Авторы: Магомедов Магомед-Али Юсупович, Магомедов Магомед Магомедалиевич. Фрагмент из книги «ЧибяхI-Дарго», 2009 год.

Аул Бутри расположен в котловине, у подножия дугового изгиба северной стороны Ирчикаркинского хребта («Лес») и окружен с трех сторон семью холмами разной величины, создавая, таким образом, естественное препятствие и защиту возможному вторжению неприятеля. Эти холмы носят такие названия: «КIунала бягI», «ИницбягI», «КIаркIа нусила бек», «Хямадари», «Бурщела», «НикIа дуцла бекI», «Дуцла бекI», «ЦIабирхьани», «Гъумрила бекI», «Хьанала бекI». Сохранилось предание, что на склонах некоторых холмов росли могучие деревья. У многих жителей аула использованы дубовые бревна длиной до семи метров для строительного материала.

В аул можно подъехать только с северной стороны, по долине реки, которая берет начало с пологих отрогов этого хребта. Аул Бутри расположен по обе стороны реки и является конечным населенным пунктом юго-восточного Усишинского крыла ЧибяхI-Дарго. Граничит с севера с селением Гинта Акушинского района, с востока, юго-востока с селениями Дахадаевского района - Харбук, Хуршни, Мирзита, Гулетти, Гулебки (все находятся за хребтом), с юга с селением Цугни и с запада с землями с.Гапшима Акушинского района.

По рассказам старожилов, название аула связано со словом «батур» («оставленный», «прощенный»). «Когда в селение Бутри пришли очередные завоеватели и не разрушили селение, как обычно поступали завоеватели, от радости сельчане кричали «Батур, батур!», т.е. «Оставили, оставили!». Вроде бы, от этого произошло название современного селения Бутри. Раньше, т.е. до этого события селение носило другое название»1.

История аула Бутри уходит в глубокую древность. На местности ГIярала къада во время строительных работ, когда бульдозером снимали верхние слои и разравнивали площадку для строительства новой фермы, на глубине двух метров были обнаружены пласты золы толщиной 10 см., кости домашних животных, отходы древесного угля, кремневые отщепы. В настоящее время остались пласты золы и другие предметы, как наглядное доказательство деятельности древнейшего человека. Вполне вероятно, что это было одним из немногих стоянок древнейшего человека периода позднего неолита, располагавшихся в долине реки Усишинки. Более того, стоянка расположена у основания невысокого скального хребта, обращенного на юг, внизу протекает речка, а на холме, над ней расположен березовый лес. Все эти детали дают нам основание утверждать, что на местности «ГIярала къада» в древности существовала стоянка древнейшего человека.

В эпоху раннего средневековья вокруг нынешнего аула Бутри возникают патриархальные родовые поселения, такие как «ГIяла бекI», «Гъумрила», «Акъан» и др. По преданию, жилища поселенцев этого периода носят своеобразную архитектурную планировку в виде полукруга, треугольной формы, небольшие жилища, высотой стен полутора-двух метров. Видимо, это было продиктовано, с одной стороны, природно-географическим (холмистым) рельефом, а с другой, - отсутствием сил, возможностей и средств выбивания ровных площадок для жилища. Такая архитектурная планировка создавала компактность и экономическую целесообразность для большой родовой семьи. Строительный камень не подвергался обработке, что и говорит нам о несовершенной технике строительства древних поселений. Указанные поселения располагались на высоких холмах вокруг нынешнего аула. Вокруг поселения прослеживался фундамент сплошной стены, вероятно, оборонительной. На территории поселений, под развалинами древних строений, люди находили черепки, зернотерки, жернова, древесную золу и посуду, изготовленную из известняка.

На территории одного из поселений Магомедов Раджаб обнаружил каменный тесак (может рубило), орудие более раннего периода трудовой деятельности разумного человека. Ныне от этих поселений сохранились только незначительные следы каменных фундаментов без скрепляющего раствора. По преданию, когда строили новый объединенный аул этими поселенцами, камень былых поселений использовали в строительстве жилищ.

Объединение поселений народные предания датируют седьмым, тринадцатым веком нашей эры, связывая то с арабскими походами, то с монгольскими завоеваниями. Видимо, этот объединительный процесс носил в какой-то степени вынужденный и болезненный характер, с одной стороны, бросить веками утвердившуюся экономическую обустроенность и политическую  свободу и независимость и оказаться в сообществе разнородного коллектива, а с другой, – необходимость самосохранения сложившегося родственного коллектива, с вытекающими отсюда всевозможными жизненными, непредсказуемыми обстоятельствами. Эти сомнения и какая-то неуверенность в целесообразности и благоприятном исходе от этого объединения для своих сородичей затягивает объединительный процесс. Но, в конечном счете, превалирует оборонный фактор и инстинкт самосохранения, выживания в составе большого коллектива, что и втянуло жителей остальных поселений к объединению в один аул. Не поэтому ли народные предания относят период объединения то к арабам, то к монголам.

В период средневековья произошло окончательное объединение поселений в один большой аул Бутри. Основная часть аула расположена на склоне холма, а другая – на долине небольшой речки Бутринки. Дома расположены в ауле компактно, близко друг к другу. Почти у всех домов в кварталах две или три стены общие с соседним домом и узкие улочки-лабиринты, ведущие в каждый дом, являются связующим звеном в этом сложном архитектурном ансамбле старого аула. Такой стиль домостроения, пожалуй, является характерным для всех аулов ЧибяхI-Дарго, вызванный целым рядом жизненно необходимых факторов. Крыши домов плоские, на стенах небольшие окошки со створками из цельного дерева. Двери или же ворота одно или двустворчатые, из грубо оттесанной цельной дубовой доски. На дверях обязательно выбивали треугольные отверстия для наблюдения изнутри  за пришельцами, и они (отверстия), как нам кажется, являлись отголоском постоянной тревоги и страха, вызванные частыми набегами и войнами. Незнакомый пришелец обязан был осветить лицо светильником, а если же свой человек, то по голосу узнавали и впускали его.

Сохранилось предание бутринцев о пребывании на их территории и отрядов хромого Тимура. Известно, что, осадив аул Усиша частью своих войск, Тимур рассылает карательные отряды наверх по долине реки Усишинки, где располагались села Гинта и Бутри. Предание гитинцев гласит, что пришли войска Тимура, разграбили и ушли. Дорога до аула проходила вдоль речной долины, без значительных препятствий даже для повозок. Нуждающиеся в продовольствии войска завоевателя вряд ли упустили бы возможность грабежа экономически сильного и большого аула Бутри, где к этому времени утвердилось правление талкана.

Где бы ни побывали татаро-монголы, за оказанное сопротивление карали жителей привычным для них жесточайшим зверством. Такое произошло и в ауле Бутри: отобрав у матерей всех детей до трех лет устроили «хирман», растоптали их копытами коней на току. По преданию, это произошло на местности «ГIелала гIиниз».

Видимо, после опустошительного похода Тимура на селение Усиша в конце XIVв. лидерство в аулах ЧибяхI-Дарго, расположенных вдоль правового притока реки Акушинки перешло к бутринскому джамаату. Положение лидера село Бутри удерживало до конца XIVв., о чем и говорит предание, сохранившееся и ныне, что Бутри являлось главой даргинских земель. Старожилы приводят строки из бутринского фольклора:

Датур бутрила сатта          Судьба бутринцев пощадила
Даркала бурги сатта!         Над даргинцами власть дала!

 

Среди бутринцев бытует рассказ о героической защите крепости Нахки от штурмующих войск Надир-шаха и о нахождении среди защитников бутринского отряда из сорока мужчин. Все они погибли, защищая крепость. Их могилы находятся на окраине села. Благодарные нахкинцы чтят память об отважных защитниках из Бутри. На одном надгробном памятнике можно узнать имя одного защитника-воина Атбана.

До прихода арабов жители с. Бутри исповедовали христианскую (армянскую) веру. У жителей соседних сел распространено предание, что бутринцы среди верхнедаргинцев первыми приняли ислам.

Столкновение между бутринцами и арабами произошло в местности Ашлалла-Хъяб. Здесь имеются погребения и множество человеческих останков.

По преданию бутринцев, Маслама (Абул-муслим) во второй половине XI в. оставил в ауле Бутри, как первому принявшему ислам, своего представителя – араба, чтобы он следил за соблюдением горцами новой религии и контролировал сбор налогов с соседних аулов ЧибяхI-Дарго.
Предание гласит, что этот араб наместник арабского халифа, принадлежавший к ветви рода Мухаммеда, остался здесь, обзавелся семьей. И из этой семьи в последствии назначали кадиев-талканов Бутринских, которые являлись официально утвержденными духовными и светскими правителями на территории даргинцев.

На этом основании бутринцам представлялось приоритетное право в решении спорных и прочих вопросов среди остальных жителей ЧибяхI-Дарго.

В ауле была построена джума-мечеть, куда приходили (после принятия ими ислама) молиться в пятничный день верующие из Усиша, Гинта и из других ближних и дальних хуторов.

Известно, что «владетель Шандана перешел из христианства в ислам в дни правления Халифа ал-Муктади (т.е. между 1040 и 1075 годами). Этот факт сохранился в труде географа XIII в. Иакута-ал-Хамави» пишет Р.М.Магомедов «Даргинцы в Дагестанском историческом процессе» Т.I. В этот исторический период с. Бутри и прилегающие аулы ЧибяхI-Дарго тоже входили в состав политического образования Шандан. Позднее бутринцы стали ревностными мусульманами. «Известно, что бутринский кадий силой оружия внедрял ислам в Харбуке и Маджалисе»2.  

После принятия мусульманства Бутри становится как бы духовным центром даргинцев по распространению ислама.

Бутринцам известны имена ревностных распространителей и защитников ислама в Кайтаге Мухаммед-Али и Манаса, ставшего в 1305 году кадием Кара-Кайтага, который был сыном Нуха Бутринского. В «Истории Кара-Кайтага» читаем: «В начале XIV в. Кайтагским кадием был Манас, сын  Нуха Бутринского. Кадий жил в селении Барша». В научных трудах А.А.Исаева мы узнаем, что Манас был кадием не только селения Барша, но и всего Кайтага.

Когда же по необходимости верхнедаргинцы должны были выставить ополчение, то было принято, что во главе каждой сотни должен был стоять представитель из Бутри. Все эти обстоятельства говорят о возросшем влиянии и авторитете бутринского общества среди верхнедаргинцев. Об авторитете, возможностях и силе джамаата Бутри говорит и тот факт, что против уцмия насильника и тирана к бутринцам обратилось за помощью население ряда аулов Кайтага. «Войско от Дарго с Мухаммед Али-ал-Бутри в качестве предводителя и войско от их кайтагцев в совокупности Хула-Мухаммед Баршамайский. Они разрушили город Маджалис и взяли в плен тирана-насильника», пишет Р.М.Магомедов. Кадий (или Каид? – предводитель) Дарго в это время был в Бутри – превосходный Шейх-Мухаммад, который умер среди неверующих Кубачи – он напал и убил 40 неверующих своей тростью, которая осталась ему от шейха ал-Бакуви»3. Мы видим из вышеприведенного, значимость и верховенство бутринского кадия, как духовного главы в истории не только региона ЧибяхI-Дарго но и в Кара-Кайтаге.

Р.М.Магомедов считал, что начиная с XIII в. до I половины XIV в. аул Бутри являлся политическим и религиозным центром не только региона ЧибяхI-Дарго, но и  других даргинских обществ.

Жители аулов, расположенных по соседству с владениями талкана, должны были платить налоги за пользование земельными и пастбищными угодьями. Бутринский талкан владел пастбищами на Кизильяре («Пиливла бекI»), там же рядом есть лесной массив, именуемый бутринским, в Кайтаге были пастбища талкана, и ныне они называются бутринскими, а на территории соседнего аула Курки есть долина, именуемая Бутринской.

  1 Б.Г.Алиев «Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей»  1999 г. С. 245.
  2 Р.М.Магомедов «Дагестан. Исторические этюды» Махачкала Дагкнигоиздат 1971г. С. 154.
  3 Р.М.Магомедов «Даргинцы в Дагестанском историческом процессе» Т. I.  С. 167-168.

Комментарии

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Войти с помощью: 
Чтобы ответить, вам необходимо
Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля