена горцами во времена их борьбы с Надир-Шахом (XVIII в.)

Современная Гапшима мало похожа на дореволюционную. На месте настоящего села, по которому протекала маленькая речка, приблизительно в начале нашей эры, произошел большой оползень высокой горы, видимо, из очень древнего и разваливающегося камня. Все лакцы называют Гапшима - "Куппа", что значит вершина горы.

Русло ущелья было на одинаковом уровне с руслом местности Ккумра-Къатта ("ущелье"). Но этот массивный оползень диаметром приблизительно в 1,5 км перекрыл как бы плотиной эту маленькую речушку. Образовалось большое озеро. Этому подтверждение - равнина перед ущельем с небольшим покатом на северную сторону. Равнина называется Хъардиркьа (Верхняя равнина). На равнине, когда определяли грунт инженеры-строители, для плана новой школы, на глубине 10 метров попадались слои чистого песка и ила в смеси с маленькими камешками мягкой породы (гъургъа). Дорога в селение Гапшима была через усишинский лес, а не через Акуша (не через ущелье Ккумра).

Река весной увеличивается в 5-6 раз по своим размерам, протекает с большой скоростью и не разливаясь по равнине. Берет она начало с гор Цэниула, покрытых вечными снегами. Но, видимо, идущая со скоростью река пробивала себе русло. И для подтверждения сказанного сохранилась легенда о том, что до объединения поселений большой бык ходил напиться воды на берег озера и там же лежал и отдыхал. Далее люди обратили на это внимание и решили построить там дом и жить в ущелье на берегу озера. И еще передают, что с вершины этой горы видна была Мекка. (Это, вероятно, для определения степени высоты горы).

Любопытно, что само название Гапшима происходит из двух корней: первый слог "хIябал" (что значит "три") и второй слог "ши" ("село"), таким образом, XIябшима - "три села". К сожалению, наши лингвисты-даргинцы на правильное написание этого слова в печати не обратили внимание и пишут XIямшима вместо XIябшима

История этого села уходит вглубь веков. Оно образовалось в результате распада племенного строя. Произошло объединение трех близлежащих поселений. Одно поселение располагалось по дороге в Танты на местечке Шилла-БурхIила, что значит "местность села, обращенная к солнцу". Второе поселение располагалось на местечке Жулселла-Хярубе - это значит "террасы на местечке Жулсала. Эта местность ближе расположена к с. Танты, чем к нынешней Гапшима. Третье поселение располагалось на местечке ДехIшала ("местность, обращенная лицом к солнцу"). Значительно меньше по своим размерам были и другие поселения: Чамашша - верхнее село, Вацараг, Мугь-рум, УрчихIанкьла кабка ("место пастьбы лошадей") и др.

На месте всех поселений мы обнаружили керамику одинаковой степени обжига и обработки, с узорами кружевальной техники. Обнаружили также настенные камни с узорами, напоминающими и повторяющие зигзаги, зернотерки и жернова. Они находятся в школьном краеведческом музее.

Письменных сведений о происхождении села Гапшима не сохранилось. Но существует множество преданий, передаваемых от отцов к сыновьям в несколько поколений о том, что набеги более могущественных соседей при-вели несколько поселений к мирному объединению.

В честь трех больших сел, видимо, было названо XIямшима или, как древние говорили, Кьакьа - туговато.

Это место было выбрано для постройки села очень обдуманно и умно. И наиболее влиятельным фактором, определившим характер заселения (место выбора поселения) - был фактор экономический и оборонный. Кроме как защиты от внешних врагов в ущелье на юго-западной части рос лес, по обеим сторонам ущелья были очень удобные места для пастьбы скота, а в самом ущелье на обоих берегах строили мельницы.

Первые поселенцы строили дома на 30 - 40 метров выше старого русла реки. Видимо, они соблюдали предосторожность от бурной реки. Даже сейчас сохранились остатки фундаментов от этих домов. Дома строили по обе стороны реки. Но большинство построек было на местности Кьябкьяр и Кьямякь. Обнаружены остатки трехступенных (рядовых) стен, побеленных раствором размельченного белого камня. Там же были найдены жернова. Выше дома Къанда БатIа, на местности Кьябкьяр были обнаружены остатки фундамента, на стороне Къуппахьа, выше нынешнего дома Ухсарова Али, тоже обнаружили остатки жилища. На верху дома Къабцу Малла, на скале, были дома, но они были погребены вместе с жильцами упавшей скалой. Это подтверждают наши старики, говоря, что им так рассказывали их деды.
В 1925 году произошел разлив реки. Река вышла из своего русла и снесла дома, построенные близко к берегу. Эта река унесла и дом Юсуповых. А когда река уменьшилась в размерах, на глубине 5 - 6 метров были обнаружены небольшие бревна старинных построек.

После Октябрьскй революции произошли глубочайшие изменения не только в строительстве села, но и во всей материальной культуре. Начинается новый этап строительства селения, в корне отличающийся от ранее существующих типов поселения своей планировкой, формой и благоустроенностью. Этот сложный процесс протекал в тесной взамосвязи социальных и экономических причин - национализации земли, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции на местах и т.д. Ранее самый влиятельный фактор поселения - оборонный фактор, постепенно утратил свое значение. Если раньше общественными местами являлись мечеть, минарет, площадь, то в советском селе возникают новые общественные места, связанные со своей эпохой. В каждом селе обязательным стало строительство школы, клуба, здания сельского совета и правления колхоза, медпункта, магазина, библиотеки и т.д. Современное село утопает в зелени, оно окружено садами и зелеными участками, которые используются для выращивания огородных культур. Улицы села широкие и прямые. На улицу смотрят роскошные веранды и фасады домов, перед домом разбит палисадник, засаженный фруктовыми деревьями.

Одним из новых элементов в планировке современного села является спортивная площадка - место, где проходят состязания молодежи. Физическая культура и спорт стали неотъемлемой частью жизни нашей молодежи.

Если раньше строительство новых домов было под силу только сельской верхушке в лице старшин, судей и других богачей, то сейчас практически все жители строят новые дома.

В 70-е годы из ущелья старого Гапшима началось переселение на равнинную часть. Этот процесс продолжается и по сей день. С 80-х годов в селе работает пекарня.

Сегодняшнее село Гапшима растет большими темпами. На сегодняшний день в селе насчитывается более 900 хозяйств. Вся свободная равнинная часть села разделена на участки под строительство жилья решением администрации села. Как грибы после дождя, появляются современные большие красивые дома. Планировка села составлена таким образом, что улицы получаются прямые и широкие, чтобы спокойно проезжал автотранспорт. В 1995 г. была реконструирована мечеть, при мечети открыто медресе. Работают две школы: начальная и средняя. При начальной школе имеется детский сад. Недавно построена стоматологическая поликлиника, оснащенная современным оборудованием, заканчивается строительство современного спорткомплекса. В селе имеются спортивные секции по боксу, по кик-боксингу и по вольной борьбе. Оттуда вышли несколько знаменитых спортсменов: Магомедов Магомедали - 3-кратный чемпион мира по дзюдо среди ветеранов, Гаджиев Али - призер чемпионата Европы и мира по карате-до, двукратный серебряный призер чемпионата мира среди полицейских, четырехкратный чемпион России среди молодежи, 15-кратный чемпион России; Исмаилов Набиюлла - чемпион мира по кик-боксингу и др.

Отсюда родом выдающиеся известные не только в Дагестане, но и за пределами ученые, общественные деятели. Даудов Насрулла Даудгаджиевич - арабист, комиссар Кайтаго-Табасаранского округа (1920-30 гг), внес большой вклад при создании даргинской грамматики и установки акушинского диалекта в основу литературного языка. Магомедов Расул Магомедович - историк, известный далеко за пределами нашей республики, просветитель, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР и ДАССР, лауреат Государственной премии РД в области общественных наук - это далеко не полный перечень почетных званий и ученых степеней Расула Магомедовича Магомедова, умудренного опытом седого аксакала дагестанской исторической науки. Автор более 60 научных публикаций. Ильяс Гасанов - заслуженный работник культуры Дагестана, писатель, переводчик и публициста, автор семи книг прозы. Раджабали Омаров - общественный деятель, занимал отвестственные должности в Дагестанском обкоме КПСС, писатель, заслуженный работник культуры РФ. Гаджимагомедов Гаджимагомед Алиевич - заместитель директора Правового департамента Правительства РФ. Гасанов Магомед Магомедович - проректор по учебной работе ДГУ, доктор исторических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный деятель науки Республики Дагестан. Специалист в области русско-дагестанских отношений XIX века, занимается вопросами структурно-институциональных преобразований в системе непрерывного образования.

Надеемся это неполный и не конечный список известных выходцев из этого замечательного края!

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля